Методика проведения физкультурных занятий

Подбор физических упражнений на занятии

Быстрота усвоения физических упражнений зависит от строго­го соблюдения принципа их последовательности. Основой успеш­ного обучения является правильно составленная педагогом про­грамма, в которой каждое разучиваемое последующее движение опирается на предыдущие умения, базируется на научно обосно­ванном расположении материала, представляет стройную систему планирования.

На физкультурных занятиях для выполнения предлагаются раз­нообразные движения, это позволяет обеспечить всестороннее физическое развитие детей, поддерживать высокую работоспособ­ность детского организма и сохранить интерес к двигательной де­ятельности, вызывая достаточную для усвоения активность зани­мающихся.

Подбор физических упражнений, по данным Ю.Ю.Рауцкиса, должен основываться на трех основных принципах. Прежде всего необходимо учитывать функциональный принцип под­бора, при котором выделяется ведущее движение, выполняющее функцию разучивания и уточнения техники осуществления. Все другие движения на данном занятии могут находиться на стадии закрепления и совершенствования.

Другой принцип подбора — анатомический. Согласно ему не только общеразвивающие упражнения должны подбираться на различные мышечные группы, но и основные движения должны сочетаться по преимущественному воздействию на разные части тела. К движениям, оказывающим преимущественную нагрузку на мышцы ног, относятся ходьба, бег, прыжки, упражнения на раз­витие функции равновесия. К основным движениям, дающим пре­имущественную нагрузку на руки, относятся метание и его разно­видности, ползание с подтягиванием на руках. Преимущественно на мышцы туловища и рук воздействуют все виды ползания и ла­зания, подлезания и их разновидности.

Целесообразное сочетание физических упражнений будет до­стигнуто в том случае, если педагог одновременно использует дви­жения, входящие в одну группу. Это объясняется тем, что для пра­вильного выполнения сложных двигательных действий следует обеспечить хорошую работоспособность мышц. Если последующее упражнение снова требует напряжения только что работавших мышечных групп, то это приведет к снижению точности передачи параметров движения, а также к травматизму. Вместе с тем будет происходить одностороннее физическое развитие. Совсем иное дело,

ели упражнения будут воздействовать преимущественно на раз­ные части тела. Смена движений обеспечивает нагрузку и отдых для различных мышечных групп. Это позволит достигать хорошего качества всех выполняемых движений, предупреждать травматизм, обеспечивать высокую работоспособность на протяжении всего за­нятия и содействовать разностороннему физическому развитию де­тей. Анатомический принцип подбора осуществляется по отноше-

I нию к ведущему основному движению.

Третий принцип подбора — физиологический, т.е. учет меры воздействия на органы и системы. Одни физические упраж­нения при выполнении дают высокую физическую нагрузку (бег, прыжки, лазание), другие — относятся к движениям средней ин­тенсивности (метание, подлезание, пролезание, часть упражне­ний в равновесии), третьи — упражнения низкой интенсивности (ходьба, большинство упражнений в равновесии, действия с мя-1чомна месте и т.д.).

Нередко нагрузка связана не только с видом движения, но и со степенью его усвоения и местом проведения. Так, если разучива­ются прыжки, то ребенок выполняет их медленно, а поэтому за отведенное время получается незначительное число повторений. Когда они будут освоены, то время, потраченное каждым ребен­ком на одно выполнение, значительно сокращается, а отсюда уве­личивается количество повторов на одном занятии, что, несом­ненно, сказывается на увеличении нагрузки. Новое движение ре­бенок выполняет осторожно, с большим психическим напряже­нием, его амплитуда движения незначительная. Усвоенные движе­ния выполняются размашисто, с большими количественными по­казателями, при этом ребенок прилагает максимальные усилия, что способствует увеличению физиологической нагрузки.

Для удовлетворения потребности растущего организма в дви­жениях, развития физических качеств, содействия укреплению различных органов и систем на занятиях должны быть обязательно физические упражнения", дающие высокую физическую нагрузку, иони должны сочетаться с двигательными действиями средней и низкой интенсивности.

Успешному усвоению техники выполнения сложных движений содействует наличие подводящих упражнений, которые могут вклю­чаться в вводную часть или в комплекс общеразвивающих упраж­нений.

Способы организации детей на занятии

I Эффективность обучения физическим упражнениям обеспечи­вается с помощью различных способов организации детей. Эти

способы при выполнении движений оказывают влияние на коли­чество повторений за отведенное время, обеспечивают управле­ние педагогом процессом усвоения материала, создают условия для осознанного овладения структурными компонентами движе­ния и позволяют детям учиться не только у педагога, но и у своих сверстников.

