Тема 1. Культурология в системе гуманитарного знания. Предмет культурологии.
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях значение дисциплины «Культурология» неуклонно возрастает, и преподавание ее в высших учебных заведениях стало насущной необходимостью. Актуальность изучения данного предмета вызвано рядом причин:.
1) Сегодня в стране строится современное правовое государство. Для его построения необходимо знать как историю культуры своей страны, так и историю культуры ведущих регионов мира, а также взаимоотношения этих культур.
2) Культурология включает в себя проблемы, связанные со всеми сферами государственной жизни (экономика, внешняя и внутренняя политика, идеология). Поэтому без знания этих проблем невозможно построение нового жизнеспособного государства.
3) Многие вопросы, связанные с историей отечественной и мировой культуры, актуальны и для сегодняшней России.
Цели и задачи курса
Главная цель – сформировать целостное и систематическое представление об историческом процессе рождения, становления и формирования мировой и отечественной культуры, об узловых стратегических моментах и наиболее важных и исторически значимых событиях мирового культурно-исторического процесса. Дополнительная цель – развить у студентов интерес культурологической науке, стимулировать интерес к феноменам культуры и культурным явлениям, побудить их к формированию собственного культурного облика.
Цель дисциплины: достижение следующих результатов образования (РО):
знания: историко - философских и социокультурных традиций формирования культурологии как науки; актуальных проблем современной культурологии; основных культурологических теорий и понятий; методов исследования в культурологии; многообразие и самоценность различных культур.
умения: теоретические: анализировать и оценивать культурно- исторические события процессы; возможность самостоятельно ознакомиться с различными направлениями теоретического осмысления культуры; уметь ориентироваться в культурной среде современного общества, участвовать в диалоге культур, объяснять феномен культуры и цивилизации.
практические: опираться в своем личностном и общекультурном развитии на знание базовых ценностей мировой культуры, анализировать и проектировать межличностные, групповые и организационные коммуникации, адекватно характеризовать различные течения, направления и стили в искусстве.
навыки: использования полученных знаний в процессе личностного и профессионального саморазвития, владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе коммуникации, определения своей гражданской позиции.
Перечисленные РО являются основой для формирования следующих компетенций выпускника:
Общекультурных:
(ОК-1) владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
(ОК-3) способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире;
(ОК-10) способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков.
Профессиональных:
(ПК-15) способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин
Задачи дисциплины:
– овладеть знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии;
–сформировать у студента знания в области развития мировой и отечественной культуры;
–развить стремление к личностному и профессиональному саморазвитию.
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Преподавание дисциплины предполагает следующие формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студента, консультации.
Общая трудоемкость дисциплины составляет ___ зачетных единиц, ___часов.
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |||
Общая трудоемкость дисциплины | |||||
Аудиторные занятия. Всего: | |||||
В том числе: лекции | |||||
практические занятия, семинары | |||||
Лабораторные работы | |||||
Самостоятельная работа. Всего: | ? | ? | |||
В том числе: курсовая работа (проект) | |||||
Расчетные работы | |||||
Другие виды самостоятельной работы | ? | ? | |||
Вид итогового контроля (зачет, экзамен): | Зачет | Зачет |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
Лекции
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Объем, часов | Тема лекции |
Теория культуры | 1. Культурология в системе гуманитарного знания. Предмет культурологии. . 2.Сущность и функции культуры. 3. Историческая динамика культур. Типология культуры. Семиотика - раздел культурологии. 4.Культура и цивилизация. Современные теории цивилизаций. | ||
История культуры. | 5.Культура Древнего мира. 6.Культура Средневековья, Возрождения, Нового времени. Актуальные проблемы современной культуры. 7.Культура России. Место и роль России в мировой культуре. | ||
Итого: |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
Практические занятия
№ п/п | Номер раздела дисциплины | Объем, часов | Тема практического занятия |
Культура как предмет научного исследования. Специфика культурологии как комплексной науки. Основные разделы культурологического знания. Основные подходы к анализу сущности культуры. Нормы, ценности, функции культуры. Коммуникативное пространство культуры. Языки и коды культуры Культура и цивилизация. Современные теории цивилизаций. | |||
Культура Востока. Античная культура- колыбель европейской культуры. Культура эпохи Возрождения и Нового времени. Исторические судьбы русской культуры и самобытность ее цивилизации. Многоликость многонациональной российской культуры. Место и роль России в мировой культуре. Национальные лики культуры в глобализирующемся мире. | |||
Итого: |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с тенденциями и особенностями формирования и развития важнейших сфер культурной жизни, характером, целями, интересами, смыслом и способами социальной деятельности, поведения людей, сущностью ценностей и идей, жизнедеятельностью общественных институтов в том или ином социокультурном контексте.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ НАД КУРСОМ
В процессе изучения курса студент должен получить новые знания по дисциплине «Культурология», научиться самостоятельно анализировать исторические процессы, сформировать критическое отношение к культурологической литературе, познакомиться с произведениями мировой и отечественной культуры, а также ознакомиться с новыми общественно-историческими теориями и особенностями развития мировой культурологической мысли.
