Тема 1. культурология в системе гуманитарного знания

Пояснительная записка

1. Цели и задачи курса «Культурология»

Дисциплина, изучающая принципы и закономерности функционирования духовной культуры как универсальной системы ценностей человечества. Знания, получаемые студентами способствуют обогащению и углублению внутреннего духовного мира, пробуждению интереса к самостоятельному усвоению многовекового наследия духовной культуры..

Цели обучения сформулированы в соответствии с требованиями ФГОС и диагностируются через ожидаемый результат обучения, выраженный в сформированности компетенций у студентов.

Основной целью дисциплины является приобретение студентами комплексных знаний о принципах и закономерностях функционирования культуры в обществе, формирование широкого спектра ценностных ориентаций, воспитание терпимости и уважения к системам идеалов и ценностей другого культурного типа.

Учебные задачи дисциплины:

В процессе изучения дисциплины студенты должны овладеть знаниями:

  • базовых ценностей мировой культуры;
  • роли духовных ценностей в системе культуры;
  • основ нравственной культуры
  • основ религиозной культуры;
  • основ художественной культуры;
  • основ межкультурной коммуникации

.

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

В процессе изучения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции:

· владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

· знание базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК-1);

· способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

· умение анализировать и оценивать исторические события и процессы (ОК-9);

· умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

· готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

· готовить презентации, научно-технические отчеты по результатам выполненной работы, оформлять результаты исследований в виде статей и докладов на научно-технических конференциях (ПК-7)

· знакомством с основами межкультурных отношений, способностью эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде (ОК-3);

· осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-11)

В результате освоения компетенций студент должен:

Иметь представление:

· о способах приобретения, хранения, передачи культурного опыта (ОК-11);

· о языке и символах культуры;

знать:

· структуру и состав культуры (ОК – 1);

· основные подходы к определению культуры: информационный, игровой, натуралистический (ОК-9);

· содержание основных понятий нравственной, религиозной, художественной культуры (ОК-1);

· типологию культур (ОК-9);

· о принципах взаимодействия между представителями разных культур (ОК-3);

уметь:

· систематизировать факты культуры (ПК-7);

· формулировать вопросы по существу обсуждаемой темы, участвовать в дискуссии (ОК-2);

· выделять главное, существенное в текстах источников и на лекциях, самостоятельно делать обобщающие выводы (ОК-1);

· описывать и анализировать различные типы и виды культуры (ОК-9);

· вести себя в соответствии с нормами культуры (ОК-2,3);

· проявлять толерантность по отношению к представителям других культур (ОК-3).

владеть:

  • навыками публичных выступлений (ОК-2);
  • приемами запоминания, навыками рефлексии (ОК-1);
  • навыками сбора и обработки необходимой информации (ОК-11)
  • исследовательскими методами диагностики и прогнозирования культурных явлений и процессов (ПК-7).

3. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника

Дисциплина «Культурология»относится кбазовой части блока ГСЭ основной образовательной программы. Она должна познакомить студентов с общечеловеческими проблемами и ценностями. Ее изучение открывает дополнительные возможности для понимания места и роли России в мировой культуре. Знания, получаемые студентами в рамках курса, способствуют обогащению и углублению внутреннего духовного мира, пробуждению интереса к самостоятельному усвоению многовекового наследия мировой и отечественной культуры.

В основе программы лежит комплексный подход в обучении, опирающийся на межпредметные связи с дисциплинами базового цикла «История», «Социология», «Философия». Программный материал является основой для изучения дисциплины «Философия информационной цивилизации».

В задачи курса входит не только ознакомление студентов с теоретическими и историческими моделями динамики культуры, но и выработка у слушателей навыков самостоятельного анализа в оценке сложных и разнообразных явлений культурной жизни. Изучение «Культурологии» способствует интеллектуальному и нравственному развитию студентов, умению анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, ставить цель, делать выводы. Широта научного кругозора

Изучение дисциплины имеет теоретическую направленность, учитывает специфику специальности в выборе доминанты, подлежащей более глубокому анализу. Для студентов ИИТ более подробно излагается коммуникативный подход изучения культуры.

