Контроль за усвоением знаний

Оценка усвоения знаний и умений в предлагаемом учебно-методическом курсе математики осуществляется в процессе повторения и обобщения, выполнения текущих самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного практически на каждом уроке, проведения этапа контроля на основе специальных тетрадей, содержащих текущие и итоговые контрольные работы.

Особенно следует отметить такой эффективный элемент контроля, связанный с использованием проблемно-диалогической технологии, как самостоятельная оценка и актуализация знаний перед началом изучения нового материала. В этом случае детям предлагается самим сформулировать необходимые для решения возникшей проблемы знания и умения и, как следствие, самим выбрать или даже придумать задания для повторения, закрепления и обобщения изученного ранее. Такая работа является одним из наиболее эффективных приёмов диагностики реальной сформированности предметных и познавательных умений у учащихся и позволяет педагогу выстроить свою деятельность с точки зрения дифференциации работы с ними.

Важную роль в проведении контроля с точки зрения выстраивания дифференцированного подхода к учащимся имеют тетради для самостоятельных и контрольных работ (1 кл.) Они включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (необходимые требования), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который они могут усвоить. При этом задания разного уровня сложности выделены в группы: задания необходимого, программного и максимального уровней, при этом ученики должны выполнить задания необходимого уровня и могут выбирать задания других уровней как дополнительные и необязательные; акцент работ сделан на обязательном минимуме и самых важнейших положениях максимума (минимакс).

Положительные отметки ( в виде смайликов или с использованием цвета) за задания текущих и итоговых контрольных работ являются своеобразным зачётом по изучаемым темам. При этом срок получения зачёта не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все текущие темы до конца четверти). Это учит школьников планированию своих действий. Но видеть результаты своей работы школьники должны постоянно, эту роль могут играть:

- таблица требований по предмету в «Дневнике школьника». В ней ученик (с помощью учителя) выставляет свои отметки за разные задания, демонстрирующие развитие соответствующих умений;

- портфель достижений школьника – папка, в которую помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником заданий, работ, содержащих оценку (словесную характеристику его успехов и советов по улучшению, устранению возможных недостатков).

Накопление этих оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.

Контроль УУД

Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько успешно идёт личностное развитие каждого ребёнка. Диагностические материалы опубликованы в пособии Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.:Баласс, 2010.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)

Данная диагностика разработана для учащихся 1-х классов, включает в себя две итоговые проверочные работы, каждая представлена в четырёх вариантах.

Первая работа включает 11 заданий на выявление метапредметных (регулятивные и познавательные УУД) и личностных результатов.

Вторая работа носит интегрированный характер: она даёт возможность проверить все три группы результатов ( предметные, метапредметные и личностные). Работа строится на основе чтения текста, что позволяет проверить также сформированность коммуникативных УУД, и включает 15 заданий, кроме четвёртого, более лёгкого, варианта.

Варианты обеих работ одинаковы по трудности, но не идентичны по содержанию, что даёт возможность при неоднократном выполнении работ проверить сформированность разных конкретных УУД.

Предметная методика

- Технология проблемного диалога (структура параграфов)

- Технология оценивания (правило самооценивания)

- Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом)

- Задания по групповой работе

Список литературы

Учебно-методическая литература для учителя

Автор, год издания Название пособий Вид пособия
Вахрушев А. А, А.С.Раутиан. - Москва: Баласс, 2008.   Методические рекомендации для учителя к учебнику «Я и мир вокруг». Пособие для учителя
Вахрушев А. А, Я и мир вокруг: учебник для 1 класса 2 ч.- М.: Баласс, 2010. Учебник «Я и мир вокруг» Учебник для 1 класса
Вахрушев А. А.Данилов Д.Д.М.:Баласс.2010 Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» Рабочая тетрадь по окружающему миру
Вахрушев А. А..М.:Баласс.2009 Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир» Пособие
5. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2009. – 400 с. Сборник программ
6. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2009. – 400 с. Сборник программ
7. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) Пособие для учителя
8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) Пособие для учителя
9. Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.:Баласс, 2010.-80с. (Образовательная система «Школа 2100») Пособие для учителя

Учебная литература для учащихся

Автор, год издания Название пособий Вид пособия
Вахрушев А. А, Я и мир вокруг: учебник для 1 класса 2 ч.- М.: Баласс, 2010. Учебник «Я и мир вокруг» Учебник для 1 класса
Вахрушев А. А.Данилов Д.Д.М.:Баласс.2010 Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» Рабочая тетрадь по окружающему миру
3. Вахрушев А. А..М.:Баласс.2009 Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир» Пособие

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (УМК " ШКОЛА 2100") ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.

Класс.

«Окружающий мир», авт. А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов .

Содержание курса Тематическое планирование
Человек и природа 36 часов
Человек и общество 23 часа
Резерв 7 часов из них 2 часа – вводные урока.

