Учебно-исследовательская работа № 8.1

Программа решения образовательной задачи на уроке

(фрагмент урока)

Выполнено студентом: Ф.И.О., курс, группа Общая задача: Разучить переворот вперед с касанием опоры лопатками для выполнения кувырка вперед.

Инвентарь: Гимнастические маты, большой мяч, гимна­стическая палка.

Частные Средства Дози- Методические приемы
задачи   ров­ка обучения и организации
1. Добиться 1. Наклоны Фронтально на месте в 4 ше-
увеличения головы впе- мин ренги в шахматном порядке.
подвижности ред, назад,   Выполняется под счет на каж-
суставов по- вправо, влево.   дое движение. Дать указание:
звоночника. 2. И.п. - упор, движения делать плавно, без
  стоя на коленях:   рывков. Дать указание: на счет
  1 - выгнуть   1 - сделать «круглую» спину и
  спину, голову   коснуться подбородком груди,
  наклонить   на счет 2 - посмотреть в пото-
  вперед;   лок. После каждого счета де-
  2-прогнуть   лать паузу.
  спину, голову Указание: представить, что
  наклонить назад;   подлезаешь под забор.
2. Развивать 1. И.п. - упор Указание: разгибать ноги до
эластичность присев:   ощущения натяжения задней
мышц задней 1 - упор стоя;   поверхности ног и перенести
поверхности ног 2-й. п.   вес тела на руки, посмотреть
и создать двига- 2. И. п. - сед,   на свои колени. Оценить, на-
тельное пред- руки на поясе:   сколько они разогнуты.
ставление о 1-3 - пружини-   Установка: ноги не сгибать
полном разгиба- стые наклоны    
нии ног при вперед;    
кувырке вперед. 4- и.п.    
3. Добиться И.п. - лежа Указание: руки разгибать
повышения на животе,   полностью, сгибать - мед-
циркуляции руки согнуты,   ленно.
крови в мыш- ладони на    
цах верхних полу у плеч.    
конечностей и Разгибание и    
повысить под- сгибание рук.    
вижность по-      
ясничного от-      
дела позвоноч-      
ника ОЦТ.      
4. Активизи- 1. И.п.-ши- Указания: спину держать
ровать дос- рокая стойка   ровно, взгляд направлен впе-
тавку энерго- ноги врозь,   ред. Выполняется под мед-
ресурсов к руки на пояс:   ленный счет. Преподаватель
мышцам ног 1 - согнуть   ходит по площадке и коммен-
и формиро- правую ногу;   тирует индивидуальное вы-
вать умение 2 - то же - 2х8р полнение упражнений.
сохранять левой.    
положение 2.И.П.-    
правильной стойка ноги    
осанки при врозь, руки за    
перемещении. голову - при-    
  седания.    
5, Развивать Игра «Лиса и 3 мин Водящего назначает препо-
способность ежики». Игро-   даватель. Тот, кого поймали,
соразмерять ки распреде-   становится водящим.
степень на- ляются по пло-    
пряжения щадке и пере-    
мышц сгиба- мещаются в    
телей шеи, упоре стоя. По    
туловища и команде: лиса    
ног для ку- идет, «ежики    
вырка вперед. сворачивают-    
  ся» в группи-    
  ровку сидя.    
  «Лиса» ходит    
  от одного к    
  другому и пы-    
  тается дотро-    
  нуться до носа    
  «ежика».    
6. Сообщить 1. Качение 3 мин Объяснить, что круглый
сведения о зна- мяча.   предмет легко движется впе-
чении влияния 2. Падение   ред, используя силу инерции, а
сил природы на гимнастиче-   палка сама начинает движение
выполнение ской палки из   при потере равновесия без
кувырка вперед. вертикально-   прилагаемых к ней усилий под
  го положения.   действием силы тяжести.
7. Повторить И.п. - упор бр Фронтально. Преподаватель
разгибание присев:   дает каждому ученику оце-
ног из упора 1 - разогнуть   ночное суждение и указание
присев и пе- ноги, перене-   по исправлению допущенных
ренос веса сти вес на ру-   ошибок. Выбирает 2-3 лучших
тела на руки ки. Подборо-   исполнителей упражнения и
для кувырка док прижат к   показывает на их примере
вперед. груди; 2 -и. П.   образец выполнения.
8. Разучить И.п. -упор На гимнастических матах в
переворот присев:   парах по очереди. Один вы-
вперед с ка- 1 - разогнуть   полняет, другой, стоя сбоку,
санием опоры ноги, перене-   правую руку ставит на заты-
лопатками в сти вес на   лок партнера, фиксируя поло-
условиях до- руки. Подбо-   жение прижатого к груди под-
полнительной родок прижат   бородка, а левую - на заднюю
фиксации к груди;   поверхность бедра, подталки-
нужного по- 2 - переворот   вая ее вверх-вперед и помогая
ложения. вперед в груп-   перевернуться.
  пировку лежа   Дать указание: переворот
  на спине.   делать только тогда, когда
      лопатки окажутся над опорой.
      Учитель показывает и объясня-
      ет способ оказания помощи.
9. Добиться Тоже В парах, один - выполняет,
самостоя-     другой - корректирует тех-
тельного вы-     нику выполнения и выстав-
полнения пе-     ляет устную оценку. Препо-
реворота впе-     даватель наблюдает, опре-
ред с касани-     деляет объективность по-
ем опоры ло-     ставленных оценок. После
патками.     окончания задания хвалит
      учеников, которые точно
      оценивали своих товарищей.
10. Проверить То же IP Выполняется потоком. Устная
и оценить     оценка: отлично, хорошо,
умение вы-     удовлетворительно, плохо.
полнять пере-     Ученикам, получившим низ-
ворот вперед с     кие оценки, пояснить, какие
касанием опо-     ошибки допущены, как их
ры лопатками.     исправить и дать домашнее
      задание на закрепление изу-
      ченного материала.

