Тест 2. «Умеете ли вы слушать?»

Отметьте ситуации, которые вызывают у вас досаду или раздражение при беседе с любым человеком.

1. Собеседник не дает мне шанса высказаться, у меня есть что сказать, но нет возможности вставить слово.

2. Собеседник постоянно прерывает меня во время беседы.

3. Собеседник никогда не смотрит в лицо во время разговора, и я не уверен, слушает ли он меня.

3. Разговор с таким партнером часто вызывает чувство пустой траты времени.

4. Собеседник постоянно суетится: карандаш и бумага его занимают больше, чем мои слова.

5. Собеседник никогда не улыбается. У меня возникает чувство тревоги и неловкости.

6. Собеседник всегда отвлекает меня вопросами и комментариями.

7. Что бы я ни высказал, собеседник всегда охлаждает мой пыл.

8. Собеседник всегда старается опровергнуть меня.

9. Собеседник передергивает смысл моих слов и вкладывает в них другое содержание.

10. Когда я задаю вопрос, собеседник заставляет меня защищаться.

11. Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал.

12. Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посторонним: играет сигаретой, протирает очки, и я твердо уверен, что он при этом невнимателен.

13. Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь за тем, чтобы согласиться.

14. Собеседник делает выводы за меня.

15. Собеседник всегда пытается вставить слово в мой рассказ.

16. Собеседник смотрит на меня внимательно, не мигая.

17. Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это беспокоит.

18. Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает также.

19. Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает, поддакивает.

20. Когда я говорю о серьезном, собеседник вставляет смешные истории, шуточки, анекдоты.

21. Собеседник часто глядит на часы во время разговора.

22. Когда я вхожу в кабинет, он бросает все дела и все внимание обращает на меня.

23. Собеседник ведет себя так, будто я мешаю ему делать что-нибудь важное.

24. Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопросом: «Вы тоже так думаете?» или «Вы не согласны?».

Подведем итоги. Если процент ситуаций, вызывающих у вас досаду и раздражение, составляет:

71-100% - вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над собой и учиться слушать.

41-70% - вам присущи некоторые недостатка. Вы критически относитесь к высказываниям, вам ещё не достает некоторых достоинств хорошего собеседника: избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимание на манере говорить, не притворяйтесь, ищите смысл сказанного, не монополизируйте разговор.

11-40% - вы хороший собеседник, но иногда отказываете партнеру в полном понимании. Повторяйте вежливо его высказывания, дайте ему время раскрыть мысль полностью, приспосабливайте свой тем мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с вами будет еще приятнее.

0-10% - вы отличный собеседник. Вы умеете слушать, ваш стиль общения может быть примером для окружающих.

Модуль 2. Умение задавать вопросы.

Модуль 2

Лекция 1. Преимущества умения задавать вопросы.

Лекция 2. Виды вопросов.

Лекция 3. Возможности вопросов:

-манипулирование информацией;

-вопросы в конфликтной ситуации.

Лекция 4. Ответы на вопросы

Лекция 5. Выводы.

Данный модуль подготовлен с помощью материалов книги: ПанкратовВ. Манипуляции в общении и способы их нейтрализации. М., 2000. С. 96-104

В модуле 2 вы узнаете:

- в чем преимущества умения задавать вопросы;

- какие виды вопросов существуют;

- каковы возможности вопросов.

В модуле 2 вы научитесь:

- манипулировать информацией с помощью вопросов;

- разрешать с помощью вопросов конфликтные ситуации;

- грамотно отвечать на вопросы во время собеседования;

- произвести при встречи приятное впечатление;

- располагать к себе и входить в доверие;

- управлять разговором с помощью вопросов.

Лекция 1. Преимущества умения задавать вопросы.

«Умение ставить разумные вопросы есть уже важный необходимый признак ума и проницательности» – так сказал Кант.

Когда вы получаете неполную информацию, то задаете вопрос, чтобы получить новую информацию в виде ответа. Но не на каждый вопрос можно получить нужный ответ. Только тот, кто правильно задает вопрос, получает нужный ответ.

