Учебно-исследовательская работа №1 «Общие учебно-воспитательные задачи на четверть»
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................ 4
1. ТЕХНОЛОГИЯ ГОДОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.................. 6
2. ТЕХНОЛОГИЯ ЧЕТВЕРТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ........... 10
3. ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОМУ ДЕЙСТВИЮ..................... 16
4. ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ КОНДИЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ............... 21
5. ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ......... 25
6. ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ РЕШЕНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ЗАДАЧИ....................................... 37
7. ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
РЕШЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ЗАДАЧИ........................ 40
8. ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ.................. 43
9. ТЕХНОЛОГИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЧАСТНЫХ ЗАДАЧ И УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО УРОКАМ В ЧЕТВЕРТИ............... 46
10. ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ.......................... 49
11. ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ СЦЕНАРИЯ СПОРТИВНОГО ПРАЗДНИКА В ШКОЛЕ........................... 67
12. ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ
О СОРЕВНОВАНИИ В ШКОЛЕ........................................ 69
ЛИТЕРАТУРА................................................................ 72
Приложение 1.
Фрагмент общего плана работы по физической культуре
в общеобразовательной учреждении........................... 77
Приложение 2.
Фрагмент годового плана-графика распределения программного материала по предмету «Физическая культура»... 79 Приложение 3.
Фрагмент поурочного четвертного плана...................... 80
Приложение 4.
Структура процесса обучения двигательному действию... 84
Приложение 5.
Образцы формулировок задач.................................... 85
Приложение 6. Сценарий спортивного праздника
«Озорной мяч» (для 1-3 классов)................................. 90
Приложение 7.
Образец заявки на участие в соревнованиях.................. 95
ПРЕДИСЛОВИЕ
В соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества, его дальнейшим развитием и исходя из сущности общего среднего образования, целью физического воспитания в школе является содействие формированию всесторонне развитой личности в процессе физического совершенствования. Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками основами физической культуры, слагаемыми которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Следовательно, деятельность специалистов в сфере физической культуры характеризуется разнообразным и сложным содержанием. Для достижения желаемой результативности такое содержание должно быть определенным образом систематизировано и спланировано.
Кроме того, важно отметить, что успешное построение учебно-воспитательного процесса по физической культуре в школе возможно только в том случае, когда учитель не только ясно понимает современные цели и задачи физического воспитания, но и осуществляет свою деятельность на основе лично-стно-ориентированного и деятельностного подходов. Процесс формирования физической культуры у школьников нужно воспринимать как трансляцию общей культуры, а не только как процесс формирования двигательных умений и развития физических качеств.
В связи с вышесказанным, в современном обществе происходит обновление не только содержания предмета «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях, но и системы подготовки студентов физкультурных вузов к будущей педагогической деятельности. В процессе лекций, семинарских и практических занятий акцент делается на развитие у них творческих способностей специалиста к самостоятельному получению и интерпретации профессиональных знаний с использованием новых информационных технологий. У студентов формируются основы теоретико-методологического мышления, умения и навыки научно-педагогической, научно-исследовательской деятельности.
В частности, в процессе изучения студентами курса «Теория и методика физической культуры в различные периоды жизнедеятельности», в период подготовки их к педагогической практике в общеобразовательных учреждениях им предлагается большое количество учебно-исследовательских работ (УИРСов).
Данные задания являются обязательными и зачётными, выполняются всеми студентами в виде самостоятельных письменных работ. Кроме того, методические разработки, которые студенты делают в процессе выполнения учебно-исследовательских работ, имеют большое прикладное значение, так как могут быть использованы на педагогической практике в качестве документов планирования.
В данном учебно-методическом пособии изложены предписания, которые предусматривают систему необходимых действий для выполнения каждого УИРСа, и образец оформления задания, а также список рекомендуемой литературы по разделам. Необходимо напомнить, что предписания, изложенные в учебниках и методических указаниях, лишь направляют поиск студента. Успеха при выполнении заданий можно достичь только при творческом, исследовательском подходе к работе. В конце брошюры (в приложении) приводятся примерные документы планирования, которые помогут при выполнении учебно-исследовательской работ и в ходе педагогической практики.