1. Одним из глубоких заблуждений является мнение, что культурология принадлежит к числу фактологических дисциплин и задача студентов состоит в верном описании событий и выдаче «культурных» характеристик князьям, царям, императорам, революционерам прочим властителям. Это ни в малейшей степени не является правильным. Задача вузовского обучения состоит в привитии навыков рассуждения, анализа явлений и событий, поиска аргументов – одним словом, обучение должно, в первую очередь, заставить студентов самостоятельно и конструктивно мыслить. Знание отечественной истории – это не просто знание ответов на вопросы: «Что? Где? Когда?», это – прежде всего умение, как выразился в свое время знаменитый поэт Борис Пастернак, «дойти до самой сути», «до сущности протекших дней, до их причины, до основания, до корней до сердцевины». Главное – это найти ответы на вопросы: «Почему? Отчего? Зачем? Как объяснить? В чем особенность?»
2. Как правило, выпускники школ не владеют хорошими навыками конспектирования научной литературы и вообще не приучены к работе над научными текстами. Традиционно принято считать, что конспект есть краткое изложение книги, брошюры, статьи. Проблема в том, что многие публикации не несут научной информации, легковесны и поверхностны в содержании, и их просто не надо конспектировать. Таким образом, необходимо научиться с правильных позиций, критически относиться к читаемым книгам: не в смысле отрицательно, а в смысле выделения достоинств и недостатков. Для понимания сущности научного поиска интересно суждение известного ученого, доктора исторических наук Льва Николаевича Гумилева. Цитата достаточно обширна и несколько тяжеловата, поэтому сделайте усилие и постарайтесь понять авторскую мысль.
«Самые на вид простенькие обобщения требуют такого душевного подъема и накала чувств, при котором мысль плавится и принимает новую форму, сначала поражающую, а потом убеждающую искреннего читателя. И дело не в том, что при помощи такого хода мысли или подбора аргументов доказан тезис, это кухня научного ремесла… Дело в том, почему иногда удается новый тезис найти и доказать.
3. Лекции по курсу будут читаться по хронологическому принципу. Семинарские занятия, в свою очередь, предполагают углубленную проработку узловых событий, ключевых проблем, вертикальных тем и поэтому далеко не всегда будут совпадать с темами лекций.
Исходя из этого предполагается, что при подготовке к семинарам студент будет выполнять по-настоящему самостоятельную, а в идеале – исследовательскую работу в читальных залах и библиотеках. Таким образом, здесь должна реализоваться одна из задач курса отечественной истории – приучить студентов к проработке серьезных монографий, фундаментальных произведений, трудов крупных отечественныхкультурологов, исходя из простой мысли, хорошо высказанной Н.Г.Чернышевским: «По каждому предмету капитальных сочинений очень немного, во всех остальных только повторяется, разжижается, портится то, что гораздо полнее и яснее заключено в этих немногих. Надобно читать только их, всякое другое чтение – только напрасная трата времени».