Человек и природа (36 ч)

Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времен года в родном крае на основе наблюдений. Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.   Растения, их разнообразие. Условия, не­обходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Дико­растущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение чело века к растениям. Животные, их разнообразие. Усло­вия, необходимые для жизни жи­вотных (воздух, вода, тепло, пи­ща). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищ­ные, растительноядные, всеядные). Дикие и домашние животные. Роль жи­вотных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. ). Правила поведения в природе. Охрана при­родных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, раститель­ного и животного мира.     Природа - это то, что нас окружа­ет, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов; (цвет, форма, сравнительные раз меры идр.). Номера телефонов экстренной помощи   Твердые тела, жидкости, газы. Воздух - смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в приро­де, значение для живых организ­мов и хозяйственной жизни чело­века. Круговорот воды в природе. Полезные ископаемые, их значе­ние в хозяйстве человека, береж­ное отношение людей к полезным ископаемым Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.     Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности .     Системы органов (органы чувств), их роль в жизнедеятель­ности организма.   Времена года (12 ч) из них (3 ч – экскурсии) Осень. Осенние месяцы (сентябрь октябрь, ноябрь). Признаки осени (листопад, отлет перелетных птиц подготовка зверей к зимовке). Осенняя жизнь растений и живот­ных, и их подготовка к зиме. (2 часа). Зима. Зимние месяцы (декабрь январь, февраль). Признаки зимы (короткая продолжительность дня низкое солнце, холод, замерзание воды, особенности зимней 'жизни птиц и зверей). Погода зимой. (2 часа). Весна. Весенние месяцы (март, ап­рель, май). Признаки весны (уве­личение продолжительности дня высокое солнце, тепло, таяние сне­га и льда, пробуждение природы прилет птиц, весенние растения). Погода весной. (2 часа). Лето. Летние месяцы (июнь, июль август) Признаки лета (длинный день, высокое солнце, тепло, цве­тение растений, потомство у жи­вотных). (2 часа.). Природа вокруг нас (5 ч) Растения — живые организмы. Свет, вода, почва — условия жизни растений. Роль растений в очищении возду­ха и обеспечении пищей живот­ных. Животные - живые организмы. От­личия животных от растений — подвижность и чувствительность. Вода и пища — условия для жизни животных. (2 часа). Дикие и одомашненные растения и животные. Уход человека за одо­машненными растениями и живот­ными. Их многообразие и полез­ные свойства. (2 часа). Использование человеком богатств природы (солнце, ветер, вода, почва, лес, дикие растения и жи­вотные). (1 час). Значение природы для существования всего живого на Земле. Правила поведения в парке, в ле­су, на реке и озере. Бережное от­ношение к окружающему миру. Природа неживая и живая (15 ч) Природа - это весь многообраз­ный мир, который окружает чело века и может существовать без его участия. Знакомство с природными объектами и изделиями (искус­ственными предметами). (1 час). Неживая и живая природа. (1 час). Примеры явле­ний природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рас­свет, закат, ветер, дождь, гроза. Твердые тела, жидкости, газы. (1 час). Воздух - смесь газов. Свойства воз­духа (не виден, не имеет запаха; летуч; занимает форму любого сосу­да; легко сжимается. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды (текуча; не имеет цвета и запаха; принимает форму любого сосуда); состояния воды, ее распространение в при роде, значение для живых орга­низмов, человека. Круговорот во­ды в природе. Бережное отношение к полезным ископаемым.   Почва, значение для жи­вой природы, хозяйства человека. Растения, их разнообразие. Условия, не­обходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Дико­растущие и культурные растения (на примере растений своей мест­ности). Роль растений в природе и жизни людей, бережное отноше­ние человека к растениям.   Грибы: съедобные и ядовитые (на примере своей местности). Прави­ла сбора грибов. (1 час) Животные, их разнообразие. Усло­вия, необходимые для жизни жи­вотных (воздух, вода, тепло, пи­ща). Насекомые, рыбы, птицы, звери (на примере животных сво­ей местности), их отличия. (1 час). Осо­бенности питания разных живот­ных (хищные, растительноядные, зерноядные, всеядные). Дикие и домашние животные (на примере животных своей мест­ности). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отноше­ние человека к животным.   Человек — часть природы (2 ч) Природа - источник удовлетворе­ния потребностей людей. Зависи­мость жизни человека от природы.   Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана при­родных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Тело человека (2 ч) Системы органов (ор­ганы чувств), их роль в жизне­деятельности организма. Телефоны экстренной помощи.   Пересказывать и понимать тексты о природе. Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. Исследовать (на основе непосред­ственных наблюдений) связи жиз­недеятельности растений, живот­ных и времени года. Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».   Различать растения и животных, используя информацию, получен­ную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Характеризовать особенности ди­корастущих и культурных расте­ний, диких и домашних животных (на примере своей местности). Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние—дикие животные; культурные-дикорастущие растения. Анализировать примеры использо­вания человеком богатств приро­ды. Обсуждать в группах и объяс­нять правила поведения в различ­ных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкрет­ные примеры поведения в при­роде.     Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличи­тельные свойства. Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом мате­риале), характеризовать их осо­бенности. Группировать классифицировать объекты живой или неживой при­роды по отличительным призна­кам. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха. Характеризовать свойства воздуха.   Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состо­яние.     Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Характеризовать свойства воды, кругово­рота воды в природе.   . Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей мест­ности Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Сравнивать и различать дикорас­тущие и культурные растения, диких и домашних животных, ха­рактеризовать их роль в жизни человека (на примере своей мест­ности). Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местнос­ти). Характеризовать способы питания, условия, необходи­мые для жизни животных. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на при­мере своей местности).   Раз­личать и характеризовать твердые тела, жидкости и газы. Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей лю­дей от природы. Анализировать влияние современ­ного человека на природу, оцени­вать примеры зависимости благо­получия жизни людей от состояния природы. Моделировать ситуации по сохра­нению природы и ее защите.   Характеризовать основные функ­ции систем органов (чувств) человеческого тела.    

