Учебно-исследовательская работа №1 «Общие учебно-воспитательные задачи на четверть»

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................ 4

1. ТЕХНОЛОГИЯ ГОДОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.................. 6

2. ТЕХНОЛОГИЯ ЧЕТВЕРТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ........... 10

3. ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОМУ ДЕЙСТВИЮ..................... 16

4. ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ КОНДИЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ............... 21

5. ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ......... 25

6. ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ РЕШЕНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ЗАДАЧИ....................................... 37

7. ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

РЕШЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ЗАДАЧИ........................ 40

8. ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ.................. 43

9. ТЕХНОЛОГИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЧАСТНЫХ ЗАДАЧ И УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО УРОКАМ В ЧЕТВЕРТИ............... 46

10. ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ.......................... 49

11. ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ СЦЕНАРИЯ СПОРТИВНОГО ПРАЗДНИКА В ШКОЛЕ........................... 67

12. ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ

О СОРЕВНОВАНИИ В ШКОЛЕ........................................ 69

ЛИТЕРАТУРА................................................................ 72

Приложение 1.

Фрагмент общего плана работы по физической культуре

в общеобразовательной учреждении........................... 77

Приложение 2.

Фрагмент годового плана-графика распределения программного материала по предмету «Физическая культура»... 79 Приложение 3.

Фрагмент поурочного четвертного плана...................... 80

Приложение 4.

Структура процесса обучения двигательному действию... 84

Приложение 5.

Образцы формулировок задач.................................... 85

Приложение 6. Сценарий спортивного праздника

«Озорной мяч» (для 1-3 классов)................................. 90

Приложение 7.

Образец заявки на участие в соревнованиях.................. 95

ПРЕДИСЛОВИЕ

В соответствии с социально-экономическими потребно­стями современного общества, его дальнейшим развитием и ис­ходя из сущности общего среднего образования, целью физиче­ского воспитания в школе является содействие формированию всесторонне развитой личности в процессе физического совер­шенствования. Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками основами физической культуры, слагаемыми которой являются: крепкое здоровье, хо­рошее физическое развитие, оптимальный уровень двигатель­ных способностей, знания в области физической культуры, мо­тивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультур­но-оздоровительную и спортивную деятельность. Следователь­но, деятельность специалистов в сфере физической культуры характеризуется разнообразным и сложным содержанием. Для достижения желаемой результативности такое содержание должно быть определенным образом систематизировано и спла­нировано.

Кроме того, важно отметить, что успешное построение учебно-воспитательного процесса по физической культуре в школе возможно только в том случае, когда учитель не только ясно понимает современные цели и задачи физического воспи­тания, но и осуществляет свою деятельность на основе лично-стно-ориентированного и деятельностного подходов. Процесс формирования физической культуры у школьников нужно вос­принимать как трансляцию общей культуры, а не только как процесс формирования двигательных умений и развития физи­ческих качеств.

В связи с вышесказанным, в современном обществе про­исходит обновление не только содержания предмета «Физиче­ская культура» в общеобразовательных учреждениях, но и сис­темы подготовки студентов физкультурных вузов к будущей педагогической деятельности. В процессе лекций, семинарских и практических занятий акцент делается на развитие у них твор­ческих способностей специалиста к самостоятельному получе­нию и интерпретации профессиональных знаний с использованием новых информационных технологий. У студентов форми­руются основы теоретико-методологического мышления, уме­ния и навыки научно-педагогической, научно-исследова­тельской деятельности.

В частности, в процессе изучения студентами курса «Теория и методика физической культуры в различные перио­ды жизнедеятельности», в период подготовки их к педагогиче­ской практике в общеобразовательных учреждениях им предла­гается большое количество учебно-исследовательских работ (УИРСов).

Данные задания являются обязательными и зачётными, выполняются всеми студентами в виде самостоятельных пись­менных работ. Кроме того, методические разработки, которые студенты делают в процессе выполнения учебно-иссле­довательских работ, имеют большое прикладное значение, так как могут быть использованы на педагогической практике в ка­честве документов планирования.

