Внестационарные формы библиотечного обслуживания

В российских библиотеках применяются разнообразные формы внестационарного обслуживания читателей: множество мелких насе­ленных пунктов, микрорайонов, вахтовых поселков, небольших пред­приятий и учреждений обслуживаются биб.шотечными пунктами — территориально обособленными подразделениями библиотеки, работу в которых ведет ее внештатный работник или библиотекарь-доброволец; путем организации коллективных и бригадных абонемен­тов комплекты книг направляются в трудовые коллективы, бригады; для обслуживания территориально удаленных от стационарной би­блиотеки групп населения применяются передвижные библиотеки (библиобусы и др.) и выездные читальные залы; в сельской местности и для обслуживания лиц, которые по каким-либо причинам не могут посещать библиотеку, особенно большое значение имеет доставка книг на дом (надомный абонемент, книгоношество), которая в совре­менных условиях чаще всего осуществляется автотранспортом; воз­можность получения произведений печати и других документов непо­средственно по месту жительства или работы путем пересылки по почте дается также через заочный библиотечный абонемент (ЗБА).

Значение внестационарных форм библиотечной работы состоит также и в том, что они позволяют рационально построить сеть би­блиотек, особенно в сельской местности, поскольку создавать ста­ционарную библиотеку в каждом мелком населенном пункте нецеле­сообразно и неэкономно.

Библиотечные пункты, коллективные и бригадные абонементы, передвижные библиотеки являются наиболее распространенными формами внестационарного обслуживания читателей. Свое проис­хождение они ведут от "библиотек-передвижек", которые стали функ­ционировать в России по инициативе отдельных земств в начале XX в. Они использовали небольшие комплекты книг, выделяемые для этих целей стационарной библиотекой. После прочтения в одном месте данные книги перевозились в другое. Отсюда и произошло назва­ние — передвижная библиотека. В Олонецкой губернии применялись передвижные сумочные библиотеки для обслуживания наиболее глу­хих населенных пунктов, а в проекте развития сети библиотек в Самарской губернии упоминались даже специальные фургоны с воз­чиками-библиотекарями, которые совершали ежедневные объезды определенного района.

В 20-е гг. библиотечные пункты и передвижные библиотеки рас­сматривались как наиболее целесообразный путь приближения книги к малоподготовленным читателям. I Всероссийкий библиотечный съезд (1924 г.) пришел к выводу, что под передвижной библиотекой следует понимать комплект книг, частично обновляемый по мере использования сообразно запросам читателей, обстужшающий определенный библио­течный пункт, где с ним ведется библиотечная работа. Такое понимание передвижной библиотеки в отечественном библиотековедении удержи-ьалось вплоть до начала 80-х гг., когда по ГОСТу 7.26—80 "Библиотечное дело. Основные термины и определения" были введены уточнения, согласно которым понятие "передвижная библиотека" стало применяться именно к тем библиотекам, которые меняют свое место­нахождение (библиотека-автомобиль, библиотеки-суда, библиотека-вертолет, катер и т. п.). Прежнее применение терминов "передвижная библиотека" и "филиал библиотеки" (в значении "библиотечный пункт") стало считаться недопустимым.

В настоящее время библиотечные пункты организуют многие мас­совые библиотеки. Для открытия такого пункта организация заклю­чает со стационарной библиотекой договор. Обслуживание отдель­ных предприятий может совершаться по платным договорам. При ЦБ, ЦДБ или библиотеках-филиалах, имеющих более 15 внестацио­нарных пунктов, создаются специальные фонды для их комплектова­ния и выделяются штатные работники. Таким образом гарантируется поступление в библиотечные пункты новой и другой литературы, пользующейся спросом среди читателей.

В некоторых крупных городах существуют самостоятельные пере­движные фонды (библиотеки внестационарного обслуживания). Это библиотеки, предназначенные целиком для организации библио­течных пунктов и оказания методической помощи библиотекарям-добровольцам. Их основной задачей является концентрация всех имеющихся сил на создании библиотечных пунктов в клубах, обще­житиях, на небольших предприятиях и в учреждениях. Для библиоте­карей-добровольцев и активистов-читателей проводятся разнообраз­ные массовые мероприятия: обзоры книг, диспуты, встречи с писателями, читательские конференции и др.

