Принципы библиотечного обслуживания
Основными принципами библиотечного обслуживания являются: доступность, приоритет читательских потребностей, запросов и прав читателя. Соответствие обслуживания читательским потребностям рассматривается как закон «конгруэнтности», из которого вытекают особенности библиотечного обслуживания в зависимости от господствующего политического режима (тоталитарного, авторитарного, либерального, демократического). Кроме перечисленных соблюдаются такие принципы, как полнота, оперативность, комфорт, дифференцированный подход, а также систематичность, плюрализм, диалогичность, наглядность, краеведческий подход [7, с. 13–23].
Многообразие принципов с некоторыми уточнениями и дополнениями можно систематизировать в четыре группы:
Принцип целесообразности, развития, демократизации, комфортности (технологической и психолого-педагогической). Каждый из них включает еще несколько принципов.
Так, принцип целесообразности включает следующие составляющие: конгруэнтность, востребованность, включенность, воспроизводимость, краеведческий подход, социальную ипсихолого-педагогическую эффективность, экономичность.
Принцип развития включает развитие целей, средств, методов и технологий обслуживания, информационных потребностей пользователей, информационной культуры читателя и библиотекаря, информационных ресурсов и услуг и т. д.
Принцип демократизации предполагает наличие плюрализма в идеологическом, содержательном и организационно –методическом аспектах и т. д.
Принцип комфортности (технологической и психолого-педагогической) базируется на активности, коммуникативности, компетентности, корпоративности и т. д.
Задачи библиотечного обслуживания по отношению к личности и обществу:
·снижение барьеров (физических, интеллектуальных, технических, организационных, межличностных, финансовых) доступности получения пользователем необходимой ему информации и библиотечных услуг;
·постоянное изучение читательских и информационных интересов, запросов и потребностей пользователей в целях наиболее полного их удовлетворения;
·расширение номенклатуры и повышение уровня креативности предоставляемых пользователю услуг;
·содействие формированию культуры чтения и информационной культуры пользователей;
·продвижение чтения в нечитающие слои общества.
При осуществлении библиотечного обслуживания помимо принципов необходимо опираться на фундаментальные положения(законы), сформулированные еще классиками библиотековедения(Ш. Ранганатаном, Дж. Шира, Н. А. Рубакиным): «Книги предназначены для использования»; «Библиотека – растущий организм»; «Каждому читателю – его книгу».
Влияние социально-философских теорий на формирование теоретических основ библиотечного обслуживания
Цели, задачи, направления библиотечного обслуживания определяются исторической ситуацией, социокультурными процессами, происходящими в обществе, и, прежде всего, тем отношением общества к личности и, следовательно, к читателю, которое доминирует в этот период времени в общественном сознании.
Таким образом, в основе той или иной концепции библиотечного обслуживания, принятой в обществе в определенный период его развития, лежит отношение к читателю, то есть та или иная концепция читателя.
Исследование, проведенное В. Я. Аскаровой, показывает, что на протяжении всего времени развития России как читающего государства (X–XXвв.) «бытовали и сложно, часто конфликтно взаимодействовали четыре концепции читателя: консервативно-охранительная, либеральная, революционно-радикальная и коммерческая»[4]. Каждая из этих концепций прошла определенный путь развития и главной становилась та из них, которая наиболее полно отвечала социальной и социокультурной ситуации в стране.
Приведем концепции библиотечного обслуживания [22]:
·идеологическая концепция (основана на отношении к библиотеке как к идеологическому учреждению);
·педагогическая концепция (существовала с первых лет Советской власти, но стала наиболее выражена в период ослабления администра-тивно-команднойсистемы управления в стране);
·просветительская концепция (сформировалась в период пере-
стройки, с введением плюрализма);
·социализирующая концепция (основывается на теории социализации личности, сформулированной в XX в. как альтернатива теории воспитания);
·информационная концепция (стала формироваться в последнее десятилетие XX в. Она базируется на свободном доступе к информации и ориентирована на читателя).
Необходимо заметить, что в разных типах библиотек главенствовать будут разные концепции, например, для научной библиотеки– информационная, для юношеской – социализирующая, для детской – педагогическая.
Задание
I.Сравните основные концепции библиотечного обслуживания
вРоссии и в одной из зарубежных стран.
II. Проанализируйте и расскажите о влиянии социально-философ-ских концепций на формирование теоретических основ библиотечного обслуживания:
· воспитательной ценности знания;· личность – субъект воспитания;
· личность – субъект и объект социализации;· суверенность развития личности;
· основа развития личности – свободный доступ к информации;· просвещения;· руководства чтением;
· библиотечной педагогики;
· библиотечного обслуживания как средства социализации личности и др.
Семинарское занятие
Тема: «Основные теоретические концепции библиотечного - об служивания».
ЗаданиеПодготовить ответы на вопросы:
1.Кто провел исследование по изучению концепций библиотечного обслуживания в России?
2Сколько и какие концепции были выявлены?
3.Исторические периоды нашей страны, в которые главенствующей становилась та или иная концепция.
4.Чем определялась и на чем основывалась каждая из названных концепций?
5.Суть и цели концепций читателя.
6.Кем поддерживалась та или иная концепция читателя?
7.Какая концепция наиболее ярко была выражена во взглядах выдающегося ученого и просветителя Н. А. Рубакина?
8.Отношение современных исследователей к концепциям читателя.
9.Сколько и какие концепции читателя присутствуют в современном российском обществе, какая из них наиболее отчетливо проявляется сегодня?
10. Чем вызвано укрепление существующей концепции читателя в России?