На физкультурных занятиях используется фронтальный способ организации, при котором все дети выполняют одно­временно одинаковое движение. Этот способ позволяет за выде­ленное педагогом время обеспечить достаточно высокую повторя­емость, что способствует быстрому образованию временных свя­зей, достижению высокой активности каждого ребенка и доста­точной физической нагрузки при выполнении любого движения. Но при этом педагог не может удержать в поле зрения всех детей, переключаясь на обучение одних, он не видит действия других. Поэтому при многократном повторении движения может закла­дываться его ошибочное выполнение ребенком и в последующем придется вносить в него коррекцию. Ребенок не имеет возможно­сти наблюдать за действиями других занимающихся. Этот способ вполне подходит для формирования первоначального представле­ния о новом движении, для овладения первоначальными действи­ями с каким-нибудь новым пособием (мячом, обручем, мешоч­ком и т.д.), когда создается ориентировка в выполнении. Напри­мер, фронтальное первоначальное выполнение подлезания под шнур в младшей группе, овладение целенаправленными действи­ями с мячом, подпрыгивания на месте и т.д., подбрасывание и ловля мяча, прокатывание мяча на противоположную сторону; прыжки со скакалкой (в средней группе) и т.д. Целесообразно фронтально выполнять движения не только на этапе первоначаль­ного разучивания, но и на этапе закрепления и совершенствова­ния. Следует учитывать, что фронтальный способ применим толь­ко к движениям, не требующим подстраховки от травматизма, и используется во всех частях физкультурного занятия.

Для выполнения физических движений обучающиеся могут быть разделены на группы, т.е. используется групповой способ организации детей. При этом каждая группа, как правило, упраж­няется в осуществлении определенных движений, поэтому коли­чество детей у одного снаряда значительно уменьшается. Спустя некоторое время подгруппы меняются местами, и это позволяет переходить к действиям на разных снарядах, что повышает инте­рес к занятию. При таком способе создается возможность для уг­лубленного разучивания движения одной подгруппой, а другие подгруппы в это время выполняют освоенные движения для их закрепления или в усложненных условиях. Достоинствами этого

способа является создание благоприятных условий для детального усвоения: небольшое число детей позволяет обеспечить достаточ­ное количество повторений для успешного овладения упражнени­ем, ребенок имеет возможность слышать указания взрослого, от­носящиеся к нему и к другим детям; небольшой перерыв между повторениями, с одной стороны, достаточен для восстановления сил, а с другой стороны — успешно образуются временные связи и есть условия для наблюдения за выполнением упражнения дру­гими детьми.

Знакомые физические упражнения дети выполняют без прямо­го надзора педагога, что развивает у них самостоятельность в ис­пользовании разученных движений, самоконтроль и самооценку. Данное движение включается в двигательный опыт ребенка. Груп­повой способ создает благоприятные условия для разучивания со­ставных элементов движения. Однако если на занятии разучивает­ся новое движение или способ его выполнения, то для закрепле­ния не может быть взято движение, требующее подстраховки.

Разновидностью этого способа является посменный, когда дети выполняют одно движение сменами (одновременно 3—4 че­ловека), упражнение в равновесии на четырех пособиях, спрыги-вание со скамейки и т.д.

Поточный способ предусматривает выполнение физичес­ких упражнений друг за другом, переходя от одних движений к другим. При этом одни дети заканчивают какое-то движение и пе­реходят к выполнению следующего, а другие только начинают выполнять первое. Этот способ обеспечивает почти непрерывность действий, формирует у детей гибкость навыка, умение переходить непосредственно к выполнению других движений, развивает спо­собность сочетания движений. Однако обучение новому физичес­кому упражнению при таком способе затруднено, поскольку мы­шечные ощущения, возникшие при первом выполнении этого движения, затем стираются при осуществлении знакомых двига­тельных действий, и, подходя вновь к воспроизведению разучива­емого движения, ребенок допускает ошибки. При этом он лишен возможности учиться от сверстников, так как занят выполнением своего движения.

Данный способ успешно решает задачи закрепления и совер­шенствования движений.

Существует индивидуальный способ организации, Когда дети выполняют одно движение в порядке очередности. В этом случае педагогу легко оценить качество выполнения движе­ния у каждого ребенка, делать индивидуальные указания. Другие Дети в это время наблюдают за действиями каждого выполняюще­го упражнения и воспринимают замечания. Индивидуальный спо-

соб обеспечивает подстраховку для предупреждения травматизма. Вместе с тем очередность снижает активность детей, однообразие приводит к монотонности, а отсюда — к отвлекаемости детей от процесса обучения. Такая организация не позволяет обеспечить до­статочное количество повторений для усвоения, снижает физио­логическую нагрузку, и к тому же образуется большой перерыв между повторениями.

Нередко воспитатель на занятии прибегает к сочетанию этих способов организации детей при выполнении физических упраж­нений. Так, внутри группового способа одни движения осуществ­ляются индивидуальным способом (прыжки в высоту с разбега, кувырки и т.д.), а другие — посменно (подтягивание на скамейке, упражнения в равновесии, подлезание и т.д.). Подобное сочетание используется и в поточном способе.

Наши рекомендации