Хорошо или плохо работает библиотечный пункт — во многом зависит от его книжного фонда. Для того чтобы правильно его сфор­мировать, нужно знать читателей, их интересы. Фонды библиотечных пунктов, как правило, универсальны. Они включают литературу по основным отраслям знаний, актуальную мировоззренческую, попу­лярную художественную, детскую литературу. Производственная литература подбирается с учетом экономического профиля обслужи­ваемых хозяйств, предприятий, профессиональных потребностей чи­тателей. Опыт организации некоторыми массовыми библиотеками отраслевых библиотечных пунктов, комплектующихся только специ­альной литературой по соответствующей отрасли знания (на фермах, в медпунктах и в детских садах), мало себя оправдал, так как читате­ли требовали и литературу для общеобразовательного и развлека­тельного чтения. Однако не следует впадать и в другую крайность, делая упор исключительно на беллетристику.

В небольших населенных пунктах внестационарная точка нередко является единственным источником получения библиотечной книги, которой пользуются различные категории читателей. Количество книг в библиотечном пункте обычно составляет от 50 до 200 экз. (из расчета 2—3 книги на одного читателя). Выделение большего количества книг нецелесообразно, так как библиотекарю пункта трудно ориентироваться в большом фонде, поддерживать в нем порядок и отвечать за его сохранность. Необходимо вовремя заменять книги, прочитанные большинством читателей.

Содержание работы с читателями в библиотечных пунктах опре­деляется теми же целями и задачами, которые стоят перед стационар­ной библиотекой. Однако следует также учитывать специфику обслу­живаемого контингента, профессиональные и общеобразовательные интересы пользующихся библиотечным пунктом лиц. Библиотекари пункта имеют дело с людьми, которых хорошо знают, что облегчает индивидуальную работу с читателями. Читателей следует знакомить с "Информационным бюллетенем новых поступлений в фонд ЦБС", с популярными библиографическими пособиями. На библиотечных пунктах проводятся выставки-просмотры литературы из фондов ЦБ или библиотеки-филиала, в ведении которой эти пункты находятся. Для обеспечения библиотечных пунктов периодическими изданиями привлекаются средства организации, которую обслуживает пункт, используется помощь спонсоров.

Библиотекари-добровольцы обычно подбираются из лиц, любя­щих книги, достаточно подготовленных и ответственно относящихся к выполнению своих обязанностей. Однако эти выделенные органи­зацией лица, как правило, не имеют специального библиотечного образования и в библиотеках раньше не работали. Поэтому стацио­нарная библиотека должна оказывать им методическую помощь. Процесс обучения включает два основных этапа: первоначальное обучение (инструктаж, практика) и дальнейшее повышение библио­течной квалификации (семинары, совещания по обмену опытом рабо­ты и др.).

Важное значение имеет первый инструктаж библиотекаря-добровольца. Его необходимо ознакомить с задачами работы би­блиотеки, правилами пользования библиотечным пунктом, показать, как следует вести формы учета и отчетности.

Главное в методической помощи библиотечным пунктам — оказывать ее на месте, во время их посещения. Штатный работник, методист показывает, как следует провести беседу о книгах, органи­зовать книжную выставку, как вести учет своей работы. Он не просто рассказывает, а показывает и сам проводит то или иное мероприятие.

Все большее значение приобретает организация внестационарного обслуживания с использованием автотранспорта, библиобусов. Библиобус (библиотека-автомобиль, автобиблиотека) — передвижная библиоте­ка, располагающаяся в специально оборудованной автомашине.

