Особенности проведения физкультурных праздников с детьми дошкольного возраста.

Значение:

Физкультурные праздники значимы для всестороннего развития и воспитания ребят. Во время праздника они принимают заинтересованное участие в разнообразной двигательной активности. Действуя с большим эмоциональным подъёмом, стремясь к достижению лучших результатов в условиях соревнования, дети совершенствуются физически. Проявление самостоятельности и инициативы в коллективе сверстников способствует активному применению дошкольниками приобретённых ранее двигательных умений и навыков, и развитию физических качеств и других способностей.

Участие в праздниках и подготовка к ним приносят большое эмоциональное и эстетическое удовлетворение, объединяют детей и взрослых общими радостными переживаниями, которые надолго остаются в памяти как яркое событие. Совместная с товарищами деятельность, игры, красочное оформление места праздника и отдельных видов соревнований, красивые эмблемы, звучание музыки, торжественное открытие и закрытие праздника влияет на развитие у ребят чувства красоты, воображения. Всё это стимулирует их творчество. Воспитатели привлекают детей к изготовлению различных поделок, расчистке катка, разметке беговых и велосипедных дорожек, мест для игр, подготовке костюмов, атрибутов праздника. Вследствие такой разносторонней деятельности решаются многие задачи трудового воспитания.

Праздники помогают донести до сознания маленьких граждан представления о явлениях общественных граждан, воспитывать уважение к людям разной профессии, привлекать внимание к выдающимся спортивным достижениям.

Физкультурные праздники оказывают действенное влияние на формирование детской личности. Совместная деятельность, достижения хороших результатов командой, преодоление трудностей сплачивают коллектив, вызывают чувство ответственности. Дети приучаются сопереживать успехам и неудачам товарищей, поддерживать хорошие, дружеские взаимоотношения между собой. Соревновательный характер поведения игр и упражнений на практике способствует воспитанию целеустремлённости, настойчивости и находчивости, смелости, решительности и других морально-волевых качеств. Участие в праздниках помогает детям глубже осознать значение систематических упражнений в двигательных действиях для достижения желаемых результатов, побуждает интерес к регулярным занятиям физической культурой.

Структура физкультурного праздника.Структура праздника очень разнообразна и зависит от его вида. Но, не смотря на это, весь процесс праздника условно можно разделить на три части.

Начало праздника. Это может быть парад участников и подъём флага начала соревнований, зажигание олимпийского факела. Хорошей традицией может стать массовая пробежка всех участников и болельщиков, включая мам и пап, обслуживающий персонал, по территории детского сада. Зимой движение можно начать с движения длинного санного поезда или тройки лошадей, забирающих малышей в зимнее путешествие.

Основная часть.Она направлена на решение главной его задачи. Поэтому в зависимости от вида праздника основная его часть наполняется соответствующим содержанием: играми, соревнованиями, аттракционами. Очень важно предусмотреть участие каждого ребёнка в конкурсах. Поэтому, если сценарий предусматривает поочерёдное участие отдельных представителей команд в играх, то необходимо продумать чёткую систему их приглашения. Дети- участники, заходя на спортивную площадку (или зал), получают билеты. Билеты могут быть разного цвета, формы в виде силуэта животного и в ходе праздника ведущий обращает внимание на билет и приглашает к участию в той или иной игре только тех, у кого оказался, к примеру, красный заяц. Раздавать билеты на входе должен взрослый, хорошо знающий особенности каждого ребёнка. На празднике соревновательного характера важно своевременно оценить деятельность отдельных участников или команд.

Подведение итога. В конце праздника уместно провести вне конкурса общую массовую игру средней подвижности (лучше в кругу), организовать всех участников и болельщиков. После игры подвести итог, поощрить участников праздника.

Подготовка детей к празднику.Подготовка к празднику включает составления сценария, распределение ролей и обязанностей между участниками, подбор музыкального сопровождения, оформление площадки или зала, подготовка спортивной формы, эмблем, приглашений и т.п.

Возглавлять подготовительную работу может педагог-организатор или актив из 2-3 мам. Организаторы праздника определяют его вид в зависимости от сезона, возрастного контингента участвующих, наличие инвентаря, задач и интересов детей.

Наиболее интересной частью является процесс изготовления атрибутов, плакатов, декораций, эмблем для участников, пригласительных билетов для болельщиков и родственников.

В соответствии с целью, темой, видом праздника продумываются призы-подарки для детей-участников. Вывод, который должны запомнить организаторы праздника: никто из детей не должен быть забыт и обязательно награждён вне зависимости от места, которое занял он лично или его команда. Именно это является залогом его оптимизма и желания участвовать во всех мероприятиях.

Оформление места проведения физкультурного праздника. Обстановка должна быть такой, чтобы она вызывала у детей приподнятое настроение и радостное ожидание праздника.

В помещении детского сада и на участке летом развешивают гирлянды, шары, разноцветные флажки, картинки, плакаты со спортивной тематикой. Территория участка заранее приводится в порядок – поливаются зелёные насаждения, подметаются, посыпаются песком дорожки, на площадке красиво располагаются пособия и игрушки.

В зимнее время участок украшается снежными фигурами хорошо знакомых детям животных, персонажей сказок (зайца, лисицы, медведя и т.д.), расчищаются от снега дорожки, заливается каток, дорожки для скольжения, приводятся в порядок снежные постройки (горки, лабиринты), прокладывается лыжня. Места выступления детей красиво украшаются цветными флажками, льдинками, серпантином, мишурой.

В обязанности ответственных за художественное оформление входит подготовка объявлений для родителей, праздничных плакатов, транспарантов, пригласительных билетов для гостей праздника.

В праздничном оформлении помещений, территории детского сада принимают участие и дети. На занятиях по изобразительному искусству старшие дошкольники могут выполнить разные поделки, рисунки. Они оказывают помощь воспитателю в подготовке пособий и спортивного инвентаря, уборке участка, сооружение построек из снега.

Ведущий, требования к проведению физкультурного праздника.

Праздник не может обойтись без ведущего. У ведущего должна быть достаточно громкая, выразительная, четкая речь. Он должен быть очень артистичен, выразителен, особенно, если праздник проводится с самыми маленькими детьми. Ведущий должен уметь овладеть вниманием коллектива детей, знать и учитывать их особенности, ориентироваться на ходу и регулировать физическую, психическую и эмоциональную нагрузку. Желательно, чтобы он был спортивным человеком и мог продемонстрировать в случае необходимости то или иное упражнение.

Он должен хорошо знать сценарий, последовательность выступлений участников, уметь кратко и ясно объяснить задание для команд и отдельных выступающих, быстро разрешать непредвидимые ситуации.

В процессе руководства ходом праздника обязательными являются поддержание контактов ведущего с судейской коллегией, согласованные совместные действия с ней. Важно, чтобы действия на празднике сменялись не прерывно, не должно быть больших пауз между выступлениями, длительного обдумывания оценок судьями.

Праздник должен создать приподнятое настроение поддержание, которого зависит от ведущего.

Роль сюрпризного момента.Чаще всего в качестве сюрпризного момента используются неожиданные появления сказочных персонажей и разыгрывание коротенького представления. Персонажи могут предложить детям поиграть вместе с ними, разрешить какую-либо проблему, с которой они столкнулись, научить их заниматься физкультурой. Эту сцену следует сделать очень зрелищной и весёлой. Она должна сопровождаться музыкой, необычными звуками. Если праздник проводиться в помещении, то можно применить световые эффекты (внезапное отключение света).

Наши рекомендации