Тест «Умеете ли вы говорить и слушать?» или «Тест Маклени»

(в честь американского психолога В.Маклени)

Результаты теста позволяют выяснить, умеете ли Вы говорить и слушать. Отвечать на вопросы следует только «да» или «нет».

1. Когда вы беседуете, объясняете что-либо, внимательно ли следите за тем, чтобы слушатель понял вас?

2. Подбираете ли слова, соответствующие его подготовке?

3. Обдумываете ли указания, распоряжения, прежде чем их высказать?

4. Если вы высказали новую мысль и собеседник не задает вопросов, считаете ли, что он понял ее?

5. Следите ли за тем, чтобы ваши высказывания были как можно более определенными, ясными, краткими?

6. Обдумываете ли предварительно свои идеи, предложения, чтобы не говорить бессвязно?

7. Поощряете ли вопросы?

8. Вы считаете, что: а) знаете мысли окружающих; б) задаете вопросы, чтобы это выяснить?

9. Различаете ли факты и мнения?

10. Ищете ли все новые возражения против аргументов собеседника?

11. Стараетесь ли, чтобы ваши собеседники во всем соглашались с вами?

12. Всегда ли говорите ясно, четко, полно, кратко и вежливо?

13. Делаете ли вы паузы в речи, чтобы и самому собраться с мыслями, и слушателям дать возможность обдумать ваши предложения, задать вопросы?

Подведение итогов

Если вы не задумываясь ответили «да» на все вопросы, кроме 4, 8а, 10 и 11, можно считать, что вы владеете приемами грамотного общения, умеете излагать свои мысли и слушать собеседника.

Задание для самопроверки

1. В чем заключается цель проблемного служебного совещания?

а) В том, чтобы проанализировать и решить проблемы.

б) В том, чтобы обеспечить свободную дискуссию и выработать общее решение.

в) В том, чтобы каждый высказал свою точку зрения.

2. Какое число членов приглашается на совещание?

а) Десять.

б) Неограниченное число.

в) Только те люди, которые действительно необходимы.

3. Как можно нейтрализовать участника, играющего роль «спорщика»?

а) Сохранять невозмутимость и деловитость.

б) Адресовать его вопросы группе.

в) Признать и оценить его знания и опыт.

4. Если оппонент намеренно подводит вас к ложным выводам, подтасовывая факты для того, чтобы впоследствии уличить вас в безграмотности, как вы поступите?

а) Похвалите оппонента за глубину анализа и попросите сделать обобщающий вывод.

б) Свернете разговор, который все равно ни к чему не приведет.

в) По возможности будете ироничны по отношению к оппоненту.

5. Какой из стилей ведения делового совещания предполагает учет мнения всех участников совещания, а также то, что ваши идеи согласуются с идеями других?




а) Демократический стиль.

б) Либеральный стиль.

в) Информационный стиль.

г) Авторитарный стиль.

6. Какое из действий является первым в процессе подготовки совещания?

а) Определение даты проведения;

б) Подготовка помещения;

в) Определение состава участников;

г) Принятие решения о проведении совещания.

7. Когда (в какое время рабочего дня) наиболее эффективно проведение совещания?

а) В начале рабочего дня;

б) В конце рабочего дня;

в) После обеденного перерыва.

8. Как называется совещание, посвященное выяснению текущего состояния дел в организации; краткому обмену мнениями по существу вопросов, возникающих по ходу производственного процесса?

а) Инструктивное;

б) Проблемное;

в) Оперативное.

9. Как необходимо заканчивать деловое совещание?

а) Подведением итогов, принятием решений;

б) Определением целей совещания;

в) Обеспечением всех присутствующих протоколом результатов совещания, где зафиксированы основное содержание выступлений и формулировка принятых решений.

10. Распределите по порядку этапы принятия решений во время делового совещания:

а) определение целей;

б) установление контактов;

в) выработка альтернатив;

г) выработка у членов группы готовности к действию;

д) определение проблемы.

Задание для деловой игры «Подготовка и проведение

Служебного совещания»

Цель деловой игры – усвоение этических норм деловых коммуникаций и формирование навыков подготовки и проведения служебных совещаний.

Задание

Работая в группах из пяти-семи человек, необходимо подготовить и провести служебное совещание, соблюдая этические нормы деловых коммуникаций и правила служебного этикета.

Группа самостоятельно определяет вид служебного совещания по целевой направленности (инструктивное, оперативное, проблемное совещание), а также состав вопросов, выносимых на обсуждение, используя Примерный перечень тем служебных совещаний.

В процессе подготовки и проведения деловой игры следует использовать бланки документов, приведенных в приложениях 3-9.

По завершении работы необходимо провести самооценку и оценить работу других рабочих групп в соответствии с критериями, представленными в листах оценки (самооценки), определить тип управления служебным совещанием и его соответствие вопросам, решаемым в ходе совещания (Приложения 10-12).

Примерный перечень тем служебных совещаний

1. О разработке и внедрении системы менеджмента качества.

2. О выведении на рынок нового продукта.

3. О диверсификации деятельности предприятия.

4. О необходимости внедрения и освоения новой технологии.

5. О необходимости производства нового продукта.

6. О повышении производительности труда.

7. О подготовке к аудиторской проверке.

8. О подготовке к празднованию юбилея организации.

9. О привлечении инвесторов.

10. О расширении сети предприятий розничной торговли.

11. О создании нового структурного подразделения.

12. О ходе выполнения запланированных мероприятий.

13. Об итогах работы предприятия за отчетный период.

14. Об участии в выставке (ярмарке).

15. Инициативная тема.

Наши рекомендации