В данном учебно-методическом пособии изложены пред­писания, которые предусматривают систему необходимых дей­ствий для выполнения каждого УИРСа, и образец оформления задания, а также список рекомендуемой литературы по разде­лам. Необходимо напомнить, что предписания, изложенные в учебниках и методических указаниях, лишь направляют поиск студента. Успеха при выполнении заданий можно достичь толь­ко при творческом, исследовательском подходе к работе. В кон­це брошюры (в приложении) приводятся примерные документы планирования, которые помогут при выполнении учебно-исследовательской работ и в ходе педагогической практики.

I. ТЕХНОЛОГИЯ ГОДОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Планирование учебной работы по физической культуре значительно отличается по своему содержанию от планирования по другим учебным предметам. Это обусловливается спецификой процесса обучения двигательным действиям, и необходимостью наряду с решением образовательных и воспитательных задач целе­направленно влиять на физическое развитие учащихся.

В процессе составления плана необходимо соблюдать оп­ределенные требования. План должен:

1. Соответствовать нормативным документам руководя­щих органов (государственному образовательному стандарту, программе).

2. Учитывать общие принципы формирования физической культуры человека (иметь оздоровительную и прикладную на­правленность, способствовать гармоничному развитию учащихся).

3. Быть реальным, конкретным и удобным для оператив­ного изменения (гибкость планирования).

В школе в зависимости от сроков действия различает сле­дующие виды планирования:

• годовое (общий годовой план работы по физическому воспитанию, годовой план-график распределения программного материала по физическому воспитанию);

• четвертное (поурочный четвертной план);

• урочное (конспект или план урока).

1.1. Общий годовой план работы по физическому воспитанию

Общий план работы по физическому воспитанию (При­ложение 1) является составной частью плана работы образова­тельного учреждения. Его составляет учитель физической куль­туры при участии заместителя директора, врача школы, препо­давателя курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Он согласовывается с администрацией школы, чтобы спланированные мероприятия не совпадали по времени с другой деятельностью школьников, и утверждается директором школы. План включает в себя следующие разделы:

1) организационная работа;

2) учебная работа;

3) физкультурно-оздоровительные мероприятия в ре­жиме учебного дня;

4) физкультурно-массовая и спортивная работа во вне-учебное время;

5) агитационно-пропагандистская работа;

6) врачебный контроль и медико-санитарный надзор;

7) хозяйственная работа.

В приложении 1 представлен образец годового плана по фи­зической культуре для общеобразовательных учреждений. На педагогической практике студенты на его основе могут соста­вить свой индивидуальный план.

1.2. Годовой план-график распределения программного материала по предмету «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях

Планирование учебно-воспитательной работы на один год имеет важное значение, так как является базой всех ступеней те­кущего планирования. Оно сводится к распределению программ­ного материала по учебным периодам, четвертям, семестрам и др. Годовой план-график очередности прохождения программного материала составляется для каждой параллели классов.

В годовом плане важно отразить весь перечень про­граммного материала: знания о физической культуре, практиче­ские умения и навыки, которые необходимо сформировать у учащихся, примерные сроки, требуемые для этих целей.

Планирование знаний по физической культуреспо­собствует прочному овладению программным материалом, пол­ному его осмыслению и углублению. Овладению двигательны­ми навыками предшествует усвоение теоретических основ (зна­ний) о сущности изучаемых движений, об особенностях техники их выполнения. Те знания, которые непосредственно не связаны с конкретным программным материалом, рекомендуется запла­нировать на вводных уроках в начале учебного года или четвер­ти. В плане следует отразить систематическое повторение зна­ний, особенно методических.

Планирование раздела: способы физкультурной дея­тельностинеобходимо осуществлять в тесной связи с планиро­ванием двигательных навыков и развитием двигательных спо­собностей. Например, при овладении разделом гимнастики нужно запланировать развитие силовых и скоростно-силовых способностей, а также овладение способами физкультурно-оздоровительной деятельности, связанными с использованием гимнастических упражнений.

Планируя практический материал, направленный на ов­ладение двигательными умениями и навыками, нужно учиты­вать его сложность. Более сложные упражнения требуют соот­ветственно более продолжительного времени для овладения, а также более частого повторения. Вполне возможно сочетать ов­ладение навыками спортивных игр и отдельных легкоатлетиче­ских упражнений. Навыки овладения единоборств можно ус­пешно сочетать с обучением технике гимнастических элемен­тов. При планировании навыков следует учитывать также тех­ническую и физическую подготовленность учащихся.