4. Человеческое сознание очень дискретно. Культурологические знания часто не соотносятся со знаниями по другим гуманитарным дисциплинам, отсутствует, как говорят специалисты, меж- и внутрипредметные связи. Представьте себе, что на семинарах вы вооружены не историческим микроскопом, а макроскопом, помогающим подняться над фактами и «за деревьями увидеть лес». На семинарах несколько тем будут рассматриваться именно в проблемном ключе, требующим углубленного и самостоятельного подхода.
5. Советуем воспитать в себе уже на первом курсе интерес к работе в читальных залах и библиотеках. Это, в первую очередь относится к читальным залам институтской библиотеки и краевой научной библиотеки.
1.Основной формой изучения культурологии студентом-заочником является самостоятельная работа. Выполнение контрольных работ при заочном обучении способствует более углубленному изучению актуальных проблем истории мировой культуры и является
одной из форм проверки знаний студентов. Система контрольных работ призвана помочь студентам выработать умение логично и самостоятельно мыслить.
Определяя приоритетные направления для тематики контрольных работ, составитель исходил их того, что российское общество всегда почитало людей культурных и всесторонне образованных, тех, кто в конечном счете оказывал значительное влияние на судьбу и будущность. Россия сегодняшнего дня, стремящаяся обрести достойную национальную судьбу, нуждается в высококвалифицированных специалистах, знающих историю мировой культуры не понаслышке и потому способных активно использовать исторический опыт и извлекать исторически уроки. Знание мировой культуры, культурное образование как основная часть всеобъемлющей гуманитарной подготовки кадров научно-технической интеллигенции – настоятельная потребность нашей эпохи. Политическое реформаторство, духовное и нравственное обновление общества, возрождение подлинного российского патриотизма, восстановление приоритета общечеловеческих ценностей – все эти процессы, определяющие российскую действительность, имеют глубокие исторические корни, думается, нашли отражение в тематике данных контрольных работ, носящих, в том числе и проблемный характер.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля:
текущая аттестация успеваемости в форме тестирования, письменные домашние задания, отчет по результатам выполненного задания (доклады, сообщения, эссе, презентации);
рубежная аттестациястудентов производится по окончании модуля в следующих формах: тестирование, контрольные работы, которые позволяют объективно и всесторонне оценить результаты обучения и выявить аспекты, требующие дополнительной проработки.
промежуточный контроль по результатам изучения дисциплины проходит в форме зачета.
Фонды оценочных средств: контрольные работы и методы контроля, позволяющие оценить РО по данной дисциплине, включены в состав УМК дисциплины и перечислены в 8 разделе рабочей программы.
Критерии оценивания, перечень контрольных точек и таблица планирования результатов обучения приведены в Приложении 2 к рабочей программе.
Выполнение контрольных задач, тестовых заданий на положительную оценку является обязательной формой контроля, условием аттестации и зачета.
Фонды оценочных средств
Фонды оценочных средств, позволяющие оценить РО по данной дисциплине, включают в себя: комплект тестовых заданий; комплект задач по разделам дисциплины, комплект для контрольных работ, комплект экзаменационных билетов (находятся у преподавателя).
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Тема 1. Культура: основные понятия, определения и подходы.
1. Основные определения культуры, типология культуры
2. «Культура» и «цивилизация»: соотношение понятий. Просветители о культуре и цивилизации
3. Проблема культуры в классической немецкой философии
4. Проблема «понимания» в культуре. Герменевтика
5. Специфика метода «наук о культуре» в неокантианстве
6. Диалогическая концепция культуры (М.М. Бахтин)
7. Культура и её критика у З.Фрейда
8. Этнологическое направление в изучении культуры
9. Культурно-исторические эпохи как этапы эволюции мировой культуры
Литература дли подготовки:
Драч Г. В., Штомпель Л. А., Королев В. К. Культурология: учебник для вузов.- СПБ.: Питер, 2011.