Дисциплина «Культурология» общим объемом 72 часа изучается в течение 2 семестра. Программой дисциплины предусмотрено чтение лекций (20 ч.), проведение практических занятий (20 ч.), выполнение тестов по отдельным темам. Изучение курса заканчивается зачетом во 2 семестре.

4. Организационно-методический план

Вид учебной работы Всего часов № семестров (по учебному плану)
I. Аудиторная:                  
лекции              
семинары              
…..практические занятия                  
…..лабораторные работы                  
ИТОГО:              
II. Внеаудиторная:                  
курсовые проекты -                
курсовые работы -                
рефераты -                
расчетно-графические работы -                
контрольные работы                
домашние контрольные работы -                
самоподготовка:                  
самостоятельное изучение разделов                
проработка и повторение лекционного материала и материала учебника и учебных пособий                
подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам и др.                
……подготовка к экзамену                  
другие виды внеаудиторной работы                  
ИТОГО:                
III. Промежуточный и (или) итоговый контроль по дисциплине (экзамен, зачет) зачет                
Общая трудоемкость дисциплины:                

5. Структура учебно-методического комплекса дисциплины

№ п/п Составляющие УМКД Информация об издании
Автор, название, место издания, издательство, год издания Место хранения (нахождения)
1 Программный элемент
1.1 Рабочая программы учебной дисциплины Ибрагимова В.Г.Культурология. Рабочая программа учебной дисциплины. – Абакан: ХГУ им.. Н.Ф. Катанова, 2011 (рукопись, электронная версия)**** Кафедра, Библиотека: http//library.khsu.ru
2 Теоретический элемент
2.1 Учебник (основной*) 1. Культурология: УМКД по дисциплине: конспект лекций /сост. Ибрагимова В.Г. – Абакан, 2010. 2.Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Сущенко Л.Г. Культурология: Учебное пособие. Изд. 2-ое. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. – 352 с. 3. Культурология: Учебник/ Под ред. Ю.Н.Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшее образование,2007.—566с. 4. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с. Библиотека: http//library.khsu.ru
2.2 Учебник(и) (дополнительные**) Библиографический список приведен в РП (разд. 6.5.1) Библиотека
3 Практический элемент
3.1 Практикум    
3.2 Хрестоматия, Словарь. Культурология: УМКД по дисциплине: учебный словарь /сост. Ибрагимова В.Г. – Абакан: Изд-во ХГУ, 2008. – 72 с. Библиотека
4 Методико-технологический элемент
4.1 Методические рекомендации по изучению дисциплины 1. Культурология: Методические рекомендации по изучению курса для студентов, обучающихся по специальностям: Финансы и кредит, Бухучет и аудит, Менеджмент, Экономика, Информатика, Информатика и вычислительная техника, Информационные системы (на предприятии), Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем, Информационные системы в экономике. – Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2002. – 32 с. 2. Культурология:Учебно-методический комплекс по дисциплине для студентов-заочников /сост. Ибрагимова В.Г. – Абакан: Изд-во ХГУ, 2006. – 68 с. Библиотека
4.2 Методические рекомендации по выполнению рефератов, контрольных, курсовых работ   Библиотека

6. Тематический план учебной дисциплины

  Наименование разделов и тем курса Количество часов
Всего Аудиторные занятия Самос- тоятель-ная работа
лекции лабора-торные практиче ские
Тема 1.Культурология в системе гуманитарного знания    
Тема 2.Сущность и основные функции культуры.  
Тема 3. Структура культуры.  
Тема 4. Этническая и региональная типология культур  
Тема 5. Массовая и элитарная культура  
Тема 6. Культурогенез и динамика культуры  
Тема 7. Историческая типология культур      
Тема 8. Особенности русской культуры      
Тема 9. Культура личности  
Тема 10. Культура в современном мире  
ИТОГО: -

7. Содержание теоретических разделов дисциплины

«Культурология»

ТЕМА 3. СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ

Системный подход в рассмотрении структуры культуры. Многомерность строения культуры. Многообразие форм, видов.

