Теория личностного развития человека Э. Эриксона

Основное содержание социогенетического подхода наибо­лее ярко представлено в концепции Э. Эриксона (1902—1994), Он пересмотрел некоторые важные психоаналитические по­ложения, сделав акцент на развитии Я индивида.С одной стороны, Эриксон придерживался психоаналити­ческих представлений о значении адаптации человека к сво­ему социальному окружению, признавал биологические и, сексуальные основы возникновения мотивационных системи личностных качеств, опирался на структурную модель лич­ности, разработанную Фрейдом. Так же как и Фрейд, Эриксон считал, что стадии развития личности предопределены генетически, порядок их развертывания по мере созревания неизменен.

Однако в отличие от фрейдистского подхода, основное внимание в эго-психологии отводится нормальному, здорово­му личностному развитию, которое связано с осознанным решением жизненных проблем. Эриксон подчеркивал значи­мость исторического и культурного контекста развития лич­ности, его несводимость к индивидуальным взаимосвязям с родителями в раннем возрасте.

Центральное положение теории Эриксона состоит в том, что каждый человек на протяжении жизни проходит восемь стадий, на каждой из которых ему выдвигается социальное требование. Проблема, встающая перед индивидом в его соци­альном развитии, создает кризисную ситуацию. Успешное раз­решение кризиса связано с установлением определенного компромисса между крайностями, между противоположными состояниями сознания, баланса в пользу позитивного компо­нента. Благоприятный результат — включение в Эго нового по­зитивного качества (например, инициативности или трудолю­бия). Но исход конфликта может оказаться и неудачным, и тогда в структуру Эго встраивается негативный компонент (базовое недоверие или вина). Неразрешенная задача перено­сится на следующую стадию, где справиться с ней тоже воз­можно, но это гораздо труднее и требует большего напряжения сил. Таким образом, люди преодолевают характерные противо­речия стадий с разным успехом и с разной скоростью — в этом состоит принцип концепции Эриксона.

Рассмотрим подробнее выделенные Эриксоном психосоци­альные стадии развития личности, стадии жизни:

1. Младенчество: базальное доверие - базальное недове­рие. Первая психосоциальная стадия - от рождения до кон­ца первого года - соответствует оральной стадии, по Фрейду. В этот период закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия, «уверенности», «внутренней определенности». Главным условием выработки чувства дове­рия к людям Эриксон считает качество материнской заботы.

2. Раннее детство: автономия - стыд и сомнение. Этот период продолжается от одного до трех лет и соответствует анальной стадии, по Фрейду. Биологическое созревание со­здает основу для появления новых возможностей самостоя­тельного действия ребенка в целом ряде областей (например, стоять, ходить, карабкаться, умываться, одеваться, есть). С точки зрения Эриксона, столкновение ребенка с требова­ниями и нормами общества происходит далеко не только при приучении ребенка к горшку, родители должны постепенно расширять возможности самостоятельного действия и реали­зации самоконтроля у детей. Идентичность ребенка на этой стадии может быть обозначена формулой: «Я сам» и «Я - то, что я могу».Разумная дозволенность способствует становлению авто­номии ребенка. В случае постоянной чрезмерной опеки или же, напротив, когда родители ожидают от ребенка слишком многого, того, что лежит за пределами его возможностей, у него возникают переживание стыда, сомнение и неуверен­ность в себе, приниженность, слабоволие. Таким образом, при удачном разрешении конфликта Эго включает в себя волю, самоконтроль, а при негативном исходе - слабоволие,

3. Возраст игры: инициативность — вина. В дошкольном периоде, который Эриксон называл «возрастом игры», от 3 до 6 лет, разворачивается конфликт между инициативой и ви­ной. Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, пробовать новое, контактировать со сверстника­ми. В это время социальный мир требует от ребенка активно­сти, решения новых задач и приобретения новых навыков. у него появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и домашних животных. Это возраст, когда главным чувством идентичности становится «Я - то, что я буду».Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начи­нания ребенка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, рас­ширению границ независимости, развитию творческих спо­собностей. Родители, жестко ограничивающие свободу выбо­ра, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Дети, охва­ченные чувством вины, пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду.

