Лексическая неполнота высказывания.
Эта ошибка по смыслу противоположна многословию. Неполнота высказывания заключается в пропуске необходимого в предложении слова.
Ошибка: Сейчас стали модными призывы не допускать на страницы печати и телевизоров высказывания, способные разжечь межнациональную вражду.
В результате пропуска слова «экраны» получается «страницы телевизоров».
Правильно: Сейчас стали модными призывы не допускать на страницы печати и экраны телевизоров высказывания, способные разжечь межнациональную вражду.
Ошибки в использовании фразеологизмов.
а) Ввод дополнительного компонента.
Ошибка:Пора уж тебе взяться за свой ум.
Правильно: Пора уж тебе взяться за ум.
б) Пропуск компонента.
Ошибка:Ну, хоть бейся об стенку!
Правильно:Ну, хоть бейся головой об стенку!
в) Смешение (контаминация) фразеологизмов.
Ошибка:Эти и другие вопросы играют большое значение в мировой экономике.
Произошло смешение двух устойчивых оборотов: играть роль и иметь значение.
Правильно: Эти и другие вопросы играют большую роль в мировой экономике. Эти и другие вопросы имеют большое значение для мировой экономики.
Задание 1. В каком слове ряда неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
- знАхарка, одолжИть, Отбыв, подбодрЯт
- каталОг, кулинАрия, портЫ, щавЕль
- в шАрфе, начАвший, пломбировАть, (наступить) туфлЁй
- бАрмен, галА-концерт, не умЕстится, углубИшь
- глазирОванный, донЕльзя, (сделано) мастерскИ, недосолЁный
- блАговест, намерЕние, обеспЕчение, срЕдства
- вЕрование, зАдали, исконИ, подклЮченный
- дОсуг, сабО, платО, сИлос
- не дозвонИмся, прИбывший, пУрпур, слИвовый
Задание 2. В каких словах согласный звук перед Е ([Э]) произносится:
а) твердо?
Рельс, пантеон, пресса, энергия, темпы, музей, неолит, бутерброд, термин, реквием, шинель, патент, термометр, дефицит, свитер, академия;
б) мягко?
Одесса, гротеск, детектив, эстетика, компьютер, кашне, компетентный.
Задание 3. Разделите слова на 2 группы: 1) после мягкого согласного под ударением произносится [Э]; 2) после мягкого согласного под ударением произносится [О].
Гололедица, маневры, издевка, принесший, никчемный, оседлый, современный, иноплеменный, подключенный, леска, гренадер, разновременность.
Задание 4. Найдите и исправьте лексические ошибки.
1. Людей приезжающих на отдых в Грецию, никогда не мучает ностальгия по Родине.
2. При таком отношении к народному добру не стоит уповать на то, что витрины забиты импортными товарами.
3. Постараемся сделать всё, что от нас возможно.
4. Это была программа с безусловными условиями, которые нужно выполнять обоим сторонам.
5. Я с опасностью думаю о том, что нам нужно менять стереотипы.
6. Эти факторы не будут играть определяющего значения.
7. Банки сегодня вышли на передовую арену жизни нашего общества.
8. Группа солдат совершила побег с гауптвахты в соседской Пермской области.
9. Это соревнование состоялось благодаря кооперативным усилиям многих стран.
10. Несмотря на то, что там делаются все профилактические меры, леса горят.
Задание 1. Определите место ударения в словах.
Августовский, алфавит, аналог, апостроф, баловать, буксировать, вероисповедание, втридорога, газопровод, генезис, гофрированный, дефис, джинсовый, диспансер, жалюзи, добыча, договор, дозвониться, досуг, древко, завидно, задолго, заиндеветь, заискриться, запломбировать, заржаветь, засорится, (телефон) звонит, иконопись, индустрия, исподволь, каталог, кашлянуть, квартал, красивее, красивейший, кремень, кулинария, кухонный, лубочный, маркетинг, мельком, мизерный, мускулистый, мышление, намерение, наотмашь, начавший, (работа) начата, недвижимость, некролог, обеспечение, облегчить, ободрить, оптовый, осведомиться, откупорить, отнятый, отчасти, памятуя, партер, плесневеть, пломбировать, предвосхитить, премирование, приняла (заказ), принудить, присовокупить, прожили, рассредоточение, симметрия, создали, столяр, табу, торты, тотчас, уведомить, углубить, умерший, упрочение, усугубить, факсимиле, форзац, ходатайство, христианин, шасси, эксперт, эссе, языковой вопрос, языковый паштет.
