Комплекс гто как нормативная

И ПРОГРАММНАЯ ОСНОВА ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВКИ

Состояние здоровья и степень физического развития и физи­ческой подготовленности современного человека определяются рядом факторов. К ним, в частности, относятся такие, как замет­ное увеличение роста тела в длину у детей и подростков. При этом, как правило, отстают способности в проявлении силы, вы­носливости, быстроты и других физических качеств. В быту и в культурной жизни детей и взрослых появилось много развлече­ний и видов деятельности, которые занимают много времени и

поэтому мешают занятиям физическими упражнениями. К ним относятся телевидение, кино, дискотеки и т. п.

Улучшение общего благосостояния трудящихся и развитие бытовой техники, городского транспорта, постоянное увеличение количества автомобилей, моторных лодок, различных машин и механизмов в личном пользовании людей неизбежно приводят к несбалансированному питанию. У детей, подростков, юношей и взрослых возникает избыточный вес, увеличиваются росто-ве-совые показатели и снижаются показатели относительной силы, выносливости, быстроты и других качеств. Значительное улучше­ние трудовых и бытовых условий, расширение зоны бытового ком­форта порождают также недостаток в движениях (гипокинезию) и в силовых усилиях (гиподинамию), высокий темп жизни создает нагрузки на психику человека (стрессы).

Кроме того, если современное производство требует по срав­нению с прошлым значительно меньше физической силы и силовой выносливости, то оно предъявляет высокие требования к устой­чивости против монотонности, однообразности действий, к раз­витию способности длительное время сохранять вынужденную по­зу, концентрировать внимание одновременно на широком круге объектов. Все это обусловливает развитие специфических «бо­лезней века»: гипертонии, ишемической болезни сердца и др. Единственным противодействием всем этим неблагоприятным факторам являются физические упражнения.

Следовательно, современные специфические требования к фи­зической подготовке людей определяются условиями их жизни и быта. Подбор физических упражнений для решения задач ОФП людей различного пола, возраста, профессии должен отличать­ся простотой, разносторонностью воздействия на организм чело­века, комплексностью, возможностью оценивать, сравнивать и контролировать результаты.

Всем этим характеристикам отвечает Всесоюзный комплекс ГТО*. Подготовка и сдача нормативов комплекса ГТОобеспе­чивают разностороннее развитие всех двигательных способностей человека. Кроме того, повышение норм и требований комплекса ГТО в соответствии с особенностями пола, возраста и развитием общей физической подготовленности человека дает возможность постоянно стимулировать дальнейшее повышение уровня физи­ческого развития людей.

Все это определяет в целом первостепенное значение Всесо­юзного физкультурного комплекса ГТО в качестве программно-нормативной основы советской системы физического воспитания. Комплекс является основой системы нормативов физической под­готовленности населения всех возрастов. Передовой и прогрес­сивный характер комплекса ГТОзаключается в том, что в нем в полной мере нашли свое отражение общие принципы советской системы физического воспитания: всестороннее гармоническое

* Вопросы возникновения и развития Всесоюзного комплекса ГТО изла­гаются в курсе «История физической культуры и спорта».

развитие личности, оздоровительная направленность, связь физи­ческого воспитания с трудовой практикой и военным делом.

За свою более чем полувековую историю Всесоюзный физкуль­турный комплекс ГТО постоянно совершенствовался, менялась его структура, улучшались содержание, комплексность, изменялось количество требований и нормативов. Ныне действующий комп­лекс ГТО введен в действие с января 1985 г. Он состоит из двух частей: «Будь готов к труду и обороне СССР» для школьников 6—15 лет и «Готов к труду и обороне СССР» для учащейся мо­лодежи и трудящихся 16—60 лет.

