Основные правила построения занятий

Построение конкретного занятия обусловливается рядом фак­торов: педагогическими задачами, закономерностями процесса обучения и изменениями работоспособности во время занятия, фи­зиологическими и психологическими следовыми явлениями уп­ражнений, состоянием и подготовленностью занимающихся, внеш­ними условиями.

Особенностью большинства занятий физическими упражне­ниями является разнообразие задач, которые преподавателю при­ходится решать в рамках одного занятия. Это обучение движе­ниям, формирование осанки, развитие тех или иных физических качеств, формирование черт личности и др. Значение и удельный вес таких задач различны, решение их требует разной затраты времени и сил. Каждой задаче должно быть найдено оптималь­ное место в занятии. В прямой зависимости и от задач находятся подбор, продолжительность и последовательность выполнения фи­зических упражнений. Таким образом, педагогические задачи, определяющие содержание занятия, являются исходным фактором его построения. При их постановке важно придерживаться сле­дующих правил: исходить из принятого плана, учитывая достиг­нутую степень его выполнения; учитывать трудоемкость деятель­ности и время, необходимое занимающимся для решения задач; намечать последовательность решения задач и место соответст­вующих упражнений с учетом других факторов.

Существенным фактором, обусловливающим построение заня­тий физическими упражнениями, является закономерное измене­ние работоспособности занимающихся в процессе двигательной деятельности. Оно отражает динамику функционального состоя-

ш

ния и возможностей систем организма (опорно-двигательного аппарата, внутренних органов и др.). а также психики занимаю­щихся (внимания, восприимчивости, мышления, памяти, эмоцио­нально-волевых проявлений и др.). Общая тенденция изменения работоспособности заключается в том, что в начале деятельно­сти функциональные возможности и работоспособность (как фи­зическая, так и психическая) постепенно нарастают, увеличива­ются, затем, достигнув оптимального для данной деятельности уровня, на некоторое время стабилизируются, приобретают от­носительную устойчивость и, наконец, под влиянием нарастающе­го утомления снижаются.

Исходя из этой закономерности в настоящее время в заня­тиях физическими упражнениями принято выделять три харак­терные части: вводную (подготовительную), основную и заклю­чительную. Однако деление на три части является лишь первым, наиболее общим уровнем построения занятий физически­ми упражнениями.

Важным фактором, определяющим построение занятий, явля­ется закономерное влияние физических упражнений на занима­ющихся. Это прежде всего взаимообусловленность эффектов от­дельных упражнений или их сочетаний, вызываемая следовым действием («последействием»). Выполнение любого упражнения связано с определенными функциональными сдвигами в организ­ме и психике, не исчезающими с окончанием действия, а сохраня­ющимися еще некоторое время. Эти следовые состояния могут способствовать более эффективному выполнению последующих упражнений либо затруднять их. Например, после упражнений со значительной физической нагрузкой затруднительными и мало­эффективными будут упражнения, связанные с разучиванием координационно сложных, новых двигательных действий. После упражнений на выносливость неэффективными будут упражнения на развитие быстроты, А предварительное выполнение некоторых упражнений на гибкость облегчает изучение техники двигательных действий, характеризующихся большими амплитудами.

В связи с этим всегда необходимо упорядочивать последова­тельность упражнений, обеспечивая наиболее оптимальные свя­зи между ними. Когда такие связи не могут быть обеспечены, прибегают к вспомогательным действиям (или отдыху), способ­ствующим ослаблению или снятию неблагоприятных последствий. Распределение упражнений в оптимальной последовательности по характеру их взаимодействий составляет второй уровень по­строения занятий.

Однако даже правильная последовательность упражнений не обеспечивает полной структурной организации занятия. Требует­ся целесообразное распределение методических действий препо­давателя, связанных с передачей знаний, формированием или со­вершенствованием умений, навыков, с обеспечением необходимых воздействий на функции организма, развитием двигательных ка­честв и др. При этом должны быть учтены характер и оптималь­ная последовательность ответных действий занимающихся.