Гуревич П.С. Культурология: учебник для вузов.- Издательство: Омега-Л , 2010.
Багновская Н. М. Культурология: учебник для вузов. Издательство Дашков и К, 2011
Грушевицкая Т. Г., Садохин А. П.Культурология: учебник. М.: ЮНИТИ- ДАНА,2010.
Багдасарьян Н.Г. Культурология: Учебник для вузов. М., 2007.
Культурология. История мировой культуры. Хрестоматия. п / ред. А. Н. Маркова, М,2013.
Костина А. В. Культурология: учебник для вузов, ;М., 2013.
Гуревич П. С. Философия культуры: учеб. пособие для вузов / П. С. Гуревич, М., 2008.
Демидов А. Б. Феномены человеческого бытия: учеб. пособие для вузов, М., 2010.
Малышева Е. М. Культурология. История мировой культуры : учебное пособие , М., 2008.
Кравченко А. И. Культурология: учебное пособие, М., 2009.
Слободчиков В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие для вузов, М., 2011.
Силичев Д. А. Культурология: учебное пособие для вузов, М., 2009.
Розин В. М. Введение в культурологию: учебник, М., 2008.
Тема 9. Культура Византии
1. Образование Византийской империи
2. Византийская наука и образование
3. Архитектура христианской церкви
4. Храмовая живопись, мозаика и иконопись
5. Особенности византийской культуры и её влияние на русскую культуру
6. Византийское культурное наследие и его культурно-историческое значение
Литература для подготовки:
Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. М.; Л., 1948-1949. В 2 т.
Асафьев Б. Византийская музыкальная культура, в кн.: Неф К. История западно-европейской музыки. М., 1938.
Банк А.М. Византийское искусство в собраниях Советского Союза. Л. – М., 1966.
Борзова Е.П. История мировой культуры: учебное пособие для вузов. Ч. 1 – 2. СПб., 2001.
Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура. М., 1973.
Всеобщая история архитектуры. Л. –М., 1966.
Всеобщая история искусств. М., 1960-1966. В 6 т.
Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры: учебное пособие для вузов. М., 1998.
Искусство стран и народов мира: Энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. Б.В. Иогансон. М.: Советская Энциклопедия, 1978.
История мировой культуры: учебное пособие для вузов /Г.В. Драч и др. Ростов-н/Д: изд-во «Феникс», 2000.
Каждан А.П. Византийская культура (X-XII вв.). М.. 1968.
Каркушина С.В. История мировой культуры: учебное пособие для вузов. М., 1998.
Курбатов Г.Л. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. Л., 1988.
Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., 1947.
Мамина О.Е. История мировой культуры: учебное пособие. Екатеринбург, 1997.
Мифы народов мира: Энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. С.А. Токарев. М., 1989.
Памятники византийской литературы. М., 1968-1969.
Рудаков А.П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиогрфии. М., 1917.
Соколова М.В. Мировая культура и искусство: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2006.
Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности. СПб., 1891.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература:
Драч Г. В., Штомпель Л. А., Королев В. К. Культурология: учебник для вузов.- СПБ.: Питер, 2011.
Толстикова И. И. Садохин А. П. Мировая культура: Учебное пособие. М.: Альфа- М: ИНРРА- М, 2011.
Гуревич П.С. Культурология: учебник для вузов.- Издательство: Омега-Л , 2010.
Багновская Н. М. Культурология: учебник для вузов. Издательство Дашков и К, 2011
Грушевицкая Т. Г., Садохин А. П.Культурология: учебник. М.: ЮНИТИ- ДАНА,2010.
Багдасарьян Н.Г. Культурология: Учебник для вузов. М., 2007.
Культурология. История мировой культуры. Хрестоматия. п / ред. А. Н. Маркова, М,2013.
Костина А. В. Культурология: учебник для вузов, ;М., 2013.
