Правовая основа электронного библиотечного обслуживания

В соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» при создании открытых электронных библиотек большое значение имеет соблюдение авторских прав на использование интеллектуальной собственности, так как размещение в Интернете любых произведений равнозначно их публикации. В частности, в седьмом разделе главы 4 указывается, что экземпляры произведений, выраженных в цифровой форме, в том числе экземпляры произведений, предоставляемых в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться во временное безвозмездное пользование только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме. Помимо специальной регламентации порядка использования объектов интеллектуальной собственности в цифровой форме увеличен срок действия имущественного права на авторские произведения до70 лет со дня смерти автора. На произведения, выполненные по служебному заданию, включая сборники трудов, энциклопедические и периодические издания, срок действия увеличился, соответственно, до 70 лет со дня опубликования произведения. В этот период любое публичное использование объектов интеллектуальной собственности должно быть - согласовано с владельцами прав на его использование. По истечении 70 лет любой объект интеллектуальной собственности автоматически переходит в общественное достояние и может быть распространяем кем и как угодно, в том числе и через Интернет [154, с. 162].

Этика работы в электронном пространстве корпоративного и индивидуального пользователя

Существует этика работы в электронном пространстве корпоративного и индивидуального пользователя. В 1998 г. на заседании Комитета по культуре Совета Европы были рассмотрены все аспекты этой проблемы и сделан вывод, что только этический подход может способствовать формированию представления об Интернете как о положительном факторе развития общества, а не угрозе ему. Известные правила «сетевого этикета»:

1.«Помни о человеке.

2.Во время коммуникации в режиме on-lineпридерживайся тех же правил поведения, что и в реальной жизни.

3.Знай, в каком месте сетевого компьютерного пространства ты находишься.

4.Уважай чужое время и пропускную способность.

5.Будь вежлив при общении в режиме on-line.

6.Делись специальными знаниями.

7.Не выплескивай эмоции.

8.Уважай частную жизнь других людей.

9.Не пользуйся своими возможностями в дурных целях.

10.Прощай чужие ошибки» [22].

112

Семинарское занятие

Тема: «Электронная библиотека как новая форма организации библиотечного обслуживания».

Задание Подготовить выступления по следующим темам:

1. Отличие библиотечного обслуживания в режимеon-lineи off-

line.

2.Первая электронная библиотека. Когда и где она появилась?

3.Новый эволюционный процесс, называемый информатизацией. Чем он был вызван в России в середине 1990-хгг.?

4. Что подразумевается под понятием«электронная библиотека»

икакое определение данного термина предложили А. Б. Антопольский

иТ. В. Майстрович?

5.Названия электронных библиотек в зависимости от способа соз-

дания.

6.Названия электронных библиотек в зависимости от состава документов.

7.Классификация электронных библиотек по целевому назначению.

8.Типология электронных библиотек.

9.Назовите наиболее известные и крупные Российские электронные библиотеки.

10.Кто относится к самым активным пользователям коммерческих электронных полнотекстовых ресурсов в России?

11.Правовая основа виртуального библиотечного обслуживания согласно положениям Гражданского кодекса РФ «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации».

12.Правила «сетевого этикета».

14 Вопросы для проверки знаний

1.Дайте современное определение термина «библиотечное обслуживание».

2.В каком году и под каким названием вышел первый вузовский учебник, отобразивший систему знаний по библиотечному обслуживанию?

3.Перечислите основные функции библиотечного обслуживания.

4.Принципы библиотечного обслуживания.

5.Назовите основные документымеждународного уровня осуществления библиотечного обслуживания.

6.Назовите основные документы, обеспечивающие библиотечное обслуживание в Российской Федерации.

7.Сколько положений содержит «Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря»? Назовите основные.

8.В чем состоит главное значение «Кодекса...», по Вашему мнению?

9.Какие документы имеют наиболее важное значение для современного специалиста, участвующего в процессе библиотечного -обслуживания?

10.Что представляет собой документ«Информационное общество: вызов Европе. Политическая декларация» (1997 г.)?

11.Какую роль должна играть библиотека для современного -общества в соответствии с положениями «Манифеста ЮНЕСКО о публичных библиотеках»?

12.По каким основным направлениям развивается научная классификация читателей?

13.На каком принципе основана типология читателей?

14.Назовите известные Вам периоды изучения читателей в России после 1917 г.

