Нарушения в использовании слов и фразеологизмов: многословие, лексическая неполнота, алогизм. Стилистическая оценка заимствованных слов

С понятием «содержательная речь» несовместимо многословие. Порой очень важно кратко и оперативно преподнести ту или иную информацию. Можно смело утверждать, что многословие – недостаток речи независимо от стиля и жанра.

Многословие, или речевая избыточность, может проявиться в употреблении лишних слов даже в короткой фразе. Например: В прошедшие дни прошли снегопады и выпало много снега; Зачем ты вернулся обратно! Лишние слова в устной и письменной речи свидетельствуют не только о стилистической небрежности, они указывают на нечеткость, неопределенность представлений автора о предмете речи.

Французский ученый, философ и писатель Б.Паскаль заметил: «Я пишу длинно, потому что у меня нет времени написать коротко». Действительно, краткость и ясность формулировок достигаются в результате напряженной работы со словом. Трудно найти самые точные слова и расставить их так, чтобы они сказали о многом. «Краткость – сестра таланта», – утверждал А. П. Чехов. Все это следует помнить тому, кто хочет совершенствовать свой слог.

Многословие часто граничит с пустословием. Так, спортивный комментатор сообщает: Спортсмены прибыли на международные соревнования для того, чтобы принять участие в соревнованиях, в которых будут участвовать не только наши, но и зарубежные спортсмены.

Многословие может принимать форму плеоназма (от греч. pleonasmos – излишество), т. е. употребления близких по смыслу и потому лишних слов (упал вниз, главная суть, повседневная обыденность, бесполезно пропадает и т.п.). Часто плеоназмы появляются при соединении синонимов: мужественный и смелый, только лишь, в конечном итоге.

Плеоназмы – это вкрапления в речь слов, ненужных с чисто смысловой точки зрения, частичное совпадение значений слов, образующих словосочетание: моя автобиография (авто = мой), самый лучший (лучший = самый хороший), совместное сотрудничество (сотрудничество – совместная работа), прейскурант цен (прейскурант – справочник, перечень цен). Несоблюдение норм приводит к ошибкам и курьёзам.

Плеоназмы обычно возникают вследствие стилистической небрежности автора. Например: Местные работники леса не ограничиваются только охраной тайги, но и не допускают также, чтобы напрасно пропадали богатейшие дары природы. Выделенные слова без ущерба можно исключить.

Разновидностью плеоназма является тавтология (от греч. tauto – то же самое и logos – слово) – повторное обозначение другими словами уже названного понятия (умножить во много раз, возобновить вновь, необычный феномен, движущий лейтмотив). Явная тавтология возникает при повторении однокоренных слов: Можно спросить вопрос? Скрытая тавтология возникает при соединении иноязычного и русского слов, дублирующих друг друга (памятные сувениры, впервые дебютировал).

Столкновение однокоренных слов, создающее тавтологию, крайне нежелательно: Автор пытается доказать свою правоту бездоказательными доказательствами.

Однако употребление однокоренных слов в одном словосочетании, предложении бывает оправдано в том случае, если они являются единственными носителями соответствующих значений. Не избежать повторения однокоренных слов, когда надо сказать: Мама варит варенье; Накрой ведро крышкой; Постели постель.

В языке немало тавтологических сочетаний, употребление которых неизбежно: словарь иностранных слов, следственные органы расследовали и т. п.

Скрытая тавтология обычно свидетельствует о том, что говорящий не понимает точного смысла заимствованного слова. Так появляются сочетания: юный вундеркинд, мизерные мелочи, внутренний интерьер и т. п.

Тавтологические сочетания иногда переходят в разряд допустимых и закрепляются в речи, что связано с изменением значений слов: монументальный памятник, реальная действительность, экспонаты выставки, букинистическая книга и др.

Тавтология и плеоназм могут быть стилистическими приёмами, усиливающими эмоциональность речи. Так, используются тавтологические сочетания: сослужить службу, всякая всячина, горе горькое, есть поедом, видать виды, ходить ходуном; плеоназмы: грусть-тоска, путь-дороженька, сохраняющие народнопоэтическую окраску.

Тавтологический повтор может придавать высказыванию особую значительность, афористичность: Победителю ученику от побежденного учителя (Жук.). Как источник выразительности речи тавтология особенно действенна, если однокоренные слова сопоставляются как синонимы (Точно они не виделись два года, поцелуй их был долгий, длительный. – Ч.); антонимы (Когда мы научились быть чужими? Когда мы разучились говорить? – Ев.); паронимы («О гордости и гордыне»).

