Цель, задачи и направленность физической культуры детей школьного возраста

Цель - способствовать всестороннему, гармоническому развитию и подготовке детей к жизни, в первую очередь, к приобретению профессии и успешному включе­нию в трудовую деятельность.

В теории и практике физическом культуры детей всё многообразие задач приве­дено в стройную систему. Её основу составляют общие задачи, рассчитанные на решение во всех формах направленного использования средств физической куль­туры. К общим задачам относятся:

1. Содействовать нормальному формированию, гармоническому развитию рас-

Лекция 18 Физическая культура в системе воспитания детей школьного возраста

тущего организма; укрепить здоровье, повысить сопротивляемость организма не­благоприятным воздействиям внешней среды; повысить общую работоспособность;

2. Обучать основам техники движений; формировать и совершенствовать необ­ходимые в разнообразной двигательной деятельности знания, умения и навыки, обучить сознательному, творческому применению их в изменяющихся условиях дви­гательной практики; формировать культуру двигательных действий, воспитывать стремление к обеспечению их целесообразности, экономичности, практической эффективности и эстетической выразительности;

3. Совершенствовать двигательные и связанные с двигательной деятельностью, интеллектуальные, волевые и эмоциональные качества; приучить детей к рациональ­ной организации физических усилий, разумному использованию сил в соответствии с задачами и конкретными условиями соответствующей деятельности;

4. Воспитывать потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и использовании других средств физической культуры; обучить элементарным орга­низаторским и методическим знаниям и умениям, обеспечивающим самостоятель­ное использование средств физической культуры в личной жизни и при руковод­стве занятиями других лиц; приобщить к доступной спортивной деятельности и обес­печить постепенное повышение спортивных достижений;

5. Воспитывать высокие нравственные качества, приучить к организованности, дисциплинированности, ответственности за свои действия и поступки; воспитывать любознательность, трудолюбие, активность и самостоятельность в ученьи и труде, творческую инициативность; формировать эстетические потребнрсти и взгляды, воспитывать эстетические чувства.

Видоизменяясь в формулировках, перечисленные общие задачи представлены в программах, других официальных документах, а также в методических пособиях по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, средних специальных учебных заведений, коллективов физи­ческой культуры, ДЮСШ и др. Однако они являются лишь самыми общими ориен­тирами для практической работы, так как недостаточно определяют её конкретное содержание. Ими не раскрывается специфика основных направлений физического воспитания (общеподготовительного, профессионально-прикладного, спортивно-тренировочного) и не определяются составные элементы каждой общей задачи. Например, остается неизвестным, на какие органы необходимо оказывать влияние в целях гармонического развития растущего организма; какие конкретно знания, умения и навыки необходимо формировать или совершенствовать в определённом возрасте, учебной группе; какие специфические проявления тех или других двига­тельных качеств развивать и т.п. Остаются совершенно невыясненными частные ме­тодические задачи текущей учебно-воспитательной работы по успешному подве­дению учащихся к требуемому знанию, умению (или их совершенствованию) и др. Поэтому общие задачи требуют конкретизация применительно к отдельных учеб­ным заведениям, возрастным группам учащихся, формам использования физичес­кой культуры, этапам обучения и воспитания и даже непредвидимым ситуациям, возникающим в условиях реального учебно-воспитательного процесса.

Такая конкретизация задач частично представлена в программах общеобразо­вательных курсов физического воспитания, спортивных школ, секционных занятий коллективов физической культуры, в Единой спортивной классификации. Но в зна­чительной части она должна быть осуществлена творчески самим педагогом, исхо­дя из предлагаемого программного материала и нормативных требований к физи­ческой подготовленности учащихся. В результате анализа программного материа­ла и осмысления его назначения в свете общих задач планируется детальная сие-

227 Теория и методика физической культуры

тема узловых педагогических задач, исчерпывающих в основном официально пред­писанное содержание занятий. В зависимости же от конкретных условий (подго­товленности занимающихся, климатических, материально-технических и др.) в эту систему могут быть внесены некоторые изменения - дополнения, замены, переста­новки во времени и др.

Однако на этом конкретизация задач не завершается. Каждая, определённая таким путём, узловая образовательная, гигиеническая и воспитательная задача тре­бует дальнейшей детализации по узкометодическим соображениям, поскольку ре­альный процесс решения таких задач (например, научить опорному прыжку согнув ноги и т.п.) не является мгновенным, а состоит из ряда последовательных, строго дифференцированных актов, содержание которых тоже должно быть четко опреде­лено путём формулировки соответствующих частных узкометодических задач. Так, при обучении новому двигательному действию, необходимо предусмотреть созда­ние необходимых представлений, изучение отдельных элементов действия и свя­зей между ними, совершенствование действия в тех или иных условиях в целом и т.п. Все такие частные методические задачи должны определяться в каждом отдель­ном случае самим педагогом, руководствуясь знанием закономерностей физичес­кого развития, обучения и воспитания, влияния упражнений на занимающихся, а также пониманием особенностей и возможностей учеников, роли наличных усло­вий работы и других факторов.

Процесс дальнейшей конкретизации задач физического воспитания и исполь­зования других форм физической культуры труден и требует от педагога больших творческих усилий, постоянной мобилизации и обновления знаний, обогащения имеющегося опыта. Но только этим путём можно обеспечить надёжную целеуст­ремлённость и сознательность в работе (как своей, так и занимающихся), её чёткую организацию и продуктивность. Иначе она приобретает неопределенный, расплыв­чатый характер, становится малосодержательной, однообразной и шаблонной, ве­дущей к большим затратам времени.

Ведущей направленностью физического воспитания и использования других форм физической культуры в школьном возрасте является общеподготовительная. Подрастающее поколение должно получить широкое физическое образование, все­стороннее физическое развитие и воспитание, гарантирующее освоение любого общественно полезного вида деятельности, достижения в ней высоких результа­тов. На базе общего физического развития, образования и воспитания осуществ­ляется начальная спортивная подготовка, а с определённого возраста - для желаю­щих - специализация в избранном виде спорта. Значительной части молодёжи, по­святившей себя определённой профессии, обеспечивается соответствующая про­фессионально-прикладная физическая подготовка. Такое единство обусловлено общими для всех направлений методическими основами физкультурной работы.

Наши рекомендации