Организация самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа студентов (СРС) - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов

Самостоятельная работа студентов (СРС) - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой студентов).

Цель организации самостоятельной работы по дисциплине «Конституционное право» - приобретение студентами знаний о сущности, содержании конституционного права как науки и учебной дисциплины, умений ориентироваться в нормативно-правовой базе, регламентирующей общественные отношений, урегулированные отраслью конституционное право. Посредством СРС при изучении дисциплины «Конституционное право» студент овладевает фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Задачами СРС при изучении дисциплины «Конституционное право» являются:

- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

- углубление и расширение теоретических знаний;

- формирование умений использовать специальную литературу;

- развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- развитие исследовательских умений;

- использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на практических занятиях, при написании курсовой работы, для эффективной подготовки к экзамену;

- уяснение роли и места конституционного права – ведущей отрасли права Российской Федерации;

- выработка объективной оценки значению конституционного права в жизни государства, общества, личности;

- формирование и дальнейшее развитие компетенций, предусмотренных образовательным стандартом;

- формирование и закрепление умений осуществлять предусмотренную выбранным направлением профессиональную деятельность.

СРС является важнейшим видом освоения содержания дисциплины, подготовки к семинарам и практическим занятиям, промежуточной аттестации. Сюда же относятся и самостоятельное углубленное изучение тем дисциплины. Самостоятельная работа студента представляет собой постоянно действующую систему, основу образовательного процесса.

Организация СРС ориентируется на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению, с учетом потребностей и возможностей личности.

Весь учебный процесс от начала изучения дисциплины и до ее завершения рассчитан на самостоятельную работу студента под руководством и при помощи преподавателя.

Самостоятельная работа реализуется:

· непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях и практических (ролевых) занятиях;

· в контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.;

· в электронной образовательной среде СПБУУЭ;

· в библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач.

Постоянный поиск новых форм и методов этой работы необходим каждому обучающемуся - как начинающему, так и имеющему определенный опыт.

Самостоятельная работа студентов предполагает следующие виды отчетности:

· подготовку и написание докладов, сообщений и других письменных работ на заданные темы,

· выполнение домашних заданий разнообразного характера;

· поиск и отбор информации по отдельным разделам дисциплины в сети Интернет;

· работу с нормативными документами, их конспектирование;

· текущее и итоговое тестирование.

Для самостоятельного изучения отводятся темы, хорошо разработанные в учебниках, учебных пособиях, научных монографиях и не могут представлять особенных трудностей при изучении. Важной составляющей самостоятельной работы является подготовка к семинарским и практическим занятиям, в том числе в формах:

· сообщения;

· письменного домашнего задания.

Для эффективной организации СРС необходимо:

последовательное усложнение и увеличение объема СРС, переход от простых к более сложным формам (выступление на семинарском занятии, текущее тестирование, доклад по теме практического занятия и т.д.).

постоянное повышение творческого характера выполняемых работ, активное включение в них элементов научного исследования, усиление их самостоятельного характера;

систематическое управление самостоятельной работой, осуществление продуманной системы контроля и помощи студентам на всех этапах обучения.

Организация СРС для очной, очно-заочной и заочной форм обучения имеет особенности, изложенные в п.10.3.1 - 10.3.3.

6.1.1. Очная форма обучения

Учебным планом изучения данной дисциплины предусмотрена самостоятельная работа студентов (изучение теоретического материала, нормативных документов, подготовка докладов и презентаций к семинарским занятиям и др.) в объеме 102 часа.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине «Конституционное право» выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Её видами являются:

- текущие консультации;

- прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий);

Дидактическими задачами аудиторной самостоятельной работы студентов являются следующие задачи:

- стимулирование у студентов интереса к изучаемой учебной дисциплине;

- закрепление компетенций, знаний и умений, полученных в процессе изучения учебной дисциплины «Конституционное право»;

- расширение и углубление учебного материала;

- формирование умений и навыков самообразования;

- развитие самостоятельности, критичности мышления и творческих способностей;

- формирование профессионально значимых компетенций.

Самостоятельная аудиторная работа студентов включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента в соответствии с уровнями этой деятельности:

- репродуктивно-тренировочные задания, предполагающие идентификацию явлений и объектов, их узнавание и сравнение с заданным образцом (например, заполнение таблиц, составление схем, выполнение контрольных работ, решение задач и пр.), во время которой познавательная самостоятельная деятельность студента проявляется в осмыслении, запоминании, происходит закрепление знаний и формирование умений и навыков;

- реконструктивно-подобные задания, требующие применения ранее приобретенных знаний, выходящих за пределы известного образца, способности к выводам, что позволяло студенту с частичной помощью преподавателя находить способы решения задач в заданных условиях;

- эвристические задания, позволяющие сосредотачивать внимание на овладении всем спектром методик научно-педагогического исследования (например, умением диагностировать, выявлять особенности проявления какого-либо свойства или качества личности, осуществлять поиск вариантов решения и пр.) и освоение психолого-педагогических технологий;

- творческо-поисковые задания, дающие возможность переноса полученных знаний в новые условия, закрепления навыков собственного поиска знаний, выработки гипотетического аналогового мышления, самостоятельный анализ проблемных ситуаций с самостоятельным отбором средств и методов их решения (учебно-исследовательские задания по конкретныем юридическим ситуациям, юридическая оценка хода и результатов отдельных общественных процессов и разработка на их основе практических рекомендаций по улучшению положения).

