Подразделения библиотечного обслуживания «некнижными носителями»
К отделу библиотечного обслуживания относятся такие подразделения библиотеки, как медиатека, артотека, диатека, видеотека.
Термин медиатека имеет французские корни и определяется как библиотека, специализирующаяся на некнижных носителях информации. Медиатека– это общедоступный информационный, образовательный и культурный центр, организуемый в целях непрерывного образования, развития личности на протяжении всей жизни и удовлетворения ее потребностей, связанных с общим самообразованием и учебой. Занимаясь в медиатеке, пользователи приобретают знания, умения и навыки работы с некнижными носителями, овладевают компьютерной и видеокультурой, при формировании которой учитываются психофизиологические особенности акустического и образно-вербального восприятия.
Номенклатура информационных продуктов медиатеки состоит из следующих услуг: выдача документов на различных носителях; прослушивание и проигрывание; проведение культурных программ; организация выставок; просмотр кино-,видео- и телепрограмм; запись информации на различные носители; копирование документов; обучение работе с компьютерной, видео-,аудио-,лазерной техникой и обучение новым технологиям; прокат оборудования, аппаратуры, носителей информации и др. Организация медиатеки требует специального помещения, мебели, оборудования для создания рабочих мест.
Составными частями медиатеки являются артотека, диатека, видеотека. Артотека– это собрание репродукций картин, как средство обслуживания способствует решению задач духовного и эстетического развития человека. Диатека – это коллекция слайдов и диафильмов. Видеотекапредставляет собой собрание различных фильмов на компакт дисках. Специфические фонды данных подразделений библиотеки требуют определенных условий организации и хранения. Большинство крупных и небольших (например, школьных) российских и зарубежных библиотек имеют медиатеки. Во Франции, Германии и других странах Европы, а также в США медиатеки существуют и как отделы библиотек, и как самостоятельные учреждения, например, Штутгартская медиатека или медиатека им. Ж.-П.Мельвилля в Париже[131].
Семинарское занятие
Тема: «Эволюция форм организации абонемента на разных этапах общественного отношения к проблемам развития библиотечной отрасли».
Задание Подготовить выступления по следующим темам:
1.История появления абонемента в мировой библиотечной практике.
2.Виды абонемента (общий, функциональный, групповой, отраслевой, открытого доступа), их определения.
3.Проблема дифференцированного обслуживания на индивидуальном и коллективном (семейном и бригадном) абонементе.
4.Эволюция форм организации абонемента на разных этапах общественного отношения к проблемам развития библиотечной отрасли.
5.Методы работы с «задолжниками», используемые библиотеками.
6.Когда и где впервые была применена форма МБА как межбиблиотечной выдачи / получения изданий на время?
7.Принципы системы МБА в России.
8.Особенности библиотечного обслуживания на заочном, межбиблиотечном и международном абонементах.
9.Технология электронной доставки документов (ЭДД). В каком году и кем в России она была разработана?
10.Условия, заложенные в законодательных актах Российской Федерации, по ЭДД.
Практическое занятие
Тема: «Организация работы различных видов абонемента».Задание
I. Посетить различные виды абонемента и изучить их работу(читальный зал, абонемент выдачи документов на дом, МБА и др.).
II. Выявить и рассказать об отличиях в технологии работы абонементов.
Внестационарные формы библиотечного обслуживания
Наряду со стационарным библиотечным обслуживаниемсу существует внестационарное, то есть обслуживание читателей вне стен библиотеки. Данный вид библиотечного обслуживания выполняет важную социальную роль по предоставлению основных библиотечных услуг тем, кто по какой-то причине не может посещать библиотеку. Традиционными формами внестационарного библиотечного обслуживания являются пункты выдачи книг, передвижные библиотеки, в том числе библиобусы и книгоношество.