Задание 2. Разделите слова на 2 группы: 1) согласный перед Е произносится мягко; 2) согласный перед Е произносится твердо. В каких словах возможен только один вариант, а в каких допустимы оба варианта?
Агрегат, агрессия, адекватный, адепт, академик, аккордеон, амбре, анемия, аннексировать, антенна, антитеза, анестезия, антисептика, антресоли, апартеид, артезианский, астероид, атеист, аутсайдер, бартер, безе, берет, бекон, бестселлер, бизнес, бифштекс, брюнет, гантели, генезис, генетика, гипотеза, гротеск, дебаты, дебют, девиз, девальвация, дегенерат, деградация, декада, деканат, декларация, декламировать, декрет, демагогия, демарш, демпинг, денационализация, депеша, депозит, депонент, дефицит, диспансер, законопроект, индекс, интеллект, интервал, интервью, интернат, кодекс, компетентный, компьютер, конверсия, конкретный, консервация, купейный, корректный, лютеранин, лидер, менеджер, музей, неологизм, непрезентабельный, пастель, паштет, пресса, протеже, резерв, резюме, реноме, свитер, сервант, стратегия, текст, телефакс, тенденция, термин, террор, фанера, фортель, френч, чартер, энергия, эстет, эфемерный.
Задание 3. Разделите приведённые слова на три группы, в зависимости от варианта произношения чн: 1) слова, где произносится [чн]; 2) слова, где произносится [шн]; 3) слова, где возможны оба варианта произношения.
Античный, библиотечный, булочная, бутылочный, восточный, вечно, вербовочный, вторично, гоночный, горничная, горчичник, единичный, елочный, игрушечный, кирпичный, конечно, копеечный, Кузьминична, лавочник, лихорадочный, мелочность, молочный, нарочно, научный, ночной однозвучный,, отличник, очечник, перечница, печной, подсолнечник, порядочный, почечный, прачечная, пустячный, ручной, Саввична, сердечный, скворечник, скучный, сливочный, солнечный, съёмочный, точность, тренировочный, троечник, убыточность, уличный, шапочный, яблочный, яичница, ячневая.
Задание 4. Исправьте речевые ошибки, связанные с незнанием лексического значения слова.
1. Спонсоры внесли значительную лепту в организацию праздника.
2. Он двадцать лет проработал в торговле, хотя с детства мечтал стать коммерсантом.
3. Билетов в партер уже не было, пришлось довольствоваться местом на балюстраде.
4. Помещики жестоко обращались со своими придворными.
5. Во время интервала между уроками в класс вошел директор школы.
6. Интерьер нашей улицы очень красивый.
7. Подруга Ольги ловко драпируется в богатую шаль.
8. Мой брат, меломан, не переносит ни музыку, ни пение.
9. Предприятие наладило выпуск товаров, пользующихся большим спросом, поэтому считалось теперь банкротом.
10. Премии получили и конструкторы новых сортов пшеницы.
11. Этот портрет стоит рядом с великолепными образцами в пантеоне мировых достижений портретной живописи.
12. Данный вопрос не входит в нашу миссию.
13. Базаров – молодой человек с захудалым лицом.
14. Стихотворение Симонова «Жди меня» стало бестселлером.
15. Крылов – удобный катализатор добра и зла.
16. Мы испытываем летаргию по прошлому.
17. Свое следующее поприще, я думаю, он сделает в политике.
18. Именно из-за таких регулярных возмездий, которые обрушиваются на головы мужиков, жители деревни испытывают ужас перед помещиком и его бурмистром.
19. Дилемма, поставленная перед коллективом, была успешно выполнена.
20. Летом мы совершили небольшой круиз: сели на поезд и поехали в Москву.
21. Импорт этой страны составили меховые изделия, вывозимые из нее в большом количестве.
22. Он медленно перелистывал страницы буклета – путеводителя по дворцу.
23. Если хорошо изучить картографию, можно выиграть в покер много денег.
