Технология написания сценария спортивного праздника в школе

Методика организации любого праздника - сложный и трудоемкий процесс, включающий в себя этапы подготовки, проведения и подведения итогов. Подготовка к празднику - это написание сценария, распределение ролей и обязанностей меж­ду участниками, подбор музыкального сопровождения, оформ­ление площадки или зала, подготовка спортивной формы, эмб­лем, приглашений и т.п. При написании плана-сценария празд­ника необходимо (Н. Бочарова, 2004):

♦ предусмотреть чередование игр и заданий с высокой физической нагрузкой и эмоциональным накалом и заданий, направленных на снятие напряжения;

♦ чередовать массовые и индивидуальные игры и задания;

♦ предусмотреть участие и оценку деятельности каж­дого участника с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей;

♦сочетать знакомые детям и вызывающие у них по­ложительное эмоциональное состояние игры задания с включе­нием в них новых атрибутов, музыки, персонажей.

Праздник может быть организован на основе объедине­ния детей одного возраста или близких по возрасту.

Структура спортивного праздника:

а) открытие (парад участников);

б) показательные физкультурные и спортивные выступления;

в) массовые состязания (по возрастным группам, по типу "Веселых стартов" или "Стартов надежд");

г) парад участников, подведение итогов, торжественное закрытие.

Первая часть праздника может быть организована в форме парада участников; неожиданное появление сказочных героев или зазывал, которые приглашают всех принять участие в массовых играх и аттракционах. Зимой праздник можно начать с движения длинного санного поезда или тройки лошадей.

Основная часть праздника, направленная на решение его главной задачи, наполняется соответствующим двигательным содержанием: играми, соревнованиями, аттракционами. Важно предусмотреть участие каждого. Обычно на вопросы-призывы типа «Кто у нас самый смелый?» или «Кто хочет поиграть в эту игру?» откликаются одни и те же дети, а застенчивые и не­решительные - остаются не у дел. В этом случае можно сделать так: каждый участник праздника, входя в зал, получает билет (разного цвета или формы и т.п.). В ходе праздника ведущий приглашает к участию в соревновании «Прыгуны» тех детей, у которых билет в форме зайца. Раздавать билеты должен взрос­лый, хорошо знающий особенности каждого ребенка. Можно заранее решить, кому какой билет вручить, чтобы избежать от­рицательных эмоций.

Если праздник носит массовый характер, то у ведущего должно быть несколько помощников, которые помогут расста­вить и убрать инвентарь, обеспечить музыкальное сопровожде­ние, вручить подарки.

На празднике с ярко выраженной соревновательной направ­ленностью важно своевременно оценивать выступления отдельных участников или команд. Для этого заранее выбирается жюри из трех-пяти человек, и на видном месте размещается табло. Оно мо­жет быть традиционным или необычным, например, в виде башни из кубиков: чья башня выше, тот и победил и т.п.

Подводить итоги необходимо и по ходу, и в конце праздни­ка. После каждой игры, эстафеты, соревнования ведущий может сам подвести итог и оценить физические и морально-волевые ка­чества команд, в целом, и отдельных игроков, в частности. Предос­тавлять слово жюри разумнее после 2-3 конкурсов, чтобы не пре­вращать праздник в сплошные выступления взрослых.

Ведущему нужно быть весьма деликатным при подведе­нии итогов: дети ранимы, они не могут адекватно оценить свои способности и болезненно переживают неудачи. Поэтому необ­ходимо, во-первых, правильно сформировать команды: они должны быть приблизительно одинаковыми по силам и с рав­ным количеством мальчиков и девочек; во-вторых, тактично говорить о победах и поражениях, поддерживать в детях дух оптимизма и уверенности. К концу праздника желательно на­градить обе команды по разным номинациям, например, первая команда - по номинации «Самая ловкая и быстрая», другая -«Самая дружная и веселая». Награждение должно проходить торжественно и весело..

Кульминацией любого праздника является сюрпризный момент. Его содержание и время включения зависит от возраста участников.

В конце уместно провести общую игру средней подвиж­ности (лучше - в круге) типа «Мышеловка», «Карусели», орга­низовать массовый танец. В приложении представлен сценарий спортивного праздника для детей 1-3-х классов.

В Приложении 6 приведен в качестве образца сценария праздника для школьников младших классов, так как в период педагогической практики студенты должны принять участие в организации и проведении данного физкультурно-массового мероприятия.

Наши рекомендации