Материалы для проведения педагогических советов, классных часов и родительских собраний

Лекция 1. Семейное воспитание и профилактика экстремизма в молодежной среде*(3)

Обстановка социальной напряженности в обществе, отчуждение между родителями и детьми, утрата близких родственных отношений облегчает процесс вербовки молодежи экстремистскими организациями. В этом контексте становится актуальным не только знание научно-методологических подходов к допросам профилактики и борьбы с проявлениями ксенофобии и экстремизма, но и знание психолого-педагогических закономерностей воспитания и социализации детей, подростничества и молодежи, позволяющих# в предупреждении и преодолении асоциального, девиантного поведения, эмоциональной нестабильности. Это знание позволяет существенно снизить риски распространения экстремизма.

Для педагогов и руководителей образовательных учреждений неоспорим тот факт, что важные роли в профилактике экстремизма разделяют между собой в равной степени семья и социальное окружение подростка (в том числе в стенах образовательного учреждения). Вместе с тем отсутствует профилактическая работа с семьями учащихся, направленная на снижение рисков распространения экстремизма. Очень мало научно-практических разработок для педагогических и управленческих кадров, позволяющих обеспечивать профилактическую работу с семьями учащихся.

В настоящее время в обществе стали обсуждаться вопросы, которых не существовало каких-нибудь 15-20 лет назад. К ним относятся вопросы: о применении законов ювенальной юстиции, в части несоответствия им традиционного воспитания с применением физических наказаний в семье и опасениями перед возможными случаями нецелесообразной замены семьи на соцпатронат, о возможностях родительства в однополых браках, о цифровом разрыве между поколениями детей и родителей в ситуации, когда дети более интернет-компетентны, чем их родители. Все вопросы указывают на появление изменений в сфере функционирования института семьи, затрагивающих семейное воспитание: изменения состава семьи, ее статуса, жизненного стереотипа. Возникает еще один вопрос - насколько современные тенденции мирового развития, вызванные глобализацией, технократизацией создают условия для появления изменений в функционировании общечеловеческого института семьи и воспитания в них детей.

Именно поэтому для специалистов разных областей знаний становится важным изучение явлений, происходящих в этой сфере человеческих отношений. На этом фоне особо актуально звучат мысли французского демографа и психоаналитика Л. Демоза о том, что "центральной силой исторического изменения" является "...не техника и экономика, а психогенные изменения в личности, происходящие вследствие взаимодействий сменяющих друг друга поколений родителей и детей" [1]. В этом ключе несомненно, что детско-родительские отношения играют немаловажную роль в культурно-исторической ситуации и то, что эволюция типов взаимодействий между родителями и детьми - независимый источник развития. Развитие индивида как личности происходит в макро- и микросреде.

Родительское поведение - это одно из первых отражений проявляющейся личности. Детско-родительское взаимодействие - это двусторонний процесс, в котором не только родители оказывают влияние на ребенка (родительско-детское взаимодействие), но и ребенок оказывает свое влияние на родителей. Указанное взаимодействие с учетом социокультурных условий находит свое отражение в стиле семейного воспитания. В этой связи оправдано обращение к разным аспектам стиля семейного воспитания:

- проявлению индивидуально-психологических особенностей родителя в воспитании;

- родительскому поведению как отражению складывающейся личности ребенка, его позиции и представлений;

- социокультурным особенностям семейного воспитания.

Стиль семейного воспитания отражает не только поведение родителя в процессе воспитания, но и особенности складывающейся личности ребенка, его позиции и представления. Без изучения развития и деятельности человека в условиях жизни в семье нельзя достаточно глубоко раскрыть действительные, объективные закономерности и особенности формирования личности. С теоретической точки зрения семейное воспитание - системное, целенаправленное воздействие на детей взрослых членов семьи и всего семейного уклада. В задачи семейного воспитания входят подготовка детей к жизни в существующих социальных условиях, усвоение ими знаний, умений и навыков, образующих фундамент нормального формирования и функционирования личности.

По Е.А. Климову [2], проявление индивидуального стиля деятельности многообразно: это и практические способы действия и приемы организации психической деятельности, и особенности реакции и психических процессов. Под индивидуальным стилем следовало бы понимать всю систему отличительных признаков деятельности данного человека, обусловленных особенностями его личности.

Е.А. Климов выделяет следующие наиболее формальные признаки индивидуального стиля:

а) система приемов и способов деятельности устойчива;

б) эта система обусловлена определенными личностными качествами;

в) эта система является средством эффективного приспособления к объективным требованиям [2, 46].

У Е.А. Климова можно также встретить наиболее общее определение стиля: "Индивидуальный стиль есть индивидуально своеобразная система психологических средств, к которым сознательно (или стихийно) прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей типологически обусловленной индивидуальности с предметами, внешними условиями деятельности" [2, 48].

Раскрывая сущность того или иного стиля, необходимо, прежде всего, рассмотреть вопрос о его функциях и структуре. Функция стиля будет заключаться в адаптации деятельности к специфике условий ее осуществления. Эту функцию можно представить двумя частными функциями:

а) адаптация деятельности к особенностям объективных внешних условий;

б) адаптация деятельности к особенностям субъекта деятельности.

Первую из них называют социальной, педагогической и т.д., вторую - психологической функцией стиля, имея в виду, что в первом случае речь идет о приспособлении субъекта деятельности к условиям, во втором - к психологическим особенностям самого субъекта деятельности. Структура стиля зависит от характеристики деятельности.

Под стилем семейного воспитания подразумеваются отношения родителей к ребенку, характер и контроль над его действиями, способ предъявления требований, формы поощрений и наказания [3]. Таким образом, с позиций деятельностного подхода к проблемам воспитания позволительно говорить о стилях семейного воспитания, но поскольку многие исследования раскрывали лишь одну из частных функций, т.е. либо адаптацию деятельности к особенностям объективных внешних условий, либо адаптацию деятельности к особенностям субъекта, то правомернее говорить о стилевых особенностях воспитания.

Итак, стили семейного воспитания, которые могут присутствовать в семейном воспитании подростков:

Адаптация - характеризует стремление родителей изменять свое поведение. Для взаимодействия родитель выбирает позицию, которую можно представить так: "измениться должен не только мой ребенок, а также и я". Здесь были представлены два способа адаптации, один из которых опирается на гиперпротекцию, а другой - на использование повышенных требований к ребенку.

Для дезадаптации свойственны сомнение родителя в своих воспитательных возможностях и возложение вины на себя в воспитательных ситуациях. Нонадаптация предполагает наличие позиции "измениться должен только мой ребенок, но не я", с большой вероятностью возложения вины на ребенка в воспитательных ситуациях. Выбранный стиль воспитательного поведения указывает на то, что родитель придерживается сформировавшегося стиля. Этот факт соотносится с теорией стиля, принципами стилевой организации и указывает на проявление принципа кросскультурности стиля [5].

В свете обозначенных стилей семейного воспитания особо следует обратить внимание на стили, которые указывают на неумение родителей адаптировать свое воспитательное поведение с учетом меняющихся внешних социальных условий. Эта категория родителей, которые не осознают существующие риски в социальном окружении подростка, в его деятельности.

Литература

1. Демоз Л., Психоистория. Ростов-на-Дону, 2000.

2. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1969. 230 с.

3. Психология развития: Словарь/Под. ред. А.Л. Венгера. М.: ПЕР СЭ, 2005. 176 с.

4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2002. 656 с.

5. Стиль человека: психологический анализ/Под ред. А.В. Либина. М.: Смысл, 1998. 310 с.

Наши рекомендации