Система библиотечного обслуживания детей и юношества

В основных документах по библиотечной деятельности разработаны принципы организации сети: рациональное размещение сети библиотек в соответствии с демографическим составом населения с учётом развития отдельных регионов и отраслей народного хозяйства, взаимодействие библиотек и взаимоиспользование БФ, общая доступность и бесплатность; государственный характер управления библиотечной деятельностью. Основным документом по организации сети в РБ является Положение об организации единой сети. Основная цель – максимальное приближение информационных ресурсов к месту жительства, работы, учёбы, рациональное размещение библиотек и обеспечение взаимодействия между ними. В положении написано, в городе детская библиотека создаётся на 5-7 тысяч в возрасте 3-15 лет, если 300 детей – детская. Отделение: в каждом учебном заведении - библиотека. Централизация детских библиотек: 1. в городе, где функционирует 8 и более детских библиотек – они объединяются. В ЦБСДБ во главе, которой ЦГДБ. 2. если в городе меньше 8 детских библиотек, то они входят на правах детского филиала в городе или смешанная ЦБС. Детские б-ки – это центры, которые планомерно обеспечивают библиотечное обслуживание детей. на них возлагаются задачи: обслуживание старших дошкольников, школьников до 14 лет; удовлетворение запросов учителей, вожатых, родителей и других лиц, ведущих работу с детьми (на детскую книгу, материалы по педагогике чтения); оказание методической помощи школьным б-кам региона. школьная б-ка – структурное подразделение школы и развивается как ее органичная часть. юношеская б-ка – широкая доступность, универсальность фондов, равномерное распределение по территории страны для обслуживания юношества в возрасте от 14 до 21 года, так же воспитателей руководителей юношеского чтения. Упорядочение сети библиотек достигается путём: реорганизацией и перепрофилированием библиотек, открытием новых библиотек, укрупнением сети библиотек, расширением внестационарного обслуживания, перераспределением фонда. Пути усовершенствования обслуживания: централизация и децентрализация сети библиотек; ежегодный пересмотр планов обслуживания; укрепление сети; внедрение бригадного аб-та.

Взаимодействие детских и школьных б-к:

Приобщение детей и юношества к пользованию б-ми:

Усовершенствование библиотечного обслуживания детей и юношества:

Вклад знаменитых библиотековедов в развитие науки

О библиотечном деле

ХIХ в. – начали разрабатываться вопросы упорядочения библиотек, организации книжных фондов, составление каталогов.

1809 г. – Оленин «Опыт нового библиотечного порядка для С-Петербургской императорской библиотеки»

1826 г. – Рейса «Расположение библиотеки императорского московского университета

Работы посвящены классификации книжных фондов.

Середина ХIХ в. работы Собольщикова – которые посвящены усовершенствованию общественных библиотек и рассмотрению библиотечной работы в Европе.

Поддерживалась главная задача библиотек использование фондов, важно создание каталогов.

Пер. половина ХIХ в. – революционный подъем в обществе, что отразилось на создание публичных и народных библиотек.

30-ые годы ХIХ в. Герцен, Чернышевский, Добролюбов – общедоступность библиотек, демократизация библиотек, библиотека должна повышать уровень политического и культурного развития.

1910 г. – журнал «Библиотекарь»

Этот период библиотековедения возник как эмпирический, т.е. практическая отрасль знания.

Библиотековеды 19- начала 20 века:

М.А.Рубакин: (1862-1946) Выдающийся деятель народного просвещения, сыграл ведущую роль в демократизации теории и практики библиотечного дела России, много сделал для пропаганды чтения и изучения читательских интересов. (Психология читателя и книги. Краткое введение в библиотечную психологию. 1929 г.) Разработал теорию отбора книжного ядра фонда б-ки.

Л.Б.Хавкина: (1871-1949) Занимается деятельностью публичных б-к. 1911 – «Б-ки и их организация». «Управление небольшими б-ми», «Книга и б-ка» 1918г. Зн6ачительный вклад внесла в подготовку библиотечных кадров, разработала таблицу авторских знаков.

Деятельность Н.К.Крупской:

Ю.В.Григорьева: Историю русского библиотековедения написал.

О.С.Чурбарьянова: выделил общее и частное библиотековедение.

Вклад в развитие современного библиотековедения К.И.Абрамова:

К.И.Абрамова: занималась историей библиотечного дела в СССР и России.

А.М.Ванеева: написал историю развития библиотековедения в СССР.

М.С.Карташова: внес значительный вклад в теорию общего библиотековедения.

Ю.М.Столярова: разработал и обосновал 4-х элементную модель б-ки, внес значительный вклад в теорию БФ, организацию обслуживания в б-ке.

Разработка проблем теории и практики библиотечного дела в работах белорусских библиотековедов.

Деятельность И.Б.Симоновского: первый директор НББ,

Я.И.Хлебцевича:

Наши рекомендации