Выделение основных элементов культуры в зависимости от целей исследования:

1) по двум аспектам труда – материальная и духовная

2) по роли в обществе – актуальная и потенциальная культура

3) по географическому фактору, оказавшему наибольшее влияние на развитие культуры – речные, лесные, горные, степные, морские…

4) по расположению в пространстве – этнические и региональные типы

5) по носителю культуры – народная, элитарная и массовая, обыденная и специализированная, личная, групповая (субкультура, контркультура, сельская и городская)…

6) по хронологии – исторические типы культуры

7) по сферам общественной деятельности – культура труда, экономическая культура, профессиональная культура, политическая культура, правовая культура, культура учебы, культура игры, досуга…

Материальная культура: артефакты (физические объекты, созданные человеком, являющиеся ценностью, имеющие символическое значение). Здания и сооружения, инструменты, приборы, оборудование, технологии, породы животных и сорта растений.

Технологическая культура. Технология как культурный феномен. Основные формы технологической культуры: техника, наука, инженерия. Техника. Предметная и исполнительская. Технические объекты. Функции техники в культуре: создание культурной среды, создание инструментария культуры. Техника как культурный код, аккумулятор информации, средство ее хранения и передачи. Образ техники в культуре. Опасности технологического прогресса. Пути преодоления негативных тенденций технического прогресса.

Духовная культура. Мифология. Характерные черты мифов. Виды мифов. Мифы в современной культуре.

Мораль. Нравственное сознание. Нравственные ценности и нормы. Добро и Зло. Функции морали. Нравственные отношения. Основные принципы современной нравственной культуры: автономия личности, гуманизм. Золотое правило нравственности.

Наука. Фундаментальные и прикладные, гуманитарные и социально-экономические науки. Моделирование. Эксперимент. Рациональность, объективность, точность и однозначность, логическая стройность и взаимосвязь научного знания. Научная деятельность. Исследовательская, сбор информации, подготовка оборудования, оформление результатов. Этика научной деятельности. Периодизация развития науки.

Религия. Основные элементы религии: вера в Бога, эмоциональное отношение к Богу, вероучение, религиозный культ, организация верующих. Функции религии. Мировые религии. Буддизм. Христианство. Ислам.

Искусство. Функции искусства: познавательная, воспитательная, коммуникативная, рекреативная. Художественный образ. Виды и жанры искусства. Художественная культура.

Относительность деления культуры на духовную и материальную.

ТЕМА 9. КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ

Культурологическое определение личности. Личность как субъект культуры. Творческая природа личности. Homo faber. Личность как объект культуры. Формы и механизмы приобщения к культуре. Воспитание как целенаправленная передача культурных норм старшим поколением младшему. Социализация как процесс усвоения культурных норм и социальных ролей. Этапы социализации (детство, юность, зрелость, старость). Первичная социализация через ближайшее окружение. Вторичная социализация через социальные институты. Адаптация. Инкультурация. Культурные ценности и нормы. Классификация норм У. Г. Самнера: обычаи, нравы, законы. Основные виды культурных норм. Привычки и манеры. Этикет. Обычаи. Традиции. Обряды. Церемонии. Ритуалы. Нравы и запреты. Табу. Закон и право. Мода. Вкус и увлечения. Ценности. Верования. Знания.

Культура труда. Формы и способы организации труда. Историческое развитие труда. Разделение труда. Цеховая организация ремесленного труда. Профессионально обученный наемный рабочий индустриального общества. Научная организация труда. Умственный труд. Управленческий труд. Стили руководства.

Профессиональная культура как характеристика уровня и качества подготовки специалиста. Система учебных заведений, дающих квалифицированное образование.