Комплекс «Будь готов к труду и обороне СССР» состоит из четырех ступеней:

/ ступень — «К стартам готов» — для мальчиков и девочек 1—2-х классов. Ее задачи — приобрести элементарные умения в выполнении физических упражнений, развить интерес к заня­тиям подвижными играми и физическими упражнениями;

// ступень — «Стартуют все» — для школьников 3—4-х клас­сов. Задачи ступени — закрепление интереса к занятиям подвиж­ными играми и физическими упражнениями, выявление спортив­ных интересов, развитие основных физических качеств и двига­тельных навыков;

/// ступень — «Смелые и ловкие» — для школьников 5—6-х классов. Задачи ступени — совершенствование разнообразных фи­зических качеств, жизненно необходимых умений и навыков, фор­мирование сознательного отношения к занятиям физическими упражнениями как средству повышения успеваемости и укрепле­ния состояния здоровья;

IV ступень — «Спортивная смена» — для школьников 7—8-х классов. Задачи ступени — достижение уровня физической подго­товленности и овладение прикладными навыками, обеспечивающи­ми успешное занятие отдельными видами спорта.

Комплекс «Готов к труду и обороне СССР» состоит из трех ступеней:

I ступень — «Сила и мужество» — для школьников 9—11-х классов или юношей и девушек 16—17 лет. Задачи ступени — до­стижение высокого уровня физической подготовленности и разви­тия двигательных навыков, необходимых для обеспечения готов­ности молодежи к службе в Вооруженных Силах СССР и после­дующей трудовой деятельности;

// ступень — «Физическое совершенство» — для мужчин 18— 39 лет (с четырьмя возрастными группами: 18—24, 25—29, 30—34, 35—39 лет). Задачи ступени — достижение оптимального для со­ответствующего возраста уровня физической подготовленности и физического развития, сохранение полноценного здоровья с це­лью обеспечения высокопроизводительной трудовой деятельности и выполнения священного долга — защиты Родины;

III ступень — «Здоровье в движении» — для мужчин 40—60 лет (с четырьмя возрастными группами: 40—44, 45—49, 50—54, 55—60 лет) и женщин 40—55 лет (с тремя возрастными группа­ми: 40—44, 45—49, 50—55 лет). Задачи ступени — сохранение

уровня физической подготовленности, обеспечивающего творческое долголетие, полноценное здоровье, трудовую активность и готов­ность к защите Родины.

Каждая ступень комплекса ГТО состоит из четырех основных разделов:

а) знания (состоит из двух тем: 1) физическая культура в по­
вседневной жизни человека; 2) гражданская оборона).

б) умения (владение практическими навыками применения
различных средств физической культуры, гигиенических и закали­
вающих процедур, самоконтроля, владение оснойами ГО);

в) требования к двигательному режиму (объем физических
упражнений, который надо выполнять при подготовке к сдаче
норм ГТО).

г) виды испытаний и нормативы (они изложены в каждой сту­
пени).

В Единую всесоюзную спортивную классификацию включен раздел «Многоборье комплекса ГТО». По результатам соревнова­ний многоборцам присваиваются звания мастера спорта и канди­дата в мастера спорта по соответствующим ступеням. Для этого необходимо занять на чемпионате СССР по летнему многоборью комплекса ГТО 1—6-е места или набрать на этом же чемпионате в сумме не менее 155 очков. Таким образом, участнику необхо­димо в каждом виде многоборья в среднем показать результат на уровне II спортивного разряда, набрать в среднем по каждому виду по 31 очку.

А чтобы стать кандидатом в мастера спорта, необходимо за­нять 1—3-е места на чемпионатах союзных республик, Москвы и Ленинграда или набрать по сумме многоборья не менее 120 оч­ков только на этих соревнованиях. Таким образом, сдача норм и участие в соревнованиях по многоборью комплекса ГТО дают возможность стать чемпионом страны и получить высокое звание мастера спорта СССР.

Постоянно повышающиеся от возраста к возрасту нормы и требования обеспечивают улучшающуюся степень физической под­готовленности занимающихся. Поэтому на основе комплекса ГТО разрабатываются учебные программы по физическому воспитанию для всех типов учебных заведений и программы различных форм массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.

Наши рекомендации