В подготовительной части урока решаются (частично или полностью) и некоторые общие учебно-воспитательные задачи, такие как: формирование у учащихся навыков правильной осанки; обучение строевым и общеподготовительным упражнениям; создание двига­тельного представления о положении тела или его частей в простран­стве, о характере и направлении усилий при выполнении отдельных звеньев разучиваемого действия; разучивание последовательности движений, составляющих основное двигательное действие и т.д.





Все привыкли к тому, что традиционно урок начинается с построения, строевых команд и упражнений. Но все чаще опыт­ные и нестандартно мыслящие педагоги обходятся без привыч­ного построения - либо используется соревновательный момент: «Кто быстрее (какое отделение) займет определенное место в зале», либо учащиеся без излишней официальности обступают учителя, и он начинает рассказывать им о предстоящем занятии. Но надо отметить, что, конечно же, последнее возможно лишь при полном взаимопонимании между учителем и учениками.

В младших классах вместо бега по кругу можно исполь­зовать подвижные игры с бегом, имитационный бег (изображая птицу, машину и т.д.), а также бег с частой сменой направления и с выполнением заданий во время бега. В средних и старших классах на занятиях в зале - бег с выполнением различных зада­ний, частой сменой направления.

Содержание заключительной части урока зависит от содер­жания двух предыдущих частей и характера последующих занятий. В заключительной части урока необходимо предусмотреть регуля­цию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, обеспечить переход к новому виду деятельности, охарактеризовать общую успеваемость школьников на уроке. Для этого используют активный отдых; дают задания, связанные с переключением внима­ния; предлагают выполнить действия, корректирующие осанку; ана­лизируют и оценивают знания и результаты учебной деятельности учащихся на уроке; сообщают задание на дом.

10.2. Разработка содержания и оформление конспекта урока физической культуры

После двух недель педагогической практики в школе сту­дент начинает разрабатывать содержание и проводить урок фи­зической культуры целиком сначала с помощниками из числа студентов-практикантов, а затем и самостоятельно.

Для современного урока, прежде всего, характерно ком­плексное планирование задач формирования знаний, практических умений, развития кондиционных и координационных способностей, профессиональной подготовки школьников. Комплексный подход к планированию задач урока является важнейшим средством оптими­зации обучения, так как позволяет за одно и то же время достигать больших результатов без перегрузки учеников. Разумеется, не каж­дый урок позволит решить весь круг перечисленных выше задач. Многое будет зависеть от специфики темы, возможностей содержа­ния, особенностей занимающихся и пр. Но то, что студент всегда будет искать возможности для более широкого, комплексного ре­шения на уроке целого «веера» задач, бесспорно, будет способство­вать повышению эффективности обучения.

После того как будет уточнен комплекс общих учебно-воспитательных задач урока с максимально возможным учетом воз­можностей учеников данного класса (группы), студент приступает к разработке содержания урока. Что нового при этом вносит требова­ние оптимизации обучения? Во-первых, при подборе содержания надо обеспечить решение всего круга намеченных задач урока, а не только формирование знаний, двигательных умений и навыков. Во-вторых, в содержании урока надо выделить самое главное, сущест­венное, основное. Именно в операции выделения главного заключен особенно важный элемент оптимизации. В-третьих, при отборе со­держания урока надо стремиться не просто увеличить число упраж­нений, а попытаться выбрать из них те, которые кратчайшим путем приведут к формированию соответствующих умений и навыков и одновременно (сопряженно) позволят решать задачи совершенство­вания физических качеств и воспитания личности занимающихся.

Исходя из этого, при проектировании комплексного уро­ка рекомендуется действовать в такой последовательности (ал­горитм 7 шагов):

1. Наметить место реализации каждой программы обуче­ния двигательному действию на уроке.

2. Определить теоретические сведения, которые следует сообщить учащимся на данном уроке.

3. Наметить место и уточнить пути решения запланиро­ванных на данный урок задач совершенствования двигательных способностей, оздоровительных и воспитательных задач.