Культура учебы. Обыденно-практическое обучение. Демонстративное обучение. Развивающее обучение. Креативное обучение.

План проведения практических занятий

Занятие 1, 2, 3

Занятие 4

Занятие 5

Занятие 6

Занятие 7

Занятие 8,9

Занятие 10

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО

Культурологии

  1. Основные принципы межкультурной коммуникации в современном мире.
  2. Значение для мировой культуры Древнеегипетской цивилизации
  3. Культура Востока: основные особенности общения.
  4. Культура Севера: особенности общения.
  5. Культура Юга: особенности общения.
  6. Анекдот как отражение автостереотипов и гетеростереотипов.
  7. Формы и виды современного фольклора.
  8. Народная культура и неофольклор: страшная сказка, анекдот, и черный юмор.
  9. Отражение в фантастике научных прогнозов развития человеческой культуры.
  10. Современные творческие индустрии.
  11. Эволюция и роль развлечений в человеческой культуре.
  12. Роль азартных игр в истории человеческой культуры.
  13. Эволюция интеллектуальных состязаний в культуре.
  14. Мифологические и научные представления о происхождении человека.
  15. Мифологические и научные представления о происхождении мира.
  16. Современные представления человека о смерти и загробном мире.
  17. Обряды и ритуалы, сопровождающие смерть человека.
  18. Обычай, обряд и ритуал в культуре.
  19. Современный свадебный обряд: традиции и новаторство.
  20. Обряды и ритуалы, сопровождающие рождение человека.
  21. Обряды и ритуалы, сопровождающие основные этапы жизни человека.
  22. Представления о красоте человека в восточных культурах.
  23. Представления о красоте человека в африканских культурах.
  24. Украшение тела человека – традиции и современность.
  25. Роль ритуалов в культуре современного Китая, Японии.
  26. Представления о гостеприимстве у разных народов.
  27. Гендерные отношение в древневосточных культурах.
  28. Культовая архитектура древних цивилизаций.
  29. Образ человека в античной художественной культуре.
  30. Роль языческой религии европейских народов в современной массовой культуре.
  31. Монастырский образ жизни как средство достижения святости.
  32. Влияние естественно-научного знания на развитие искусства.
  33. Влияние развития техники на искусство.
  34. Нетрадиционные религии России конца ХХ века.
  35. «Образ женщины» в современной художественной культуре.

9. Программа самостоятельной познавательной деятельности

В рамках самостоятельной работы предусмотрено выполнение научно-исследовательских заданий: заполнение сравнительных таблиц, составление схем.

Основной формой текущего контроля преподавателем самостоятельной работы является проверка посещаемости аудиторных занятий, опрос на семинарских занятиях, проверка конспектов, схем, таблиц, проведение письменной контрольной работы и тестов по отдельным темам. К индивидуальным собеседованиям привлекаются студенты, которые отсутствовали на занятиях или были плохо подготовлены к ним.

На самостоятельное изучение выносятся темы:

Текущий и итоговый контроль

результатов изучения дисциплины

Формы контроля

Текущий контроль:

  • письменные и устные опросы ;
  • контрольные работы;
  • письменные домашние задания;
  • тестирование по отдельным разделам дисциплины.

Итоговый контроль:

  • зачет

В качестве оценки уровня усвоения знаний и умений, приобретаемых и усваиваемых студентами, учебным планом предусмотрен зачет.

Зачет по всему курсу проводится после окончания аудиторных занятий. Форма проведения зачета – тестирование. Время на подготовку устного ответа или выполнение заданий теста 1 академический час.

Содержание вопросов к зачету, задания теста составлены с учетом норм, определенных стандартом образования в соответствии с целями, направлены на формирование и проверку как предметных, так и общекультурных компетенций.

Итоговый тест для комплексной проверки по дисциплине «Культурология» содержит 30 вопросов. Все задания проверяют уровень усвоения материала по основным темам, владение категориальным аппаратом, знание основных культурологических теорий и их авторов. Включает вопросы, имеющие подсказку, но не подразумевающие однозначного ответа, вопросы на опознание, соответствие, различение и классификацию.