Это важное средство привлечения населения к чтению появилось в 40-е гг. В 1940 г. курсировала автобиблиотека, обслуживавшая читателей в Красно­горском и Химкинском районах Московской области. Проект такой библиотеки осуществили преподаватели и студенты Московского библиотечного института (ныне МГУК). Автобиблиотека функцио­нировала при самом институте. В послевоенные годы библиотеки-автомобили довольно успешно использовались для обслуживания сельских читателей, проживающих в степных и лесостепных районах нашей страны. Однако расчеты на то, что автобиблиотека может полностью заменить сельскую библиотеку, тогда не оправдались.

Новый стимул к развитию обслуживания населения книгой с по­мощью библиобусов дала централизация (70-е гг.). Поступление ав­томашин в ЦБС способствовало улучшению условий пользования библиотечными фондами.

В настоящее время в городах библиобусы используются для об­служивания предприятий, не имеющих библиотек, окраин, районов новой застройки и рабочих поселков, где нет еще возможности от­крыть стационарную библиотеку, а необходимость в ней есть (достаточное количество населения и т. п.). В сельской местности би­блиобусы используются для обслуживания населенных пунктов, уда­ленных от стационарной библиотеки. Их применяют для обслужива­ния чабанов, животноводов на отгонных пастбищах, рабочих на лесных разработках, строителей. Библиобусы служат также для акти­визации внутрисистемного книгообмена, устройства выездных вы­ставок, открытых просмотров литературы.

Во многом поучителен опыт работы библиобусов за рубежом (Великобритания, Дания, Франция, Финляндия, США, Япония и др.), где они осуществляют выезды по маршрутам, обслуживая население в определенные дни и часы. Использование библиобуса становится наиболее эффективным, когда он работает в две смены: в первую по­ловину дня обслуживает школы, дома престарелых, другие учрежде­ния; вечером — читателей, занятых днем на работе. По свидетельству К. Сакса (Финляндия), такая постановка внестационарного обслужи­вания удовлетворяет читателей.

Качество обслуживания во многом зависит от обеспечения библи­обуса необходимым оборудованием — витринами, каталожными шкафами, столом выдачи книг, облегченными складными читатель­скими столами и стульями, тентом, Техническими средствами пропа­ганды книги. Повышение комфортабельности, проходимости машин, обеспечение их специальным оборудованием и квалифицированным персоналом позволит более широко использовать эту ферму библио-течного обслуживания как в городах, так и в сельской местности.

Любая библиотека, как бы хорошо она ни была скомплектована, не может обеспечить все требования читателей, пользуясь только одним своим фондом. Часть запросов удовлетворяется за счет внутри­системного книгообмена. Что же касается другой ласти запросов на книги, отсутствующие в библиотеке, то она может быть удовлетворе­на через межбиблиотечный абонемент (МБА). МБА — библиотечный абонемент, основанный на взаимном использовании фондов библио­тек страны в соответствии с заключенным договором и установлен­ными правилами.

Сущность МБА заключается в том, что библиотеки в случае от­сутствия в фондах необходимых читателям книг запрашивают их по МБА из других библиотек, которые и высылают в установленном порядке в адрес библиотеки-заказчицы запрашиваемые произведения печати и иные материалы или их копии.

МБА применялся в России в начале XX в., но тогда он использо­вался от случая к случаю только в научных библиотеках. В середине 30-х гг. в него включаются и массовые библиотеки, а в 1969 г. приня­то "Положение о единой общегосударственной системе межбиблио­течного абонемента в СССР", что способствовало его развитию и совершенствованию. Одновременно вводилось территориально-ступенчатое направление и перенаправление заказов на литературу, что объяснялось необходимостью лучше использовать местные книж­ные ресурсы. По этой системе книги, отсутствующие в фонде той или пион ЦБС, могли быть получены из областной библиотеки, и только при отсутствии их в библиотеках области заявка пересылалась в центральные республиканские библиотеки (универсальные юти от­раслевые). Активизации МБА способствовало также внедрение стан­дартов "Единая государственная система межбиблиотечного абоне­мента" (ГОСТ 7.31—81) и "Единая государственная система межбиблиотечного абонемента. Общие требования" (ГОСТ 7.31—89). Эти документы устанавливали основные положения, структуру, поря­док функционирования МБА и технические требования к блан­ку-заказу по МБА.Ослабление межведомственных связей, наблюдае­мое в последние годы, и внедрение для коллективных абонементов (библиотек и организаций) платных услуг многое изменило в поста­новке и функционировании МБА. Практически отсутствует строгая регламентация направления и перенаправления заказов, хотя такое перенаправление и продолжает осуществляться. Многие библиотеки перешли на договорные отношения, взимают плату за обслуживание по МБА организаций, посторонних по отношению к патронируемой сети библиотек.

