Теория личностного развития человека Э. Эриксона
Основное содержание социогенетического подхода наиболее ярко представлено в концепции Э. Эриксона (1902—1994), Он пересмотрел некоторые важные психоаналитические положения, сделав акцент на развитии Я индивида.С одной стороны, Эриксон придерживался психоаналитических представлений о значении адаптации человека к своему социальному окружению, признавал биологические и, сексуальные основы возникновения мотивационных системи личностных качеств, опирался на структурную модель личности, разработанную Фрейдом. Так же как и Фрейд, Эриксон считал, что стадии развития личности предопределены генетически, порядок их развертывания по мере созревания неизменен.
Однако в отличие от фрейдистского подхода, основное внимание в эго-психологии отводится нормальному, здоровому личностному развитию, которое связано с осознанным решением жизненных проблем. Эриксон подчеркивал значимость исторического и культурного контекста развития личности, его несводимость к индивидуальным взаимосвязям с родителями в раннем возрасте.
Центральное положение теории Эриксона состоит в том, что каждый человек на протяжении жизни проходит восемь стадий, на каждой из которых ему выдвигается социальное требование. Проблема, встающая перед индивидом в его социальном развитии, создает кризисную ситуацию. Успешное разрешение кризиса связано с установлением определенного компромисса между крайностями, между противоположными состояниями сознания, баланса в пользу позитивного компонента. Благоприятный результат — включение в Эго нового позитивного качества (например, инициативности или трудолюбия). Но исход конфликта может оказаться и неудачным, и тогда в структуру Эго встраивается негативный компонент (базовое недоверие или вина). Неразрешенная задача переносится на следующую стадию, где справиться с ней тоже возможно, но это гораздо труднее и требует большего напряжения сил. Таким образом, люди преодолевают характерные противоречия стадий с разным успехом и с разной скоростью — в этом состоит принцип концепции Эриксона.
Рассмотрим подробнее выделенные Эриксоном психосоциальные стадии развития личности, стадии жизни:
1. Младенчество: базальное доверие - базальное недоверие. Первая психосоциальная стадия - от рождения до конца первого года - соответствует оральной стадии, по Фрейду. В этот период закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия, «уверенности», «внутренней определенности». Главным условием выработки чувства доверия к людям Эриксон считает качество материнской заботы.
2. Раннее детство: автономия - стыд и сомнение. Этот период продолжается от одного до трех лет и соответствует анальной стадии, по Фрейду. Биологическое созревание создает основу для появления новых возможностей самостоятельного действия ребенка в целом ряде областей (например, стоять, ходить, карабкаться, умываться, одеваться, есть). С точки зрения Эриксона, столкновение ребенка с требованиями и нормами общества происходит далеко не только при приучении ребенка к горшку, родители должны постепенно расширять возможности самостоятельного действия и реализации самоконтроля у детей. Идентичность ребенка на этой стадии может быть обозначена формулой: «Я сам» и «Я - то, что я могу».Разумная дозволенность способствует становлению автономии ребенка. В случае постоянной чрезмерной опеки или же, напротив, когда родители ожидают от ребенка слишком многого, того, что лежит за пределами его возможностей, у него возникают переживание стыда, сомнение и неуверенность в себе, приниженность, слабоволие. Таким образом, при удачном разрешении конфликта Эго включает в себя волю, самоконтроль, а при негативном исходе - слабоволие,
3. Возраст игры: инициативность — вина. В дошкольном периоде, который Эриксон называл «возрастом игры», от 3 до 6 лет, разворачивается конфликт между инициативой и виной. Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, пробовать новое, контактировать со сверстниками. В это время социальный мир требует от ребенка активности, решения новых задач и приобретения новых навыков. у него появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и домашних животных. Это возраст, когда главным чувством идентичности становится «Я - то, что я буду».Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребенка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей. Родители, жестко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Дети, охваченные чувством вины, пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду.
4. Школьный возраст: трудолюбие — неполноценность. Четвертый психосоциальный период соответствует латентному периоду в теории Фрейда. В возрасте от б до 12 лет происходит выход ребенка за пределы семьи и начинается систематическое обучение, в том числе приобщение к технологической стороне культуры. Универсальным в концепции Эриксона признаются именно стремление и восприимчивость к обучению чему-то, что значимо в рамках данной культуры (умению обращаться с инструментами, оружием, ремесленничеству, грамоте и научным знаниям). Термин «трудолюбие», «вкус к работе» отражает основную тему данного периода, дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Эго-идентичность ребенка теперь выражается так: «Я — то, чему я научился».
Обучаясь в школе, дети приобщаются к правилам осознанной дисциплины, активного участия. Связанный со школьными порядками ритуал — совершенство исполнения. Опасность этого периода состоит в появлении чувства неполноценности, ми некомпетентности, сомнения в своих способностях или в статусе среди сверстников.
5. Юность: эго-идентичность - ролевое смешение. Юность, пятая стадия в схеме жизненного цикла Эриксона, считается самым, важным периодом в психосоциальном развитии человека. Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важные вопросы: «Кто я?», «Куда я иду? », «Кем я хочу стать?». Задача подростка состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе и создать единый образ себя (эго-идентичность), включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего. Восприятие себя молодым человеком должно подтверждаться опытом межличностного общения.
Резкие социальные, политические и технологические изменения, неудовлетворенность общепринятыми социальными ценностями Эриксон рассматривает как фактор, который также может серьезно мешать развитию идентичности, способствуя возникновению чувства неопределенности, тревоги и разрыва связей с миром. Подростки испытывают чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности, иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности, отклоняющегося поведения. В случае негативного разрешения кризиса возникают «ролевое смешение», расплывчатость идентичности у индивидуума. Кризис идентичности, или ролевая спутанность, приводит к неспособности выбрать карьеру или продолжить образование, иногда к сомнениям в собственной половой идентичности.