Критерий оценки знаний по итоговому тесту:

Менее50% – не зачтено

51%-100% – зачтено

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

1. Культурология как наука и учебная дисциплина.

2. Структура культурологии.

3. Культурология в системе гуманитарного знания.

4. Понятие культуры.

5. Основные функции культуры.

6. Язык и символы культуры

7. Культура и цивилизация.

8. Структура культуры.

9. Типология культур.

10. Этническая и национальная культура

11. Восточный и западный тип культуры

12. Взаимодействие и диалог культур.

13. Массовая и элитарная культура.

14. Преемственность в культуре.

15. Субкультура и контркультура.

16. Культурогенез.

17. Культура и общество

18. Динамика культуры.

19. Историческая типология культуры

20. Культура Древних цивилизаций

21. Культура античности

22. Культура Европы средних веков и Возрождения

23. .Культура Нового времени

24. Глобальные проблемы и глобализация.

25. Место и роль России в мировой культуре

26. Постмодернизм

27. Культурная модернизация мира

28. Культура и природа

29. Культура и личность

30. Профессиональная культура личности

ПРИМЕРНЫЙ ТЕСТ

В нижеприведенном примерном тесте представлены 213 заданий, использованных федеральным центром тестирования в ходе Интернет-экзамена .

Функции

39. Наиболее полно трансляционная функция культуры проявляется в сферах…систем

Укажите не менее двух

  1. производственной
  2. экономической
  3. воспитательной
  4. образовательной

40. Наиболее полно гносеологическая функция культуры проявляется в сферах…систем

Укажите не менее двух

  1. художественной
  2. научной
  3. политической
  4. философской

41. Генеральное направление в развитии науки о культуре в XXI в. связано с повышением эффективности ____функции.

  1. Адаптивной
  2. Организационной
  3. Прогностической
  4. оценочной

42. Формирование знаковых систем входит прежде всего в___ функцию культуры.

  1. Адаптивную
  2. Деятельностную
  3. Познавательную
  4. коммуникативную

43. Функция____ обеспечивает усвоение индивидом социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу.

  1. информационная
  2. интеграции
  3. социализации
  4. адаптивная

44. Функция культурологии, связанная с воспроизведением культурной системы изнутри, называется…

  1. Сравнительной
  2. Герменевтической
  3. Прогностической
  4. оценочной

45. Соответствие между фукциями культуры и их определениями:

1. адаптивная

2. интегративная

3. социализации

1) обеспечивает приспособление человека к окружающей среде

2) обеспечивает формирование личности посредством трансляции и усвоения социальных знаний, ценностей и норм

3) обеспечивает объединение людей в социальные группы

Методы

46. Культурно-аналитический метод понимания человеком собственного бытия и собственного духовного существования называется:

1. морфологическим

2. герменевтическим

3. функциональным

4. синергетическим

47. Структурный анализ в культурологическом исследовании предполагает выявление элементов культуры, а также …

1. Моделирование их отношений и связей

2. Прогнозирование их развития и деградации

3. Определение их динамики

4. Реконструкцию их истории или динамики

48. Исследовать взаимодействие отдельных элементов культуры позволяет___метод культурологии.

1. Сравнительно-исторический

2. Историко-типологический

3. Структурно-функциональный

4. Историко-генетический

49. Морфологический метод в культурологии предполагает изучение культуры с точки зрения…

1. функционирования и динамики

2. ее явлений и ценностей

3. сопоставления и сравнительного анализа

4. ее строения и формообразования

50. Дискриптивно-классифицирующий метод исследования культуры…

1. Осуществляет структурный анализ для сравнительного исследования

2. Описывает элементы и черты культуры

3. Выясняет функции отдельных культурных элементов в целом

4. Составляет единую периодизацию истории развития культуры

Понятие, подходы

55. Правильными переводами на русский язык латинского слова, от которого получила своё название наука культурология, являются ….Укажите не менее двух ответов:

