Учебно-исследовательская работа № 8.1
Программа решения образовательной задачи на уроке
(фрагмент урока)
Выполнено студентом: Ф.И.О., курс, группа Общая задача: Разучить переворот вперед с касанием опоры лопатками для выполнения кувырка вперед.
Инвентарь: Гимнастические маты, большой мяч, гимнастическая палка.
Частные | Средства | Дози- | Методические приемы |
задачи | ровка | обучения и организации | |
1. Добиться | 1. Наклоны | Фронтально на месте в 4 ше- | |
увеличения | головы впе- | мин | ренги в шахматном порядке. |
подвижности | ред, назад, | Выполняется под счет на каж- | |
суставов по- | вправо, влево. | дое движение. Дать указание: | |
звоночника. | 2. И.п. - упор, | 4р | движения делать плавно, без |
стоя на коленях: | рывков. Дать указание: на счет | ||
1 - выгнуть | 1 - сделать «круглую» спину и | ||
спину, голову | коснуться подбородком груди, | ||
наклонить | на счет 2 - посмотреть в пото- | ||
вперед; | лок. После каждого счета де- | ||
2-прогнуть | лать паузу. | ||
спину, голову | 4р | Указание: представить, что | |
наклонить назад; | подлезаешь под забор. | ||
2. Развивать | 1. И.п. - упор | 8р | Указание: разгибать ноги до |
эластичность | присев: | ощущения натяжения задней | |
мышц задней | 1 - упор стоя; | поверхности ног и перенести | |
поверхности ног | 2-й. п. | вес тела на руки, посмотреть | |
и создать двига- | 2. И. п. - сед, | на свои колени. Оценить, на- | |
тельное пред- | руки на поясе: | сколько они разогнуты. | |
ставление о | 1-3 - пружини- | Установка: ноги не сгибать | |
полном разгиба- | стые наклоны | ||
нии ног при | вперед; | ||
кувырке вперед. | 4- и.п. | ||
3. Добиться | И.п. - лежа | 8р | Указание: руки разгибать |
повышения | на животе, | полностью, сгибать - мед- | |
циркуляции | руки согнуты, | ленно. | |
крови в мыш- | ладони на | ||
цах верхних | полу у плеч. | ||
конечностей и | Разгибание и | ||
повысить под- | сгибание рук. | ||
вижность по- | |||
ясничного от- | |||
дела позвоноч- | |||
ника ОЦТ. | |||
4. Активизи- | 1. И.п.-ши- | 8р | Указания: спину держать |
ровать дос- | рокая стойка | ровно, взгляд направлен впе- | |
тавку энерго- | ноги врозь, | ред. Выполняется под мед- | |
ресурсов к | руки на пояс: | ленный счет. Преподаватель | |
мышцам ног | 1 - согнуть | ходит по площадке и коммен- | |
и формиро- | правую ногу; | тирует индивидуальное вы- | |
вать умение | 2 - то же - | 2х8р | полнение упражнений. |
сохранять | левой. | ||
положение | 2.И.П.- | ||
правильной | стойка ноги | ||
осанки при | врозь, руки за | ||
перемещении. | голову - при- | ||
седания. | |||
5, Развивать | Игра «Лиса и | 3 мин | Водящего назначает препо- |
способность | ежики». Игро- | даватель. Тот, кого поймали, | |
соразмерять | ки распреде- | становится водящим. | |
степень на- | ляются по пло- | ||
пряжения | щадке и пере- | ||
мышц сгиба- | мещаются в | ||
телей шеи, | упоре стоя. По | ||
туловища и | команде: лиса | ||
ног для ку- | идет, «ежики | ||
вырка вперед. | сворачивают- | ||
ся» в группи- | |||
ровку сидя. | |||
«Лиса» ходит | |||
от одного к | |||
другому и пы- | |||
тается дотро- | |||
нуться до носа | |||
«ежика». | |||
6. Сообщить | 1. Качение | 3 мин | Объяснить, что круглый |
сведения о зна- | мяча. | предмет легко движется впе- | |
чении влияния | 2. Падение | ред, используя силу инерции, а | |
сил природы на | гимнастиче- | палка сама начинает движение | |
выполнение | ской палки из | при потере равновесия без | |
кувырка вперед. | вертикально- | прилагаемых к ней усилий под | |
го положения. | действием силы тяжести. | ||
7. Повторить | И.п. - упор | бр | Фронтально. Преподаватель |
разгибание | присев: | дает каждому ученику оце- | |
ног из упора | 1 - разогнуть | ночное суждение и указание | |
присев и пе- | ноги, перене- | по исправлению допущенных | |
ренос веса | сти вес на ру- | ошибок. Выбирает 2-3 лучших | |
тела на руки | ки. Подборо- | исполнителей упражнения и | |
для кувырка | док прижат к | показывает на их примере | |
вперед. | груди; 2 -и. П. | образец выполнения. | |
8. Разучить | И.п. -упор | 6р | На гимнастических матах в |
переворот | присев: | парах по очереди. Один вы- | |
вперед с ка- | 1 - разогнуть | полняет, другой, стоя сбоку, | |
санием опоры | ноги, перене- | правую руку ставит на заты- | |
лопатками в | сти вес на | лок партнера, фиксируя поло- | |
условиях до- | руки. Подбо- | жение прижатого к груди под- | |
полнительной | родок прижат | бородка, а левую - на заднюю | |
фиксации | к груди; | поверхность бедра, подталки- | |
нужного по- | 2 - переворот | вая ее вверх-вперед и помогая | |
ложения. | вперед в груп- | перевернуться. | |
пировку лежа | Дать указание: переворот | ||
на спине. | делать только тогда, когда | ||
лопатки окажутся над опорой. | |||
Учитель показывает и объясня- | |||
