Краткое описание содержания программы и его основной цели

Информационное письмо - приглашение

Уважаемые коллеги, базовая кафедра психолого-педагогических и методических основ работы в дошкольном, начальном и инклюзивном образовании и научно-образовательный центр «Инновационных педагогических технологий» Педагогического института ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ) при поддержке Владимирской областной общественной организации детей инвалидов и их родителей «Владимирские дети - ангелы» совместно с представителями Израильской группы Суламот – специалистами в области преодоления проблем в обучении и развитии детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), приглашает к участию в международной научной школе «Инклюзивное образование в современном образовательном пространстве» в рамках которой предполагается реализация программы переподготовки педагогических кадров «Построение процесса инклюзии, индивидуального сопровождения (тьюторства) и поддержки детей с РАС в общеобразовательной среде» в объеме 700 часов.

Международная научная школа «Инклюзивное образование в современном образовательном пространстве» будет проходить на базе педагогического института ВлГУ в очно-заочной форме с элементами дистанционного обучения в течение 8 месяцев период с декабря 2015 г. по июль 2016 г.

Значимость реализации данной программы определяетсятем, чтоинклюзивное образование является наиболее развивающей средoй, не только для многих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), нo также для их «нормативных» одноклассников.

Инклюзия детей с расстройствами аутистического спектра широко практикуется в мире, в частности в Израиле, т.е. все общеобразовательные школы Израиля готовы распахнуть двери для детей с ограниченными возможностями. Многие из таких детей не в состоянии справиться своими силами и государство назначает им помощников, которые сопровождают их в учебное время. В Российском образовании в настоящее время процесс интеграции инклюзии в массовое образовательное пространство и обеспечения детей с ОВЗ тьюторами только начинается, для чего необходима специальная подготовка.

В рамках реализации программы международной научной школы израильские специалисты готовы поделиться своим опытом и обеспечить практическое формирование у российских педагогов навыков тьюторского сопровождения детей с проблемами аутистического спектра, в том числе и тех, кто имеет нарушения зрения, слуха или моторики.

Участие в программе поможет более чётко понимать сферы затруднения своего воспитанника и скомпенсировать их. Специалисты помогут участникам разобраться в следующем:

- почемутрудности детей с диагнозом аутизм не вписываются в рамки нашего нормативного понимания;

- как можно понять ребёнка, который с лёгкостью и интересом обсуждает строение вселенной, но при этом не способен сам собрать портфель и впадает в истерику при любом изменении в привычном расписании уроков;

- как можно принять дикие прыжки на месте, которые производит одарённый маленький музыкант;

- почему талантливый математик не понимает таких простейших вещей, как уважительное отношение к старшим или начинает, в буквальном смысле, биться головой о стенку, обнаружив, что в бутерброде сыр вместо ожидаемой колбасы и т.д.

Специалисты – профессионалы научат участников программы понимать детей – аутистов, во-избежание постоянного попадания в тупик неподготовленных к работе с ними педагогов, помогут разобраться в том, почему аутисты нередко вызывают раздражение своими "нелогичными" на взгляд обычного человека поступками, а их наивность доходит до абсурда. Обеспечат возможность понимания педагогами того, что собой представляет деятельность тьютора, постижение содержания и смысла которой позволит понимать природу аутизма и применять различные способы эффективного взаимодействия с детьми с РАС, чьё восприятие и поведение сильно отличается от общепринятого. Продемонстрируют участникам специфику работы тьютора, который должен быть:

- связующим звеном между двумя мирами - аутичным и нормативным;

- способным понять не только лишь один из этих миров, в связи с чем его посредничество обречено на провал и он не сможет найти правильный путь того, как донести до аутиста общепринятые правила, а наоборот – будет владеющим в достаточной мере обоими "языками": нейротипичным и аутичным, что сможет служить ниточкой соединяющей эти миры.

Необходимость профессиональной подготовки тьюторов, сопровождающих детей с расстройствами аутистического спектра предполагает, что её результаты обеспечат возможность будущим тьюторам не только погрузиться, но и «дотронуться» до удивительного, до концa еще непостижимого аутичного мира.

