Духовные предпосылки генезиса цивилизации
На наш взгляд, узловым моментом для уяснения зарождения и становления цивилизационной общности может стать рассмотрение процесса осознания человеком тех или иных ценностей.
Для того, чтобы понять ценность того или иного предмета или явления, человек должен быть достаточно развитым. Речь может идти, безусловно только о человеке разумном, к тому же прошедшим через первые этапы социогенеза. Оценка окружающего мира и себя в этом мире идет в процессе конкретной предметной трудовой деятельности. Цивилизованный человек формируется как человек - труженик.
Рождаются ценностные ориентации. Причем они могут быть сугубо личностными - и изначально, по-видимому, являются именно таковыми. Часть этих ценностных ориентаций воспринимаются многими людьми и становится в конечном итоге "наработкой" определенного социума, а самые значимые - всей локальной цивилизации.
Человек дает специфически социальные определения объектам окружающего мира, оценивая их положительно или отрицательно в пределах своих повседневных нужд. Предметные сопоставления явлений заставляли человека искать причинное начало сходств, различий и пр. в божествах. От тотемизма (осознания родства человеческого группы с растением, птицей, зверем), магии (веры в способности человека сверхъестественным способом воздействовать на окружающий мир), фетишизма (веры в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов) человек перешел к более сложным представлениям о божествах, объединяя их в разного рода пантеоны и облекая представления о них в мифы.
Кроме религиозно-нравственных ориентаций в обществе закрепляются нормы обычного права (правовые ценности), которые впоследствии трансформируются в письменный закон.
Занимаясь созданием, сохранением, транспортировкой, обменом, потреблением товаров и услуг, человек осознавал и эту сферу деятельности с точки зрения ее необходимости и полезности. Рождалось понимание ценности такого труда, который выражен в качественном товаре, росло уважение к рынку, обеспечивающему потребности человека.
В процессе осознания человеком необходимости порядка, но не хаоса, формировалось определенное отношение к власти как благу. Возникла политическая ориентация людей в рамках существовавшей общественной структуры.
Постепенно человек осмысливал и учился ценить красоту формы, движения, сочетания части и целого, т.е. рождались эстетические ценности. Накопление знаний об окружающем мире, а затем использовании их на благо человека, для удовлетворения его потребностей вело к появлению сакрального почитания знаний и носителей их.
§ 6. Формирование ядра цивилизации. Некоторые обобщения и методические рекомендации
Итак, в конкретной повседневной трудовой деятельности человек на этапе генезиса и развития цивилизации осознает свое пребывание в рамках определенной группы людей на той или иной территории и выделяет для себя ценностные приоритеты во всех сферах жизнедеятельности. Но задачу сформулировать эти поначалу стихийно рождающиеся идеи о значимости тех или иных сторон жизнедеятельности может решить не каждый человек. Это делает особая наиболее талантливая в этом смысле группа людей, которую можно назвать интеллектуальной элитой общества. Она могла появиться только в результате наращивания общественного богатства - и только эти люди смогли выразить наработанные многими ценностные установки в соответствующих доктринах: философских, религиозных, политических, экономических, эстетических и иных. Именно эта система высших ценностных ориентаций, сформулированная интеллектуальной элитой и в разной степени осознаваемая людьми формирующейся цивилизационной общности и составляет ядро цивилизации, от прочности которого зависит во многом прочность всей структуры.
Естественно, глубинную сущность цивилизации, представленную совокупностью системообразующих ценностей, осознают немногие, но хотя основная масса людей отражает в своем сознании окружающий мир и ориентируется в нем, не вторгаясь в глубинные основы цивилизации, это вовсе не означает, что они исключаются из числа носителей ценностей данной цивилизации. Просто их уровень осознания сути общества, в котором они живут несколько отличается от того осознания, которое есть у мыслителей и людей умственного труда. У основной массы людей существуют своего рода автоматизмы мысли, которыми люди часто пользуются, не вдумываясь в них и даже порой не замечая их. Вырабатывается некая специфическая манера мыслить, а затем в соответствии с этим и вести себя. Речь идет о создании оригинальной для данного сообщества людей ментальности. Ментальная картина мира глубинно задается на наш взгляд, во многом ценностными ориентациями. Итак, в результате развития общества в условиях определенной природной среды, складываются тип хозяйственной деятельности и некая социальная структура, а также закрепляется в сознании людей совокупность ценностных ориентаций. Т.е. в конечном итоге оформляется цивилизационная структура.
Некоторые обобщения и рекомендации.
Цивилизация возникает в определенной природной среде как результат человеческой деятельности на протяжении жизни многих поколений. Выделить точный момент перехода от доцивилизационного состояния в цивилизационное практически невозможно или очень трудно. Но назвать тенденции развития в ходе генезиса и становления цивилизации, а также примерные хронологические рамки перехода, вполне возможно (См. Таблицу № 9).
Таблица № 9.