В тесной взаимосвязи с планированием двигательных на­выков и умений необходимо планировать материал по развитию двигательных способностей. Этот материал можно планировать с опережением до овладения навыками, которые требуют пре­имущественного проявления данных способностей. Например, многие гимнастические упражнения требуют от человека высо­кой силовой подготовленности, без которой просто невозможно их выполнить. Материал по развитию некоторых физических способностей можно планировать параллельно с осваиваемым двигательным навыком. Например, навык длительного бега це­лесообразно планировать с воспитанием общей (аэробной) вы­носливости.

Студенту важно знать, что в государственных програм­мах по физической культуре для учащихся 1-11 классов, на ос­новании которых и осуществляется годовое планирование, ука­зано лишь примерное распределение учебного времени на прохождение разделов программы. В программах не описывается последовательность прохождения школьниками различных практических разделов в течение года.

В зависимости от конкретных климатических и матери­альных условий учитель физической культуры по согласованию с руководством школы может варьировать последовательность и объем времени, выделенный на различные разделы программы. Например, занятия легкоатлетическими упражнениями в усло­виях климата средней полосы России можно планировать в бо­лее ранние сроки. В снежных районах можно увеличивать время на овладение техникой зимних видов спорта, а в условиях более теплого климата целесообразно больше времени отвести заняти­ям легкой атлетики на открытом воздухе.

В школе, где в силу местных условий не может быть пройден раздел "Лыжная подготовка", и имеются условия для занятий плаванием, футболом и борьбой, годовая сетка часов для IX класса (юноши) может быть такой: гимнастика - 12, лег­кая атлетика - 14, футбол - 10, кроссовая подготовка - 10, плава­ние - 14, элементы единоборств и борьба - 8.

Последовательность действий педагога при разработке го­дового плана-графика распределения программного мате­риала по предмету «Физическая культура» в общеобразова­тельных учреждениях:

1. Проанализировать программные требования для ка­ждого класса и сопоставить их с реальными возможностями учеников и условиями занятий.

2. Наметить последовательность прохождения учебно­го материала в каждом классе в течение года с учетом методи­ческих принципов формирования физической культуры кален­дарем районных и городских физкультурно-массовых и спор­тивных мероприятий.

3. Наметить количество часов, которое будет отведено в данном учебном году на изучение материала каждого раздела программы, в соответствии с бюджетом времени, т.е. составить "сетку часов".

4. Оформить план-график.

В приложении 2 предлагается вариант годового плана-графика распределения программного материала по предме­ту «Физическая культура» в общеобразовательных учреж­дениях для 7 класса.

ТЕХНОЛОГИЯ ЧЕТВЕРТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

На основе годового планирования, разрабатываются пла­ны на четверть. Четвертное планирование отличается большей конкретностью работы педагога по реализации задач и последо­вательностью использования средств их решения, предусматри­вает методическое раскрытие программного материала для уча­щихся разных классов на каждую учебную четверть. Существу­ет следующие виды четвертных планов:

1. Тематический четвертной план.

2. Поурочный план на четверть.

1. Тематический четвертной план имеет 2 варианта: 1-Й ВАРИАНТ выполняется в отдельной тетради и СОСТОИТ ИЗ ДВУХ ЧАСТЕЙ:

1. Плана-графика распределения задач и учебного ма­териала по урокам четверти:________________________________

Общие [ Номера уроков
задачи
                         
2. Методических разработок решения общих учебно-воспитательных задач в течение четверти. Общая задача:
Частные задачи Средства и методические приемы
1___,    
                             

2-Й ВАРИАНТ выполняется на листе миллиметровойбумаги и СОСТОИТ ИЗ:

Общих задач на четверть:

1.................................................

2................................................

3.................................................

4.................................................

5.................................................

Частные задачи Средства Номера у юков
на четверть      
                 

Поурочный четвертной планпредставляет собой по­следовательное изложение содержания каждого урока учебной четверти. Он составляется на основании годового плана-графика прохождения программного материала с учетом реального хода учебной работы в предыдущих четвертях (приложение 3).

В процессе прохождения курса по ТиМФК студенты на лек­циях и семинарских занятиях знакомятся с различными вариантами четвертного планирования, но в качестве образца письменно делают 1 вариант тематического четвертного плана. Последовательное со­ставление данного документа для определенного класса по заданно­му разделу программы и определяет содержание УИРСов, о кото­рых говорилось в предисловии к данному учебно-методическому пособию. Важно отметить, что в период педагогической практики в общеобразовательных учреждениях, студент вправе выбрать любой вариант четвертного плана, рассматриваемый выше.