Гуревич П. С. Философия культуры: учеб. пособие для вузов / П. С. Гуревич, М., 2008.
Демидов А. Б. Феномены человеческого бытия: учеб. пособие для вузов, М., 2010.
Малышева Е. М. Культурология. История мировой культуры : учебное пособие , М., 2008.
Кравченко А. И. Культурология: учебное пособие, М., 2009.
Слободчиков В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие для вузов, М., 2011.
Силичев Д. А. Культурология: учебное пособие для вузов, М., 2009.
Розин В. М. Введение в культурологию: учебник, М., 2008.
Дополнительная литература:
Каган М.С.Введение в историю мировой культуры. Издательство: Петрополис, 2008
Волкова Э. Н. Культурология: Учебно-методический модуль. Издательство: издательство Ипполитова, 2009.
Шатило И. С. Культурология: Курс лекций.Учебное пособие.Издательство: Палеотип, 2007.
Мировая культура: Учебное пособие / И. И. Толстикова; науч. Ред. А. П. Садохин.- :Альфа-м: ИНРРА-М, 2011.
Садохин М. П. Мировая художественная культура: Учебник.
М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2006.
Соколова М. В.Мировая культура и искусство: Учебное пособие для вузов. Издательский центр «Академия», 2006.
Арган Дж.К. История итальянского искусства. М., 1990.
Викторов А.Ш. История русской культуры: курс лекций. М., 1997.
Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1995.
Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 2000
Рябцев Ю.С. История русской культуры: в 2 кн. М., 1997.
Фицджежральд С. П. Китай. Краткая история культуры. СПб., 1998.
Программное обеспечение:
Интернет-ресурсы, электронные библиотечные системы.
Учебно-методическое издание
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
методические указания к самостоятельной работе и практическим занятиям для студентов заочной формы обучения, обучающихся по направлению подготовки 080100.62 Экономика (квалификация «бакалавр»).Профиль подготовки бакалавра: бухгалтерский учет, анализ и аудит
Составитель: Е.А. Гончаров, кандидат философских наук
Ответственный редактор: В.А. Козловская, кандидат философских наук, доцент.
Оригинал-макет и вёрстка В.А. Плешковой.
Подписано в печать 00.00.13 | Сдано в производство 00.00.13 |
Формат 14,85х21,0 | Бумага потребительская. |
Печать трафаретная. | Усл. печ. л. 1,2 |
Изд. № 000 | Заказ № 00 |
Тираж экз. 100 | завод - экз. |
Редакционно-издательский отдел НОУ ВПО СИБУП.
660037, Красноярск, ул. Московская. 7а
Отпечатано на участке множительной техники НОУ ВПО СИБУП
660037, Красноярск, ул. Московская. 7а
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях значение дисциплины «Культурология» неуклонно возрастает, и преподавание ее в высших учебных заведениях стало насущной необходимостью. Актуальность изучения данного предмета вызвано рядом причин:.
1) Сегодня в стране строится современное правовое государство. Для его построения необходимо знать как историю культуры своей страны, так и историю культуры ведущих регионов мира, а также взаимоотношения этих культур.
2) Культурология включает в себя проблемы, связанные со всеми сферами государственной жизни (экономика, внешняя и внутренняя политика, идеология). Поэтому без знания этих проблем невозможно построение нового жизнеспособного государства.
3) Многие вопросы, связанные с историей отечественной и мировой культуры, актуальны и для сегодняшней России.
Цели и задачи курса
Главная цель – сформировать целостное и систематическое представление об историческом процессе рождения, становления и формирования мировой и отечественной культуры, об узловых стратегических моментах и наиболее важных и исторически значимых событиях мирового культурно-исторического процесса. Дополнительная цель – развить у студентов интерес культурологической науке, стимулировать интерес к феноменам культуры и культурным явлениям, побудить их к формированию собственного культурного облика.
Цель дисциплины: достижение следующих результатов образования (РО):
знания: историко - философских и социокультурных традиций формирования культурологии как науки; актуальных проблем современной культурологии; основных культурологических теорий и понятий; методов исследования в культурологии; многообразие и самоценность различных культур.