ет способ оказания помощи. | |||
9. Добиться | Тоже | 4р | В парах, один - выполняет, |
самостоя- | другой - корректирует тех- | ||
тельного вы- | нику выполнения и выстав- | ||
полнения пе- | ляет устную оценку. Препо- | ||
реворота впе- | даватель наблюдает, опре- | ||
ред с касани- | деляет объективность по- | ||
ем опоры ло- | ставленных оценок. После | ||
патками. | окончания задания хвалит | ||
учеников, которые точно | |||
оценивали своих товарищей. | |||
10. Проверить | То же | IP | Выполняется потоком. Устная |
и оценить | оценка: отлично, хорошо, | ||
умение вы- | удовлетворительно, плохо. | ||
полнять пере- | Ученикам, получившим низ- | ||
ворот вперед с | кие оценки, пояснить, какие | ||
касанием опо- | ошибки допущены, как их | ||
ры лопатками. | исправить и дать домашнее | ||
задание на закрепление изу- | |||
ченного материала. |
В подготовительной части урока решаются (частично или полностью) и некоторые общие учебно-воспитательные задачи, такие как: формирование у учащихся навыков правильной осанки; обучение строевым и общеподготовительным упражнениям; создание двигательного представления о положении тела или его частей в пространстве, о характере и направлении усилий при выполнении отдельных звеньев разучиваемого действия; разучивание последовательности движений, составляющих основное двигательное действие и т.д.
Все привыкли к тому, что традиционно урок начинается с построения, строевых команд и упражнений. Но все чаще опытные и нестандартно мыслящие педагоги обходятся без привычного построения - либо используется соревновательный момент: «Кто быстрее (какое отделение) займет определенное место в зале», либо учащиеся без излишней официальности обступают учителя, и он начинает рассказывать им о предстоящем занятии. Но надо отметить, что, конечно же, последнее возможно лишь при полном взаимопонимании между учителем и учениками.
В младших классах вместо бега по кругу можно использовать подвижные игры с бегом, имитационный бег (изображая птицу, машину и т.д.), а также бег с частой сменой направления и с выполнением заданий во время бега. В средних и старших классах на занятиях в зале - бег с выполнением различных заданий, частой сменой направления.
Содержание заключительной части урока зависит от содержания двух предыдущих частей и характера последующих занятий. В заключительной части урока необходимо предусмотреть регуляцию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, обеспечить переход к новому виду деятельности, охарактеризовать общую успеваемость школьников на уроке. Для этого используют активный отдых; дают задания, связанные с переключением внимания; предлагают выполнить действия, корректирующие осанку; анализируют и оценивают знания и результаты учебной деятельности учащихся на уроке; сообщают задание на дом.
10.2. Разработка содержания и оформление конспекта урока физической культуры
После двух недель педагогической практики в школе студент начинает разрабатывать содержание и проводить урок физической культуры целиком сначала с помощниками из числа студентов-практикантов, а затем и самостоятельно.
Для современного урока, прежде всего, характерно комплексное планирование задач формирования знаний, практических умений, развития кондиционных и координационных способностей, профессиональной подготовки школьников. Комплексный подход к планированию задач урока является важнейшим средством оптимизации обучения, так как позволяет за одно и то же время достигать больших результатов без перегрузки учеников. Разумеется, не каждый урок позволит решить весь круг перечисленных выше задач. Многое будет зависеть от специфики темы, возможностей содержания, особенностей занимающихся и пр. Но то, что студент всегда будет искать возможности для более широкого, комплексного решения на уроке целого «веера» задач, бесспорно, будет способствовать повышению эффективности обучения.
После того как будет уточнен комплекс общих учебно-воспитательных задач урока с максимально возможным учетом возможностей учеников данного класса (группы), студент приступает к разработке содержания урока. Что нового при этом вносит требование оптимизации обучения? Во-первых, при подборе содержания надо обеспечить решение всего круга намеченных задач урока, а не только формирование знаний, двигательных умений и навыков. Во-вторых, в содержании урока надо выделить самое главное, существенное, основное. Именно в операции выделения главного заключен особенно важный элемент оптимизации. В-третьих, при отборе содержания урока надо стремиться не просто увеличить число упражнений, а попытаться выбрать из них те, которые кратчайшим путем приведут к формированию соответствующих умений и навыков и одновременно (сопряженно) позволят решать задачи совершенствования физических качеств и воспитания личности занимающихся.