I. ТЕХНОЛОГИЯ ГОДОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Планирование учебной работы по физической культуре значительно отличается по своему содержанию от планирования по другим учебным предметам. Это обусловливается спецификой процесса обучения двигательным действиям, и необходимостью наряду с решением образовательных и воспитательных задач целенаправленно влиять на физическое развитие учащихся.
В процессе составления плана необходимо соблюдать определенные требования. План должен:
1. Соответствовать нормативным документам руководящих органов (государственному образовательному стандарту, программе).
2. Учитывать общие принципы формирования физической культуры человека (иметь оздоровительную и прикладную направленность, способствовать гармоничному развитию учащихся).
3. Быть реальным, конкретным и удобным для оперативного изменения (гибкость планирования).
В школе в зависимости от сроков действия различает следующие виды планирования:
• годовое (общий годовой план работы по физическому воспитанию, годовой план-график распределения программного материала по физическому воспитанию);
• четвертное (поурочный четвертной план);
• урочное (конспект или план урока).
1.1. Общий годовой план работы по физическому воспитанию
Общий план работы по физическому воспитанию (Приложение 1) является составной частью плана работы образовательного учреждения. Его составляет учитель физической культуры при участии заместителя директора, врача школы, преподавателя курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Он согласовывается с администрацией школы, чтобы спланированные мероприятия не совпадали по времени с другой деятельностью школьников, и утверждается директором школы. План включает в себя следующие разделы:
1) организационная работа;
2) учебная работа;
3) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;
4) физкультурно-массовая и спортивная работа во вне-учебное время;
5) агитационно-пропагандистская работа;
6) врачебный контроль и медико-санитарный надзор;
7) хозяйственная работа.
В приложении 1 представлен образец годового плана по физической культуре для общеобразовательных учреждений. На педагогической практике студенты на его основе могут составить свой индивидуальный план.
1.2. Годовой план-график распределения программного материала по предмету «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях
Планирование учебно-воспитательной работы на один год имеет важное значение, так как является базой всех ступеней текущего планирования. Оно сводится к распределению программного материала по учебным периодам, четвертям, семестрам и др. Годовой план-график очередности прохождения программного материала составляется для каждой параллели классов.
В годовом плане важно отразить весь перечень программного материала: знания о физической культуре, практические умения и навыки, которые необходимо сформировать у учащихся, примерные сроки, требуемые для этих целей.
Планирование знаний по физической культуреспособствует прочному овладению программным материалом, полному его осмыслению и углублению. Овладению двигательными навыками предшествует усвоение теоретических основ (знаний) о сущности изучаемых движений, об особенностях техники их выполнения. Те знания, которые непосредственно не связаны с конкретным программным материалом, рекомендуется запланировать на вводных уроках в начале учебного года или четверти. В плане следует отразить систематическое повторение знаний, особенно методических.
Планирование раздела: способы физкультурной деятельностинеобходимо осуществлять в тесной связи с планированием двигательных навыков и развитием двигательных способностей. Например, при овладении разделом гимнастики нужно запланировать развитие силовых и скоростно-силовых способностей, а также овладение способами физкультурно-оздоровительной деятельности, связанными с использованием гимнастических упражнений.
Планируя практический материал, направленный на овладение двигательными умениями и навыками, нужно учитывать его сложность. Более сложные упражнения требуют соответственно более продолжительного времени для овладения, а также более частого повторения. Вполне возможно сочетать овладение навыками спортивных игр и отдельных легкоатлетических упражнений. Навыки овладения единоборств можно успешно сочетать с обучением технике гимнастических элементов. При планировании навыков следует учитывать также техническую и физическую подготовленность учащихся.
