Краткая характеристика буддизма
Буддизм возникает первично как своеобразная духовная революция, снимающая жесткое деление общества на сословия, утверждающая идею принципиального равенства людей и дающая каждому надежду на духовное спасение. Причем внутри буддизма в дальнейшем происходит "демократизация" религии: первичный вариант Хинаяна /узкий путь/, где фактически только монах-аскет мог претендовать на блаженство, сменяется более народным и мягким вариантом Махаяна /широкий путь/. В Махаяне все члены религиозной общины, миряне, обретают пути к спасению, а аскеты лишь выполняют свою специфическую функцию - служить нравственным примером и молиться за мирян.
Основатель буддизма - принц Гаутама /позднее Будда -просветленный/ по контрасту со счастливым и безоблачным детством постепенно познает наличие зла и страданий в мире и формирует свои четыре "благородных принципа". Он утверждает в них, что мир - это мир страданий, исток их - собственные желания и для избавления необходим отказ от желаний, вступление на путь добродетели. Стоит подчеркнуть, что тут видны резкие отличия от мира христианской культуры. Страдания в буддизме - несомненное зло, которого нужно избегать, в то время как для христианина страдание - благо, очередное испытание, ниспосланное Богом, и его надо выдержать, чтобы возвыситься в глазах Господа. В христианстве смерть - предстание перед судом Всевышнего, в Индии нирвана- высшее блаженство без чувств, стремлений и мыслей, без ощущения "Я" – это абсолютный покой.
Этика буддизма
В христианстве Христос обещает верующим вечную жизнь как главную награду, а в Индии вечная жизнь в цикле бесконечных перерождений - главное зло мира и путь бесконечных страданий всех живых существ, а нирвана - единственный выход из этого круга, пресечение жизней. Логически из этого можно вывести даже оправдание убийства: ведь оно иллюзорно, это лишь смена одежды, формы существования. Такое оправдание встречается в одной из священных книг, «Бхагаватгите», но реально таких выводов, конечно, не делали и история Индии - одна из самых гуманных и мягких в мире. В Индии совсем другое понимание греха и некоторые из них, например - плотские утехи, совсем грехом не считаются. Личного божественного суда нет, а есть автоматически и безжалостно действующий закон кармы, определяющий характер следующего рождения живого существа (реинкарнация), которое зачастую и является наказанием за грехи прошлого.
Буддизм и современная культура
В современном безрелигиозном обществе существует наивность и эклектичность попыток некоторой части интеллигенции "синтезировать" в своем мировоззрении христианское и индо-буддистское мировоззрение. Особенно важно то, что для индийских верований характерен уникальный феномен - религиозный эгоизм, в каком-то смысле отрицающий с нашей точки зрения само понятие религии. Ведь религия - от глагола "связывать", то есть соединять человека с Богом и человека с человеком.
В индийском мировоззрении каждое живое существо бесконечно одиноко, оно идет своим путем перерождений и все связи - родство, любовь, дружба - только иллюзия. Поэтому многие течения запрещают оказывать помощь, это означает брать на себя чужую карму и чужой грех. Не стоит доказывать, насколько это несовместимо с традициями российской культуры.
Специфика буддизма
Буддизм в целом носит этико-практический характер, он отвергает абстрактно-догматические изыскания брахманизма и особую магическую значимость ритуала, а главным делает проблему бытия личности, путь, ведущий к ее освобождению от страданий. В Индии образ бодхисатвы, святого, заслужившего вечное блаженство, но возвращающегося на землю, чтобы помогать другим очень значимый. Общая для всех индийских религия идея сансары, цепи перерождений всех живых существ, впоследствии получила развитие в современной западной культуре. Основной этический смысл сансары - единство всего живого и распространение норм этики на весь мир жизни. Эта идея нашла воплощение в XX в. в учении А. Швейцера и оказалась очень созвучна задаче формирования нового экологического сознания человечества в современном мире.
Распространение буддизма
Буддизм возник как духовная революция, может именно поэтому постепенно сходит со сцены в самой Индии, которая не терпит революций, и к 12 в н.э. его там уже практически нет. Зато он завоевывает себе новое культурное пространство в странах Южной и Юго-Восточной Азии, в Тибете, Монголии, Бурятии, Китае и Японии. Индийская культура не тяготеет к идейной борьбе, предпочитая компромиссы и синтез. Поэтому по мере распространения в народе буддизм впитывает все больше черт отвергнутого им брахманизма, что рано или поздно ставит вопрос о необходимости синтеза. Этим синтезом и стал ныне господствующий в стране индуизм. Причем синтез этот при взгляде со стороны достаточно эклектичен и в сонме индийских богов, их взаимоотношениях и функциях каким-то чудом ухитряются разобраться только сами жители Индии, не упускающие возможности включать в ритуалы и остатки старых местных племенных верований. И все это прекрасно уживается рядом друг с другом.
Этика и специфика джайнизма
Джайнизмвозникает одновременно с буддизмом сначала на Северо-востоке Индии, а затем распространяется на ее центральную часть. Его роднит с буддизмом отрицание, хотя и в меньшей степени, брахманистского жесткого ритуала и закрепления социальных ролей в обществе, а также личностная направленность. Но в отличие от буддизма джайнизм настаивает на соблюдении строгих нравственных норм, на различии религиозной и светской - морали. Тщательно разработанные правила аскетического поведения и, в частности, принцип ахимсы /непричинения вреда всему живому/ - характерные черты джайнизма. Последователи наиболее суровых направлений даже метут перед собой метелочкой землю, чтобы не задавить муравья или паучка. Но эта жесткость нравственных норм, неизбежно связана с их формализацией и критики неоднократно отмечали, что джайны могут свято соблюдать ахимсу, но не оказать помощь голодному ребенку у своих ворот - это не входит в кодекс норм т.к. у каждого своя карма. Этот искусственно ограниченный и формализованный характер этических норм роднит джайнов с европейскими протестантами. Те тоже гордились своей деловой честностью и выполнением обязательств в бизнесе, но не смущались зверской эксплуатации рабочих и детского труда. Недаром и в Индии джайны - в основном представители торгово-промышленных слоев и очень активны в бизнесе.