По МБА могут быть получены как отечественные, так и ино­странные издания, имеющиеся в фондах библиотек (за исключением художественной литературы, которая может быть получена только для научной работы, и рукописей, в том числе диссертации). Практи­чески не высылаются уникальные издания, газеты, документы боль­шого формата (атласы, карты и др.).

Произведения печати и другие материалы, полученные по МБА, не выдаются читателям на дом, а предоставляются для чтения только в помещении библиотеки. Они хранятся отдельно от фонда библиотеки в специально закрытом шкафу. Такой порядок продиктован заботой о сохранности книг, так как по МБА в большинстве случаев посы­лается литература весьма нужная читателям.

Документом, по которому абонент МБА несет ответственность за сохранность полученных по МБА изданий, является бланк-заказ или телетайпограмма, фототелеграмма. Операции МБА по своему харак­теру требуют единого оформления во всех библиотеках и органах информации по всей территории страны. Это достигается стандарти­зацией бланка-заказа.

Многие читатели еще недостаточно осведомлены о МБА, откры­ваемых этой формой обслуживания возможностях удовлетворения запросов на научную и научно-производственную литературу. По­этому библиотекам следует его рекламировать, используя плакаты, посвященные специально МБА, путеводители по библиотекам, па­мятки, листовки. Большую роль в осведомлении читателей о прави­лах пользования МБА играет- живое слово библиотекаря. Для рекла­мы МБА нужно всячески использовать местную печать, радио, телевидение. МБА популяризируется на различных совещаниях, се­минарах библиотечных работников, в методических письмах и па­мятках для библиотек.

Перспективы МБА связаны с развитием взаимодействия и коорди­нации в работе библиотек, активизацией использования фондов депози­тарного хранештя, созданием систем сводных каталогов, использованием современных технических средств (телегайпная, фототелеграфная и фак­симильная связь, глобальные компьютерные вычислительные сети, ко­пировально-множительная техника и др.). Большое значение для опе­ративного выполнения заказов имеет создание электронных каталогов совместно с автоматизированными поисковыми системами.

Особым видом МБА является международный межбиблиотечный абонемент (ММБА). С его помощью читатели получают необходи­мые им иностранные издания или их копни, отсутствующие в фондах российских библиотек. Все возрастающее значение придается разви­тию ММБА во всех странах, что вызвано возрастанием роли научной информации в жизни общества, снятием информационных барьеров, расширением связей между научно-исследовательскими учреждениями и библиотеками разных стран. В организации работы по междуна­родному абонементу учитываются рекомендации ИФЛА и междуна­родных совещаний специалистов по вопросам сводных каталогов и межбиблиотечного абонемента.

ММБА возник еще в конце XIX в., когда некоторые страны Евро­пы установили двусторонние соглашения о взаимоиспользовании фондов своих библиотек. В нашей стране интенсивное развитие ММБА началось в середине 50-х гг. Тогда же было разработано "Положение о международном абонементе" (1955 г.), основанное на "Положении о международном библиотечном абонементе", принятом ИФЛА в 1954 г. В 1976 г. разработано новое "Положение о междуна­родном абонементе библиотек Советского Союза", в котором опреде­лены основные принципы его организации, задачи, футгкции библио­тек-участниц, установлены функции координационных и методических центров.