15.Какие методы применялись в ходе исследований по изучению читателей?

16.Назовите типообразующие признаки читателей.

17.Какие основные признаки определил Н. С. Карташов в универсальной классификации читателей?

18.Какие критерии типологии читателей предложили Ю. М. Тугов, Ю. С. Зубов и С. А. Трубников?

19.Какие типологии читателей существуют сегодня?

20.Какая типология читателей разработана наиболее глубоко?

21.По каким признакам И. Е. Рыскин в 30-егг. XX в. разделил читателей на три группы?

22.На чем основываются типологии читателей С. А. Трубникова, Л. И. Беляевой, В. А. Минкиной?

23.Кто предлагал универсальную классификацию читателей?

24.Кто из исследователей осуществил прорыв в формировании информационной культуры личности?

25.Что дает студенту изучение теории«информационной куль-

туры»?

26.Что влияет на развитие информационной культуры личности?

27.Кто из библиотековедов разрабатывал теорию библиотечного общения?

28.В чем состоит основная функция библиотечного общения?

29.Назовите три варианта (основные виды) библиотечного обще-

ния.

30.Дайте определение термину «библиотечное общение».

31.В чем заключается отличие в характере общения библиотекаря

содним читателем, с группой или аудиторией?

32.По каким основаниям В. А. Бородина характеризует конфликтные ситуации?

33.Назовите основные причины возникновения конфликтов.

34.В каких случаях в процессе библиотечного обслуживания чаще всего возникают конфликтные ситуации?

35.Какие издержки производственного характера могут вызвать конфликтную ситуацию?

36.Какие способы предотвращения конфликтов Вы знаете?

37.Кто внес наиболее весомый вклад в информационное обеспечение публичных центров правовой информации (ПЦПИ)?

38.Какие специализации библиотечной профессии появились в последние годы?

39.Назовите приоритетные направления библиотечного обслуживания в настоящее время.

40.В чем заключается правовая социализация личности и социальная роль ПЦПИ?

41.С чего началась история создания ПЦПИ?

42.Назовите основные направления работы ПЦПИ при публичных библиотеках.

43.Основные пользователи ПЦПИ.

44.Назовите правовые базы данных ФСО России.

45.Какие категории граждан принято называть «пользователями с особыми потребностями»?

46.Назовите приоритетные направления деятельности детских библиотек.

47.Расскажите о роли семейного чтения.

48.Какие мотивы чтения преобладают у юношества?

49.Назовите модели деятельности юношеских библиотек, выделенные современными исследователями.

50.Кто внес наибольший вклад в изучение библиотечного обслуживания пользователей с ограниченными возможностями?

51.Что послужило толчком к осмыслению проблемы библиотечного обслуживания «пользователей с особыми потребностями»?

52.Какие документы были разработаны и приняты в РФ и на меж-

дународном уровне по библиотечному обслуживанию пользователей

сограниченными возможностями?

53.Что означает «библиотерапия»?

54.Какими качествами должен обладать библиотекарь, обслуживающий пользователей с ограниченными возможностями?

55.Что послужило причиной выделения в РФ таких категорий пользователей библиотек, как национальные меньшинства и мигранты?

56.В чем заключается задача публичных библиотек при обслуживании представителей национальных меньшинств и мигрантов?

57.Что представляет собой технологический процесс библиотечного обслуживания?

58.Какие бывают читательские запросы?

59.Какие технологии выполнения читательского запроса в традиционной и в электронной среде имеют общие операции?

60.По каким основаниям классифицируют читательские интересы?

61.Как формируется читательский интерес?

62.Какие основные виды библиотечных услуг Вы знаете?

63.Дайте определение термину «библиотечная услуга».

64.Расскажите о новых технологиях в организации библиотечного обслуживания, появившиеся в последние годы.

65.В чем сущность индивидуального библиотечного обслуживания в российской и западной традициях?

66.Назовите основные научные концепции индивидуального библиотечного обслуживания.

67.Сформулируйте главные цель и задачи индивидуального библиотечного обслуживания.

68.Перечислите универсальные методы индивидуального библиотечного обслуживания в библиотеках всех типов и видов.

69.Какие Вы знаете основные виды беседы?

70.Расскажите о методе составления индивидуального планового

чтения.

71.Какие формы передачи информации в процессе индивидуального библиотечного обслуживания существуют сегодня?

