Социология молодежи (ОПД.Ф.04)
1. Молодежь в социальной структуре общества.Определение понятия «молодежь». Возрастные границы молодежного возраста в различных культурах. Социальный статус молодежи. Молодёжь как динамический элемент социальных преобразований. Молодежь в системе социального воспроизводства.
2. Социализация молодежи: понятие, значение и основные типы. Понятие социализации. Важность социализации для человека: проблема феральности. Первичная и вторичная социализация. Индивид как объект и субъект социализации. М. Мид: три типа культур с точки зрения характера трансляции опыта между поколениями. Постфигуративные культуры. Кофигуративные культуры. Префигуративные культуры: новый тип связи между поколениями.
3. Агенты социализации. Агенты: институциональные образования, группы и индивиды. Семья, референтная группа, образовательные институты, профессиональные коллективы, СМИ. Функции различных агентов социализации.
4. Психофизиологическая концепция социализации – З. Фрейд.Семья как основной агент социализации. Эффективная социализация как умение удовлетворять базовые потребности, не нарушая социальные запреты. Механизмы социализации: подражание, прямой запрет, замещение-подстановка. Ограничения психофизиологической концепции.
5. Теория коммуникативного развития. Дж. Мид.
Понимание символического смысла интеракции как результат социализации. Использование коммуникативных символов как необходимое условие успешного взаимодействия. «Обобщенный другой». «Значимые другие».
«Me» и «I» - два аспекта формирования самости.
Стадии социализации в раннем возрасте: Стадия имитации. Игровая стадия (стадия индивидуального играния роли). Стадия игры.
Важность референтной группы для социализации индивида.
6. Молодежные субкультуры. Понятие культуры и субкультуры. Молодежная субкультура и культура для молодых. Понятие контркультуры. Основные тенденции современных молодежных субкультур. Актуальные молодежные субкультуры. Значение субкультуры для социализации индивида. Деструктивные молодежные субкультуры: критерии деструктивности, причины появления, особенности профилактики девиаций.
7. Социальная стратификация молодежи. Понятие стратификации. Молодежь в системе социальной стратификации. Молодежь и имущественное неравенство. Факторы социальной мобильности молодежи. Миграция как фактор социальной мобильности. Формирование среднего класса.
8.Семья и проблемы молодежи.Семья как социальный институт: основные функции и тенденции. Трансформация семьи как института: перераспределение и качественные изменения ролей в семье, изменение семейно-брачных стратегий, демографических показателей.
9.Гендерные особенности современной молодежи.Понятие «гендера» как социального измерения пола. Гендерные стереотипы и их влияние на поведение индивидов. Гендерные различия. Изменение гендерных ролей. Гендерная дискриминация в молодежной среде.
10. Политические ориентации и гражданская активность российской молодежи. Электоральное поведение молодежи. Участие молодежи в политическом процессе общества. Радикальные молодежные движения. Молодежь в сфере межнациональных отношений.
11. Молодежь на рынке труда. Занятость молодежи. Безработица в молодежной среде. Особенности поведения на рынке труда. Карьерные стратегии современной молодежи. Миграция и эмиграция. Место профессиональной реализации и карьеры в системе ценностей молодого человека.
12. Методология социологических исследований молодежной сферы. Качественная и количественная методология: основные различия: цель, формализация данных, роль исследователя, обеспечение надежности, единицы, логика и способы анализа. Качественные методы: глубинное интервью, фокус-группа, неформализованное наблюдение, case-study, биографический метод, качественный анализ текстов. Количественные методы исследования: опросы, формализованное наблюдение, контент-анализ документов, анализ статистики.
13. Массовые опросы: основная характеристика метода. Виды массовых опросов: анкетирование, формализованное интервью. Этапы проведения исследования: постановка проблемы, изучение источников, написание программы (цели, задачи, объект, предмет, гипотезы, выборка, метод, интерпретация и операционализация понятий), разработка инструментария, пилотаж, корректировка. Полевой этап: особенности организации. Обработка и анализ полученных данных. Ограничения применения метода.
14. Глубинное интервью в социологических исследованиях. Цели исследования. Виды интервью: полуструктурированное, свободное, нарративное, диалоговое. Отбор участников исследования. Составление гайда. Обработка и анализ полученных данных. Экперт-опрос в исследованиях молодежной сферы.
15. Наблюдение в социологическом исследовании. Виды наблюдений: формализованное и неформализованное. Включенное и невключенное. Различные стратегии наблюдателя. Основные сложности метода: фиксация данных. Основные цели применения метода. Анализ полученных данных.
16. Фокус-группа: основная характеристика метода. Назначение метода. Особенности проведения фокус-групп. Модератор. Отбор и мотивация участников фокус-групп. Фиксация и расшифровка данных. Анализ полученных данных.
17. Эксперименты в социологии. Естественно-научная и психологическая традиция. Обеспечение надежности. Виды экспериментов. Классические и статистические модели. Эксперименты с нарушением привычного порядка (этнометодологические эксперименты).
18. Анализ документов в социологии. Понятие документа. Виды документов. Проблема достоверности документальных источников. 3 условных смысловых плана текста (Лотман).
19. Методы анализа текстовой информации в социологических исследованиях. Дискурс-анализ, традиционный анализ текста, «опрос» текста, информационно-целевой анализ, контент-анализ.