В педагогической практике хорошо зарекомендовали себя следующие формы проведения классных часов.

1. Дискуссия (диспут).Отличительной особенностью этой формы является то, что дискуссия позволяет вовлечь ребят в обсуждение поставленной проблемы, способствует выработке умений учащихся анализировать факты и явления, аргументировано отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать иное мнение, позицию.

2. Сюжетно-ролевая игра— форма коллективной творческой деятельности, позволяющая ученикам обсудить проблему, повысить ее понимание, вызвать сопереживание, попытаться найти решение с помощью театрализованной игры.
Варианты проведения ролевых игр могут быть различными: «инсценированный суд», «пресс-конференция», «спрашивали — отвечаем», инсценировка литературного произведения и т.д.

3. Устный журнал — форма расширения и углубления знаний школьников об истории, культуре, жизни людей и т.д. Заранее определяются количество и темы страниц журнала, которые распределяются между творческими группами учащихся.

4. Социально-культурный проект — это самостоятельное исследование учащимися различных социально-значимых проблем и создание социально- значимого продукта.

В ходе классного часа могут использоваться элементы проектной деятельности.

5. Информационный классный час может быть обзорным (знакомит с текущими событиями в стране, мире), тематическим (знакомит с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этой проблеме различных слоев населения, профессионалов).

Основные формы работы во время информационного часа:

- газетные сообщения;

- пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов;

- работа со словарем и справочной литературой;

- работа с политической картой;

- комментированное чтение газетных и журнальных материалов;

- просмотр и обсуждение телематериалов, видеоматериалов.

6. Классное собрание –проводится примерно раз в месяц. Обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в классе.

Беседа

Лекция

Игра

Конкурс

Читательские конференции

Заочное путешествие

Праздник

Акция

Экскурсия

16. Большой интерес у учащихся вызывают классные часы в форме интеллектуальных игр, конкурсов, путешествий, викторин, в основе которых лежат идеи телепроектов, таких как:

• «Звездный час»;

• «Что? Где? Когда?»;

• «Аншлаг»;

• «Слабое звено»;

• «Счастливый случай» и т.д.

Подготовка классного часа

У каждого классного руководителя есть свои «секреты» успешности классного часа, однако немаловажную роль играет подготовительный этап.

Подготовка классного часа может строиться по следующему плану:

· определение темы разговора с учащимися;

Час общения — это совместное творчество взрослого и детей. Для того чтобы учащиеся ждали каждой новой возможности поговорить откровенно, они должны принимать активное участие не только в подготовке и проведении классного часа, но и в определении тем часов общения. Обсудить с ребятами круг интересующих их вопросов, «собрать корзину проблем» и с учетом пожеланий учащихся сформулировать тематику классных часов.

· формулировка целей, задач классного часа; составить план (сценарий),

· совместно с учащимися подобрать необходимый материал, наглядные пособия, музыкальное сопровождение, возможна презентация по теме;

· дать конкретные задания ученикам для предварительной подготовки (если это предусмотрено сценарием);

· определение целесообразности участия в классном часе других педагогов, родителей, специалистов по обсуждаемой теме, старшеклассников.

· проведение классного часа;

· анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.

Тематика классных часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в планах классных руководителей. К планированию целесообразно привлечь учащихся и их родителей.

Тематические классные часы могут быть посвящены:

v Морально-этическим проблемам – формируется определенное отношение школьников к Родине, труду, коллективу, природе, самому себе, родителям.

v Проблемам науки и познания – выработка у воспитанников правильного отношения к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития.

v Эстетическим проблемам – учащиеся знакомятся с основными положениями эстетики – речь идет о прекрасном в природе, одежде, быту, труде, поведении; важно, чтобы у школьников сформировалось эстетическое отношение к к жизни, искусству, труду, себе, развился творческий потенциал.

v Вопросам государства и права – развивать интерес учеников к политическим событиям, происходящим в мире, чувство ответственности за действия Родины, ее успехи на международной арене, учить видеть суть государственной политики.

v Вопросам физиологии, гигиены и здорового образа жизни – элементы культуры и здоровьесберегающего компонента.

v Психологическим проблемам – цель: стимулирование самовоспитания и организации элементарного психологического просвещения.

v Проблемам экологии – прививать школьникам ответственное отношение к природе (беседы о животном и растительном мире).

v Общешкольным проблемам (значимым общественным событиям, юбилейным датам, праздникам).

Примерные темы классных часов:

v Мой класс – мои друзья.

v Дорожная азбука.

v Кем быть? Каким быть?

v Цена минутки.

v В здоровом теле – здоровый дух.

v Молодежные субкультуры.

v Мы пришли в театр.

v Покормите птиц зимой.

Проведение классного часа

Каждый классный час неповторим и не всегда целесообразно придерживаться определенной структуры. Все зависит от конкретного содержания и формы проведения классного часа.

Однако традиционная структура классного часа включает:

· вступительную часть

· основную часть

· заключение

Такая структура позволяет проследить логику проведения классного часа: постановка проблемы во вступлении, обсуждение в основной части, принятие решения в заключении.

Организация классного часа начинается с психологической подготовки учеников к серьезному разговору.

Немаловажную часть общей организационной работы составляет и подготовка помещения к данному мероприятию. Комната, в которой будет проводиться классный час, должна быть чисто убрана, проветрена.

Тема классного часа может быть написана на интерактивной доске, где, кроме нее, указываются вопросы, подлежащие обсуждению.

На классном часу воспитанники рассаживаются так, как им хочется. Продолжительность классного часа должна быть обоснованной. Опытный классный руководитель старается не затягивать классный час, закончить его до того, как дети почувствуют усталость:

1-4 класс классный час может длиться до 15-20 минут,

5-8 класс 20 – 30 минут,

9 – 11 классах – более 1 часа (когда рассматривается актуальная тема, которая заинтересовала каждого школьника).

Наши рекомендации