72.Какие методы индивидуального информирования применяются

В научных библиотеках?

73.Что означает термин «эффективность»?

74.Какие оценки включает система показателей эффективности библиотечного обслуживания?

75.Методы оценки библиотечного обслуживания.

76.Как определяются: средняя книгообеспеченность, обращаемость фонда, посещаемость, читаемость и нагрузка на библиотекаря?

77.Назовите основные показатели результативности библиотечного обслуживания.

78.Что является показателем качества выполнения библиотечной услуги?

79.Для чего нужна систематическая оценка услуг, выполняемых библиотекой?

80.Дайте определение термину «массовая работа».

81.Сформулируйте цель и задачи массовой работы библиотек.

82.С какими организациями и учреждениями взаимодействуют библиотеки при проведении массовых мероприятий?

83.Что Вы знаете об опыте библиотечного массового обслуживания за рубежом?

84.Что означает слово«коммуникация», и какие ее формы Вы

знаете?

85.На чем базируется групповое библиотечное обслуживание?

86.По каким признакам формируются читательские группы?

87.Какие формы и методы используются для осуществления группового и фронтального обслуживания читателей?

88.Когда и где стали организовывать первые книжные выставки? Дайте определение книжной выставки.

89.Какие признаки положены в основу классификации выставок?

90. Перечислите известные Вам виды библиотечных выставок

иосновные технологические этапы их подготовки.

91.Что такое библиографический обзор. Перечислите его типы

ивиды, технологию подготовки.

92.Расскажите историю возникновения и технологию проведения «Дня информации» и «Дня специалиста». В чем общность и различие данных мероприятий?

93.Что вы знаете о читательских конференциях?

94.Назовите формы информационного обеспечения групповых досугово-любительских потребностей.

95.Опишите технологию организации клубов по интересам.

96.Перечислите показатели эффективности массового(фронтального и группового) библиотечного обслуживания.

97.Расскажите об истории появления абонемента в мировой библиотечной практике.

98.Дайте определение существующим видам абонемента(общий, функциональный, групповой, отраслевой, открытого доступа).

99.В чем состоит проблема дифференцированного обслуживания на индивидуальном и коллективном(семейном и бригадном) абонементе?

100.Расскажите об эволюции форм организации абонемента на разных этапах общественных отношений к проблемам развития - би блиотечной отрасли.

101.Какие Вы знаете методы работы с «задолжниками»?

102.Что общего в организации всех видов абонемента?

103.Когда и где впервые была применена форма МБА как межбиблиотечной выдачи / получения изданий на время?

104.По какому принципу строится система МБА в России и что это означает?

105.Расскажите об особенностях библиотечного обслуживания на заочном, межбиблиотечном и международном абонементах.

106.В каком году и кем в России была разработана технология электронной доставки документов (ЭДД)?

107.Какие условия, заложенные в законодательных актах Российской Федерации, должны соблюдать библиотеки, обслуживающие пользователей по ЭДД?

108.Перечислите виды читальных залов.

109.Что представляет собой электронный читальный зал?

110.Что означает термин «медиатека»?

111.Какие информационные услуги и продукты предоставляют своим пользователям медиатеки?

112.Что необходимо для организации медиатеки?

113.Что представляют собой артотека, диатека, видеотека?

114.Назовите основные формы внестационарного библиотечного обслуживания.

115. Расскажите об организации библиотечного обслуживания с помощью библиобусов: устройство библиобуса, разработка маршрутов, содержание работы.

116.Чем отличается технология обслуживания в библиобусе от обслуживания в стационарной библиотеке?

117.Какова роль библиобусов в странах с большой территорией: России, США, Великобритании, Канаде и др. Конкурсы на «лучший библиобус».

118.Кратко перескажите историю книгоношества в России в XIX –

XX вв.

119.Расскажите о социальном значении книгоношества в современной России.

120.Какое место занимает книгоношество в библиотечном обслуживании зарубежных стран?

121.Расскажите о библиотечных пунктах выдачи документов (универсальных, специализированных) и особенностях организации их работы.

122.В чем отличие передвижных библиотек от пунктов выдачи документов?

123.В чем заключается основное положение документа: «Ответственность библиотек перед престарелыми», который был принят Американской библиотечной ассоциацией в 1964 г.?

124.Где и когда появилась первая электронная библиотека?