Последовательность действий студента при определении общих учебно-воспитательных задач на четверть (УИРС №1):

1. Определить, для какого класса будет разрабатывать­ся четвертной план.

2. Проанализировать программный материал, который школьники данного класса должны освоить за четверть, и выде­лить основные двигательные действия.

3. Проанализировать программный материал в преды­дущем и последующих классах и определить этап обучения для каждого выделенного двигательного действия.

4. Определить, какие знания в области физической культуры помогут освоить основные двигательные действия.

5. Определить, какие кондиционные икоординационные способности помогут быстрее освоить данные двигатель­ные действия.

6. Определить наиболее актуальные для школьников данной возрастной группы оздоровительные и воспитательные задачи, которые возможно решить за четверть.

7. На основе предыдущей работы сформулировать об­щие задачи на четверть и составить их список в следующем ко­личестве:

• теоретическую задачу -1;

• задач обучения двигательным действиям - столько, сколько основных двигательных действий представлено в про­грамме для данного класса по планируемому разделу;

• задач развития кондиционных способностей - 2;

• задач совершенствования координационных способно­стей - 2-3;

• оздоровительную задачу -1;

• воспитательную -1.

8. Начертить план-график и заполнить графу «общие задачи». Все остальные графы будут заполняться только после того, как студент разработает вторую часть тематического чет­вертного плана (программы последовательного решения каждой учебно-воспитательной задачи в течение четверти).

Содержание практического материала государственных программ по физической культуре включает в себя виды физи­ческих упражнений, многие из которых изучаются последова­тельно в нескольких классах. Например, в программе последо­вательность изучения кувырков назад по классам такая: 2 класс -группировка и перекаты назад-вперед в группировке; 3 класс -из упора присев перекаты назад-вперед до упора присев; 5 класс - кувырок вперед и назад; 6 класс - девочки - кувырок назад в полушпагат; 8 класс - мальчики - кувырок назад в упор стоя но­ги врозь, девочки - кувырок назад; 10 класс - юноши - кувырок назад через стойку с помощью; 11 класс - девушки и юноши -комбинации из ранее изученных элементов.

На основе анализа требований учебной программы, данных о подготовленности учащихся учитель определяет общие задачи направленного развития кондиционных способностей у школьников. Кроме этого следует иметь в виду, что без предварительной работы, направленной на достижение не­обходимого уровня развития того или иного физического каче­ства, часто вообще невозможно сформировать умение выпол­нять изучаемое двигательное действие. Так, например, вначале необходимо решить задачу "Развить силу верхних конечностей для лазания по канату" и только после того, как школьники смо­гут удержаться на канате в висе на согнутых руках 7-8 секунд, приступать к разучиванию техники лазания.

Необходимо соблюдать несколько требований к форму­лировке общих задач по развитию кондиционных способностей. Во-первых, избранная общая задача должна быть предельно конкретной, точно указывающей, какое физическое качество развивается и с какой целью. Во-вторых, ее решение должно быть, возможно, в установленный период времени.

Принцип оздоровительной направленности предписывает решение таких обязательных задач, как укрепление здоровья и по­вышение иммунитета, формирование осанки и гигиенических навы­ков, умений поддерживать свой организм в порядке на основе ги­гиенических знаний. Эти задачи решаются, во-первых, за счет под­бора средств и методов решения образовательных задач в соответст­вии с возрастными и половыми особенностями занимающихся; во-вторых, посредством применения естественных факторов внешней среды; в-третьих, посредством контроля за соблюдением гигиениче­ских требований к местам занятий, одежде, обуви и т.д.

Однако наряду с постоянно действующими задачами могут определяться и конкретные задачи направленного физического раз­вития и укрепления здоровья занимающихся на относительно ко­роткий период времени (серию уроков, учебную четверть или год). Основанием для этого могут стать данные анализа физического со­стояния и подготовленности школьников, условий учебы и быта и их возможных отрицательных влияний.

