Раздел II. Развитие народного творчества
2.1.Составить текстовые отчеты отдельно по каждому жанру народного творчества в объеме не более 0.5 страниц одного жанра.
1. хореографический жанр – ансамбль «»……….
В отчете осветить следующие вопросы*:
1. Сколько новых постановок (хореографических номеров, спектаклей, музыкальных постановок, вокально-хоровых произведений) осуществляется в год?
2. Количественный состав, мужской, женский или сводный, детский или взрослый…
3. Ведется ли работа с подготовительной группой или группой спутником?
4. Шьются ли костюмы для новых постановок?
5. Участвуют ли в платных мероприятиях (выездные, стационарные)
6. Репертуар ансамбля
7. В каких мероприятиях, конкурсах и фестивалях участвовали?
8. Участвовали в семинарах и мастер-классах в течении последних трех лет?
2.2. Коллективы самодеятельного народного творчества, работающие в учреждениях культуры района (города). Заполняются в следующей таблице:
Под клубным формированием понимается добровольное объединение людей, основанное на общности интересов, запросов и потребностей в занятиях любительским художественным и техническим творчеством, в совместной творческой деятельности, способствующей развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных ценностей, а также основанное на единстве стремления людей к получению актуальной информации и прикладных знаний в различных областях общественной жизни, культуры, литературы и искусства, науки и техники, к овладению полезными навыками в области культуры быта, здорового образа жизни, организации досуга и отдыха.
Творческая работа клубных формирований художественной направленности должна предусматривать:
- привлечение участников на добровольной основе в свободное от работы (учебы) время;
- мероприятия по созданию в коллективах творческой атмосферы, обучение навыкам художественного творчества;
- проведение репетиций, организацию выставок, выступление с концертами и спектаклями, участие в конкурсах и других творческих мероприятиях.
Клубные формирования художественной направленности создаются с целью:
- приобщения населения к культурным традициям народов Российской Федерации, лучшим отечественным и мировым культурным образцам;
- популяризации творчества профессиональных и самодеятельных авторов, создавших произведения, получившие общественное признание;
- содействия в приобретении знаний, умений и навыков в различных видах художественного творчества, развития творческих способностей населения.
ВНИМАНИЕ! Полученные данные должны совпасть со сводной формой 7-НК
таблица №8
№ | Жанры народного творчества | всего | Детские (до 14 лет) | Молодежные (15-24) лет | Взрослые(от 25 лет) | ||||
п/п | коллективов | участников | коллективов | участников | коллективов | участников | коллективов | участников | |
1. | Вокально-хоровой | ||||||||
1.1. | хоры | ||||||||
в том числе: | |||||||||
1.1.2. | хоры академические | ||||||||
1.1.3. | хоры народного пения | ||||||||
1.1.4. | хоры ветеранов | ||||||||
1.2. | в том числе носящие звание «Народный» | ||||||||
1.3. | ансамбли | ||||||||
в том числе: | |||||||||
1.3.1. | ансамбли академические | ||||||||
1.3.2. | ансамбли песни и танца | ||||||||
1.3.3. | ансамбли народной песни | ||||||||
1.3.4. | ансамбли эстрадные (студии) | ||||||||
1.3.5. | ансамбли мужские | ||||||||
1.4. | в том числе носящие звание «Народный» | ||||||||
2. | Фольклорные коллективы | ||||||||
в том числе: | |||||||||
2.1. | башкирские | ||||||||
2.2. | русские | ||||||||
2.3. | татарские | ||||||||
2.4. | чувашские | ||||||||
2.5. | марийские | ||||||||
2.6. | удмуртские | ||||||||
дополнить имеющимися коллективами | |||||||||
3. | Хореографический | ||||||||
в том числе: | |||||||||
3.1. | коллективы классического танца, в т.ч. | ||||||||
народных: | |||||||||
образцовых: | |||||||||
3.2. | коллективы народного танца, в т.ч. | ||||||||
народных: | |||||||||
образцовых: | |||||||||
3.3. | коллективы эстрадного танца, в т.ч. | ||||||||
народных: | |||||||||
образцовых: | |||||||||
3.4. | ансамбли, студии спортивного бального танца, в т.ч. | ||||||||