24. Правда и только правда – таков имидж писателя.
25. Девушка изменила имя Катя на Кармен, считая, что последнее импонирует ее внешности.
26. Когда занавес раздвинулся, на сцене стоял актер в золоченом амплуа.
27. Новая пьеса привлекла внимание критиков оригинальным до банальности сюжетом.
28. Радостное известие привело его в минорное настроение – он готов был запрыгать от счастья.
29. К подъезду подъехала тройка лошадей с крытым саквояжем.
30. Наши успехи в экономике привели к заметному регрессу в других областях.
Задание 5. Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов.
1. Скрутившись клубком в своем гнезде, спит белка.
2. После катка я иду домой радостная, с веселыми впечатлениями.
3. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.
4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые делают герои фильма.
5. Успехами мы не блестим.
6. Задача, поставленная перед нами, достигнута.
7. На демонстрации Сизов приобщается к революционерам.
8. Воздух чист. Солнце греет ярче. Дышится свежо.
9. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева.
10. Всем членам кассы взаимопомощи просьба подтвердить свои остатки.
11. Организовано общежитие для мужчин и женщин с железными койками на сетках.
12. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.
13. Общественность города широко готовится отметить юбилей известного писателя.
14. Девушка купила карие чулки.
15. Гоголь прекрасно описал о похождениях Чичикова.
16. Царское правительство устроило гонение за передовыми людьми.
17. Ученики пристально слушали рассказ учителя.
18. Большинство времени уходило на составление ненужных отчетов.
19. Это произошло глубокой весной.
20. В течение долговременного периода идет оформление документов.
21. Он был мне подлинным другом.
22. В этих соревнованиях спортсмен одержал поражение.
23. Он преклонил голову ей на плечо.
24. Сын склонил колени перед матерью.
25. Эта новость причинила ей удовольствие.
26. С моей закадычной подругой мы часто ходим в кино.
27. Спешим поздравить вас с постигшим юбилеем.
28. У нее были огромные каштановые глаза.
29. Он испытывал к нему крепкую ненависть.
30. Путешествуя по разным странам, я очень скучала за близкими.
Задание 6. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.
1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.
2. Герой все время находится в подвесном состоянии.
3. В этот день я услышала много обидчивых слов.
4. Любой поступок заслуживает осуждения.
5. Все вокруг привлекательно: и близкие и далекие холмы.
6. Студент быстро освоил материал.
7. Мой брат – человек практический, он не выбрасывает старые вещи.
8. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виновным видом.
9. В новых кварталах города находятся самые высотные дома.
10. Она приготовила сытый завтрак.
11. Болотистый ил является отличным удобрением.
12. Она пришла в цветистом платье.
13. Соседний кот важно прошел на кухню.
14. В десятимесячном возрасте ребенка перевели на искусное вскармливание.
15. Мы живем в одном доме, но на различных этажах.
16. В жаркий день приятно походить по теневым аллеям.
17. Землю надо обезводеть.
18. На поляне мы увидели высокий земельный холм.
19. Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережная.
20. Давайте найдем в себе скрытные резервы и доберемся до вершины.
21. С особенным удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.
22. Ему была представлена возможность поехать на юг.
23. Были проведены отборные соревнования по гимнастике.
24. На радио пришло письмо, адресат которого характеризует себя так: «Я одинок».
25. Учиться он не хотел, вот и вырос невежей.
26. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое сосуществование.
27. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.
28. Маяковский стоял у источников нашей поэзии.
29. Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.
30. В конце книги был приведен список рекомендательной литературы.
Задание 7. Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые ошибки.
1. Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень.
2. У него сразу вспотели ладони рук.
3. Следует сначала посоветоваться с коллегами по работе.
4. Прейскурант цен вывешен на витрине.
5. Гость попытался собрать осколки сломанной вазы.
6. В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю.
7. Впереди лидирует гонщик под номером 5.
8. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы.
9. Работа была выполнена небрежно и неряшливо.
10. Даже при неблагоприятных условиях процесс развития растений продолжается.
11. Как только прочитаете книгу, сразу же возвратите ее обратно в библиотеку.
12. В прошлом году они окончили университет и получили высшее образование.
13. Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его главную суть.