В тесной взаимосвязи с планированием двигательных навыков и умений необходимо планировать материал по развитию двигательных способностей. Этот материал можно планировать с опережением до овладения навыками, которые требуют преимущественного проявления данных способностей. Например, многие гимнастические упражнения требуют от человека высокой силовой подготовленности, без которой просто невозможно их выполнить. Материал по развитию некоторых физических способностей можно планировать параллельно с осваиваемым двигательным навыком. Например, навык длительного бега целесообразно планировать с воспитанием общей (аэробной) выносливости.
Студенту важно знать, что в государственных программах по физической культуре для учащихся 1-11 классов, на основании которых и осуществляется годовое планирование, указано лишь примерное распределение учебного времени на прохождение разделов программы. В программах не описывается последовательность прохождения школьниками различных практических разделов в течение года.
В зависимости от конкретных климатических и материальных условий учитель физической культуры по согласованию с руководством школы может варьировать последовательность и объем времени, выделенный на различные разделы программы. Например, занятия легкоатлетическими упражнениями в условиях климата средней полосы России можно планировать в более ранние сроки. В снежных районах можно увеличивать время на овладение техникой зимних видов спорта, а в условиях более теплого климата целесообразно больше времени отвести занятиям легкой атлетики на открытом воздухе.
В школе, где в силу местных условий не может быть пройден раздел "Лыжная подготовка", и имеются условия для занятий плаванием, футболом и борьбой, годовая сетка часов для IX класса (юноши) может быть такой: гимнастика - 12, легкая атлетика - 14, футбол - 10, кроссовая подготовка - 10, плавание - 14, элементы единоборств и борьба - 8.
Последовательность действий педагога при разработке годового плана-графика распределения программного материала по предмету «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях:
1. Проанализировать программные требования для каждого класса и сопоставить их с реальными возможностями учеников и условиями занятий.
2. Наметить последовательность прохождения учебного материала в каждом классе в течение года с учетом методических принципов формирования физической культуры календарем районных и городских физкультурно-массовых и спортивных мероприятий.
3. Наметить количество часов, которое будет отведено в данном учебном году на изучение материала каждого раздела программы, в соответствии с бюджетом времени, т.е. составить "сетку часов".
4. Оформить план-график.
В приложении 2 предлагается вариант годового плана-графика распределения программного материала по предмету «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях для 7 класса.
ТЕХНОЛОГИЯ ЧЕТВЕРТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
На основе годового планирования, разрабатываются планы на четверть. Четвертное планирование отличается большей конкретностью работы педагога по реализации задач и последовательностью использования средств их решения, предусматривает методическое раскрытие программного материала для учащихся разных классов на каждую учебную четверть. Существует следующие виды четвертных планов:
1. Тематический четвертной план.
2. Поурочный план на четверть.
1. Тематический четвертной план имеет 2 варианта: 1-Й ВАРИАНТ выполняется в отдельной тетради и СОСТОИТ ИЗ ДВУХ ЧАСТЕЙ:
1. Плана-графика распределения задач и учебного материала по урокам четверти:________________________________
Общие | [ Номера уроков | |||||||||||||
задачи | ||||||||||||||
2. Методических разработок решения общих учебно-воспитательных задач в течение четверти. Общая задача: | ||||||||||||||
№ | Частные задачи | Средства и методические приемы | ||||||||||||
1___, | ||||||||||||||
2-Й ВАРИАНТ выполняется на листе миллиметровойбумаги и СОСТОИТ ИЗ:
Общих задач на четверть:
1.................................................
2................................................
3.................................................
4.................................................
5.................................................
Частные задачи | Средства | Номера у | юков | |||||
на четверть | ||||||||
Поурочный четвертной планпредставляет собой последовательное изложение содержания каждого урока учебной четверти. Он составляется на основании годового плана-графика прохождения программного материала с учетом реального хода учебной работы в предыдущих четвертях (приложение 3).
В процессе прохождения курса по ТиМФК студенты на лекциях и семинарских занятиях знакомятся с различными вариантами четвертного планирования, но в качестве образца письменно делают 1 вариант тематического четвертного плана. Последовательное составление данного документа для определенного класса по заданному разделу программы и определяет содержание УИРСов, о которых говорилось в предисловии к данному учебно-методическому пособию. Важно отметить, что в период педагогической практики в общеобразовательных учреждениях, студент вправе выбрать любой вариант четвертного плана, рассматриваемый выше.