4. Подобрать дополнительные средства, обеспечивающие всестороннее физическое развитие и укрепление здоровья.

5. Распределить в уроке все учебные задания с учетом динамики работоспособности занимающихся.

6. Разработать методы организации учебного процесса, а также наметить необходимое оборудование, инвентарь и посо­бия, обеспечивающие оптимальную двигательную плотность урока и наибольшую учебную активность занимающихся.

7. Разработать методику проверки, критерии и комплекс­ные формы оценивания результатов учебного труда занимаю­щихся на уроке в целом.

Таким образом, вначале разрабатывается основная часть урока, а затем уже, исходя из особенностей ее содержания, -вводная и заключительная.

В заглавной части учебного конспекта школьного урока указывается номер занятия по четвертному (годовому) плану, дата его проведения и название группы занимающихся. Далее перечисляются общие задачи урока.

В случае необходимости здесь же указывается место про­ведения занятия, необходимый инвентарь, пособия и техниче­ские средства обучения, используемая литература.

В первой графе перечисляются частные задачи деятель­ности преподавателя в той последовательности, в которой они будут решаться для обеспечения решения общих задач урока.

Во второй графе описываются средства решения каждой частной задачи (физические упражнения, содержание игр и эс­тафет, полосы препятствий, теоретические сведения и т.д.).

Студентам следует помнить, что при записи отдельного двигательного действия указывается: 1) название двигательного действия; 2) исходное положение, из которого выполняется данное действие; 3) характеристики движений (направление, скорость, темп и т.д.). Не указывается конечное положение, если оно являет­ся естественным завершением двигательного действия.

Слитное выполнение двух последовательных движений обозначается с помощью союза «и». При описании двигательных действий, состоящих из двух одновременно выполняемых движе­ний, применяется предлог «с», подчеркивающий целостность дви­гательного действия и совмещение движений во времени. При записи нескольких движений, выполняемых различными частями тела, каждое из них отделяется друг от друга запятой.

При описании двигательных действий необходимо пользо­ваться принятыми сокращениями, с помощью которых достигается краткость терминологического обозначения физических упражнений. Так, опускается термин «спереди», когда занимающийся стоит лицом к опоре. При описании положения рук, ног не упоминается, если они прямые, если ноги вместе - носки оттянуты. Не указывается, что ла­дони обращены друг к другу в положении руки вниз, вверх, назад, вперед, а также вниз в положении руки в стороны. При наклонах опускается термин «туловище». Если двигательное действие выпол­няется в необычном варианте, то это должно быть отражено в записи.

Запись физических упражнений с предметами осуществляет­ся по тем же правилам, что и без предметов, но обязательно указы­вается положение предмета по отношению к занимающемуся. При записи упражнений, выполняемых с партнером, следует уточнить положение и действие каждого из партнеров. Допускается графиче­ская запись упражнений (схемы, рисунки и прочее).

В графе «Дозировка» обозначается количество повторе­ний, интенсивность и продолжительность заданий.

Содержание графы «Методические приемы обучения и орга­низации» заслуживает особого внимания. В ней должны быть отра­жены конкретные способы решения каждой частной задачи - приемы преподавания и обучения, способы совершенствования физических качеств, трудового, нравственного, умственного и эстетического вос­питания, а также организации деятельности занимающихся на уроке.

Деление плана на части может быть обозначено подзаго­ловком в графе «Средства», либо разделительными линиями с указанием продолжительности части в графе «Дозировка».

Ниже, в качестве примера, приводится методическая раз­работка конспекта урока №4, составленного по приведенному выше графику четвертного тематического плана.

Конспект урока № 4

Дата проведения: 25.11. 2 «А» класс.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь: гимнастические маты, гимнастические палки, большой мяч.

Задачи урока:

1 .Разучить переворот вперед с касанием опоры лопатками для выполнения кувырка вперед.

2. Создать представление о влиянии гимнастических уп­ражнений на осанку человека.

3. Развивать способность точно воспринимать нервно-мышечные ощущения для сохранения заданного положения те­ла и его частей.

4. Совершенствовать способность к ориентации в простран­стве на фоне повышенного уровня эмоционального состояния.

5. Сформировать умение определять положение головы для сохранения правильной осанки и статическую силовую вы­носливость мышц верхней части спины.

6. Воспитывать настойчивость при выполнении физиче­ских упражнений в условиях возникновения субъективных и объективных трудностей.

Учебно-исследовательская работа № 8.1 - student2.ru

Учебно-исследовательская работа № 8.1 - student2.ru

Учебно-исследовательская работа № 8.1 - student2.ru

Учебно-исследовательская работа № 8.1 - student2.ru

Учебно-исследовательская работа № 8.1 - student2.ru

Учебно-исследовательская работа № 8.1 - student2.ru

Учебно-исследовательская работа № 8.1 - student2.ru

Учебно-исследовательская работа № 8.1 - student2.ru

Наши рекомендации