14. Рано или поздно всем станет известна истинная подоплека распускаемых слухов.
15. Образы мужиков в «Записках охотников» нарисованы Тургеневым с большим расположением и симпатией.
16. А.Н. Островский создает правдивые, взятые из жизни, реалистические образы и картины действительности.
17. В «Грозе» обличается самодурство, деспотизм и произвол купцов.
18. На выполнение этого задания понадобилось более двух часов времени.
19. В киосках нашего города можно купить памятные сувениры, подарки.
20. Народ сумеет отстоять свою независимость, суверенитет и территориальную целостность.
21. Мы его видели и сбоку, и в профиль.
22. Старые методы руководства были признаны неправильными и ошибочными.
23. Некоторые руководители не сосредоточивают внимания на решении необходимых и насущных вопросов.
24. Обмен имеющимся опытом был очень полезен.
25. Лес, окутанный темным мраком, наводил на нас ужас.
26. Писатель показал, как боролась с врагами молодая, почти юная молодежь.
27. Теплые весенние дни пришлись на начало апреля.
28. Студенты активно готовятся к зимней сессии, к экзаменам.
29. Отчет о проделанной работе следует подготовить к марту месяцу.
30. Много жалоб на плохую доставку почтовой корреспонденции поступило от жителей деревень.
Задание 8. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов и устойчивых словосочетаний.
1. Сейчас же спрячь язык за зубами!
2. Ты что, первый раз с Луны свалился?
3. А сейчас все пойдет по своим делам.
4. Надо взглянуть на дело глазами будущего потомка.
5. Цыплят, как известно, считают по очереди.
6. Не довелось Семену Давыдову хлебнуть счастья семейной жизни.
7. Все действия гражданина Петрова были направлены на то, чтобы втереть очки авторитетной комиссии.
8. Из-за недостатка улик дело было положено за сукно.
9. Взаимопонимание и доверие играют большое значение в семейной жизни.
10. Русские писатели всегда уделяли большую роль проблеме использования иноязычных слов в русском литературном языке.
11. Мальчишка любил пускать туман в глаза, рассказывая о своих успехах.
12. Да я просто обязан злиться на тебя! Скажи, ради чего я поехал? Ради чего оторвался от работы – с какой великой радости?
13. Сегодня ночью вышел проверить часового, а его, миленького, на посту нет – оказывается, спит на диване мирным сном младенца и пузыри пускает. Это уж – из ряда вон!
14. Если разобраться, ему в базарный день полкопейки цена.
15. Обнаружено крупное хищение строительных материалов, в котором Качеровский играет главную скрипку.
16. Среди всеобщей тишины раздается гомерический хохот.
17. У нее всегда семь пятниц: то она поможет в работе, то не хочет об этом говорить.
18. Ах, хорошо, братцы! И вот что скажу я вам, господа русские офицеры, заслужили мы божеский отдых, судьба нас приласкала – целыми остались, есть с чем в Россию вернуться. Главное – башка на плечах.
19. Такое несоответствие проходит красной полосой в студенческих работах.
20. Рабочие занимались сизифовым делом, разгружая и перекладывая кирпич вручную, снова нагружая и поднимая наверх, к лесам.
21. Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета.
22. Хотя был он и не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться.
23. Десятки жалоб на руководство предприятия остаются гласом, вопиющим в пустыне.
24. В плановых отделах и бухгалтериях сводят последние счеты с ушедшим годом.
25. Мы трудились в поте лиц, а, завершив работу, почувствовали облегчение.
ТЕМА 3
Грамматические нормы
Трудоемкость самостоятельной работы по данной теме составляет 5 или 17 часов.
В качестве контроля степени изученности данной темы на занятии избирается компьютерное тестирование «Языковые нормы современного русского языка», ряд заданий которого посвящен морфологическим и синтаксическим нормам.
Список рекомендуемой литературы по теме
1. Антонова Е.С. Русский язык и культура речи: учебник для сред. проф. образования/ Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2006. – 320 с.
2. Бердникова Е.Д., Петрякова А.Г. Тесты по культуре речи: Для средней школы/ Е.Д. Бердникова, А.Г.Петрякова. – М.: Флинта, 2000. – 80 с.