Библиотечные пункты
Пункты выдачи документов организуются в населенных местах, где нет стационарной библиотеки, а также могут быть временно открыты на предприятиях, в общежитиях, в городских парках, летних детских лагерях и т. д. При организации пункта соответствующее учреждение заключает договор со стационарной библиотекой, которая передает в пункт выдачи издания, периодически обновляя их. Тематический и видовой состав фонда формируется в зависимости от -потребностей реальных и потенциальных пользователей пункта, которых обслуживает штатный библиотекарь стационарной библиотеки.
Передвижные библиотеки
Такое название получиликомплекты книг, выдаваемые стационарной библиотекой, которые после прочтения читателями в одном населенном пункте передавались в другой. Широкое распространение передвижные библиотеки получили в первые годы Советской власти, поскольку с их помощью до населения доводились решения партии и правительства. Кроме того, в 1920-егг. передвижные библиотеки обслуживали войска Красной армии, а позднее – в годы Великой Отечественной войны – Советской армии, постоянно меняющие места дислокации.
В настоящее время передвижные библиотеки также актуальны, так как они способствуют продвижению чтения в нечитающие слои населения: например, обслуживание народов Севера, ведущих кочевой образ жизни и т. д. За рубежом передвижные библиотеки обслуживают дома престарелых и инвалидов, тюрьмы, больницы.
Подвижные формы внестационарного библиотечного обслуживания: библиобусы, книгоношество
Наиболее распространенной формой передвижной библиотеки в наши дни является библиобус. Библиобус– это специально оборудованный под передвижную библиотеку автобус, в котором помимо различных видов документов имеются компьютеры и электронные носители информации. Помимо традиционного обслуживания сотрудники библиобуса организуют встречи с писателями, актерами, ведут справочную и даже исследовательскую работу по изучению потребностей своих пользователей. Маршрут, время стоянок, режим работы библиобуса определяются стационарной библиотекой по согласованию с местными властями. Технология обслуживания в библиобусе ничем не отличается от обслуживания в стационарной библиотеке. Библиобусы активно используются во многих странах, имеющих большие или слабо населенные территории: США, Аргентине, Австралии, Греции, Великобритании[22].
Книгоношество – доставка книг пользователю на дом– является традиционной формой внестационарного обслуживания, которая может быть организована самой маленькой библиотекой. Эта форма библиотечного обслуживания применяется в отношении инвалидов и пожилых людей, а наибольшее распространение получила в зарубежной практике. Книгоношество способствует сохранению числа пользователей библиотеки, а также играет гуманную роль, помогая пожилым и немощным людям сохранять социальные связи, реализуемые через чтение и общение.
Американской библиотечной ассоциацией был принят документ: «Ответственность библиотек перед престарелыми» (1964 г.), одним из основных положений которого является обязанность библиотек предоставлять библиотечное обслуживание в формах, соответствующих потребностям престарелых, включая инвалидов или находящихся в соответствующих социальных учреждениях, подобная ситуация наблюдается в библиотеках европейских стран, а также Канады и Японии [22].
Семинарское занятие
Тема: «Основные формы внестационарного библиотечного обслуживания».
Задание Подготовить выступления по следующим темам:
1.Основные формы внестационарного библиотечного обслуживания.
2.Организация библиотечного обслуживания с помощью библиобусов: устройство библиобуса, разработка маршрутов, содержание работы библиобуса.
3.Чем отличается технология обслуживания в библиобусе от -обслуживания в стационарной библиотеке?
4.Роль библиобусов в странах с большой территорией: из опыта работы библиобусов в России и зарубежных странах(США, Великобритания, Канада и др.), конкурсы на «лучший библиобус».
5.Кратко перескажите историю книгоношества в России XIX–XXвв.
6.Социальное значение книгоношества в современной России.
7.Какое место занимает книгоношество в библиотечном обслуживании зарубежных стран?
8.Библиотечные пункты выдачи документов(универсальных, специализированных) и особенности организации их работы.
9.В чем отличие передвижных библиотек от пунктов выдачи документов?
10.Определите основное положение документа: «Ответственность библиотек перед престарелыми», принятом Американской библиотечной ассоциацией в 1964 г.
13 Виртуальное (электронное) библиотечное обслуживание