Возможности, предоставляемые физической культурой для всестороннего воспитания личности, и пути их использования

Воспитание — процесс необычайно сложный, многосторонний и вместе с тем комплексный. Другими словами, многочисленные стороны воспитания должны формироваться одновременно, в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности.

В обучении можно, а иногда совершенно необходимо сначала научить одному, потом другому и т. д., по степени трудности и сложности материала. В воспитании это недопустимо, так как это — комплексный процесс одновременного развития ин­теллектуальных, физических, нравственных, эстетических начал в человеке, формирования его мировоззрения и идейно-политических взглядов, решения задач трудового и патриотического воспита­ния.

Решение задачи воспитания всесторонне развитой личности в условиях нашего общества означает подготовку активных и сознательных строителей коммунизма. Физическая культура, как органическая часть социалистической культуры, решая свои специфические задачи, одновременно в той или иной степени оказывает активное воздействие на все стороны воспитания лич­ности, и прежде всего на нравственное. Укрепление здоровья, развитие своих способностей, потребность в занятиях физически­ми упражнениями — это нравственный долг советского человека.

Занятия физическими упражнениями и особенно спортом тре­буют знаний, побуждая к изучению их влияния на организм че-

ловека, умения грамотно пользоваться средствами и методами применительно к своим индивидуальным возможностям и усло­виям. Все это способствует умственному развитию, интеллекту­альному совершенствованию. Кроме того, хорошо известно и до­статочно исследовано благотворное влияние физических упраж­нений на умственные способности человека.

ОСОБЕННОСТИ ЗАДАЧ, СРЕДСТВ, МЕТОДОВ

И ФОРМ ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО, НРАВСТВЕННОГО,

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО, ЭСТЕТИЧЕСКОГО И ТРУДОВОГО

ВОСПИТАНИЯ

Физическая культура, как внутренне присущая часть культу­ры нашего общества в условиях современного развития об­щества, активно выполняет такую общекультурную функцию, как идейно-политическое воспитаниеграждан различного возраста. Это происходит прежде всего потому, что ее идейно-теоретиче­ской основой являются принципиальные положения марксистско-ленинской теории культуры и воспитания, постановления ЦК пар­тии и решения ее съездов по вопросам культуры, воспитания, фи­зической культуры и спорта. Поэтому каждая часть физической культуры своими специфическими формами и методами осущест­вляет идейно-политическое воспитание занимающихся в соответ­ствии с их возрастом, образованием и другими социальными и демографическими характеристиками.

Нравственное воспитаниев области физической культуры на­правлено на формирование таких нравственных качеств, как патриотизм, коллективизм, чувство ответственности за свое пове­дение, умение подчинить личные интересы интересам коллектива и др. Вместе с тем, задачей нравственного воспитания является воспитание волевых качеств личности. Целеустремленность, настой­чивость и упорство, выдержка и самообладание, самостоятельность и инициативность, смелость и решительность, дисциплинирован­ность, способность преодолевать трудности и другие черты харак­тера успешно вырабатываются в процессе занятий физической культурой и спортом.

Интеллектуальное воспитание и развитиев области физиче­ской культуры характеризуется двумя особенностями. Во-первых, занятия физическими упражнениями при правильной методике и подборе в соответствии с индивидуальными особенностями зани­мающихся способствуют активизации интеллектуальной деятель­ности. Во-вторых, деятельность, связанная с использованием физи­ческих упражнений, требует определенных знаний, как общего (общетеоретического), так и конкретного (методического) харак­тера. Кроме того, такой вид деятельности, как спортивная, за­частую требует конструкторских, технических и некоторых других умений и навыков, связанных с умственной деятельностью.

Физическая культура предоставляет неограниченные возмож­ности для эстетического воспитанияличности. Это прежде всего воспитание умения воспринимать и понимать прекрасное в дви­жениях человеческого тела, в совершенстве его линий и форм, в

развитии силы, ловкости, гибкости, в проявлениях высоких об­разцов воли, характера, упорства, мужества и смелости.

Умение понимать прекрасное — только одна сторона эстети­ческого воспитания. Другая и более важная — желание и умение создавать это прекрасное. И не только в тех формах, о ко­торых говорилось выше, но и в разработке и создании эстетиче­ски безупречного инвентаря и оборудования, спортивной обуви и одежды, в красочных сценариях спортивных праздников и сорев­нований.

Кроме того, физическая культура предоставляет богатейший материал для творчества во всех видах искусства, которое явля­ется главной формой отражения прекрасного в природе и обще­стве: в живописи, скульптуре, музыке, графике, архитектуре, ли­тературе. В этом состоит неразрывная естественная связь физи­ческой культуры с культурой нашего общества.

Весьма специфичными являются условия и возможности тру­дового воспитанияв области физической культуры. Дело в том, что сам процесс занятий физическими упражнениями требует на­стойчивости, организованности, упорства, умения преодолевать трудности, собственное нежелание и т. п. Совершенно очевидно, что все это очень сходно с трудовыми действиями. Кроме того, в процессе занятий физическими упражнениями часто приходит­ся убирать помещение, передвигать снаряды, изготовлять и ре­монтировать инвентарь и оборудование и многое другое, что также является трудовыми действиями. Все эти навыки и уме­ния успешно переносятся на настоящую трудовую деятельность. Для занятий физическими упражнениями (особенно в играх, еди­ноборствах, соревнованиях) характерны высокий эмоциональный фон, жажда самой спортивной деятельности, соревнования и по­беды. Это требует порой предельного напряжения сил и способ­ностей занимающихся, которые стойко переносят сильные болевые ощущения и психические нагрузки. Настойчивость, терпение, упорство часто переносятся на трудовую деятельность.

Воспитание подлинного трудолюбия у занимающихся весьма важная и ответственная задача специалистов физической куль­туры.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое деятельность и какова ее роль в развитии личности?

2. В чем состоит воспитательное значение личности специалиста по физи­ческой культуре?

3. Каковы воспитательные возможности коллектива? Как сочетаются ин­дивидуальные и общественные интересы в коллективе?

4 Что такое самовоспитание в области физической культуры?

5. Чем отличается обучение от воспитания?

6. Как осуществляется в области физической культуры связь со всеми
сторонами коммунистического воспитания?


Наши рекомендации