Тема 4. Формирование группового поведения в организации

(семинарское и практическое занятия) – 4 часа

План семинарского занятия (групповая дискуссия) – 2 часа

1. Природа и классификация групп. Причины создания групп в организации. Стадии развития групп. Основные характеристики групп.

2. Формальные и неформальные группы, их взаимосвязь и недостатки работы в группе (доклады).

3. Условия и факторы эффективной групповой работы. Команды в современных организациях. Модель развития команды. Самоуправляемые и управленческие команды (доклады).

4. Межгрупповые конфликты и способы их разрешения. Управление межгрупповыми конфликтами. Групповая сплоченность. Психологическая совместимость и срабатываемость (доклады).

Темы докладов

1. Формальные и неформальные группы, их взаимосвязь в организации.

2. Преимущества и недостатки работы в группах.

3. Условия и факторы эффективной групповой работы.

4. Команды в современных организациях. Самоуправляемые и управленческие команды.

5. Межгрупповые конфликты: причины и способы разрешения.

План практического занятия – 2 часа

1. Тестирование межличностных отношений в группе (тест Лири).

2. Определение структуры группы и социально-психоло-гического климата с помощью метода социометрии.

3. Анализ поведения в конфликтной ситуации (решение психологических задач).

4. Деловая игра «Переговоры как способ разрешения конфликта».

Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы

1. Охарактеризуйте статус личности в группе или организации, чем он определяется?

2. Откуда берутся групповые нормы поведения?

3. В чем может проявляться давление группы на личность? Приведите примеры.

4. Что представляет собой условия появления эффекта синергии в группе?

5. Что является основными причинами межгруппового конфликта? Приведите пример такого конфликта.

6. Какие ограничения препятствуют эффективной работе коллектива?

В результате изучения темы студенты должны:

- иметь представление о природе и сущности групп и их признаках, природе и сущности конфликтов в группе и способах их разрешения; об основных типах поведения людей в конфликтных ситуациях;

- знать:

• виды, состав и структуру малых групп;

• факторы и стадии развития групп;

• основные характеристики малых групп, в том числе формальных и неформальных;

• способы управления неформальными группами в организации;

• способы исследования межличностных отношений в группе;

• механизмы формирования групп и групповой динамики;

• признаки конфликтной ситуации;

• классификацию конфликтов;

- уметь:

• определять структуру и социально-психологический климат малых групп;

• исследовать межличностные отношения в группе;

• определять делового, эмоционального и психологического лидеров с помощью метода социометрии, разрешать конфликтные ситуации.

Тема 5. Лидерство в организации

(практическое семинарское занятие) – 2 часа

План семинарского занятия

1. Истоки и сущность лидерства в организации.

2. Природа власти в организации. Основные источники и средства власти в организации.

3. Основные теории лидерства и их практическое применение (доклады):

- теория лидерских качеств;

- теория лидерского поведения;

- теории ситуационного лидерства;

- современные теории лидерства: теории атрибутивного, адаптивного, харизматического лидерства.

4. Лидер и менеджер. Организационное лидерство.

5. Стиль работы руководителя. Механизм участия сотрудников в управлении.

Темы докладов

1. Теория лидерских качеств.

2. Теории лидерского поведения.

3. Теории ситуационного лидерства.

4. Современные теории лидерства и их практическое применение.

Практические задания

1. Определение делового, эмоционального и социально-психологического лидеров в группе с помощью метода социометрии.

2. Психологический портрет эффективного руководителя «Какой я руководитель» (батарея тестов).

3. Психодиагностика организаторских и управленческих способностей.

Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы

1. Чем отличается лидер от менеджера? На чем основывается влияние одного и власть другого?

2. В чем Вы видите преимущества организационного лидерства?

3. От чего зависит стиль руководства?

4. Что такое эффективное лидерство и каковы его критерии?

5. Попытайтесь сформулировать формулу эффективного менеджера.

В результате изучения темы студенты должны:

- иметь представление природе и сущности лидерства и власти в организации;

- знать: основные теории лидерства, формы и типы власти и лидерства в организации;

- уметь:

• применять в управлении организацией формы власти и влияния, соответствующие обстоятельствам;

• использовать различные методы руководства;

• практически использовать основные теории лидерства.

Наши рекомендации