IV. Жанры речевой коммуникации

Поскольку речевая деятельность по характеру общения подразделяется на виды, реализующие устное общение (говорение и слушание) и письменное общение (чтение и письмо), жанры речевой коммуникации также определяются как устные и письменные. Насколько неисчерпаемы возможности человеческой деятельности, настолько и разнообразны жанры речевого общения.

Жанр – это форма организации речи в рамках того или иного стиля, поэтому при нём всегда есть определение «речевой». Языковеды и риторы определяют речевой жанр как относительно устойчивое высказывание, выработанное определённой сферой использования языка.Длялюбого жанра характерны: диалогичность, целеполагание, завершённость, связь с конкретной сферой коммуникации.

С точки зрения синтактики речевой жанр определяется как системно-структурный феномен, представляющий собой сложную совокупность многих речевых актов, выбранных и соединённых по их целесообразности. В прагматическом отношении жанр речи – это вербальное оформление типичной ситуации социального взаимодействия людей.

Речевые жанры даны человеку почти так же, как дан ему родной язык с самого детства. Словарный состав и грамматический строй родного языка человек узнаёт не из словарей и грамматик, а из конкретных высказываний людей, окружающих его при общении. И речевые жанры так же приходят в опыт и в сознание людей в процессе их речевого общения в различных сферах и условиях. Речевые жанры по сравнению с формами языка гораздо более изменчивы, гибки, пластичны, для участников речевого общения они имеют нормативное значение: они не создаются коммуникантами, а даны им.

Жанр тесно связан со стилем, в сущности, языковые или функциональные стили являются жанровыми стилями тех или иных сфер человеческой деятельности и речевого общения. В каждой сфере пользуются только ей соответствующими жанрами, то есть относительно устойчивыми тематическими, композиционными и стилистическими типами высказываний.

В научной сфере основными жанрами устной речевой коммуникации являются лекция, научный доклад, научное сообщение, научный обзор, круглый стол, защита курсовых, дипломных и диссертационных работ. К письменным жанрам речевой коммуникации в этой сфере относятся все вышеуказанные жанры в виде написанного текста, в том числе аннотация, конспект, реферат, рецензия, отзыв, заключение. Основная цель жанров речевой коммуникации научной сферы – нахождение научной истины или признание уже найденной истины истинной.

В деловой сфере выделяют жанры речевой коммуникации, общие для всех субъектов независимо от вида трудовой деятельности: собрание, банкет, юбилей, панихида, цель которых – обеспечение функционирования трудового коллектива как единого организма.

Существуют и специальные жанры деловой речевой коммуникации, используемые в таких специфических сферах, как парламентская, судебная деятельность (парламентские дебаты, судебное заседание): дипломатическая речь, митинговая и агитаторская речь, прокурорская или обвинительная речь, адвокатская (защитительная) речь. Цель специальных жанров деловой речевой коммуникации – обеспечение функционирования государственных органов, безопасности граждан государства.

Среди жанров публичного делового общения в настоящее время приоритетны так называемые пиар-жанры, служащие для создания позитивной известности организации: пресс-конференции, презентации, брифинги, которые выполняют функцию информирования, убеждения.

В общественно-политической и социально-культурной сферах устная речь представлена жанрами политического выступления на митингах (митинговая речь), политической речью, производственной речью (на совещаниях), теле- или радиоинтервью, дискуссиями, дебатами, саммитами. Основной функцией этих жанров является воздействие на сознание людей с целью привлечения их внимания к общественно значимым проблемам и создания общественного мнения.

Для религиозной сферы общения характерны такие жанры публичного общения, как соборная речь и проповедь, нацеленные на формирование нравственных ценностей и общий духовный рост населения.

В социально-бытовой сфере выделяют юбилейную речь, застольную речь (тост или спич), поминальную (скорбную) речь, или надгробное слово.

Все жанры речевой коммуникации дают человеку возможность осуществлять совместную деятельность с другими по успешному решению жизненных задач, получать знания о мире, формировать образцы и модели своего поведения, организовывать мышление, развивать способность анализировать и оценивать ситуацию, создавать картину мира.

Наши рекомендации