Методы индивидуального библиотечного обслуживания

Универсальными эффективными индивидуальными формами
и методами для библиотек всех типов и видов являются такие услуги,
как беседа, информирование, рекомендация и некоторые другие.  
Индивидуальная беседа – базовый метод библиотечного обслужи-
вания. В зависимости от конкретных условий и цели общения индиви-
дуальная беседа может быть нескольких модификаций: ориентирую-
щей (при первичной записи в библиотеку); тактической (при реко-

мендации книги, тематики чтения и т. п.), корректирующей (при оказании помощи в повышении информационной культуры).

Метод составления индивидуального планового чтения актуален для детей и учащихся. В современной практике библиотек применяются три вида планового чтения:

·типовые планы чтения, составленные на основе анализа наиболее распространенных запросов пользователей;

·списки литературы по актуальным темам;

·индивидуальный план чтения, составленный библиотекарем и читателем.

К плановому чтению привлекаются: дети, учащаяся молодежь, а также пользователи библиотек, занимающиеся самообразованием, увлеченные какой-либотематикой(животный мир, здоровый образ жизни, историческая литература и т. д.).

Метод индивидуального информирования предполагает информирование конкретного пользователя с учетом его индивидуальных информационных потребностей. В процессе индивидуального обслуживания применяются следующие формы: рекомендации, выполнение справок (библиографических, тематических, фактографических и др.) и консультации, при которых способами передачи информации являются передача информации непосредственно пользователю, по электронной почте, телефону или факсу, копирование, в том числе на электронные носители информации.

Современными методами информационного обслуживания пользователей являются избирательное распространение информации (ИРИ), дифференцированное обслуживание руководителей (ДОР) и оперативное сигнальное информирование (ОСИ), которые чаще всего используются для информирования тех пользователей, чья деятельность имеет высокую социальную значимость и интеллектуальную емкость, например, ученых и специалистов в научных и академических библиотеках [138].

С помощью ИРИ распространяется вновь появившаяся информация, соответствующая постоянным информационным запросам потребителей информации (ГОСТ 7.73-96«Поиск и распространение информации. Термины и определения»).

Основная цель ИРИ – содействие поддержанию знаний пользователей на современном уровне, создание предпосылок для постановки новых научных задач и их эффективного решения с учетом достижений отечественной и зарубежной науки, техники и технологии.

Система ИРИ должна соответствовать требованиям абонентов: оперативно и регулярно с максимальной полнотой обеспечивать первичными документами (или их копиями), кратким раскрытием содержания, с обязательной обратной связью.

Максимальная полнота обслуживания в режиме ИРИ особенно актуальна для научных работников и специалистов. Это требование осуществляется путем отбора информации, соответствующей запросу: документов, поступивших в библиотеку, библиографических источников (реферативных журналов, зарубежных и отечественных БД, ресурсов Интернета).

Раскрытие содержания документа осуществляется посредством составления: реферата, аннотации, перевода заглавия с иностранного языка, набора ключевых слов. Наличие реферата, аннотации или ключевых слов делают возможным оценку документа не только с точки зрения соответствия содержания потребностям абонента, но и позволяют сделать вывод о степени полезности предоставляемой информации.

Оперативность и регулярность доведения информации обусловлены необходимостью своевременного ознакомления потребителя со всем новым, что происходит в интересующей его предметной области. Нерегулярное поступление информации приводит к ее неэффективности или бесполезности.

Постояннодействующая обратная связь позволяет судить о результативности обслуживания и оценивать соответствие запросам передаваемой абонентам информации.

Технология ИРИ состоит из следующих операций: выявление состава абонентов; анализ информационных потребностей (ИП), определение тематики информирования; отбор источников информации, выбор информационно-поискового языка (ИПЯ); установка обратной связи с пользователем. В настоящее время функционируют традиционные (ручные) и автоматизированные системы ИРИ.

Системой ИРИ могут обслуживаться индивидуальные и коллективные пользователи, а их состав и количество определяется важностью работы.

Эффективность функционирования системы ИРИ определяются коэффициентами релевантности и пертинентности, которые выводятся на основе анализа оценки информации пользователями и показывают степень соответствия отправленной и полученной информации - ин формационному запросу и потребностям абонентов.

Дифференцированное обеспечение руководства(ДОР) предусматривает обеспечение руководителей различных уровней специально подготовленной информацией, предназначенной для решения задач управления.

Обеспечение руководства в режиме ДОР строится по принципу системы ИРИ. Различие между ДОР и ИРИ заключается в том, что по системе ИРИ абонентам направляется сигнальная информация, а режим ДОР предполагает предоставление тщательно отобранной, аналитически переработанной информации, исключающей в большинстве случаев необходимость обращения к первоисточникам.

Оперативное сигнальное информирование (ОСИ) – это система текущего оперативного доведения до пользователей сигнальной -информации о содержании наиболее значимых журналов мира по-различным отраслям науки, техники и общественной жизни в соответствии с их постоянно действующими тематическими запросами. Информирование осуществляется на основе отечественных и зарубежных баз данных, отражающих оглавления большинства издающихся научных журналов в мире, сгруппированных по научным направлениям или издательствам[138].

Дистанционное индивидуальное обслуживание осуществляется при помощи Интернета, электронной почты.

Наши рекомендации