4. Школьный возраст: трудолюбие — неполноценность. Чет­вертый психосоциальный период соответствует латентному периоду в теории Фрейда. В возрасте от б до 12 лет происходит выход ребенка за пределы семьи и начинается систематическое обучение, в том числе приобщение к технологической сторо­не культуры. Универсальным в концепции Эриксона призна­ются именно стремление и восприимчивость к обучению чему-то, что значимо в рамках данной культуры (умению об­ращаться с инструментами, оружием, ремесленничеству, гра­моте и научным знаниям). Термин «трудолюбие», «вкус к работе» отражает основную тему данного периода, дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего по­лучается и как оно действует. Эго-идентичность ребенка те­перь выражается так: «Я — то, чему я научился».

Обучаясь в школе, дети приобщаются к правилам осознан­ной дисциплины, активного участия. Связанный со школьны­ми порядками ритуал — совершенство исполнения. Опасность этого периода состоит в появлении чувства неполноценности, ми некомпетентности, сомнения в своих способностях или в статусе среди сверстников.

5. Юность: эго-идентичность - ролевое смешение. Юность, пятая стадия в схеме жизненного цикла Эриксона, считается самым, важным периодом в психосоциальном развитии чело­века. Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важные вопросы: «Кто я?», «Куда я иду? », «Кем я хочу стать?». Задача подростка состоит в том, чтобы собрать вое­дино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе и создать единый образ себя (эго-идентичность), включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего. Восприятие себя молодым человеком должно подтверждать­ся опытом межличностного общения.

Резкие социальные, политические и технологические из­менения, неудовлетворенность общепринятыми социальны­ми ценностями Эриксон рассматривает как фактор, который также может серьезно мешать развитию идентичности, спо­собствуя возникновению чувства неопределенности, тревоги и разрыва связей с миром. Подростки испытывают чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности, иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности, от­клоняющегося поведения. В случае негативного разрешения кризиса возникают «ролевое смешение», расплывчатость идентичности у индивидуума. Кризис идентичности, или ро­левая спутанность, приводит к неспособности выбрать карь­еру или продолжить образование, иногда к сомнениям в соб­ственной половой идентичности.

6. Молодость: достижение близости - изоляция. Шестая психосоциальная стадия продолжается от поздней юности до ранней зрелости (от 20 до 25 лет), обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом это период получения про­фессии («устройства»), ухаживания; раннего брака, начала самостоятельной семейной жизни.

Главная опасность на этой психосоциальной стадии за­ключается в излишней поглощенности собой или в избегании межличностных отношений. Неспособность устанавливатьспокойные и доверительные личные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции.

Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса «интимность-изоляция», — это любовь. Эриксон подчеркивает важность романтической, эротической, сексуальной составляющих, но рассматривает истинную любовь и близость шире — как способность вверять себя дру­гому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения, готовность разделить с ним все трудности. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

7. Зрелость: продуктивность — инертность. Седьмая стадия приходится на средние годы жизни (от 26 до 64 лет);ее основная проблема — выбор между продуктивностью г инертностью. Продуктивность выступает как забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену, — о том, как помочь им утвердиться в жизни и выбрать верное направление. Хороший пример в данном случае — чувство самореа­лизации у человека, связанное с достижениями его потомков,

Если у взрослых людей способность к продуктивной -деятельности настолько выражена, что преобладает над инер­тностью, то проявляется положительное качество данной стадии — забота.

8. Старость: целостность это - отчаяние. Последняя психосоциальная стадия (от 65 лет до смерти) завершает жизнь' человека. По убеждению Эриксона, для этой последней фазы жизни характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития Эго.

