Основные правила построения занятий
Построение конкретного занятия обусловливается рядом факторов: педагогическими задачами, закономерностями процесса обучения и изменениями работоспособности во время занятия, физиологическими и психологическими следовыми явлениями упражнений, состоянием и подготовленностью занимающихся, внешними условиями.
Особенностью большинства занятий физическими упражнениями является разнообразие задач, которые преподавателю приходится решать в рамках одного занятия. Это обучение движениям, формирование осанки, развитие тех или иных физических качеств, формирование черт личности и др. Значение и удельный вес таких задач различны, решение их требует разной затраты времени и сил. Каждой задаче должно быть найдено оптимальное место в занятии. В прямой зависимости и от задач находятся подбор, продолжительность и последовательность выполнения физических упражнений. Таким образом, педагогические задачи, определяющие содержание занятия, являются исходным фактором его построения. При их постановке важно придерживаться следующих правил: исходить из принятого плана, учитывая достигнутую степень его выполнения; учитывать трудоемкость деятельности и время, необходимое занимающимся для решения задач; намечать последовательность решения задач и место соответствующих упражнений с учетом других факторов.
Существенным фактором, обусловливающим построение занятий физическими упражнениями, является закономерное изменение работоспособности занимающихся в процессе двигательной деятельности. Оно отражает динамику функционального состоя-
ш
ния и возможностей систем организма (опорно-двигательного аппарата, внутренних органов и др.). а также психики занимающихся (внимания, восприимчивости, мышления, памяти, эмоционально-волевых проявлений и др.). Общая тенденция изменения работоспособности заключается в том, что в начале деятельности функциональные возможности и работоспособность (как физическая, так и психическая) постепенно нарастают, увеличиваются, затем, достигнув оптимального для данной деятельности уровня, на некоторое время стабилизируются, приобретают относительную устойчивость и, наконец, под влиянием нарастающего утомления снижаются.
Исходя из этой закономерности в настоящее время в занятиях физическими упражнениями принято выделять три характерные части: вводную (подготовительную), основную и заключительную. Однако деление на три части является лишь первым, наиболее общим уровнем построения занятий физическими упражнениями.
Важным фактором, определяющим построение занятий, является закономерное влияние физических упражнений на занимающихся. Это прежде всего взаимообусловленность эффектов отдельных упражнений или их сочетаний, вызываемая следовым действием («последействием»). Выполнение любого упражнения связано с определенными функциональными сдвигами в организме и психике, не исчезающими с окончанием действия, а сохраняющимися еще некоторое время. Эти следовые состояния могут способствовать более эффективному выполнению последующих упражнений либо затруднять их. Например, после упражнений со значительной физической нагрузкой затруднительными и малоэффективными будут упражнения, связанные с разучиванием координационно сложных, новых двигательных действий. После упражнений на выносливость неэффективными будут упражнения на развитие быстроты, А предварительное выполнение некоторых упражнений на гибкость облегчает изучение техники двигательных действий, характеризующихся большими амплитудами.
В связи с этим всегда необходимо упорядочивать последовательность упражнений, обеспечивая наиболее оптимальные связи между ними. Когда такие связи не могут быть обеспечены, прибегают к вспомогательным действиям (или отдыху), способствующим ослаблению или снятию неблагоприятных последствий. Распределение упражнений в оптимальной последовательности по характеру их взаимодействий составляет второй уровень построения занятий.
Однако даже правильная последовательность упражнений не обеспечивает полной структурной организации занятия. Требуется целесообразное распределение методических действий преподавателя, связанных с передачей знаний, формированием или совершенствованием умений, навыков, с обеспечением необходимых воздействий на функции организма, развитием двигательных качеств и др. При этом должны быть учтены характер и оптимальная последовательность ответных действий занимающихся.
Так, совсем небезразлично, покажет ли педагог сначала изучаемое движение, затем предложит выполнить и после этого подробно опишет особенности его техники или же начнет с последнего (описания техники), выяснения практического назначения изучаемого и определения учебного задания, после чего, дав занимающимся выполнить движение, опираясь на их результат самостоятельных действий, прибегнет к словесным уточнениям, образцовому показу и новому заданию. Во втором случае учебная деятельность окажется более содержательной, а ее результат значительнее, поскольку с самого начала были исключены недостаточно осмысленные, узкоподражательные действия. Для того чтобы представить задаваемое движение по слову, занимающиеся вынуждены специально концентрировать на этом внимание, осмысливать различные стороны и элементы техники, силою воображения самостоятельно создавать целостный образ движения и творчески выполнять его. Наблюдая затем образцовый показ, сравнивая собственное выполнение с показанным и дополнительными объяснениями, они извлекут больше полезной информации, а осмыслив ее, сумеют лучше совершенствовать изучаемое. Особую ценность в этом случае представляет воспитательный эффект: сознательность и интеллектуальная активность в учебной работе, развитие мышления и воображения, инициативности и самостоятельности в решении двигательных задач.
Второй методический подход к организации совместных действий преподавателя и занимающихся не следует понимать как ' единственный и всегда обязательный. Он более ценен именно в начале изучения новых двигательных действий. Преподаватель постоянно должен находиться в творческом поиске наилучших сочетаний своих действий с действиями занимающихся. Этот поиск обеспечивает третий уровень построения занятий.
В связи с реализацией всех уровней построения занятий важно учесть такой фактор, как особенности и состояние занимающихся: возраст, пол, уровень подготовленности, состояние здоровья, работоспособность, интересы и потребности, межличностные отношения и др. Этим существенно обусловливается постановка задач, выбор и распределение по частям занятия средств, определение состава, взаимосвязи и размещения во времени методов обучения и воспитания, организация занимающихся, расчет нагрузок, определение характера и места отдыха, педагогический контроль и др. С учетом данного фактора достигается более точная структура занятия, целесообразное, оптимально плотное использование времени и результативность деятельности преподавателя и занимающихся.
Так, в работе с детьми, отличающимися высокой психической возбудимостью и реактивностью на физические нагрузки, повышенной утомляемостью, перепадами интересов, необходимо больше разнообразить деятельность, менять направленность и характер упражнений, чаще приходится прибегать к вспомогательным упражнениям на внимание, успокаивающим и др. Все это ведет к значительным видоизменениям структуры каждой части
занятия, особенно основной. В зависимости от предрабочих состояний занимающихся, вызванных наличием или же отсутствием предшествующей двигательной деятельности, а также в связи с настроением, самочувствием, эмоциональным и другими состояниями приходится по-разному подбирать и расставлять упражнения вводной части занятий, регулировать их напряженность и длительность. Физическое состояние, настроение и другие психические факторы в конце основной части диктуют особенности построения заключительной части.
Построение занятий физическими упражнениями находится в определенной зависимости и от внешних факторов. Оно различно при занятиях в гимнастическом зале, на спортивной площадке, стадионе, в плавательном бассейне, на катке, на местности, в зависимости от температуры окружающей среды, состояния оборудования, количества инвентаря и т. п. Каждое из этих условий по-особому влияет на психику и физическое состояние занимающихся, на их работоспособность и поведение. По-разному приходится организовывать занимающихся, варьировать расстановку фронтальной, групповой и индивидуальной работы, дозировать и уплотнять нагрузки, вводить вспомогательные упражнения. .
ly^ 9.3. ЗАНЯТИЯ УРОЧНОГО ТИПА