Наряду с изучением коррекционных методик и инструментов инклюзии, тьюторы узнают об особенностях восприятия аутистов и способов эффективного взаимодействия с ними.

Краткое описание содержания программы и его основной цели

Цель программы заключается в предоставлении слушателям необходимого и достаточного набора знаний и практических методик, с помощью которых они, принимая прямое или косвенное участие в инклюзии детей с диагнозом аутизм в детских садах, общеобразовательных школах и социально-реабилитационных центрах смогут достичь максимального положительного результата.

В основу программы положена модель индивидуальной инклюзии с сопровождающим (тьютором), часто используемая в израильскох школах.

Программой предусматривается через чтение лекций и проведение практических занятий по каждой теме, которые будут затрагивать как академические, так и практические аспекты, формирование представлений слушателей о том, что особенностью тьюторской деятельности при работе с аутистами является охват не только времени сопровождения такого ученика в школе, но и времени используемого на поддерживающую домашнюю программу.

Программа включает в себя 3 блока oбучения, в каждый из которых встраивается тьюторская практика, длящаяся в течение одного учебного блока, не менее 3-х дней в неделю, в роли сопровождающего ребёнка с аутизмом(но не родителя этого ребёнка)вобщеобразовательном учреждении (детском саду, школе или социально-реабилитационном центре и т.п.), с написанием ежедневных подробных отчётов и участием в обучающих очных и дистанционных сессиях.

Освоение программы завершается выполнением выпускной квалификационной работы.

I Блок. Понимание аутизма и его проявлений, обзор коррекционных подходов

Статистика, и возможные причины. Начальные признаки, симптомы, способы диагностирования. Дифференциальная диагностика. Способы тестирования. Особенности детей с диагнозом аутизм. Проявления, особенности поведения, способы мышления и их влияние на адаптацию в обществе:

1. Сенсорная интеграция и особенности восприятия;

2. ТОМ – Theory of Mind (Модель Психического);

3. Weak central coherence (Слабое Центральное Cогласование);

4. Executive Functions (Исполнительные Функции);

Обзор методик и подходов коррекции и работы с аутистами, oрганизация учебной среды:

1. Поведенческий подход;

2. Эклектичный подход;

3. PECS – picture exchange communication system;

4. Методики обучения детей с РАС;

5. Визуальная поддержка;

6. Сенсорная интеграция;

7. Спорт.

Построение коррекционно-развивающей среды для детей с РАС:

1. Выявление проблемных областей;

2. Постановка целей, поддерживающих инклюзию;

3. Создание программы;

4. Документация и отслеживание результатов.

II Блок. Академическая и социальная инклюзия в школе

Что такое инклюзия? Существующие модели инклюзии. Определение целей и задач инклюзии. Академическая инклюзия, социальная инклюзия. Явное и скрытое сопровождение. Составление индивидуальной коррекционно-развивающей инфраструктуры для продвижения ребёнка. Согласование между всеми участниками, ответственными за инклюзию ребенка. Индивидуальная программа, поддерживающая инклюзию. Стратегии для создания и сохранения "легитимности" ребёнка в глазах окружающей среды. Оптимизации процесса инклюзии ребенка: во время уроков, во время перемен, и социальная интеграция послешкольных занятий. Планирование и контроль в различных видах деятельности: уроки, перемены, переходы от одного вида деятельности к другому, приспособление к изменениям в окружающей среде. Социальная интеграция: стратегии и механизмы. Игры, способствующие интеграции. Адаптация учебной среды. Объяснение затрудняющих материалов с помощью дробления и разложения. Построение индивидуальной программы, корректирующей трудности обучения. Практические инструменты, помогающие в инклюзии. Адвокация и самоадвокация (способы эффективного и социально-приемлимого отстаивания своих интересов) детей с аутизмом.

III Блок. Темы, сопровождающие и поддерживающие инклюзию

Социальные проекты, поддерживающие инклюзию. Способы вовлечения и поднятия осведомлённости педколлектива и родителей одноклассников. Законодательство и юридическая сторона вопроса инклюзии. Методики решения конфликтов, ведения переговоров. Oбщие программы, поддерживающие инклюзию и улучшающие общий климат в учебном заведении. Домашняя поддержка инклюзии.

Наши рекомендации