6. Молодость: достижение близости - изоляция. Шестая психосоциальная стадия продолжается от поздней юности до ранней зрелости (от 20 до 25 лет), обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом это период получения профессии («устройства»), ухаживания; раннего брака, начала самостоятельной семейной жизни.
Главная опасность на этой психосоциальной стадии заключается в излишней поглощенности собой или в избегании межличностных отношений. Неспособность устанавливатьспокойные и доверительные личные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции.
Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса «интимность-изоляция», — это любовь. Эриксон подчеркивает важность романтической, эротической, сексуальной составляющих, но рассматривает истинную любовь и близость шире — как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения, готовность разделить с ним все трудности. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.
7. Зрелость: продуктивность — инертность. Седьмая стадия приходится на средние годы жизни (от 26 до 64 лет);ее основная проблема — выбор между продуктивностью г инертностью. Продуктивность выступает как забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену, — о том, как помочь им утвердиться в жизни и выбрать верное направление. Хороший пример в данном случае — чувство самореализации у человека, связанное с достижениями его потомков,
Если у взрослых людей способность к продуктивной -деятельности настолько выражена, что преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии — забота.
8. Старость: целостность это - отчаяние. Последняя психосоциальная стадия (от 65 лет до смерти) завершает жизнь' человека. По убеждению Эриксона, для этой последней фазы жизни характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития Эго.
Чувство интеграции Эго основывается на способности человека оглядеть всю свою прошлую жизнь (включая брак, детей и внуков, карьеру, достижения, социальные отношения) и смиренно, но твердо сказать себе: «Я доволен». Неотвратимость смерти больше не страшит, поскольку такие люди видят; продолжение себя или в потомках, или в творческих достижениях. Эриксон полагает, что только в старости приходят настоящая зрелость и полезное чувство «мудрости прожитых лет».
На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. На закате жизни они осознают, что уже слишком поздно начинать все сначала или искать какие-то новые пути, чтобы ощутить целостность своего Я. Недостаток илиотсутствие интеграции проявляется у этих людей в скрытом страхе смерти, ощущении постоянной неудачливости и озабоченности тем, что «может случиться». Эриксон выделяет два преобладающих типа настроения у раздраженных и негодующих пожилых людей; сожаление о том, что жизнь нельзя прожить заново, и отрицание собственных недостатков и дефектов путем проецирования их на внешний мир.
Модель развития личности Э. Эриксона представляет значительный интерес для психологии личности и возрастной психологии:
• проанализированы возможности и трудности здоровогоразвития, адаптивные функции Эго;
• показано, что для формирования Эго имеет значение не только семейный контекст, но и широкие культурные, исторические условия;
• данная теория охватывает все жизненное пространство индивида: от младенчества до старости с выделением качественно различных ступеней;
• сформулированы критерии психосоциального здоровья, намечены поведенческие и социальные индикаторы развития.
Полный жизненный цикл по Э.Эриксону
Стадия развития | Возраст-ной период | Возраст-ной период | Основной выбор или кризисное противоречие возраста | Предмет конфликта развития | Социальные условия | Психосоциальный исход |
1.Младенче- ство | От рож-дения до 1 года | От рож-дения до 1 года | Основополагающая вера и надежда-против основополагающей безнадежности | Могу ли я доверять миру? | Поддержка, удовлетворение основных потребностей, приемственность Отсутствие поддержки, депривация, непоследовательность | Доверие Недоверие |
2.Раннее детство | От 2 до 3 лет | От 2 до 3 лет | Самостоятельность против зависимости, стыда и сомнений | Могу ли я управлять собственным поведением? | Разумная дозволенность, поддержка Гиперопека, отсутствие поддержки и доверия | Автономия Сомнение |
3.Возраст игры | От 4 до 5 лет | От 4 до 5 лет | Личная инициатива против чувства вины и страха порицания | Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей? | Поощрение активности, наличие возможностей. Отсутствие возможностей, неодобрение активности | Инициатива Вина |
4.Школьный возраст | От 6 до 11 лет | От 6 до 11 лет | Предприимчивость и трудолюбие против чувства неполноценности | Могу ли стать Настолько умелым, чтобы Выжить и приспособиться к миру? | Систематичес- кое обучение и воспита- ние, нали- чиехоро- ших приме- ров для подражания Плохое обучение, отсутствие руководства и поддержки | Трудолюбие Чувство неполноценности |
5.Подро- стки | От 12 до 18 лет | От 12 до 18 лет | Идентичность против смешения идентичности | Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции? | Внутренняя устойчивость и приемст- вен-ность наличие чет- ко определен- ных половых моделей для подражания и положительная обратная связь Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания | Идентичность Смешение ролей |
6. Юность | Ранняя взросло-сть | Друзья Сексуальные Партнеры Соперники Сотрудники | Интимность против изоляции | Могу ли я полностью отдать себя другому человеку? | Душевная теплота, понимание, доверие Одиночество, остракизм | Близость Изоляция |
7. Взрос-лость | Разделенный труд и общий дом | Производительность против застоя, поглощенности собой | Что я могу предложить будущим поколениям? | Целеустремленность, продуктивность Обеднение личной жизни, регрессия | Генеративность (забота, милосердие) Стагнация (застой) | |
8. Старость | Целостность, универсальность против отчаяния, отвращения | Доволен ли я прожитой жизнью? |