Формирование мотивации к здоровому и

БЕЗОПАСНОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Дукальская Ольга Юрьевна,

педагог-психолог, МБУ ДО «Центр «Поддержка детства»; 443058, г. Самара, ул. А. Матросова, д.13; e-mail: centrepd-2004@ yandex.ru

Ключевые слова:формирование; мотивация; культура здоровья; взаимодействие; образ жизни, воспитание.

Аннотация. Статья посвящена формированию мотивации ЗОЖ и культуры здоровья детей и подростков в современном образовательном пространстве. Состояние здоровья зависит от образа жизни. Образ жизни, в свою очередь, тесно связан с культурой населения и является результатом воспитания индивидуума.

FORMATION OF MOTIVATION FOR HEALTHY AND

SAFE LIFESTYLES

Dukalskaja Olga Yuryevna,

Teacher-psychologist, «Support Center» childhood», Samara, Russia.

Keywords: formation; motivation; culture; communication; health; lifestyle; parenting.

Abstract. The article is devoted to the formation of lifestyle and culture motivation of health of children and adolescents in modern educational space. State of health depends on lifestyle. Lifestyle, in turn, is closely associated with the culture of the population and is the result of an individual's upbringing.

Формирование мотивации к сохранению здоровья у детей, подростков и молодежи в современном образовательном пространстве – это комплекс мероприятий по формированию знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психоэмоционального, духовно-нравственного, интеллектуального и социального здоровья.

Формирование здорового образа жизни и культуры здоровья основывается на мотивационных и поведенческих установках личности и принципах непрерывного самовоспитания и самокоррекции поведенческих реакций на воздействие факторов риска развития различных заболеваний.

Состояние здоровья зависит от образа жизни. Образ жизни, в свою очередь, тесно связан с культурой населения и является результатом воспитания индивидуума, итогом воздействия общественных институтов – семьи, школы и общества в целом, формируется в процессе развития человека, создавая, таким образом, в тесной взаимосвязи межличностных и общественных взаимоотношений стиль или образ жизни. Осознанное ведение здорового образа жизни подразумевает применение целесообразных и доступных способов гармонизации единства организма с окружающей средой. Для этого, помимо собственного желания, необходимы определенные гигиенические знания у детей и подростков, а также должны быть созданы социокультурные условия для реализации оздоровительных мероприятий.

Следовательно, обязательным компонентом культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся является создание в школе условий для сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.

Факторы, оказывающие существенное влияние на состояние здоровья детей:

· неблагоприятные социальные и экономические условия;

· факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья подростков;

· чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье подростков и всего населения страны в целом;

· активно развиваемые в подростковом возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

· особенностью отношения обучающихся к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

Процесс формирования здорового образа жизни подразумевает воспитательно-образовательное взаимодействия взрослых и детей на всех этапах общего образования. В рамках такого взаимодействия у обучающихся складывается целостное восприятие окружающей действительности в системе ценностных отношений. Культура здоровья ассимилирует компоненты социальной, экологической, этнической культур.

Совокупность мероприятий по формированию здорового образа жизни направлена на развитие многогранной личности, способной ориентироваться в мире человеческих отношений и в своем собственном мире. Для этого необходимо построение целостного образовательного процесса как системы интегративных процессов: воспитательного, образовательного, социально-психологической поддержки, самовоспитания, взаимодействия с социумом, прежде всего с родителями.

Знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие школьников достигает относительной полноты. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным. Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, тендерном и других аспектах. Таким образом, комплекс мероприятий по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени основного общего образования направлен на создание модели выпускника школы.

Наши рекомендации