3. Былкова С.В. Русский язык и культура речи: пособие для вузов/ С.В. Былкова, Е.Ю. Махницкая. – М.: Ростов-н/Д: МарТ, 2005. – 304 с.
4. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи для инженеров: учеб. пособие для вузов/ Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов-н/Д: Феникс, 2003. – 384 с.
5. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов/ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – 18-е изд. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006. – 544 с.
6. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов/ И.Б. Голуб. – М.: Логос, 2007. – 432 с.
7. Гольдин В.Е. Русский язык и культура речи: учебник для вузов/ В.Е. Гольдин, О.Б. Сиротинина, М.А. Ягубова; под ред. О.Б. Сиротининой; Саратов.ГУ им. Н.Г. Чернышевского. – 3-е изд., стер. – М.: УРСС, 2003.– 216 с.
8. Грамотный человек: учеб. Пособие/ Л.Д. Беднарская, Л.А. Константинова, Е.АП. Щенникова. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Флинта : Наука, 2009. – 168 с.
9. Данцев А.А. Русский язык и культура речи для технических вузов / А.А. Данцев, Н.В. Нефедова. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов-н/Д: Феникс, 2004. – 320 с.
10. Ипполитова Н. А. Русский язык и культура речи: учебник для вузов/ Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева, М.Р. Савова. – М.: Проспект, 2007. – 440 с.
11. Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно/ П.А.Клубков; Ред. Н.Р. Либерман. – СПб.: Норинт, 2000. –192 с.
12. Культура русской речи: Учебник для вузов/ С.И. Виноградов [и др.]; отв.ред.: Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев; РАН. Ин-т рус.яз. им. В.В. Виноградова. – М. : НОРМА: ИНФРА – М, 2001. – 560 с.
13. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 315 с.
14. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум для самообразования/ Н.С. Водина, А.Ю. Иванова, В.С. Клюев и др. – 7-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 315 с.
15. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум для самообразования/ Н.С. Водина, А.Ю. Иванова, В.С. Клюев и др. – 9-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 315 с.
16. Культура русской речи: Учебник для вузов/ С.И. Виноградов [и др.]; отв.ред.: Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев; РАН. Ин-т рус.яз. им. В.В. Виноградова. – М. : НОРМА: – М, 2005. – 560 с.
17. Лемов А. В. Русский язык и культура речи: Подготовка к тестированию: Учеб. пособие/ А.В. Лемов. – М.: Высш.шк., 2004. – 264 с.
18. Матвеева Т.В. 15 уроков по культуре речи: практикум для учащихся /Т.В. Матвеева. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 200 c.
19. Мурашов А. А. Культура речи: учебно-методическое пособие/ А. А.
Мурашов; Рос. акад. образования; Моск. социально-психологический ин- т. – 2-е изд., стер. – М.МПСИ; Воронеж: Модэк, 2004. – 576 с.
20. Нормы русского литературного языка: учеб. пособие по культуре речи / под ред. Л.А. Константиновой. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 168 с.
21. Рудь Л.Г. Культура речи: учебник для вузов/ Л.Г. Рудь, И.П. Кудреватых, В.Д. Стариченок; под ред. В.Д. Стариченка. – Минск: Вышэйш.шк., 2005. – 271 с.
22. Русский язык и культура речи: Практикум по курсу: учеб. пособие для вузов/В.И. Максимов [и др.]; под ред. В.И.Максимова. – 2-е изд., стер. – М.: Гардарики, 2005. – 304 с.
23. Русский язык и культура речи: Практикум: учебное пособие для вузов/ В. И. Максимов [и др.]; под ред. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2000. – 312 с.
24. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов/ А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высш.шк., 2004. – 509 с.
25. Русский язык и культура речи: учебник для вузов/ В.И.Максимов [и др.]; под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – М.: Высш. образование, 2006. – 356 с .
26. Русский язык и культура речи: учебник для вузов/ В.И.Максимов [и др.]; под ред. В.И. Максимова. – 2-е изд., стер. – М.: Гардарики, 2007. – 408 с.
27. Русский язык и культура речи: учебник для вузов/ О.Я.Гойхман [и др.]; Под ред. О.Я. Гойхмана.-2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 240 с.
28. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов/ М.В.Невежина [и др.]. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 351 с.