1. перевоплощение

2. воспитание

3. украшение

4. возделывание

56. Автор первого определения культуры: «культура слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества» –_____, представитель ___ школы

Укажите не менее двух ответов

1. И. Гердер

2. Эволюционистской

3. Структуралистской

4. Э. Тайлор

57. Понятие «культура» в его современном значении появилось в …, …

Укажите не менее двух ответов

1. эпоху Возрождения

2. XVIII веке

3. XVI веке

4. эпоху Просвещения

58. Соответствие между видами определений культуры и их характеристикой:

1. антропологические

2. психологические

3. социологические

1) рассматривают культурно-обусловленные особенности человеческой психтки

2) рассматривают культуру как мир вещей, искусственно созданный людьми

3) представляют культуру как фактор организации общественной жизни

59. Культура – это…

  1. проявление творческих сил человека
  2. эстетический канон
  3. эталон поведения
  4. правила приличия

60. В научной литературе понятие «вторая природа» употребляется в значении ...

1. техника

2. культура

3. общество

4. образование

61. Компаративный подход требует…

  1. изучать культуры с точки зрения их возникновения и развития
  2. проводить сравнительно-исторический анализ различных культур в определенном временном интервале
  3. понимать культуру как текст
  4. рассматривать культуру как универсальное свойство общества

62. Для представителей естественно-научного направления приоритетным является следующее утверждение:

  1. законы природы можно не только понять, но и поставить на службу человеку
  2. природу, общество и самого человека можно спроектировать
  3. человек и природа суть духовные образования, не постижимые для разума
  4. приоритетным вляется развитие технической культуры

63. Культуру как деятельность человека, рассматривают при _________ определении

1. Информационном

2. Ценностном

3. Адаптационном

4. Идеационном

64. В аксиологическом подходе культура предстает как…

1. Совокупность текстов и унаследованных символов

2. Совокупность всех сублимаций, подавляющих импульсы или создает возможность их извращенной реализации

3. Сложная иерархия идеалов и смыслов

4. Духовный код жизнедеятельности человека

65. Изучение культуры как совокупности ценностей характерно для ___ подхода

1. герменевтического

2. гносеологического

3. аксиологического

4. семиотического

66. Культура как система внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе рассматривается в ____подходе

1. аксиологическом

2. феноменологическом

  1. семиотическом
  2. деятельностном

67. Культура рассматривается как внебиологический знаковый механизм передачи опыта при_____подходе.

1. Аксиологическом

2. Функциональном

3. Деятельностном

4. семиотическом

68. Общенаучный, фундаментальный культурологический подход – …

  1. системный
  2. семиотический
  3. аксиологический
  4. деятельностный

69. Соответствие между культурологическими подходами и основными терминами, через которые моделируется культура:

1. семиотический

2. деятельностный

3. аксиологический

1)способ деятельности

2)иерархия ценностей

3)знаковая система

70. Наука о знаках и знаковых системах, основы которой были заложены в XIX в. Американским философом Ч.Пирсом и антропологом Ф. де Соссюром называется…

1. этнолингвистика

2. семиотика

3. герменевтика

4. культурная антропология

71. Когда загорается красный свет светофора, этот вид знака называется:

1. сигналом

2. индексом

3. символом

4. естественным

72. Расположение небесных светил, приметы погоды, следы зверей, – это…знаки.

