Цель и задачи физической культуры. Основы физической культуры в вузе.
Целью физического воспитания студентов в Вузе является формирование физической культуры личности.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:
- понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовка ее к профессиональной деятельности;
- знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни;
- формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установка на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
- овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;
- обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;
- приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.
Физическая культура как научная дисциплина – компонент целостного развития личности. Это составная часть общей культуры и профессиональной подготовки студентов, неотъемлемая часть образовательного процесса, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство. Функции физической культуры проявляются в целенаправленном педагогическом процессе и выступают одним из факторов социокультурного бытия, обеспечивающих биологический потенциал жизнедеятельности обучаемых. Физическая культура способствует формированию у студентов привычки к здоровому образу жизни. В программе по физической культуре учитываются особенности обучения юношей девушек. В ней отражены цель и задачи, количество часов, отводимых на каждый раздел физической культуры, способы проверки и оценки физической подготовленности студентов, формы помощи и контроля. В обучении и воспитании студентов применять комплекс мер, средств, методов и форм физической культуры, направленных на физическое совершенствование и всестороннее развитие, соответствующее современному уровню общественного процесса. Процесс обучения предполагает:
- овладение основами личной физической активности;
- приобретение знаний, умений и навыков физической культуры;
- развитие координационных способностей;
- выработка навыков самостоятельной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности;
- развитие волевых, нравственных качеств и умственных способностей.
К этому следует добавить и формирование таких качеств, как гуманизм, радость общения в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Таким образом, требования, предъявляемые к системе образования, направлены на формирование гармонично развитой личности, в том числе средствами и методами физической культуры и спорта. Практика свидетельствует, что в Вузе имеются все возможности, чтобы подготовить физически крепких специалистов, обладающих высокими морально-волевыми, нравственно-духовными и психологическими качествами. В образовательной системе физическая культура находится в тесном единстве с другими учебными дисциплинами, дополняя друг друга в достижении единой цели – подготовки высококвалифицированных специалистов.
Что является основным документом самоконтроля? Раскройте его содержание.
Цель самоконтроля – самостоятельные регулярные наблюдения простыми, доступными средствами за физическим развитием, состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений или конкретного вида спорта. Основным документом самоконтроля является дневник. Для иллюстрации приводим примерный дневник самоконтроля.
Дата | Данные самонаблюдения | Функциональная проба задержка дыхания в сек. | ||||||||
субъективные | Объективные | |||||||||
Сон | Аппетит | Самочув- ствие | Работо- способность | Пульс в 1 | Дыхание в 1 | |||||
до | после | до | после | |||||||
Физических упражнений | На вдохе | На выдохе | ||||||||
5.05 | хор | уд | хор | хор |
В дневнике самоконтроля может найти отражение и ряд других показателей, как, например, мышечная сила, потоотделение, появление значительного утомления после занятий, производственной работы, ощущение боли в области сердца, печени, желудка и др.
В дневнике самоконтроля рекомендуется отмечать длительность сна, его качество и др. Аппетит отмечается как хороший, нормальный, пониженный, повышенный или же указывается на его отсутствие, отвращение к пище. Признаки нарушения пищеварения также отмечаются в дневнике. Обычно при соблюдении режима и систематических занятиях физическими упражнениями у человека бывает бодрое настроение, жизнерадостность, высокая работоспособность. В дневнике самоконтроля может быть запись: самочувствие хорошее, удовлетворительное или плохое. Необходимо обращать внимание на очень важный показатель пульса ритм. Функцию вегетативной нервной системы можно исследовать с помощью ортостатической пробы. Для оценки функционального состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем можно применять пробы с произвольной задержкой дыхания на вдохе (проба В.А. Штанге) и выдохе (проба Генче) в состоянии относительного мышечного покоя. При самоконтроле широко используется и данные антропометрии (измерение роста, веса, жизненной емкости легких, окружности грудной клетки, экскурсию грудной клетки, динамометрию, окружность талии, бедер, голени, плеча и др.).