В настоящее время крупнейшие библиотеки самостоятельно уста­навливают связи по ММБА на валютной или безвалютной основе. Стремление выполнить с помощью ММБА как можно больше зака­зов на иностранную литературу привело к тому, что количество за­прашиваемых из-за рубежа изданий значительно превысило число отосланных по просьбе зарубежных партнеров. Поэтому целый ряд стран потеряли интерес к сотрудничеству по ММБА с украинскими библиотеками, требуя оплату услуг в купонах Всемирного Почтового Союза, в виньетках (Франция), в долларах или на специальных ан­глийских бланках. Из-за недостатка валютных средств российские библиотеки вынуждены сдерживать прием запросов от читателей на зарубежные издания. В то же время стремительно возрастает долг зарубежным странам за предоставление литературы по ММБА.

Возникла необходимость упорядочения взаимоотношений в меж­дународной библиотечной деятельности. Как считают специалисты, первым шагом к новым условиям взаимодействия библиотек России и других государств можно считать эквивалентный обмен заказами как средство безвалютного расчета. Требуется также развитие базы ко­пировально-множительной техники и выделение необходимого объе­ма валютных ассигнований для ММБА.

При удовлетворении заявок по международному абонементу ори­гиналы все чаще заменяются копиями. Этому способствует междуна­родное соглашение по авторскому праву, которое разрешает репро­дуцировать почти всю литературу в научных, учебных и просветительских целях. Эти проблемы не являются, однако, только «украинскими». Библиотекари всего мира ограничены в средствах на приобретение необходимых читателям материалов. Выходом из создавшегося положения является объединение библиотек в консорциумы для создания единого информационного пространства и предложения новых видов услуг, в том числе электронных доставки документов.

Как и прежде, работа служб МБА, а теперь служб электронной доставки, строится на основе сводных каталогов, позволяющих быстро установить место хранения нужного читателю документа. Создаваемые в настоящее время сводные электронные каталоги предусматривают функцию прямого заказа необходимых материалов.

Объектом ЭДД является электронный документ, благодаря чему он может содержать самую различную информацию, а не только текстовую. В качестве средства передачи используются компьютерные сети связи, а стоимость доставки не зависит от удаленности источника. Для обеспечения электронной доставки документов, существующих на традиционном бумажном носителе, библиотека использует различные способы перевода их в электронную форму.

Сегодня в сервис-систему электронной доставки документов должны входить следующие компоненты:

• автоматизированный заказ литературы (в том числе через Интернет) с помощью межбиблиотечной поисковой системы;

• автоматизированная электронная доставка документов в виде ска­нированных изображений страниц.

По мере развития службы электронной доставки библиотеки форми­руют полнотекстовые базы данных часто запрашиваемых документов, что значительно сокращает трудоемкость и стоимость обслуживания. Элект­ронная доставка документов является дорогостоящей процедурой. Повы­шение ее экономической эффективности связано с расширением круга пользователей этой услугой, а также с корректировкой комплектования (прежде всего, подписки на периодические издания) каждой из библиотек-, участниц.

Электронная доставка документов может осуществляться несколькими способами (в зависимости от ситуации может быть избран любой из них):

• пересылка файла с изображением страниц документа на электронный адрес «основной» библиотеки читателя с последующей распечаткой на принтере и предоставление читателю копии на бумажном носителе;

• пересылка файла на электронный адрес читателя;

• помещение файла на РТР - или НТТР- сервер, откуда его забирает сам читатель (в этом случае может понадобиться уведомление читателя о выполнении услуги);

• пересылка файла средствами ICQ или аналогичной программы по каналу оп-Нпе поддержки читателей.

Однако, несмотря на развитие электронных способов доставки доку­ментов, традиционный МБА не исчерпал себя, особенно когда читателю требуется издание целиком (монография, диссертация и т. д.), а не его фрагмент. Но когда речь идет о сравнительно небольших объемах, то элект­ронная доставка документов вне конкуренции.

Среди возникающих проблем помимо технических (приобретение биб­лиотеками необходимого оборудования, организация рабочих мест электрон­ной доставки) нужно назвать и правовые, связанные с необходимостью со­блюдения законов об авторском праве и интеллектуальной собственности.

.

Наши рекомендации