При помощи вопросов Вы можете:

1.Направить процесс передачи информации в русло, соответствующее вашим планам и пожеланиям.

2.Перехватить и удержать инициативу в беседе. Тот, кто спрашивает, тот и управляет разговором.

3.Сообщить свою мысль оппоненту: Сделать так, чтобы монолог перешел в диалог.

4.Выявить интересы собеседника;

5.Помочь собеседнику проявить себя, дать нужную информацию.

6. Уточнить точку зрения оппонента.

7. Получить от оппонента дополнительные сведения.

8. Понять отношение оппонента к обсуждаемой проблеме.

Лекция 2. Виды вопросов.

Все вопросы делятся на несколько групп.

Наиболее распространенные вопросы – уточняющие и восполняющие.

Уточняющие вопросы называют также закрытыми вопросами. Эти вопросы задают для того, чтобы что-либо выяснить.

Закрытые вопросы – на них мы отвечаем односложно: «да» или «нет». Атмосфера при этом может создаться напряженной, поскольку резко сужается «пространство» для лавирования у вашего собеседника. Иногда возникает ощущение, что вас допрашивают. Центр тяжести беседы смещается в вашу сторону, и вы лишаетесь возможности высказать свое мнение или свою точку зрения. Поэтому закрытые вопросы лучше задавать тогда, когда вы хотите быстро получить согласие или подтвердить ранее достигнутую договоренность, а не тогда, когда вы хотите получить информацию.

В закрытых вопросах может употребляться частица ли. Например: Действительно ли мы получим продукцию в конце декабря? Правда ли, что издали новый приказ?Примеры закрытых вопросов: Устроит ли вас, если …? Хотите ли вы, чтобы…? Возможно ли, что …?

Открытые вопросы – на них нельзя ответить «да» или «нет». Эти вопросы задают тогда, когда нужны дополнительные сведения или когда хотят выяснить реальные мотивы и позицию собеседника. Опасность этих вопросов заключается в их открытости, то есть в том, что можно вообще отойти от предмета разговора, потерять контроль за ходом беседы. Открытые вопросы обычно начинаются так: кто/что/как/когда/сколько/почему/каково ваше мнение.

Примеры открытых вопросов: Какие результаты вы связываете с этим предложением? Что вы об этом думаете? Какая из проблем для вас насущней?

Риторические вопросы – эти вопросы не требуют ответа. Обычно на них отвечает сам же говорящий. Они служат для оформления мысли оратора, для связи с аудиторией. Участники беседы обычно отвечают на них молчаливым одобрением: «Можем ли мы считать подобные явления нормальными?» «Ведь мы придерживаемся единого мнения по данному вопросу?»

Наиболее эффективны в деловом общении следующие вопросы

Вопросы, выражающие сомнение:

Могли бы вы себе представить, что …?

Что бы вы сделали, если … ?

Вопросы – внушение:

Ваш опыт руководителя не доказывает ли, что …?

Вы также думаете, что …?

Контрольно-подтверждающие вопросы:

Могу ли я считать, что вы ….?

Не могли бы мы теперь оставить эту тему и вернуться к вопросу о …?

Вам ведь понятна моя мысль?

Изолирующие вопросы:

Если вы решили эту проблему, вы согласитесь с тем, что …?

Могу ли я думать, что ваше решение зависит только от …?

Если предположить, что этот вопрос решен, что вы намереваетесь делать дальше?

Возвратные вопросы:

Это чрезвычайно важный вопрос, мы ведь вернемся к нему?

Это меня заинтересовало, можно поподробнее?

Конечно, этот вопрос очень важен, но не могли бы мы вернуться к тому, что мы только что обсуждали?

Вы действительно думаете, что…?

Вопросы могут быть простыми и сложными.

На сложные вопросы обычно трудно отвечать. Они могут запутать, вовлечь в полемику. Очень часто наблюдается такое явление: человек, задающий вопрос, сам же на него отвечает, или предлагает сам же насколько вариантов ответов. Например: Ты где был, в кино или на дискотеке?

Наши рекомендации