Последовательность действий студента при определении общих учебно-воспитательных задач на четверть (УИРС №1):
1. Определить, для какого класса будет разрабатываться четвертной план.
2. Проанализировать программный материал, который школьники данного класса должны освоить за четверть, и выделить основные двигательные действия.
3. Проанализировать программный материал в предыдущем и последующих классах и определить этап обучения для каждого выделенного двигательного действия.
4. Определить, какие знания в области физической культуры помогут освоить основные двигательные действия.
5. Определить, какие кондиционные икоординационные способности помогут быстрее освоить данные двигательные действия.
6. Определить наиболее актуальные для школьников данной возрастной группы оздоровительные и воспитательные задачи, которые возможно решить за четверть.
7. На основе предыдущей работы сформулировать общие задачи на четверть и составить их список в следующем количестве:
• теоретическую задачу -1;
• задач обучения двигательным действиям - столько, сколько основных двигательных действий представлено в программе для данного класса по планируемому разделу;
• задач развития кондиционных способностей - 2;
• задач совершенствования координационных способностей - 2-3;
• оздоровительную задачу -1;
• воспитательную -1.
8. Начертить план-график и заполнить графу «общие задачи». Все остальные графы будут заполняться только после того, как студент разработает вторую часть тематического четвертного плана (программы последовательного решения каждой учебно-воспитательной задачи в течение четверти).
Содержание практического материала государственных программ по физической культуре включает в себя виды физических упражнений, многие из которых изучаются последовательно в нескольких классах. Например, в программе последовательность изучения кувырков назад по классам такая: 2 класс -группировка и перекаты назад-вперед в группировке; 3 класс -из упора присев перекаты назад-вперед до упора присев; 5 класс - кувырок вперед и назад; 6 класс - девочки - кувырок назад в полушпагат; 8 класс - мальчики - кувырок назад в упор стоя ноги врозь, девочки - кувырок назад; 10 класс - юноши - кувырок назад через стойку с помощью; 11 класс - девушки и юноши -комбинации из ранее изученных элементов.
На основе анализа требований учебной программы, данных о подготовленности учащихся учитель определяет общие задачи направленного развития кондиционных способностей у школьников. Кроме этого следует иметь в виду, что без предварительной работы, направленной на достижение необходимого уровня развития того или иного физического качества, часто вообще невозможно сформировать умение выполнять изучаемое двигательное действие. Так, например, вначале необходимо решить задачу "Развить силу верхних конечностей для лазания по канату" и только после того, как школьники смогут удержаться на канате в висе на согнутых руках 7-8 секунд, приступать к разучиванию техники лазания.
Необходимо соблюдать несколько требований к формулировке общих задач по развитию кондиционных способностей. Во-первых, избранная общая задача должна быть предельно конкретной, точно указывающей, какое физическое качество развивается и с какой целью. Во-вторых, ее решение должно быть, возможно, в установленный период времени.
Принцип оздоровительной направленности предписывает решение таких обязательных задач, как укрепление здоровья и повышение иммунитета, формирование осанки и гигиенических навыков, умений поддерживать свой организм в порядке на основе гигиенических знаний. Эти задачи решаются, во-первых, за счет подбора средств и методов решения образовательных задач в соответствии с возрастными и половыми особенностями занимающихся; во-вторых, посредством применения естественных факторов внешней среды; в-третьих, посредством контроля за соблюдением гигиенических требований к местам занятий, одежде, обуви и т.д.
Однако наряду с постоянно действующими задачами могут определяться и конкретные задачи направленного физического развития и укрепления здоровья занимающихся на относительно короткий период времени (серию уроков, учебную четверть или год). Основанием для этого могут стать данные анализа физического состояния и подготовленности школьников, условий учебы и быта и их возможных отрицательных влияний.