Так, совсем небезразлично, покажет ли педагог сначала изу­чаемое движение, затем предложит выполнить и после этого подробно опишет особенности его техники или же начнет с пос­леднего (описания техники), выяснения практического назначения изучаемого и определения учебного задания, после чего, дав за­нимающимся выполнить движение, опираясь на их результат са­мостоятельных действий, прибегнет к словесным уточнениям, образцовому показу и новому заданию. Во втором случае учебная деятельность окажется более содержательной, а ее результат значительнее, поскольку с самого начала были исключены недо­статочно осмысленные, узкоподражательные действия. Для того чтобы представить задаваемое движение по слову, занимающиеся вынуждены специально концентрировать на этом внимание, ос­мысливать различные стороны и элементы техники, силою вооб­ражения самостоятельно создавать целостный образ движения и творчески выполнять его. Наблюдая затем образцовый показ, сравнивая собственное выполнение с показанным и дополни­тельными объяснениями, они извлекут больше полезной инфор­мации, а осмыслив ее, сумеют лучше совершенствовать изучаемое. Особую ценность в этом случае представляет воспитательный эффект: сознательность и интеллектуальная активность в учеб­ной работе, развитие мышления и воображения, инициативности и самостоятельности в решении двигательных задач.

Второй методический подход к организации совместных дей­ствий преподавателя и занимающихся не следует понимать как ' единственный и всегда обязательный. Он более ценен именно в начале изучения новых двигательных действий. Преподаватель постоянно должен находиться в творческом поиске наилучших сочетаний своих действий с действиями занимающихся. Этот по­иск обеспечивает третий уровень построения занятий.

В связи с реализацией всех уровней построения занятий важно учесть такой фактор, как особенности и состояние занимающихся: возраст, пол, уровень подготовленности, состояние здоровья, ра­ботоспособность, интересы и потребности, межличностные отно­шения и др. Этим существенно обусловливается постановка задач, выбор и распределение по частям занятия средств, определение состава, взаимосвязи и размещения во времени методов обучения и воспитания, организация занимающихся, расчет нагрузок, оп­ределение характера и места отдыха, педагогический контроль и др. С учетом данного фактора достигается более точная струк­тура занятия, целесообразное, оптимально плотное использование времени и результативность деятельности преподавателя и зани­мающихся.

Так, в работе с детьми, отличающимися высокой психической возбудимостью и реактивностью на физические нагрузки, повы­шенной утомляемостью, перепадами интересов, необходимо больше разнообразить деятельность, менять направленность и характер упражнений, чаще приходится прибегать к вспомогатель­ным упражнениям на внимание, успокаивающим и др. Все это ведет к значительным видоизменениям структуры каждой части

занятия, особенно основной. В зависимости от предрабочих состо­яний занимающихся, вызванных наличием или же отсутствием предшествующей двигательной деятельности, а также в связи с настроением, самочувствием, эмоциональным и другими состояни­ями приходится по-разному подбирать и расставлять упражне­ния вводной части занятий, регулировать их напряженность и длительность. Физическое состояние, настроение и другие психиче­ские факторы в конце основной части диктуют особенности по­строения заключительной части.

Построение занятий физическими упражнениями находится в определенной зависимости и от внешних факторов. Оно различно при занятиях в гимнастическом зале, на спортивной площадке, стадионе, в плавательном бассейне, на катке, на местности, в зависимости от температуры окружающей среды, состояния обо­рудования, количества инвентаря и т. п. Каждое из этих усло­вий по-особому влияет на психику и физическое состояние зани­мающихся, на их работоспособность и поведение. По-разному приходится организовывать занимающихся, варьировать расста­новку фронтальной, групповой и индивидуальной работы, дози­ровать и уплотнять нагрузки, вводить вспомогательные упражне­ния. .

ly^ 9.3. ЗАНЯТИЯ УРОЧНОГО ТИПА

Наши рекомендации