Особенности организации и методики проведения физкультурных минуток и физкультурных пауз, их вариативность

Физкультминутки. Назначение физкультминуток со­стоит в том, чтобы обеспечить детям активный отдых, умственную работоспособность на занятии.

Специальными научными исследованиями установле­но, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на занятии снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за столом, дают отдых угон ленным мышцам, а также органам зрения и слуха. Утом­ление детей обычно наступает после 10-12 мин. Оно сказывается на их поведении: ребята отвлекаются, шумят, переговариваются. Эти признаки служат для педа­гога сигналом того, что дети устали, и необходимо дать им возможность отдохнуть, переключив на другой активный вид деятельности.

Основные требования к проведению физкультминуток:

- проводятся на начальном этапе утомления 8-13-55-я минута занятия (в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала и т.д.);

- подбираются хорошо знакомые детям, простые, занимательные упражнения;

- отдается предпочтение упражнениям для утомленных групп мышц;

- комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятия и его содержания;

- подбираются разные по содержанию и по форме физкультминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а следовательно, результативность.

Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнения движений под стихотворный текст, а также в е любого двигательного действия и задания.

Общеразвивающие упражнения для физкультминуток подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Целесообразно подбирать 3-4 упражнения, закончить физкультминутки можно прыжками, бегом на месте или ходьбой. Эти комплексы могут быть использованы на всех видах занятий, но лучше всего там, где четко выделены структурные части.

Подвижные игры в качестве физкультминуток могут пользоваться на всех видах занятий. Следует подби­ть игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами. Особенно эффективны игры, которые сочетаются с содержанием занятия, так как могут быть проведены в любой его части и в любое, по усмотрению воспитателя, время.

Дидактические игры с движениями - физкультминутки хорошо вписываются в занятия по ознакомление с природой, по звуковой культуре речи, по математике: "К названному дереву беги", "Найди дерево по семенам", «Вершки и корешки», «Где мы были - не скажем, а что делали – покажем», "Стоп! Палочка, остановись", "Живое домино", "Зажги фонарик", "Разноцветные обручи". "Подбери себе товарища".

Танцевальные движения можно использовать между структурными частями занятий под звукозапись, пение воспитателя или самих детей.

Под классическую мелодию дети могут произвольно изображать танец падающих листьев ("Осень в лесу"), птиц ("Танец аистов"), животных (танцуют лягушки, комарики и т.д.). Такие задания выступают двигательным компонентом общего содержания занятия.

Танцевальные движения под музыку создают у детей хорошее настроение, развивают творческие способности, Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, не громкие, иногда плавные, лирические.

Физкультминутки под стихотворные тексты в практике дошкольных учреждений используются чаще всего. При подборе их к конкретному занятию следует обратить внимание на следующее:

- стихотворный текст должен быть высокохудоже­ственным. Могут быть использованы стихи известных поэтов, потешки, загадки, считалки;

- преимущество следует отдавать стихам с четким ритмом, так как они дают возможность использовать разнообразные движения;

- содержание текста стихотворения должно сочетать­ся с темой занятия, его программной задачей.

В качестве физкультминуток могут быть использова­ны любые двигательные действия и задания, сочетаю­щиеся с содержанием занятия. Так, отгадывать загадки, например, ребята могут не словами, а движениями (изоб­разить зайчика, медведя, лягушку, елку, гриб и т.д.). Ценность таких отгадок в том, что ребенок ищет образ отгадки в движении, что заставляет его более активно вспоминать, думать, находить наиболее выразительные движения.

Можно использовать различные имитационные движения: изображение спортсменов (лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст), отдельные трудовые действия (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине), повадки животных (лиса крадется, заяц прыгает).

Двигательную часть занятия можно провести в виде задания-загадки, например, "Кто живет в лесу?" (на птичьем дворе, в болоте и т.д.). Одна из подгрупп договаривается, каких животных будет изображать, а затем имитирует движения, другая подгруппа отгадывает, называя животных, где происходят действия. На занятиях нужно использовать любую возможность, чтобы сменить позу детей, дать им возможность встать, пройти.

Отдельные занятия целесообразно строить полностью на движениях. В качестве примера можно привести занятие по конструированию в старшей группе. 1-я часть занятия: воспитатель предлагает вспомнить строительные работы, наблюдаемые на экскурсиях (мост, дом, театр). Дети разделяются на 3-4 подгруппы, каждая выбирает себе бригадира, обсуждает проект строительства; 2-я часть занятия: каждая подгруппа строит свой объект, собирая самостоятельно место для строительства, материал и распределив между собой обязанности. Для строительства используется вся групповая комната; 3-я часть - подведение итогов.

На занятии по математике дети могут решать задачи ориентирование в пространстве, знакомиться с геометрическими формами не за столами, а через двигательное задания в пространстве, в свободной части комнаты. Они могут играть в мяч, считая количество бросков; играть в подвижные игры типа "Найди свой дом" (домиком может быть числовая или геометрическая фигура), в дидактические игры с движениями типа "Два бассейна", "Найди столько, сколько" и т.д.

На занятиях такого типа нет необходимости регламентировать количество движений, их продолжительность, они органически сочетаются с содержанием занятий, являют­ся средством обеспечения определенного результата.

Особого внимания заслуживают физкультминутки на занятиях по изобразительной деятельности. Исследова­ниями было установлено, что целесообразнее всего их проводить перед занятиями. Например, младшим дошкольникам перед рисованием осенних листьев раздаются осенние листочки, дети кружатся с ними, подбра­сывают их. Затем несколько листочков воспитатель при­кладывает на мольберт и предлагает нарисовать их. Та­ким же образом дети действуют с другими предметами, которые будут рисовать: подбрасывают шарики, марши­руют с флажками, играют с клубком ниток.

Непосредственно на занятиях по изобразительной де­ятельности физкультминутки неэффективны, так как отвлекают от творческого процесса.

Нужны ли физкультминутки в группах младшего воз­раста? Общеизвестно положение о наглядно-действенном мышлении детей.

Только через действие, движение ребенок познает пред­меты, объекты, пространство. Движение является его врож­денной потребностью. Включая в работу двигательный анализатор ребенка (наряду со знанием и т.д.), воспита­тель обеспечивает разностороннее ознакомление с призна­ками предметов. Все это свидетельствует о том, что все занятия с детьми младшего дошкольного возраста лучше всего строить на основе движений. Так, например, дидак­тические игры с куклами целесообразно проводить таким образом, чтобы каждый ребенок играл со своей куклой.

На занятиях по развитию речи следует шире исполь­зовать имитационные движения, поиски предметов в пространстве, включать действия с игрушками, элемен­ты танца.

Наши рекомендации