народных: | |||||||||
образцовых: | |||||||||
3.5. | коллективы современного танца, в т.ч. | ||||||||
народных: | |||||||||
образцовых: | |||||||||
3.6. | хореографические студии, в т.ч. | ||||||||
народных: | |||||||||
образцовых: | |||||||||
дополнить имеющимися коллективами | |||||||||
4. | Театральный жанр | ||||||||
в том числе: | |||||||||
4.1. | драматические коллективы | ||||||||
4.2. | АХБ, экспресстеатры, театры миниатюр | ||||||||
дополнить имеющимися коллективами | |||||||||
из них: | |||||||||
народных театров | |||||||||
образцовых театров | |||||||||
дополнить имеющимися коллективами | |||||||||
5. | Оркестрово-инструментальный жанр | ||||||||
в том числе: | |||||||||
5.1. | оркестры духовых инструментов | ||||||||
5.2. | ансамбли духовых инструментов | ||||||||
5.3. | оркестры народных инструментов | ||||||||
5.4. | ансамбли народных инструментов | ||||||||
5.5. | кружки, ансамбли гармонистов | ||||||||
другие коллективы инструментального жанра (ложкарей, баянистов, балалаечников, гитаристов, пианистов, ВИА, рок-группы и т.д.) | |||||||||
6. | Цирковые коллективы | ||||||||
7. | Кино-, фото- кружки | ||||||||
8. | ИЗОстудии, ИЗОкружки | ||||||||
9. | Кружки, коллективы декоративно-прикладного искусства | ||||||||
10. | Коллективы художественной самодеятельности: (здесь необходимо указать только те коллективы, которые не имеют определенной жанровой направленности, в т.ч. и концертные бригады) | ||||||||
11. | Прочие кружки и коллективы (те, которые не вошли в данную таблицу, в том числе кружки «Умелые руки», «Мягкая игрушка») | ||||||||
ИТОГО: | |||||||||
Спортивные кружки и любительские объединения | |||||||||
НЕ вносить!! |
2.3. Национальные творческие коллективы (составляется на основе табл. № 8)
Табл. №9
№ п/п | Жанры народного творчества | Количество коллективов | |||||||||
Башкирские | Русские | Татарские | Марийские | дополнить имеющимися коллективами | |||||||
коллективы | участники | коллективы | участники | коллективы | участники | коллективы | участники | коллективы | участники | ||
1. | |||||||||||
ИТОГО: |
2.4.Возрастные категории участников творческих коллективов
Табл. №10
Количество коллективов художественного творчества | До 14 лет | 15-24 лет | 25-30 лет | 31-49 лет | От 50 лет |
2.5. Участие коллективов народного творчества в районных, республиканских фестивалях, конкурсах, смотрах, праздниках
Взрослые коллективы
Табл. №11
№ п/п | вид и название коллектива | количество участников | возрастная категория | Ф.И.О. руководителя | название мероприятия | место проведения | дата проведения | итог участия (степень диплома) |
Детские коллективы
Табл. №12
№ п/п | вид и название коллектива | количество участников | возрастная категория | Ф.И.О. руководителя | название мероприятия | место проведения | дата проведения | итог участия (степень диплома) |
2.6. Участие коллективов народного творчества во всероссийских, международных, межрегиональных фестивалях, конкурсах, смотрах, праздниках
Взрослые коллективы
Табл. №13
№ п/п | вид и название коллектива | количество участников | возрастная категория | Ф.И.О. руководителя | название мероприятия | Страна, город | дата проведения | итог участия (степень диплома) |
Детские коллективы
Табл. №14
№ п/п | вид и название коллектива | количество участников | возрастная категория | Ф.И.О. руководителя | название мероприятия | Страна, город | дата проведения | итог участия (степень диплома) |
Традиционная культура
2.8.2. Сценарий и анализ наиболее удачных и интересных традиционных народных праздников, фестивалей, конкурсов (проведенное мероприятие представить на фото или видео DVD диске) – не более 2 мероприятий.
2.8.3. Структура анализа культурно-массового мероприятия:
1. Представление мероприятия. Данный пункт содержит общую информацию о мероприятии:
· наименование,
· статус, (международный, региональный, республиканский и т.п.)
· периодичность (проводится впервые, проводится регулярно или с определенной периодичностью)
· категория участников
· форма проведения и т. п.