умения: теоретические: анализировать и оценивать культурно- исторические события процессы; возможность самостоятельно ознакомиться с различными направлениями теоретического осмысления культуры; уметь ориентироваться в культурной среде современного общества, участвовать в диалоге культур, объяснять феномен культуры и цивилизации.
практические: опираться в своем личностном и общекультурном развитии на знание базовых ценностей мировой культуры, анализировать и проектировать межличностные, групповые и организационные коммуникации, адекватно характеризовать различные течения, направления и стили в искусстве.
навыки: использования полученных знаний в процессе личностного и профессионального саморазвития, владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе коммуникации, определения своей гражданской позиции.
Перечисленные РО являются основой для формирования следующих компетенций выпускника:
Общекультурных:
(ОК-1) владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
(ОК-3) способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире;
(ОК-10) способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков.
Профессиональных:
(ПК-15) способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин
Задачи дисциплины:
– овладеть знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии;
–сформировать у студента знания в области развития мировой и отечественной культуры;
–развить стремление к личностному и профессиональному саморазвитию.
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Преподавание дисциплины предполагает следующие формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студента, консультации.
Общая трудоемкость дисциплины составляет ___ зачетных единиц, ___часов.
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |||
Общая трудоемкость дисциплины | |||||
Аудиторные занятия. Всего: | |||||
В том числе: лекции | |||||
практические занятия, семинары | |||||
Лабораторные работы | |||||
Самостоятельная работа. Всего: | ? | ? | |||
В том числе: курсовая работа (проект) | |||||
Расчетные работы | |||||
Другие виды самостоятельной работы | ? | ? | |||
Вид итогового контроля (зачет, экзамен): | Зачет | Зачет |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
Лекции
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Объем, часов | Тема лекции |
Теория культуры | 1. Культурология в системе гуманитарного знания. Предмет культурологии. . 2.Сущность и функции культуры. 3. Историческая динамика культур. Типология культуры. Семиотика - раздел культурологии. 4.Культура и цивилизация. Современные теории цивилизаций. | ||
История культуры. | 5.Культура Древнего мира. 6.Культура Средневековья, Возрождения, Нового времени. Актуальные проблемы современной культуры. 7.Культура России. Место и роль России в мировой культуре. | ||
Итого: |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
Практические занятия
№ п/п | Номер раздела дисциплины | Объем, часов | Тема практического занятия |
Культура как предмет научного исследования. Специфика культурологии как комплексной науки. Основные разделы культурологического знания. Основные подходы к анализу сущности культуры. Нормы, ценности, функции культуры. Коммуникативное пространство культуры. Языки и коды культуры Культура и цивилизация. Современные теории цивилизаций. | |||
Культура Востока. Античная культура- колыбель европейской культуры. Культура эпохи Возрождения и Нового времени. Исторические судьбы русской культуры и самобытность ее цивилизации. Многоликость многонациональной российской культуры. Место и роль России в мировой культуре. Национальные лики культуры в глобализирующемся мире. | |||
Итого: |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с тенденциями и особенностями формирования и развития важнейших сфер культурной жизни, характером, целями, интересами, смыслом и способами социальной деятельности, поведения людей, сущностью ценностей и идей, жизнедеятельностью общественных институтов в том или ином социокультурном контексте.
Тема 1. Культурология в системе гуманитарного знания. Предмет культурологии.
Понятие и многообразие подходов к определению культуры. Культура как условие существования и развития общества. Культура и личность. Человеческая деятельность и артефакт. Культурология как самостоятельная область знания. Концепция культурологии, ее объект, предмет, задачи. Основные культурологические теории и школы: О.Шпенглер, К. Ясперс, Н. Данилевский. Интеграционная теория культуры П. Сорокина. Психоаналитические концепции культуры: З. Фрейд, Э. Фромм. Основные разделы культурологического знания.