По данным ежегодных медицинских осмотров, проверок показателей физического развития и специальных наблюдений на уроках может быть установлено, что общее физическое раз­витие (или некоторые его показатели) учащихся класса окажется ниже нормативных требований для данного возраста. В связи с этим могут возникнуть такие задачи, как, например, "Содействовать увеличению дыхательной емкости грудной клетки", "Ук­репить дыхательные мышцы" и т.д. Задачи такого типа, а также задачи, связанные с профилактикой нарушений осанки и плос­костопия, успешно решаются при условии постепенного увели­чения из урока в урок воздействия специально подобранных фи­зических упражнений. В программах для начальной школы есть точные указания, каким упражнениям "на осанку" и в каком классе следует обучать.

Основанием для постановки конкретных воспитательных задач могут также стать данные наблюдений за поведением уче­ников, бесед с ними, а также анализ возрастных особенностей и уровня воспитанности занимающихся. Наблюдая за поведением учащихся, студент-практикант может установить, например, что они неаккуратно обращаются со спортивным инвентарем. В этом случае он ставит задачу: "Воспитывать бережное отноше­ние к гимнастическому оборудованию".

Известно, что вследствие возрастных особенностей развития психики, а также в результате изменения условий учебы, характер взаимоотношений учащихся в средних классах существенно меня­ется по сравнению с начальной школой. В этот период особое зна­чение приобретают усилия учителя по формированию общественно­го мнения в классе по таким вопросам, как отношение к учебному труду, к слабым ученикам, взаимоотношения между мальчиками и девочками и др. Соответственно, актуальной будет следующая зада­ча: "Воспитывать дружелюбные взаимоотношения между учащими­ся в процессе занятий физическими упражнениями".

Конкретные воспитательные задачи могут быть определены в итоге сопоставления содержания учебных программ и состояния воспитанности занимающихся. Иногда школьники, особенно уче­ницы старших классов, не могут успешно овладеть некоторыми гимнастическими упражнениями, отдельными приемами игры в ручной мяч из-за боязни болевых ощущений. В подобных случаях необходимо планировать систему заданий с использованием спе­циально подобранных физических упражнений для постепенного преодоления чувства страха или воспитания привычки превозмо­гать неприятные ощущения ради достижения игровой цели.

Фрагмент плана-графика должен иметь форму, представ­ленную на следующей странице.

ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ

Основной формой организации учебно-воспитательной работы в школе является урок. Правильное проведение уроков физической культуры обеспечивает успех внеурочных форм за­нятий физическими упражнениями. Каждый урок должен отве­чать следующим требованиям:

1. Иметь определенные задачи.

2. Носить, в первую очередь, образовательную направ­ленность.

3. Носить комплексный характер.

4. Быть последовательным продолжением предыдущих уроков, но в то же время быть целостным и законченным.

5. Соответствовать по своему содержанию возрастным, половым и индивидуальным особенностям занимающихся.

6. Быть интересным, побуждать к активной познаватель­ной деятельности.

7. Содержать упражнения и игры, содействующие разно­стороннему физическому развитию и укреплению здоровья.

8. Правильно сочетаться с уроками по другим дисциплинам.

Основным документом оперативного планирования явля­ется конспект урока. В практике существуют разные формы со­ставления плана-конспекта. В качестве примера ниже приводит­ся одна из них:

2) из методических разработок плана-графика (часть вторая) в соответствии с выписанными обозначениями выбрать конкретные учебные задачи и задания;

3) определить задачи и учебные задания, требующие наибольших затрат времени; данные задачи будут общими зада­чами урока (задачи формирования знаний, обучения двигатель­ным действиям, развития способностей, воспитания личности);

4) составить программы решения на уроке каждой общей задачи обучения двигательным действиям (по алгоритму 5 шагов).

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................ 4

1. ТЕХНОЛОГИЯ ГОДОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.................. 6

2. ТЕХНОЛОГИЯ ЧЕТВЕРТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ........... 10

3. ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОМУ ДЕЙСТВИЮ..................... 16

4. ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ КОНДИЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ............... 21

5. ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ......... 25

6. ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ РЕШЕНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ЗАДАЧИ....................................... 37

7. ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

РЕШЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ЗАДАЧИ........................ 40

8. ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ.................. 43

9. ТЕХНОЛОГИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЧАСТНЫХ ЗАДАЧ И УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО УРОКАМ В ЧЕТВЕРТИ............... 46

10. ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ.......................... 49

11. ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ СЦЕНАРИЯ СПОРТИВНОГО ПРАЗДНИКА В ШКОЛЕ........................... 67

12. ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ

О СОРЕВНОВАНИИ В ШКОЛЕ........................................ 69

ЛИТЕРАТУРА................................................................ 72

Приложение 1.