Человек и общество (31 ч)

Младший школьник. Правила по­ведения в школе, на уроке. Об­ращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Друзья, взаимоотношения между ними: ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаи­моотношений с взрослыми, свер­стниками, культура поведения в школе и других общественных местах.   Дорога от дома до школы, прави­ла безопасного поведения на до­рогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила противопо­жарной безопасности, основные правила обращения с газом, элект­ричеством, водой.   Семья - самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье и взаи­мопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. За­бота о детях, престарелых, боль­ных — долг каждого человека. Хо­зяйство семьи. Значение труда в жизни человека I и общества. Родной город (село), регион (об­ласть, край, республика): назва­ние, основные достопримечатель­ности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности тру­да людей родного края, профессии.     Семейные традиции.     Взаимо­отношения человека с другими людьми. Культура общения. Уваже­ние к чужому мнению. Человек — создатель и носитель культуры.   Профессии людей. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Правила пользование транспортом. Я — школьник (7 ч) Школьник и его жизнь в школе. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаи­моотношений с взрослыми, свер­стниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Правила безопасной жизнедея­тельности (2 ч) Дорога от дома до школы, прави­ла безопасного поведения на до­рогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила противопо­жарной безопасности, основные правила обращения с газом, элект­ричеством, водой.     Моя Родина (7 ч) Семья — самое близкое окружение человека. Семья ребенка и ее со­став. Взаимоотношения в семье, забота членов семьи друг о друге. Домашнее хозяйство. Распределе­ние домашних обязанностей. Обя­занности ребенка в семье. Место работы членов семьи, их профес­сии. Родной город, село. Домашний ад­рес. Главные достопримечатель­ности населенного пункта. Занятия людей. Знакомые школьнику про­фессии на примере своего населенного пункта. Городской транс­порт. Правила уличного движения - гарантия безопасности на улицах города.   Родной край — частица Родины (2 ч) Семья и семейные традиции Название админист­ративного центра региона. Некоторые яркие и важные собы­тия из истории родного региона.   Человек — член общества (3 ч) Отличия человека от животного. Взаимоотношения человека с дру­гими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Многооб­разие видов деятельности людей. Человек - создатель и носитель культуры.   Значение труда для человека и общества (2 ч) Профессии людей. Транспорт го­рода и села. Правила пользования транспортом. Телефоны экстренной помощи. (23 часа) Резерв 5 часов. Познакомиться с учителем и од­ноклассниками. Познакомиться с правилами пове­дения в школе, взаимоотноше­ниями с взрослыми, сверстника­ми и обсудить их. Моделировать и оценивать раз­личные ситуации поведения в шко­ле и других общественных местах. Различать формы поведения, кото­рые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах. Выбирать оптимальные формы по­ведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрос­лыми. Проводить групповые наблюдения во время экскурсии по школе (учимся находить класс, свое мес­то в классе и т. п.). Проводить наблюдения в группах во время экскурсии по своему району или городу (путь домой). Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Обсуждать в коллективе необходи­мость соблюдения правил здоро­вого образа жизни. Выявлять потенциально опасные си­туации для сохранения жизни и здоровья человека, сохранения лич­ного и общественного имущества. Осваивать правила поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, на дорогах, в лесу, на водо­емах, в школе. Анализировать ситуации во время экскурсии по своему району или городу (безопасное поведение на дороге). Объяснять основные правила об­ращения с газом, электричеством, водой. Готовить рассказы о семье, домаш­нем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, мecтными жителями. Приводить примеры заботы школь­ников о младших членах семьи, престарелых и больных. Рассказывать по результатам экс­курсии о достопримечательностях родного города (села). Участвовать в игровых ситуациях по соблюде­нию правил уличного движения.   Работать с иллюстративным материалом. Приводить примеры культуры об­щения во взаимоотношениях лю­дей. Моделировать ситуации об­щения с людьми разного возраста, национальности. Оценивать реаль­ные и игровые ситуации общения.     Моделировать правила пользования телефо­ном. Записывать телефоны экстрен­ной помощи. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону. Участвовать в учебной игре о пра­вилах пользования транспортом.

Календарно-тЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наши рекомендации