1. Иконические

2. Функциональные

3. Естественные

4. вербальные

73. Символ позволяет…

  1. повысить эффективность учебы
  2. понять достоинства своей культуры
  3. отличить своих от чужих
  4. получить общественное признание

74. Понятие текст в культурологии означает…

1. Что любой объект рассматривается как носитель информации

2. Совокупность иероглифов

3. Произнесенный человеком законченный в смысловом отношении набор предложений и фраз

4. Письменное сообщение

75. Отечественный культуролог____усматривал основную социальную роль культуры в «негенетической памяти коллектива»

1. Ю.Лотман

2. М.Бахтин

3. С.Аверинцев

4. Н. Бердяев

Морфология

Морфология культуры это

1. типичные формы и структуры культуры

2. чувственное представление о мире

3. система нормативных отношений

4. смена культурных образцов

77. Соответствие между высказываниями о компонентах культуры:

1. функции культуры представляют собой

2. структура культуры представляют собой

3.состав культуры представляют собой

1) множество элементов культуры

2) работу элементов культуры

3) отношения элементов культуры

78. Свойство объекта удовлетворять какую-либо потребность человека, фиксированное в сознании, – это…

1. Значение

2. Важность

3. Ценность

4. знание

79. Система ценностей человека влияет на...

1. Принятие им решений

2. Развитие его болезней

3. Коэффициент его интеллекта

4. Скорость его реакций

80. Ценность денег представлена в поговорке:

1. Копейка рубль бережет

2. Одно взять: либо дети водить, либо деньги копить

3. Деньги к деньгам

4. Хочешь жить — умей вертеться

81. Элемент структуры культуры, определяемый Т. Парсонсом, как представление о желательном, влияющее на выбор поведенческой альтернативы, –…

  1. понятие
  2. традиция
  3. обычай
  4. ценность

82. Структурный элемент культуры, выступающий критерием оценки реальных явлений, регулирующий социальные взаимодействия, внутренне побуждающий к деятельности, – это…

  1. обычай
  2. ритуал
  3. ценность
  4. понятие

83. Культурная норма – это…

  1. кодекс строителя капитализма
  2. рефлекс, выработанный обществом
  3. правило, обязательное для исполнения социальных ролей
  4. норма права, закрепленная законодательством

84. Культурные традиции – это…

  1. основания для продолжения культурной динамики
  2. не изменившиеся на протяжении тысячелетий элементы культуры
  3. объекты культурного наследия, которые охраняются государством
  4. актуальные ценности и нормы, унаследованные от предыдущих поколений

85. Система норм — это...

1. Кодекс социального поведения, установленный обществом

2. Типичное в поведении человека в разных жизненных ситуациях

3. Набор запретов, подавляющих волю человека

4. Поучения, направленные на закрепление в поведении человека образцов хорошего тона

86. Культурные нормы – это…

1. Множество закономерно связанных друг с другом элементов

2. Законы и стандарты социального бытия людей

3. Процесс обозначения мира понятий и вещей

4. Продукты человеческой деятельности

87. Культурный код — это...

1. Тайный язык творческой элиты

2. Навыки каллиграфического письма

3. Система специальных шифров

4. Набор символов, передающих информацию внутри группы

88. «Шкала» гедонистической оценки чего-либо - это…

1. прекрасное-безобразное

2. полезное-бесполезное

3. правильное-неправильное

4. прияное-неприятное

89. «Шкала» утилитарной оценки чего-либо - это…

1. правильное – неправильное

2. полезное – бесполезное

3. священное –греховное

4. приятное-неприятное

90. Сложившаяся в сознании общества или человека картина мира, которая обуславливает социальную практику людей - это...

1. настроение общества

2. общественное мнение

3. национальный характер

4. ментальность

91. Ментальность – это …

  1. способ достижения цели
  2. особый тип социальных технологий
  3. сложившаяся в сознании общества картина мира
  4. культурная особенность российского народа

92. Структурные элементы мира человека - это...

1. человек, артефакт, практика, социокультурный институт

2. дом, семья, работа, деньги, друзья, родители

3. пространство, время, деятельность, чувства

4. произведения искусства, предметы обихода, одежда, автомобиль, книги

93. Понятие, характеризующее систему миропредставлений определенного общества, включая совокупность рациональных знаний, религиозных верований, мифологических текстов, нравов, ментальностей, - это ...

1. картина мира

2. обычай

3. мироощущение

4. символ

Сферы, в

Наши рекомендации