Фрагмент общего плана работы по физической культуре

в общеобразовательной учреждении........................... 77

Приложение 2.

Фрагмент годового плана-графика распределения программного материала по предмету «Физическая культура»... 79 Приложение 3.

Фрагмент поурочного четвертного плана...................... 80

Приложение 4.

Структура процесса обучения двигательному действию... 84

Приложение 5.

Образцы формулировок задач.................................... 85

Приложение 6. Сценарий спортивного праздника

«Озорной мяч» (для 1-3 классов)................................. 90

Приложение 7.

Образец заявки на участие в соревнованиях.................. 95

ПРЕДИСЛОВИЕ

В соответствии с социально-экономическими потребно­стями современного общества, его дальнейшим развитием и ис­ходя из сущности общего среднего образования, целью физиче­ского воспитания в школе является содействие формированию всесторонне развитой личности в процессе физического совер­шенствования. Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками основами физической культуры, слагаемыми которой являются: крепкое здоровье, хо­рошее физическое развитие, оптимальный уровень двигатель­ных способностей, знания в области физической культуры, мо­тивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультур­но-оздоровительную и спортивную деятельность. Следователь­но, деятельность специалистов в сфере физической культуры характеризуется разнообразным и сложным содержанием. Для достижения желаемой результативности такое содержание должно быть определенным образом систематизировано и спла­нировано.

Кроме того, важно отметить, что успешное построение учебно-воспитательного процесса по физической культуре в школе возможно только в том случае, когда учитель не только ясно понимает современные цели и задачи физического воспи­тания, но и осуществляет свою деятельность на основе лично-стно-ориентированного и деятельностного подходов. Процесс формирования физической культуры у школьников нужно вос­принимать как трансляцию общей культуры, а не только как процесс формирования двигательных умений и развития физи­ческих качеств.

В связи с вышесказанным, в современном обществе про­исходит обновление не только содержания предмета «Физиче­ская культура» в общеобразовательных учреждениях, но и сис­темы подготовки студентов физкультурных вузов к будущей педагогической деятельности. В процессе лекций, семинарских и практических занятий акцент делается на развитие у них твор­ческих способностей специалиста к самостоятельному получе­нию и интерпретации профессиональных знаний с использованием новых информационных технологий. У студентов форми­руются основы теоретико-методологического мышления, уме­ния и навыки научно-педагогической, научно-исследова­тельской деятельности.

В частности, в процессе изучения студентами курса «Теория и методика физической культуры в различные перио­ды жизнедеятельности», в период подготовки их к педагогиче­ской практике в общеобразовательных учреждениях им предла­гается большое количество учебно-исследовательских работ (УИРСов).

Данные задания являются обязательными и зачётными, выполняются всеми студентами в виде самостоятельных пись­менных работ. Кроме того, методические разработки, которые студенты делают в процессе выполнения учебно-иссле­довательских работ, имеют большое прикладное значение, так как могут быть использованы на педагогической практике в ка­честве документов планирования.

В данном учебно-методическом пособии изложены пред­писания, которые предусматривают систему необходимых дей­ствий для выполнения каждого УИРСа, и образец оформления задания, а также список рекомендуемой литературы по разде­лам. Необходимо напомнить, что предписания, изложенные в учебниках и методических указаниях, лишь направляют поиск студента. Успеха при выполнении заданий можно достичь толь­ко при творческом, исследовательском подходе к работе. В кон­це брошюры (в приложении) приводятся примерные документы планирования, которые помогут при выполнении учебно-исследовательской работ и в ходе педагогической практики.

I. ТЕХНОЛОГИЯ ГОДОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Планирование учебной работы по физической культуре значительно отличается по своему содержанию от планирования по другим учебным предметам. Это обусловливается спецификой процесса обучения двигательным действиям, и необходимостью наряду с решением образовательных и воспитательных задач целе­направленно влиять на физическое развитие учащихся.

В процессе составления плана необходимо соблюдать оп­ределенные требования. План должен:

1. Соответствовать нормативным документам руководя­щих органов (государственному образовательному стандарту, программе).