Писатели используют тавтологию и как средство создания комизма. Этим приёмом блестяще владели Гоголь, Салтыков-Щедрин (Позвольте вам этого не позволить; Писатель пописывает, а читатель почитывает).

Ущерб информативной насыщенности речи наносит и повторение слов. Лексические повторы нередко сочетаются с тавтологией, плеоназмами и обычно свидетельствуют о неумении автора четко и лаконично сформулировать мысль. Например: Общежитие – дом, в котором студенты живут пять долгих лет своей студенческой жизни; какой будет эта жизнь – зависит от самих жителей общежития. Но в иных случаях лексические повторы помогают выделить важное в тексте понятие (Век живи, век учись; За добро добром платят).

Лексическая неполнота высказывания по характеру противоположна многословию. Неполнота высказывания заключается в пропуске необходимого в предложении слова, что ведёт к неясности и двусмысленности. Например: "Достоинство Куприна в том, что ничего лишнего". Или: "... не допускать на страницы печати и телевидения высказывания, способные разжечь межнациональную вражду". Так получается – "страница телевидения".

Разновидностью неполноты является двойное использование зависимого элемента предложения. Например: "Обязать всех владельцев собак держать на привязи". Здесь слово собак используется автором дважды: и в сочетании владельцев собак, и в сочетании собак держать на привязи. Однако это делает фразу неясной и даже вызывает неуместный комизм. Зависимое слово не может быть «слугой двух господ», поэтому его необходимо «удвоить». Например: "Обязать всех владельцев собак держать их на привязи".

В числе логических ошибок, связанных с неправильным словоупотреблением, – алогизм, который чрезвычайно затрудняет понимание смысла высказывания, а порой даже делает правильное понимание невозможным.

Назовём основные разновидности алогизма:

• Сопоставление несопоставимых понятий. Например: "Речь героев Шолохова отличается от всех других героев" (следовало написать: "от речи героев других авторов"); "Надо сравнить показатели пятой таблицы с первой таблицей" (следовало: "Показатели пятой таблицы надо сравнить с показателями таблицы №1" или: "Надо сравнить показатели пятой и первой таблицы").

• Различение тождественного. Если в тексте или предложении нужно несколько раз повторить одно и то же понятие, авторы стараются поочередно использовать синонимы, чтобы избежать, повторов, монотонности. Однако часто это приводит к тому, что читатель или слушатель воспринимает как совершенно разные те понятия, которые автор мыслил как тождественные. Например: "Перед собранием Светлицкого вызвали в штаб. Офицер вернулся в разгар ужина". Получается, что вызвали Светлицкого, а вернулся офицер. Неоправданное варьирование наименований вызывает особые затруднения и при восприятии научных, технических текстов. Например: название диссертации по психологии – "Влияние общения ребенка со взрослыми на эффективность обучения дошкольников". Употребив два разных термина, автор создал два разных предмета мысли, тогда как в действительности речь идёт только о дошкольниках. В таких случаях нужно либо использовать личные местоимения, либо оставить повторы одного слова во избежание неясности и алогизма.

• Подмена понятия – может быть вызвана неправильным выбором слова. Например: "Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название фильма". Конечно, демонстрируется фильм, а не его название. Следовало: "Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется один и тот же фильм" или: "Нельзя показывать во всех кинотеатрах города один и тот же фильм".

• Неоправданное расширение или сужение понятия. Его причиной может стать неправильное словоупотребление – смешения родовых и видовых категорий. Например: "У нас в хозяйстве каждое животное даёт по 12 кг молока". Очевидно, что это животное – корова, и не следовало заменять конкретное, видовое понятие слишком широким – родовым.

Нарочитый алогизм может использоваться в качестве стилистического приёма. Например: "Шёл дождь и три студента, первый – в пальто, второй – в университет, третий – в плохом настроении". Объединение ряда семантически разнородных конструкций делает фразу каламбурной.

К числу фигур нарочитого алогизма принадлежит и оксюморон, который заключается в алогичном на первый взгляд сочетании прямо противоположных по смыслу слов. Например: Наступило вечное мгновение. (А. Блок); Нагло скромен дикий взор! (А. Блок).

Наши рекомендации