125.Когда в России впервые стали создаваться электронные -библиотеки?

126.Дайте определение электронной библиотеке, которое предложили А. Б. Антопольский и Т. В. Майстрович.

127.Какие пункты Правил«сетевого этикета» из «Манифеста ИФЛА об Интернете» Вы знаете?

15 Примерная тематика рефератов, курсовых работ

1.Библиотечное обслуживание в современной социокультурной ситуации.

2.Роль библиотек в социализации личности.

3.Библиотечная психология и педагогика: пути развития.

4.Современное прочтение библиопсихологии Н. А. Рубакина.

5.Библиотека и пользователь: проблемы общения.

6.Центры правовой информации при публичных библиотеках.

7.Библиотеки – центры деловой информации.

8.Читательская и информационная культура библиотекаря.

9.Профессионализм и речевая культура библиотекаря.

10.Нормы профессионального поведения библиотекаря.

11.Библиотечное общение. Основные барьеры библиотечного общения.

12.Библиотечное обслуживание пользователей с особыми потребностями:

– дети, юношество, пожилые;

– пользователи с ограниченными возможностями;

– национальные меньшинства и мигранты.

13.Особенности понимания сущности индивидуального библиотечного обслуживания в российской и западной традиции.

14.Роль массового библиотечного обслуживания в культурной политике государства.

15.Технология библиотечного обслуживания.

16.История организации массового библиотечного обслуживания

В России.

17.Значение массового библиотечного обслуживания в расширении влияния библиотеки на местное сообщество.

18.Роль новых подразделений библиотеки( медиатеки, артотеки, правовых центров и др.) в библиотечном обслуживании.

19.Внестационарные формы библиотечного обслуживания.

20. Абонемент открытого доступа: история внедрения на Западе

ив России.

21.Эволюция форм организации абонемента на разных этапах развития библиотечного обслуживания.

22. История внестационарного библиотечного обслуживания

В России и зарубежных странах.

23.Новая форма организации библиотечного обслуживания: электронная библиотека.

24.Правовая база библиотечного обслуживания в электронном пространстве.

Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу

1.Библиотечное обслуживание: цели, задачи, принципы, основное содержание.

2.Основные теоретические концепции библиотечного обслуживания.

3.Законодательная база библиотечного обслуживания в России и мире.

4.Чтение как социально-психологический процесс.

5.История изучения читателей в России.

6.Из истории изучения читателей в какой-либо зарубежной стране.

7.Основные методы изучения читателей при социологическом подходе.

8.Основные методы изучения чтения при психологическом подходе.

9.Читатель и чтение по XX в.

10.Типология чтения: основные подходы.

11.Культура чтения и информационная культура: понятие, структура, содержание.

12.Информационная культура личности как интегральный показатель читательского развития.

13. Основные характеристики библиотекаря как профессионала

И личности (по данным российских и зарубежных исследований).

14.Место библиотечной профессии в психологической классификации профессий. Понятие профессиограммы.

15.Индивидуальное библиотечное обслуживание: цели и задачи.

16.Принципы предоставления услуг библиотечного обслуживания. Номенклатура библиотечных услуг.

17.Сравнительный анализ предоставляемых библиотечных услуг в российских и зарубежных библиотеках.

18.Общее и особенное библиотечного обслуживания в библиотеках различных типов.

19.Обслуживание различных категорий читателей в библиотеках различного типа: содержание, методика, организация.

20.Теоретические и методические основы массового библиотечного обслуживания.

21.Задачи подразделений отделов обслуживания (медиатека, артотека, правовой центр и др.).

22.Массовое библиотечное обслуживание как средство расширения влияния библиотеки.

23.Современные массовые формы библиотечного обслуживания.

24.Организация внестационарного библиотечного обслуживания в России и за рубежом.

25.Виртуальное (электронное) библиотечное обслуживание.

26.Правовая основа виртуального(электронного) библиотечного обслуживания.

27. Этика работы в электронном пространстве корпоративного и индивидуального пользователя.

Список рекомендуемой литературы

Основная литература

1.Азарова, В. А. Обслуживание читателей: техника профессионального поведения. – Самара, 1998. – 146 с.

2.Алтухова, Г. А. Профессиональная этика библиотекаря: учеб. пособие.2-еизд., испр. и доп. – М. :Изд-воМГУКИ, 2000. – 112 с.

Наши рекомендации