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине «Конституционное право» выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Её видами являются:

- формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);

- подготовка сообщений, докладов;

- подготовка к разбору конкретных ситуаций;

- подготовка к деловой игре;

- подготовка к семинарам, их оформление;

- выполнение домашних заданий в виде решения отдельных задач по отдельным разделам содержания дисциплины «Конституционное право»;

- текущий самоконтроль и контроль успеваемости.

6.1.2. Очно-заочная форма обучения

Учебным планом изучения данной дисциплины предусмотрена самостоятельная работа студентов (изучение теоретического материала, нормативных документов, подготовка докладов и презентаций к семинарским занятиям и др.) в объеме 173 часа.

Аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа по дисциплине «Конституционное право» выполняется в таких же видах, что и для очной формы обучения, с учетом большего количества выделенных в соответствии с учебным планом часов.

6.1.3. Заочная форма обучения

Учебным планом изучения данной дисциплины предусмотрена самостоятельная работа студентов (изучение теоретического материала, нормативных документов, подготовка докладов и презентаций к семинарским занятиям и др.) в объеме 251 час.

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов заочной формы обучения определяется в соответствии со следующими рекомендуемыми ее видами:

• для овладения знаниями – чтение текста учебника, практического руководства, нормативной документации, дополнительной литературы, лекций; составление плана и конспекта текста; графическое изображение структуры текста; работа со справочными правовыми системами; использование компьютерной техники, Интернета; учебно-исследовательская работа и др.;

• для закрепления и систематизации знаний – работа с конспектом лекций; работа над материалом учебника, дополнительной литературы, нормативной документации; составление плана и тезисов ответов; составление таблиц для систематизации учебного материала; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.); подготовка тезисов сообщений на семинаре, подготовка, докладов; составление тематических кроссвордов и др.);

• для формирования умений – решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; разбор конкретных ситуаций; выполнение схем, рисунков и слайдов; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности.

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы студентов, их содержание и характер при заочной форме обучения могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывая индивидуальные особенности студента и специфику учебной дисциплины «Конституционное право».

Изучение дисциплины «Конституционное право» требует не только прослушивания лекций преподавателя и решения практических заданий в аудитории, но и самостоятельной работы студента и, прежде всего, подбора и изучения нормативных актов, включая российские и международные, а также научной и учебной литературы по дисциплине «Международное культурное сотрудничество». Часы самостоятельной работы, отведенные в рабочем учебном плане, представляют собой вид занятий, которые каждый студент заочной формы обучения организует и планирует сам. Прежде всего, следует обратить внимание на список рекомендуемой литературы, однако для получения более глубоких знаний по изучаемой дисциплине нельзя ограничиваться только рекомендуемыми преподавателем источниками специальной литературы. Студент может обратиться за помощью в подборе литературы в библиотеку Университета.

Дальнейшая работа над специальной литературой не должна ограничиваться чтением. Лучшему запоминанию и усвоению прочитанного способствует ведение конспектов, в которых выписываются наиболее важные понятия, определения, статистика, собственные замечания по поводу прочитанного. Материалы, изученные самостоятельно, могут существенно облегчить усвоение курса дисциплины. Если студент изучает дисциплину индивидуально, то сроки сдачи и основные вопросы для самостоятельной работы студент заранее должен обсудить с преподавателем дисциплины. Студенты, выполняющие какую-либо работу по изучению дисциплины самостоятельно, всегда могут получить консультации по трудным и проблемным вопросам у преподавателя данной дисциплины в отведенные для этого дни и часы.

Первостепенное значение для студента имеет ознакомление с нормативно-правовой базой, регламентирующей конституционно-правовые отношения. Для лучшего усвоения нормативного материала студенту необходимо систематизировать источники отрасли конституционное право согласно структуре дисциплины – по разделам и темам.

Студенты заочной формы обучения нуждаются во всесторонней педагогической поддержке для овладения ими способами и методами эффективной самостоятельной учебной деятельности. В процессе обучения студенты постепенно получают навыки все более сложных действий самостоятельной работы, благодаря чему у будущих специалистов более четко выстраивается смысловой ориентир, позволяющий ему практиковать и разрабатывать собственные подходы к решению проблемы саморазвития и самообразования. В тоже время студенты заочной формы обучения учатся определять цели предстоящей работы, определять ее задачи, планировать свои действия, выбирать способы и средства выполнения спланированных действий, самостоятельно анализировать и контролировать результаты и корректировать свою дельнейшую деятельность.

В процессе выполнения самостоятельной работы при изучении дисциплины «Конституционное право» у студентов заочной формы обучения формируются навыки работы с нормативно-правовой базой, учебной и научной литературой, развиваются умения и навыки самостоятельной познавательной деятельности, вырабатываются привычки к систематическому самообразования. Самостоятельная работа студентов направлена не только на усвоение материала, но и на развитие у студентов навыков самостоятельной деятельности, самоорганизации и самосовершенствования, что позволит им стать квалифицированными компетентными и наиболее востребованными специалистами.

На кафедре конституционного и международного права имеются методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине. По выбору преподавателя контрольные работы могут выполняться как в форме реферата по выбранной теме, так и в форме теста, либо решения задач и ситуаций.

Разработанные для студентов заочной формы обучения методические указания по выполнению контрольных работ позволяют студенту получить полное представление об изучаемой дисциплине «Конституционное право», основных темах и рассматриваемых в них вопросах.

Наши рекомендации