Краткое описание содержания теоретической части
разделов и тем дисциплины
СЕМЕСТР
ТЕМА 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студента(лекции 1-5)
Введение. Основные понятия в сфере физической культуры
Понятие– это основная форма человеческого мышления, устанавливающая однозначное толкование того или иного термина, выражая при этом наиболее существенные стороны, свойства и признаки определенного объекта (явления). В изучении вопросов теории и практики физической культуры большое значение отводится правильному пониманию основных понятий в данной области.
Термин физическая культурапоявился в конце 19 века в Англии в период бурного становления современного спорта. Уже само наименование физическая культура указывает на ее принадлежность к культуре. Современное емкое понятие культура охватывает всю совокупность способов и результатов человеческой преобразовательной деятельности, имеющих ценность для общества и личности.
Средства физической культуры:1)физические упражнения; 2) естественные силы природы; 3) гигиенические факторы; 4) информационные технологии.
Деятельностная сфера физической культуры:1) массовая физическая культура; 2) лечебная физическая культура; 3) спорт (олимпийский спорт и спорт для всех); 4) адаптивная физическая культура (и адаптивный спорт).
Массовая физическая культура. Массовую физическую культуру образуют физкультурная деятельность людей в рамках процесса физического воспитания и самовоспитания для своего общего физического развития и оздоровления, совершенствования двигательных возможностей, улучшения телосложения и осанки, а также занятий на уровне физической рекреации.
Физическая рекреация– это двигательно активный отдых и развлечения с использованием физических упражнений, подвижных игр, различных видов спорта, а также естественных сил природы, в результате которых получается удовольствие и достигается хорошее самочувствие и настроение, восстанавливается умственная и физическая работоспособность.
Лечебная физическая культура. Другое, также неспортивное по целям, направление физической культуры образует лечебная физическая культура (двигательная реабилитация), использующая специально подбираемые физические упражнения для лечения и восстановления функций организма, нарушенных в результате заболеваний, травм, переутомления и других причин.
Спорт в традиционном выражении физкультура и спорт вынесен не только за рамки физкультуры в узком понимании этого термина, но и за рамки физической культуры в широком смысле, так как включает в себя также виды спорта (например, шахматы, шашки, бридж, бильярд, стрельбу, ряд технических видов спорта и т.д.), непосредственно не связанные с большой двигательной.
Спортивная деятельность выполняет следующие социальные функции: 1) спорт как соревновательная деятельность; 2) спорт как средство разностороннего развития человека; 3) оздоровительно-рекреативная функция спорта; 4) спорт как зрелище, т.е. эстетическое свойство спорта; 5) спорт как сфера широких социальных отношений; 6) экономическое значение спорта.
Физкультурное воспитание – составная часть общего воспитания. Это учебный, педагогический процесс, направленный на освоение человеком личностных ценностей физической культуры. Оно включает: 1)спортивное, 2) физическое, 3) эстетическое, 4) валеологическое, 4) нравственное, 5) акмеологическое воспитание.
Основоположником научной системы физкультурного воспитания (первоначально – физического образования) является в России русский педагог, анатом и врач Петр Францевич Лесгафт (1837-1909). Созданные им в 1896 году «Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования» были первым в России высшим учебным заведением по подготовке специалистов физического воспитания, прообразом современного Санкт-Петербургского университета физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. Выпускники получают профессиональное высшее физкультурное образование. В нефизкультурных вузах студенты получают неспециальное (непрофессиональное, общее) физкультурное образование.
Физическое развитие – биологический процесс становления и изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни (рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.). Физическое развитие управляемо. Физическое развитие в известной мере обусловливается законами наследственности, закону возрастной ступенчатости, закону единства организма и среды. Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека.
Физическая подготовленность является внешним проявлением уровня физической активности: уровня развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости) и степени владения двигательными умениями и навыками,необходимыми для успешного осуществления определенного рода деятельности человека (профессиональный труд, воинская служба, спорт и т.д.). В практике физического воспитания физическая подготовленность определяется по результатам выполнения специальных тестов. Необходимый уровень физической подготовленности достигается в результате физической тренировки, называемой физической подготовкой.
Физическая подготовкаи ее результат – физическая подготовленность могут носить как общий характер (общая физическая подготовка или подготовленность – ОФП), так и направленный на определенный вид деятельности (специальная физическая подготовка или подготовленность).
Общая физическая подготовка направлена на достижение определенного уровня развития основных физических качеств, на овладение жизненно необходимыми умениями и навыками и является одной из основных составляющих процесса физического воспитания.
На основе общей физической подготовленности строится специальная физическая подготовка, в частности, спортивная и профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП), являющиеся не менее важными составляющими процесса физического воспитания.
Спортивная физическая подготовка направлена на целенаправленное развитие тех физических качеств и совершенствование тех двигательных умений и навыков, которые обеспечивают успех в определенном виде спорта.
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) обеспечивает развитие и совершенствование профессионально важных физических и психических качеств, а также повышение общей (неспецифической) устойчивости организма к неблагоприятным условиям профессиональной деятельности.
Функциональная подготовленность организма к физической нагрузке.Внешние проявления физической подготовленности человека обеспечиваются деятельностью (функционированием) костно-мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и других систем организма. Состояние систем организма, их реакция на испытываемую физическую нагрузку определяют функциональную подготовленность организма к физической нагрузке. Функциональную подготовленность отдельной системы организма оценивают с помощью так называемых функциональных проб.