29. Сёмушкина Л. Н. Культура русской устной речи. Трудные случаи: ударения, произношения, формообразования: словарь-справочник/ Л.Н. Сёмушкина. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 352 c.
30. Скворцов, Л.И. Культура русской речи: словарь-справочник: учеб. пособие для вузов/ Л.И. Скворцов. – М.: Академия, 2003. – 224 с.
Грамматические нормы делятся на словообразовательные, морфологические и синтаксические. Грамматические нормы описаны в "Русской грамматике" (М., 1980, т. 1-2), подготовленной Академией наук, в учебниках русского языка и грамматических справочниках.
Словообразовательные нормы определяют порядок соединения частей слова, образования новых слов.
Словообразовательной ошибкой является употребление несуществующих производных слов вместо существующих производных слов с других аффиксом, например: описывание характера, продажничество, беспросвет, произведения писателя отличаются глубизной и правдивностью.
Морфологические нормытребуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.). Типичным нарушением морфологических норм является употребление слова в несуществующей или несоответствующей контексту словоизменительной форме (царящиеся порядки, победа над фашизмами, назвал Плюшкина прорехом). Иногда можно услышать такие словосочетания: железнодорожная рельса, импортная шампунь, заказной бандероль, лакированный туфель. В этих словосочетаниях допущена морфологическая ошибка – неправильно оформлен род имен существительных.
В морфологическом строе русского литературного языка существуют “сильные” и “слабые” нормы. Первые усваиваются в детском возрасте и соблюдаются всеми, для кого русский язык является родным; вторые плохо усваиваются и часто искажаются в нашей речи.
а) Формы именительного падежа множественного числа существительных мужского рода 2 склонения
Большинство таких существительных изменяются по числам и образуют форму множественного числа либо с окончанием -ы (и), либо с окончанием -а (я). В качестве нормативных форм с окончанием -ы (и) признаются следующие: аптекари, библиотекари, возрасты, волосы, выборы, выговоры, выходы госпитали, почерки, лекторы, ректоры, слоги, фронты.
Нормативная форма с окончанием -а (я): директора, доктора, катера, купола, округа, отпуска, повара, профессора, сорта, сторожа.
Вариантные формы с окончаниями -ы (и) /-а (я) образуют слова: кители – кителя, крейсеры – крейсера, теноры – тенора, тракторы – трактора, шулеры – шулера, бункеры – бункера, инспекторы – инспектора, корректоры – корректора, прожекторы – прожектора, слесари – слесаря, токари – токаря.
Окончания -ы (и), -а (я) могут быть связаны с семантическими различиями слов: лагери – «общественно-политические группировки», лагеря –«временные поселения», ордена –«знаки отличия», ордены – «организации, общины с определенным уставом», учителя – «преподаватели», учители – «основатели учений». В тех случаях, когда при употреблении окончаний не учитывается лексическое значение соответствующих форм, возникают речевые ошибки: Студенты второго курса ездили на практику в пионерские лагери.
б) Формы родительного падежа множественного числа существительных второго склонения
1) Названия единиц измерения: ампер, ватт, вольт, киловатт при указании количества (в этой ситуации они называются счетными) имеют нулевое окончание: 5 вольт, 10 ампер. Флексия -ов употребляется у таких существительных в других сочетаниях: отмена, введение вольтов, амперов, ваттов. У некоторых существительных в счетной форме нулевое окончание и окончание - ов признаются равноправными: 100 грамм – граммов, 20 микрон – микронов. У существительного гектар окончание -ов используется в любом значении: 50 гектаров, введение гектаров.
2) Названия лиц по принадлежности к национальным группам имеют нулевое окончание в родительном падеже множественного числа, если в начальной форме слово оканчивается на -ин: грузины – грузин, румыны – румын, осетины – осетин, башкиры – башкир, цыгане – цыган, болгары – болгар. В остальных случаях нормативно окончание -ов: греки – греков, казаки – казаков, монголы – монголов, таджики – таджиков, хорваты – хорватов, черкесы – черкесов, якуты – якутов.
Некоторые слова из этой смысловой группы имеют варианты окончания: туркмены – туркмен, туркменов; буряты – бурят, бурятов.