2. Датапроведения мероприятия
3. Времяпроведения мероприятия
4. Цель проведения мероприятия. Если мероприятие проводится в соответствии с Положением, то цель изначально прописывается там
5. Указать номинации, по которым проводилось мероприятие
6. Организаторы мероприятия. Указывается, кто являлся инициатором и организатором мероприятия
7. Постановочная группа
8. Состав и статус жюри (если было задействовано). Какой количественный и качественный состав жюри был представлен, каков их профессиональный статус и уровень, насколько объективной была работа и подведение итогов.
9. Анализ структуры мероприятия. Анализируется органичность используемых форм в сочетании друг с другом; художественная выразительность и художественный уровень, оригинальность режиссерского решения, использование современных технических средств культурно-досуговой деятельности, особенности и качество оформления сценической площадки.
10. Производственные показатели приоритетных направлений клубно-массовой деятельности. Данные показатели можно условно разделить на следующие:
а) просвещение. Использовались ли при подготовке мероприятия различные направления культурно-просветительской деятельности:
· эстетическое воспитание;
· патриотическое воспитание;
· нравственное,
· правовое,
· экологическое и т. д.?
если не использовались, то почему?
б) организация досуга. Указать, на какие категории населения направлено данное мероприятие (дети, пожилые, молодежь, инвалиды, участники военных действий, люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию и т. д.).
в)развитие жанров народного творчества. Какие жанры народного творчества преимущественно использованы в построении культурно-массового мероприятия (театральное, фольклорное, музыкальное, хореографическое, хоровое, любительское искусство и т. д.).
г) яркие творческие коллективы (исполнители) выявленные в ходе мероприятия. Дается характеристика выявленных в ходе конкурса талантов по следующей схеме:
· жанровая принадлежность коллектива
· название коллектива
· возраст участников коллектива
· количество участников коллектива
· руководитель коллектива (Ф.И.О., наличие специального образования, стаж работы в качестве руководителя данного коллектива, персональные заслуги, профессиональные качества)
· репертуар, исполненный в программе
· анализ уровня исполнительского мастерства
· наличие и качество сценических костюмов
· может ли данный коллектив быть приглашен для участия в мероприятиях более высокого уровня или иного направления.
д) коллективы, уровень выступления которых был недостаточно высок. Указать конкретные причины, способствовавшие этому.
е) сохранение традиционной народной культуры. Пишется о том, какой материал по сохранению традиционной народной культуры был использован для данного мероприятия (былины, сказы, особая манера звукоизвлечения, инструменты, бытующие в данной местности, записи фольклорных экспедиций и т. д.).
11. Использование средств рекламно-информационной деятельности (приглашения, афиши, статьи и выступления в СМИ и др.) Освещение в средствах массовой информации данного мероприятия. Была ли проведена рекламная компания по радио и TV и ее результаты.
12. Итоги конкурса (если выявлялись и т.п.) прописать в следующей таблице:
Табл. №16
статус (гран-при, лауреаты, дипломанты). Номинации | фамилия, имя, отчество победителя | возрастная группа | коллектив, муниципальное образование | руководитель коллектива |
13.Сложности и проблемы, выявленные в ходе подготовки и проведения мероприятия
14. Выводы и предложения. Это итоговое заключение о культурно-массовом мероприятии с соответствующими выводами о качестве его проведения и предложениями по усовершенствованию.
2.11. Перечислить проекты, направлены на приобщение детей и молодежи к этнической культуре.
Важным механизмом привлечения необходимых ресурсов в культурную сферу должно стать проектное управление. Оно может гарантировать привлечение средств, как со стороны бюджетов разных уровней, так и со стороны внебюджетных фондов и частных инвесторов, способствовать эффективному развитию предпринимательской деятельности организаций и учреждений культуры, обеспечить целевую ориентацию и финансовую гибкость управления, эффективный контроль за расходованием средств.
Характерными чертами проекта являются:
· направленность на достижение конкретных целей, определенных результатов (проект есть разовое явление, включающее в себя последовательность взаимосвязанных действий, предпринимаемых в ограниченный период времени и нацеленных на достижение конкретного результата);
· неповторимость, уникальность;
· сопряженность с изменениями;
· координированное выполнение множества взаимосвязанных действий;
· ограниченная протяженность во времени (запланированные начало и конец);
· результативность и эффективность проекта (в сфере культуры — социальная значимость);
· проект может стать основной формой деятельности КДУ, программа работы клуба может включать в себя одновременно реализацию нескольких проектов разной тематики.