По данным ежегодных медицинских осмотров, проверок показателей физического развития и специальных наблюдений на уроках может быть установлено, что общее физическое развитие (или некоторые его показатели) учащихся класса окажется ниже нормативных требований для данного возраста. В связи с этим могут возникнуть такие задачи, как, например, "Содействовать увеличению дыхательной емкости грудной клетки", "Укрепить дыхательные мышцы" и т.д. Задачи такого типа, а также задачи, связанные с профилактикой нарушений осанки и плоскостопия, успешно решаются при условии постепенного увеличения из урока в урок воздействия специально подобранных физических упражнений. В программах для начальной школы есть точные указания, каким упражнениям "на осанку" и в каком классе следует обучать.
Основанием для постановки конкретных воспитательных задач могут также стать данные наблюдений за поведением учеников, бесед с ними, а также анализ возрастных особенностей и уровня воспитанности занимающихся. Наблюдая за поведением учащихся, студент-практикант может установить, например, что они неаккуратно обращаются со спортивным инвентарем. В этом случае он ставит задачу: "Воспитывать бережное отношение к гимнастическому оборудованию".
Известно, что вследствие возрастных особенностей развития психики, а также в результате изменения условий учебы, характер взаимоотношений учащихся в средних классах существенно меняется по сравнению с начальной школой. В этот период особое значение приобретают усилия учителя по формированию общественного мнения в классе по таким вопросам, как отношение к учебному труду, к слабым ученикам, взаимоотношения между мальчиками и девочками и др. Соответственно, актуальной будет следующая задача: "Воспитывать дружелюбные взаимоотношения между учащимися в процессе занятий физическими упражнениями".
Конкретные воспитательные задачи могут быть определены в итоге сопоставления содержания учебных программ и состояния воспитанности занимающихся. Иногда школьники, особенно ученицы старших классов, не могут успешно овладеть некоторыми гимнастическими упражнениями, отдельными приемами игры в ручной мяч из-за боязни болевых ощущений. В подобных случаях необходимо планировать систему заданий с использованием специально подобранных физических упражнений для постепенного преодоления чувства страха или воспитания привычки превозмогать неприятные ощущения ради достижения игровой цели.
Фрагмент плана-графика должен иметь форму, представленную на следующей странице.
ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ
Основной формой организации учебно-воспитательной работы в школе является урок. Правильное проведение уроков физической культуры обеспечивает успех внеурочных форм занятий физическими упражнениями. Каждый урок должен отвечать следующим требованиям:
1. Иметь определенные задачи.
2. Носить, в первую очередь, образовательную направленность.
3. Носить комплексный характер.
4. Быть последовательным продолжением предыдущих уроков, но в то же время быть целостным и законченным.
5. Соответствовать по своему содержанию возрастным, половым и индивидуальным особенностям занимающихся.
6. Быть интересным, побуждать к активной познавательной деятельности.
7. Содержать упражнения и игры, содействующие разностороннему физическому развитию и укреплению здоровья.
8. Правильно сочетаться с уроками по другим дисциплинам.
Основным документом оперативного планирования является конспект урока. В практике существуют разные формы составления плана-конспекта. В качестве примера ниже приводится одна из них:
2) из методических разработок плана-графика (часть вторая) в соответствии с выписанными обозначениями выбрать конкретные учебные задачи и задания;
3) определить задачи и учебные задания, требующие наибольших затрат времени; данные задачи будут общими задачами урока (задачи формирования знаний, обучения двигательным действиям, развития способностей, воспитания личности);
4) составить программы решения на уроке каждой общей задачи обучения двигательным действиям (по алгоритму 5 шагов).
