V. Модель речевой коммуникации
Существуют различные модели коммуникации. В основе этих моделей лежит единая схема,компонентами которой являются:
1. Адресант (отправитель, субъект) – отдельные индивиды, группы людей, государственные учреждения, политические партии, фирмы и т.д..
2. Референция (сообщение) – закодированная информация (текст в устной или письменной форме).
3. Адресат(получатель, объект) – одно лицо, группа лиц, общество в целом или какая-нибудь его часть.
4. Кодирование и декодирование.Кодирование – переработка исходной идеи сообщения с целью ее доведения до адресата с помощью системы кодов – символов и знаков, одинаково интерпретируемых обеими сторонами. Декодирование – процесс выявления первоначального смысла, исходной идеи отправителя, понимания смысла его сообщения.
5. Контекст – ситуация, обстоятельства, при которых происходит общение.
VI. Коммуникативная языковая компетенция
Язык как определенный код, как система знаков и правил их употребления является объективной данностью. Но стиль поведения в языке мы выбираем сами.
Общение считается успешным, если адресат воспринимает основную идею высказывания в соответствии с замыслом адресанта. Существует ряд условий, способствующих успешному осуществлениюкоммуникативной цели:
1) потребность в коммуникативной заинтересованности;
2) настроенность на мир собеседника;
3) близость мировоззрения говорящего и слушающего;
4) умение слушателя вникнуть в замысел говорящего;
5) знание норм речевого этикета.
Качество речи каждого говорящего, уровень его коммуникативной компетенции – залог успешного речевого взаимодействия.
Коммуникативная языковая компетенция включает в себя совокупность лингвистических, социолингвистических и прагматических знаний и умений, позволяющих осуществлять ту или иную деятельность с помощью речевых средств. Под лингвистическими знаниямипонимается знание языковой системы как таковой. Социолингвистические знания предполагают владение социальными нормами (речевым этикетом, нормами общения). Прагматический компонент подразумевает навыки использования языковых средств в определенных функциональных целях, умение выбирать языковые средства в зависимости от особенностей ситуации общения.
Тема 2.
Речевое взаимодействие. Коммуникативные и этические аспекты речевого взаимодействия
Речевая стратегия
Речевая тактика. Основные тактики общения
Общие принципы коммуникации. Максимы Грайса и Лича
Этика речевой коммуникации
I. Речевая стратегия
Условием успешности людей в их профессиональной и общественной деятельности является умение правильно общаться и взаимодействовать с окружающими. Для достижения этой цели необходимы определённые знания теории коммуникации, приёмов и правил речевого взаимодействия.
Речевое общение сопутствует сложной и многогранной жизненной практике человека. Процесс коммуникации – это результат сложного взаимодействия речевых интенций (целей) участников общения и их установок (намерений) в данной речевой ситуации. В ходе речевого общения коммуниканты (собеседники) решают ряд вопросов, стараясь довести до сознания адресата определённую информацию и вызвать у него желаемую речевую или поведенческую реакцию.
Речевое поведение человека зависит от многих факторов, таких как возраст, воспитание, психологический настрой личности, её социальный статус, национально-культурная принадлежность и др. При этом важно, чтобы коммуниканты обладали одинаковыми знаниями и одинаковой моделью мира. Речевое поведение является визитной карточкой человека в обществе, определяющей регулярное взаимодействие лингвистических и экстралингвистических факторов (Т.Г. Винокур,1993). Другими словами, речевая коммуникация есть стратегический процесс, базисом которого является выбор оптимальных языковых ресурсов.
Для каждого участника речевого общения основной задачей является стратегическое и тактическое планирование речевых действий, т.е. коммуниканты должны быть вооружены определёнными стратегиями и тактиками, которые тесно взаимосвязаны между собой.
Под речевой (коммуникативной) стратегией понимают общий план речевых действий для достижения поставленных коммуникативных целей при помощи вербальных и невербальных средств. Выбор стратегии предопределён социальным опытом коммуникантов, их стилем взаимодействия с собеседником, целью и ситуацией общения.
С функциональной точки зрения выделяют основные и вспомогательные стратегии. Стратегию, которая на данном этапе коммуникативного взаимодействия является наиболее значимой в иерархии мотивов и целей, называют основной стратегией. Основные стратегии воздействуют на адресата, на его модель мира, на систему ценностей и на его поведение. Вспомогательные стратегии служат для организации диалогового взаимодействия, они используются коммуникантами для мониторинга темы, инициативы, степени понимания мысли в процессе общения.
Типология стратегических целей весьма обширна. Они нацелены на информирование, убеждение, внушение, побуждение к действию и др. Стратегия речи определяется коммуникативной целью и коммуникативными намерениями говорящего.
Стратегические цели могут быть направлены на: 1) завоевание авторитета и желание понравиться; 2) передачу партнёру новых знаний; 3) изменение мировоззрения партнёра; 4) создание хорошего настроения; 5) запугивание партнёра, лишение его способности сопротивляться; 6) выведение партнёра из психологического равновесия; 7) предостережение собеседника от опрометчивого поступка.
Речевые стратегии можно разделить на кооперативные и некооперативные. К первому виду относятся разные типы информативных и интерпретативных диалогов: сообщение информации (инициатор – активный участник диалога), выяснение истинного положения вещей (спор, обмен мнениями), диалоги с ожиданием ответной реплики инициатором диалога (просьба, совет, убеждение, увещевания) и «диалоги», исключающие ответные реплики (требование, приказ, рекомендация).
Ко второму виду речевых стратегий относятся диалоги, в основе которых лежит нарушение правил речевого общения (конфликты, ссоры, перебранки, претензии, проявление агрессии, ирония, лукавство, ложь, уклонение от ответа).
Особым типом стратегических приёмов являются риторические стратегии, которые используются как приёмы ораторского искусства и как техника эффективного воздействия на адресата. Например, коммуникативная мимикрия, когда собеседник скрывает свои цели полностью или частично, манипулирует, побуждая адресата сделать что-либо вопреки его первоначальному намерению.
Среди речевых стратегий наиболее распространены следующие:
- трюизмы, т.е. банальные истины, например, «без труда не вынешь рыбку из пруда», с чем очень легко согласиться. Такой ход расслабляет собеседника и уменьшает его настрой к сопротивлению в решаемом вопросе;
- речевое связывание или псевдологика. Этот приём позволяет придать высказыванию иллюзию смысла, поэтому часто используется в рекламных роликах: Желудок у котёнка не больше напёрстка (да, мы согласны). А сил для игр и роста требуется много (да, котёнок растёт). «Вискас» необходим вашему котёнку (по инерции мы ответим «да», хотя логически третий ответ никак не связан с первыми двумя «да»);
- номинализации: «Мы за достойную жизнь для нашего народа! Голосуйте за нашу партию!». Поскольку под этим лозунгом разные люди понимают совершенно разные вещи, они и голосуют за этого кандидата.