3) Название лиц по принадлежности к военным соединениям имеют, как правило, нулевое окончание: солдаты – солдат, партизаны – партизан, уланы – улан; в некоторых словах допускается и окончание -ов, и нулевое окончание: гренадеры – гренадер – гренадеров, гусары – гусар – гусаров, драгуны – драгун – драгунов.
4) Название парных предметов или предметов состоящих из двух или нескольких частей имеют нулевое окончание: ботинки – ботинок, брюки – брюк, валенки – валенок, чулки – чулок (но носки – носков).
5) Существительные, имеющие формы только множественного числа: брызги – брызг, макароны – макарон, сумерки – сумерек, шахматы – шахмат, шторы – штор, каникулы – каникул. Отдельные названия употребляются с окончанием -ов: заморозки – заморозков, кулуары – кулуаров, пожитки – пожитков.
6) Название овощей и фруктов: абрикосы – абрикосов, помидоры – помидоров, ананасы – ананасов, бананы – бананов, лимоны – лимонов, томаты – томатов.
7) Нулевое окончание имеют, как правило, имена существительные среднего рода: места – мест, дела – дел, плечи – плеч. Однако некоторые слова среднего рода традиционно имеют другое окончание: облака – облаков, полено – поленьев, шило – шильев, дно – доньев.
в) Категория рода имени существительного
В современном русском языке родовое варьирование – непродуктивное явление, и по сравнению с XIX веком число варьирующих пар заметно сократилось.
Так, в литературном языке в качестве вариантных употребляются формы мужского и женского рода существительных: браслет – браслетка (разг.), жилет – жилетка (разг.), щебень – щебенка (разг.). Во многих случаях в этом типе колебаний закрепилась форма мужского рода: ботфорт, зал, погон, рельс, санаторий, фильм. Соответствующие формы женского рода (погона, рельса, санатория, фильма) устарели и вышли за пределы литературного языка.
Форма женского рода закрепилась за словами бакенбарда, катаракта, плацкарта, расценка. Соответствующие формы мужского рода (бакенбард, расценок, плацкарт) устарели или перешли в просторечие.
В зависимости от лексического значения слова различается род некоторых существительных с суффиксом -ищ (е): городище (большой город) – мужской род; городище (древние поселения) – средний род; пожарище (большой пожар) – мужской род; пожарище (место, где произошел пожар, остаток чего либо сгоревшего) – средний род; топорище (большой топор) – мужской род; топорище (рукоятка топора) – средний род.
Многие наименования лиц по должности, профессии и т.п. образуют пары мужского и женского рода: учитель – учительница, переводчик – переводчица,, лаборант – лаборантка, студент – студентка и т.п. (всего около 500 вариантных пар).
В современном русском языке увеличивается наименований лиц в мужском роде, к которым нет параллельных соответствий женского рода. Таких существительных не менее 200: премьер-министр, президент, дипломат, посол, доктор, наук, профессор, доцент, воин, офицер, пилот, сержант, майор, капитан и т.п. Эта группа названий постоянно пополняется: космонавт, телерепортер, кибернетик, программист и т.п.
В строгом стиле письменной речи в деловых документах, публицистике, научной прозе и в разговорной речи заметна тенденция к более широкому использованию существительных мужского рода для названия женщин. В официальных документах предпочитаются существительные мужского рода.
В таких случаях нормативным считается согласование, когда род глагола в форме прошедшего времени обозначает пол называемого лица: Пришла врач Курчатова. Молодым певцам и авторам песен композитор пожелалатворческих открытий. Некоторые ученые относят эти слова к существительным общего рода.
Традиционно существительными общего рода считаются слова разиня, староста, забияка, зубрила, злюка, плакса, неженка, и др., применительно к которым используется согласование по смыслу: такой умница – такая умница, такой молодчина – такая молодчина.
Род несклоняемых существительных определяется в зависимости от происхождения, значения, образования. Неодушевленные существительные чаще относятся к среднему роду (исключения: кофе – м. и ср.р., авеню (улица) – ж.р., кольраби (капуста) – ж.р., салями (колбаса) – ж.р.; сирокко (ветер) – м.р., сулугуни (сыр) – м.р.).