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................ 4
1. ТЕХНОЛОГИЯ ГОДОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.................. 6
2. ТЕХНОЛОГИЯ ЧЕТВЕРТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ........... 10
3. ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОМУ ДЕЙСТВИЮ..................... 16
4. ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ КОНДИЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ............... 21
5. ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ......... 25
6. ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ РЕШЕНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ЗАДАЧИ....................................... 37
7. ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
РЕШЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ЗАДАЧИ........................ 40
8. ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ.................. 43
9. ТЕХНОЛОГИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЧАСТНЫХ ЗАДАЧ И УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО УРОКАМ В ЧЕТВЕРТИ............... 46
10. ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ.......................... 49
11. ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ СЦЕНАРИЯ СПОРТИВНОГО ПРАЗДНИКА В ШКОЛЕ........................... 67
12. ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ
О СОРЕВНОВАНИИ В ШКОЛЕ........................................ 69
ЛИТЕРАТУРА................................................................ 72
Приложение 1.
Фрагмент общего плана работы по физической культуре
в общеобразовательной учреждении........................... 77
Приложение 2.
Фрагмент годового плана-графика распределения программного материала по предмету «Физическая культура»... 79 Приложение 3.
Фрагмент поурочного четвертного плана...................... 80
Приложение 4.
Структура процесса обучения двигательному действию... 84
Приложение 5.
Образцы формулировок задач.................................... 85
Приложение 6. Сценарий спортивного праздника
«Озорной мяч» (для 1-3 классов)................................. 90
Приложение 7.
Образец заявки на участие в соревнованиях.................. 95
ПРЕДИСЛОВИЕ
В соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества, его дальнейшим развитием и исходя из сущности общего среднего образования, целью физического воспитания в школе является содействие формированию всесторонне развитой личности в процессе физического совершенствования. Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками основами физической культуры, слагаемыми которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Следовательно, деятельность специалистов в сфере физической культуры характеризуется разнообразным и сложным содержанием. Для достижения желаемой результативности такое содержание должно быть определенным образом систематизировано и спланировано.
Кроме того, важно отметить, что успешное построение учебно-воспитательного процесса по физической культуре в школе возможно только в том случае, когда учитель не только ясно понимает современные цели и задачи физического воспитания, но и осуществляет свою деятельность на основе лично-стно-ориентированного и деятельностного подходов. Процесс формирования физической культуры у школьников нужно воспринимать как трансляцию общей культуры, а не только как процесс формирования двигательных умений и развития физических качеств.
В связи с вышесказанным, в современном обществе происходит обновление не только содержания предмета «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях, но и системы подготовки студентов физкультурных вузов к будущей педагогической деятельности. В процессе лекций, семинарских и практических занятий акцент делается на развитие у них творческих способностей специалиста к самостоятельному получению и интерпретации профессиональных знаний с использованием новых информационных технологий. У студентов формируются основы теоретико-методологического мышления, умения и навыки научно-педагогической, научно-исследовательской деятельности.
В частности, в процессе изучения студентами курса «Теория и методика физической культуры в различные периоды жизнедеятельности», в период подготовки их к педагогической практике в общеобразовательных учреждениях им предлагается большое количество учебно-исследовательских работ (УИРСов).
Данные задания являются обязательными и зачётными, выполняются всеми студентами в виде самостоятельных письменных работ. Кроме того, методические разработки, которые студенты делают в процессе выполнения учебно-исследовательских работ, имеют большое прикладное значение, так как могут быть использованы на педагогической практике в качестве документов планирования.
В данном учебно-методическом пособии изложены предписания, которые предусматривают систему необходимых действий для выполнения каждого УИРСа, и образец оформления задания, а также список рекомендуемой литературы по разделам. Необходимо напомнить, что предписания, изложенные в учебниках и методических указаниях, лишь направляют поиск студента. Успеха при выполнении заданий можно достичь только при творческом, исследовательском подходе к работе. В конце брошюры (в приложении) приводятся примерные документы планирования, которые помогут при выполнении учебно-исследовательской работ и в ходе педагогической практики.
I. ТЕХНОЛОГИЯ ГОДОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Планирование учебной работы по физической культуре значительно отличается по своему содержанию от планирования по другим учебным предметам. Это обусловливается спецификой процесса обучения двигательным действиям, и необходимостью наряду с решением образовательных и воспитательных задач целенаправленно влиять на физическое развитие учащихся.