Исходя из этого, при проектировании комплексного урока рекомендуется действовать в такой последовательности (алгоритм 7 шагов):
1. Наметить место реализации каждой программы обучения двигательному действию на уроке.
2. Определить теоретические сведения, которые следует сообщить учащимся на данном уроке.
3. Наметить место и уточнить пути решения запланированных на данный урок задач совершенствования двигательных способностей, оздоровительных и воспитательных задач.
4. Подобрать дополнительные средства, обеспечивающие всестороннее физическое развитие и укрепление здоровья.
5. Распределить в уроке все учебные задания с учетом динамики работоспособности занимающихся.
6. Разработать методы организации учебного процесса, а также наметить необходимое оборудование, инвентарь и пособия, обеспечивающие оптимальную двигательную плотность урока и наибольшую учебную активность занимающихся.
7. Разработать методику проверки, критерии и комплексные формы оценивания результатов учебного труда занимающихся на уроке в целом.
Таким образом, вначале разрабатывается основная часть урока, а затем уже, исходя из особенностей ее содержания, -вводная и заключительная.
В заглавной части учебного конспекта школьного урока указывается номер занятия по четвертному (годовому) плану, дата его проведения и название группы занимающихся. Далее перечисляются общие задачи урока.
В случае необходимости здесь же указывается место проведения занятия, необходимый инвентарь, пособия и технические средства обучения, используемая литература.
В первой графе перечисляются частные задачи деятельности преподавателя в той последовательности, в которой они будут решаться для обеспечения решения общих задач урока.
Во второй графе описываются средства решения каждой частной задачи (физические упражнения, содержание игр и эстафет, полосы препятствий, теоретические сведения и т.д.).
Студентам следует помнить, что при записи отдельного двигательного действия указывается: 1) название двигательного действия; 2) исходное положение, из которого выполняется данное действие; 3) характеристики движений (направление, скорость, темп и т.д.). Не указывается конечное положение, если оно является естественным завершением двигательного действия.
Слитное выполнение двух последовательных движений обозначается с помощью союза «и». При описании двигательных действий, состоящих из двух одновременно выполняемых движений, применяется предлог «с», подчеркивающий целостность двигательного действия и совмещение движений во времени. При записи нескольких движений, выполняемых различными частями тела, каждое из них отделяется друг от друга запятой.
При описании двигательных действий необходимо пользоваться принятыми сокращениями, с помощью которых достигается краткость терминологического обозначения физических упражнений. Так, опускается термин «спереди», когда занимающийся стоит лицом к опоре. При описании положения рук, ног не упоминается, если они прямые, если ноги вместе - носки оттянуты. Не указывается, что ладони обращены друг к другу в положении руки вниз, вверх, назад, вперед, а также вниз в положении руки в стороны. При наклонах опускается термин «туловище». Если двигательное действие выполняется в необычном варианте, то это должно быть отражено в записи.
Запись физических упражнений с предметами осуществляется по тем же правилам, что и без предметов, но обязательно указывается положение предмета по отношению к занимающемуся. При записи упражнений, выполняемых с партнером, следует уточнить положение и действие каждого из партнеров. Допускается графическая запись упражнений (схемы, рисунки и прочее).
В графе «Дозировка» обозначается количество повторений, интенсивность и продолжительность заданий.
Содержание графы «Методические приемы обучения и организации» заслуживает особого внимания. В ней должны быть отражены конкретные способы решения каждой частной задачи - приемы преподавания и обучения, способы совершенствования физических качеств, трудового, нравственного, умственного и эстетического воспитания, а также организации деятельности занимающихся на уроке.
Деление плана на части может быть обозначено подзаголовком в графе «Средства», либо разделительными линиями с указанием продолжительности части в графе «Дозировка».
Ниже, в качестве примера, приводится методическая разработка конспекта урока №4, составленного по приведенному выше графику четвертного тематического плана.
Конспект урока № 4
Дата проведения: 25.11. 2 «А» класс.
Место проведения: спортивный зал.
Инвентарь: гимнастические маты, гимнастические палки, большой мяч.
Задачи урока:
1 .Разучить переворот вперед с касанием опоры лопатками для выполнения кувырка вперед.
2. Создать представление о влиянии гимнастических упражнений на осанку человека.
3. Развивать способность точно воспринимать нервно-мышечные ощущения для сохранения заданного положения тела и его частей.
4. Совершенствовать способность к ориентации в пространстве на фоне повышенного уровня эмоционального состояния.
5. Сформировать умение определять положение головы для сохранения правильной осанки и статическую силовую выносливость мышц верхней части спины.
6. Воспитывать настойчивость при выполнении физических упражнений в условиях возникновения субъективных и объективных трудностей.