2. Учитывать общие принципы формирования физической культуры человека (иметь оздоровительную и прикладную на­правленность, способствовать гармоничному развитию учащихся).

3. Быть реальным, конкретным и удобным для оператив­ного изменения (гибкость планирования).

В школе в зависимости от сроков действия различает сле­дующие виды планирования:

• годовое (общий годовой план работы по физическому воспитанию, годовой план-график распределения программного материала по физическому воспитанию);

• четвертное (поурочный четвертной план);

• урочное (конспект или план урока).

1.1. Общий годовой план работы по физическому воспитанию

Общий план работы по физическому воспитанию (При­ложение 1) является составной частью плана работы образова­тельного учреждения. Его составляет учитель физической куль­туры при участии заместителя директора, врача школы, препо­давателя курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Он согласовывается с администрацией школы, чтобы спланированные мероприятия не совпадали по времени с другой деятельностью школьников, и утверждается директором школы. План включает в себя следующие разделы:

1) организационная работа;

2) учебная работа;

3) физкультурно-оздоровительные мероприятия в ре­жиме учебного дня;

4) физкультурно-массовая и спортивная работа во вне-учебное время;

5) агитационно-пропагандистская работа;

6) врачебный контроль и медико-санитарный надзор;

7) хозяйственная работа.

В приложении 1 представлен образец годового плана по фи­зической культуре для общеобразовательных учреждений. На педагогической практике студенты на его основе могут соста­вить свой индивидуальный план.

1.2. Годовой план-график распределения программного материала по предмету «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях

Планирование учебно-воспитательной работы на один год имеет важное значение, так как является базой всех ступеней те­кущего планирования. Оно сводится к распределению программ­ного материала по учебным периодам, четвертям, семестрам и др. Годовой план-график очередности прохождения программного материала составляется для каждой параллели классов.

В годовом плане важно отразить весь перечень про­граммного материала: знания о физической культуре, практиче­ские умения и навыки, которые необходимо сформировать у учащихся, примерные сроки, требуемые для этих целей.

Планирование знаний по физической культуреспо­собствует прочному овладению программным материалом, пол­ному его осмыслению и углублению. Овладению двигательны­ми навыками предшествует усвоение теоретических основ (зна­ний) о сущности изучаемых движений, об особенностях техники их выполнения. Те знания, которые непосредственно не связаны с конкретным программным материалом, рекомендуется запла­нировать на вводных уроках в начале учебного года или четвер­ти. В плане следует отразить систематическое повторение зна­ний, особенно методических.

Планирование раздела: способы физкультурной дея­тельностинеобходимо осуществлять в тесной связи с планиро­ванием двигательных навыков и развитием двигательных спо­собностей. Например, при овладении разделом гимнастики нужно запланировать развитие силовых и скоростно-силовых способностей, а также овладение способами физкультурно-оздоровительной деятельности, связанными с использованием гимнастических упражнений.

Планируя практический материал, направленный на ов­ладение двигательными умениями и навыками, нужно учиты­вать его сложность. Более сложные упражнения требуют соот­ветственно более продолжительного времени для овладения, а также более частого повторения. Вполне возможно сочетать ов­ладение навыками спортивных игр и отдельных легкоатлетиче­ских упражнений. Навыки овладения единоборств можно ус­пешно сочетать с обучением технике гимнастических элемен­тов. При планировании навыков следует учитывать также тех­ническую и физическую подготовленность учащихся.

В тесной взаимосвязи с планированием двигательных на­выков и умений необходимо планировать материал по развитию двигательных способностей. Этот материал можно планировать с опережением до овладения навыками, которые требуют пре­имущественного проявления данных способностей. Например, многие гимнастические упражнения требуют от человека высо­кой силовой подготовленности, без которой просто невозможно их выполнить. Материал по развитию некоторых физических способностей можно планировать параллельно с осваиваемым двигательным навыком. Например, навык длительного бега це­лесообразно планировать с воспитанием общей (аэробной) вы­носливости.

Студенту важно знать, что в государственных програм­мах по физической культуре для учащихся 1-11 классов, на ос­новании которых и осуществляется годовое планирование, ука­зано лишь примерное распределение учебного времени на прохождение разделов

Наши рекомендации