Чувство интеграции Эго основывается на способности человека оглядеть всю свою прошлую жизнь (включая брак, детей и внуков, карьеру, достижения, социальные отношения) и смиренно, но твердо сказать себе: «Я доволен». Неотвратимость смерти больше не страшит, поскольку такие люди видят; продолжение себя или в потомках, или в творческих достижениях. Эриксон полагает, что только в старости приходят настоящая зрелость и полезное чувство «мудрости прожитых лет».

На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. На закате жизни они осознают, что уже слишком поздно начинать все сначала или искать какие-то новые пути, чтобы ощутить целостность своего Я. Недостаток илиотсутствие интеграции проявляется у этих людей в скрытом страхе смерти, ощущении постоянной неудачливости и озабоченности тем, что «может случиться». Эриксон выделяет два преобладающих типа настроения у раздраженных и него­дующих пожилых людей; сожаление о том, что жизнь нельзя прожить заново, и отрицание собственных недостатков и де­фектов путем проецирования их на внешний мир.

Модель развития личнос­ти Э. Эриксона представляет значительный интерес для пси­хологии личности и возрастной психологии:

• проанализированы возможности и трудности здоровогоразвития, адаптивные функции Эго;

• показано, что для формирования Эго имеет значение не только семейный контекст, но и широкие культурные, исторические условия;

• данная теория охватывает все жизненное пространство индивида: от младенчества до старости с выделением качественно различных ступеней;

• сформулированы критерии психосоциального здоро­вья, намечены поведенческие и социальные индикато­ры развития.

Полный жизненный цикл по Э.Эриксону

Стадия развития     Возраст-ной период Возраст-ной период Основной выбор или кризисное противоречие возраста Предмет конфликта развития Социальные условия Психосоциальный исход
1.Младенче- ство От рож-дения до 1 года От рож-дения до 1 года Основополагающая вера и надежда-против основополагающей безнадежности Могу ли я доверять миру? Поддержка, удовлетворение основных потребностей, приемственность Отсутствие поддержки, депривация, непоследовательность Доверие   Недоверие
2.Раннее детство От 2 до 3 лет От 2 до 3 лет Самостоятельность против зависимости, стыда и сомнений Могу ли я управлять собственным поведением? Разумная дозволенность, поддержка   Гиперопека, отсутствие поддержки и доверия Автономия Сомнение
3.Возраст игры От 4 до 5 лет От 4 до 5 лет Личная инициатива против чувства вины и страха порицания Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей? Поощрение активности, наличие возможностей. Отсутствие возможностей, неодобрение активности Инициатива Вина
4.Школьный возраст От 6 до 11 лет От 6 до 11 лет Предприимчивость и трудолюбие против чувства неполноценности Могу ли стать Настолько умелым, чтобы Выжить и приспособиться к миру? Систематичес- кое обучение и воспита- ние, нали- чиехоро- ших приме- ров для подражания   Плохое обучение, отсутствие руководства и поддержки Трудолюбие Чувство неполноценности
5.Подро- стки   От 12 до 18 лет От 12 до 18 лет Идентичность против смешения идентичности Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции? Внутренняя устойчивость и приемст- вен-ность наличие чет- ко определен- ных половых моделей для подражания и положительная обратная связь Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания   Идентичность Смешение ролей
6. Юность Ранняя взросло-сть Друзья Сексуальные Партнеры Соперники Сотрудники Интимность против изоляции Могу ли я полностью отдать себя другому человеку? Душевная теплота, понимание, доверие   Одиночество, остракизм   Близость   Изоляция
7. Взрос-лость   Разделенный труд и общий дом Производительность против застоя, поглощенности собой Что я могу предложить будущим поколениям? Целеустремленность, продуктивность Обеднение личной жизни, регрессия Генеративность (забота, милосердие) Стагнация (застой)
8. Старость       Целостность, универсальность против отчаяния, отвращения Доволен ли я прожитой жизнью?    

Наши рекомендации