В процессе составления плана необходимо соблюдать определенные требования. План должен:
1. Соответствовать нормативным документам руководящих органов (государственному образовательному стандарту, программе).
2. Учитывать общие принципы формирования физической культуры человека (иметь оздоровительную и прикладную направленность, способствовать гармоничному развитию учащихся).
3. Быть реальным, конкретным и удобным для оперативного изменения (гибкость планирования).
В школе в зависимости от сроков действия различает следующие виды планирования:
• годовое (общий годовой план работы по физическому воспитанию, годовой план-график распределения программного материала по физическому воспитанию);
• четвертное (поурочный четвертной план);
• урочное (конспект или план урока).
1.1. Общий годовой план работы по физическому воспитанию
Общий план работы по физическому воспитанию (Приложение 1) является составной частью плана работы образовательного учреждения. Его составляет учитель физической культуры при участии заместителя директора, врача школы, преподавателя курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Он согласовывается с администрацией школы, чтобы спланированные мероприятия не совпадали по времени с другой деятельностью школьников, и утверждается директором школы. План включает в себя следующие разделы:
1) организационная работа;
2) учебная работа;
3) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;
4) физкультурно-массовая и спортивная работа во вне-учебное время;
5) агитационно-пропагандистская работа;
6) врачебный контроль и медико-санитарный надзор;
7) хозяйственная работа.
В приложении 1 представлен образец годового плана по физической культуре для общеобразовательных учреждений. На педагогической практике студенты на его основе могут составить свой индивидуальный план.
1.2. Годовой план-график распределения программного материала по предмету «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях
Планирование учебно-воспитательной работы на один год имеет важное значение, так как является базой всех ступеней текущего планирования. Оно сводится к распределению программного материала по учебным периодам, четвертям, семестрам и др. Годовой план-график очередности прохождения программного материала составляется для каждой параллели классов.
В годовом плане важно отразить весь перечень программного материала: знания о физической культуре, практические умения и навыки, которые необходимо сформировать у учащихся, примерные сроки, требуемые для этих целей.
Планирование знаний по физической культуреспособствует прочному овладению программным материалом, полному его осмыслению и углублению. Овладению двигательными навыками предшествует усвоение теоретических основ (знаний) о сущности изучаемых движений, об особенностях техники их выполнения. Те знания, которые непосредственно не связаны с конкретным программным материалом, рекомендуется запланировать на вводных уроках в начале учебного года или четверти. В плане следует отразить систематическое повторение знаний, особенно методических.
Планирование раздела: способы физкультурной деятельностинеобходимо осуществлять в тесной связи с планированием двигательных навыков и развитием двигательных способностей. Например, при овладении разделом гимнастики нужно запланировать развитие силовых и скоростно-силовых способностей, а также овладение способами физкультурно-оздоровительной деятельности, связанными с использованием гимнастических упражнений.
Планируя практический материал, направленный на овладение двигательными умениями и навыками, нужно учитывать его сложность. Более сложные упражнения требуют соответственно более продолжительного времени для овладения, а также более частого повторения. Вполне возможно сочетать овладение навыками спортивных игр и отдельных легкоатлетических упражнений. Навыки овладения единоборств можно успешно сочетать с обучением технике гимнастических элементов. При планировании навыков следует учитывать также техническую и физическую подготовленность учащихся.
В тесной взаимосвязи с планированием двигательных навыков и умений необходимо планировать материал по развитию двигательных способностей. Этот материал можно планировать с опережением до овладения навыками, которые требуют преимущественного проявления данных способностей. Например, многие гимнастические упражнения требуют от человека высокой силовой подготовленности, без которой просто невозможно их выполнить. Материал по развитию некоторых физических способностей можно планировать параллельно с осваиваемым двигательным навыком. Например, навык длительного бега целесообразно планировать с воспитанием общей (аэробной) выносливости.
Студенту важно знать, что в государственных программах по физической культуре для учащихся 1-11 классов, на основании которых и осуществляется годовое планирование, указано лишь примерное распределение учебного времени на прохождение разделов