Некоторые заимствованные существительные относятся к мужскому роду, если они обозначают живые существа (животных и т.п.) без указания пола, например, скачущий кенгуру. Эти же существительные относятся к женскому роду, если обозначают самок животных: Кенгуру несла в сумке детеныша. Однако часть таких наименований относится к мужскому или женскому роду вне зависимости от пола, например: какаду, пони – всегда мужского рода, колибри – женского рода.
Существительные, обозначающие лиц, относятся к мужскому или женскому роду в зависимости от пола: месье, леди, мисс, мадам.
г) Употребление местоимений
Личное местоимение обычно заменяет ближайшее предшествующее существительное в форме того рода и числа. При нарушении этого правила возникает неясность: Сестра поступила в артистическую труппу, она вскоре уезжает на гастроли (непонятно: уезжает сестра или труппа).
При употреблении местоимения который в качества союзного слова также возможно неоднозначное понимание текста: Мы беседовали с ведущим актером столичного театра, который приехал на гастроли в наш город (приехал актер или театр).
Возвратное местоимение себя следует относить к слову, называющего производителя действия. При наличии в предложении двух или нескольких существительных местоимение себя может соотносится с разными словами. Предложение: Мать велела дочери налить себеводы (может означать, что воду следует налить для матери или же для дочери). В предложении содержится двузначность, исключить ее можно при исправлении, выбрав один их вариантов: 1) Мать велела, чтобы дочь налила ейводы. 2) Мать велела, чтобы дочь налила себеводы.
д) Образование степеней сравнения имени прилагательного
Степени сравнения можно употреблять лишь в таких высказываниях, из содержания которых ясно, что с чем сравнивается по количеству одного и того же признака. Поэтому нельзя говорить и писать так: “Наш завод оказался более передовым” (с чем сравнивается наш завод?), “Гоголь создал более реалистические образы” ( по сравнению с кем?). Каждое из этих высказываний требует исправления, например, так: “Гоголь создал более реалистические образы, чем Фонвизин”).
Степени сравнения слов хороший, плохой. Сравнительная степень – лучше, хуже; превосходная степень – лучший, худший и самый хороший, самый плохой. Применяемые в разговорной речи (а и иногда и деловых бумагах) словосочетания более худший, более лучший – неправильны и бессмысленны.
е) Склонение количественных числительных
Числительные один, два изменяются и по падежам, и по родам: один мальчик – одного мальчика; одна девочка – одной девочки; одно дерево – одного дерева.
Числительные от 5 до 30 изменяются по падежам как существительные 3-го склонения.
Числительные 40, 90, 100 имеют две формы: И.=В.п. и Р.=Д.=Т.=П.( с окончанием –а).
У числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 изменяются по падежам обечасти.
Числительное тысяча склоняется как имя существительное 1-го склонения (в Тв.п. допускается форма тысячью – по типу 3-го склонения), числительные миллион, миллиард – как существительные 2-го склонения.
ж) Употребление собирательных числительных
Собирательные числительные, как и количественные, используются для обозначения количества (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро – двумя последними числительными мы практически не пользуемся).
Собирательные числительные используются в ограниченном числе случаев:
1) с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое друзей, трое сирот;
2)с существительными, имеющими только форму множественного числа: двое ножниц, трое суток;
3)с существительными дети, ребята, люди, лицо (в значении “человек”): двое детей, трое незнакомых лиц;
4)с личными местоимениями мы, вы, они: нас двое;
Собирательные числительные не сочетаются с именами существительными, обозначающими лиц женского пола (нельзя сказать: трое студенток, четверо подруг); с существительными мужского рода, обозначающими название животных (нельзя сказать: трое волков).
При употреблении собирательного числительного обе в сочетаниях с существительными женского рода в косвенных падежах используются формы обеих, обеими, обеим. Числительные оба – обе не употребляются с существительными, не имеющими формы единственного числа. Нельзя сказать “у обоих ворот”, можно: у тех и других ворот.
Числительное полтора в косвенных падежах имеет форму полутора, а в сочетании со словом сутки требует формы по́лтора суток.
Синтаксические нормыпредписывают правильное построение основных синтаксических единиц – словосочетаний и предложений. Эти нормы включают правила согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения друг с другом с помощью грамматических форм слов с той целью, чтобы предложение было грамотным и осмысленным высказыванием.
а) Употребление деепричастного оборота