Культурология в системе гуманитарного знания. Предмет, структура, методы культурологи

Среди предметов гуманитарного цикла - таких как философия, социология, история, психология, филология - культурологическая наука стоит несколько особняком. Этому способствуют прежде всего два обстоятельства: культурология как наука находится ещё в процессе становления; культурология есть квинтэссенция гуманитарного знания. Последнее отличает культурологию и от родственных ей наук (культурной антропологии, философии культуры, социологии культуры и т.п.).

Сегодня существуют, по крайней мере, три основных взгляда на культурологию. Первый видит в культурологии комплекс наук, изучающих культуру. Второй отводит культурологии место вспомогательного раздела внутри дисциплин, связанных с рассмотрением проблем культуры. Третья точка зрения полагает, что культурология - это самостоятельная наука, со своим предметом, методологией и определенным местом в системе гуманитарного знания.

2 подхода понимания культурологии как науки: 1) Культурология рассматривается как комплекс дисциплин изучающих культуру. 2) Культурология отдельная самостоятельная научная, учебная дисциплина со своими методами, имеет объект изучения, предмет и задачи.

Объект – как отдельные аспекты культурной деятельности человека, так и культура в широком смысле слова, т.е. совокупность всех способов и результатов человеческой деятельности, передаваемых от поколения к поколению внебиологически (методами обучения и воспитания).

Предмет – вопросы происхождения культуры, её функционирование, как в целом, так и отдельных элементов.

Структура культурологии: теоретическая (фундаментальная), прикладная (методика прогнозирования, управления социокультурными процессами).

Разделы: История мировой и отечественной культуры; История культурологических течений; Социология культуры; Культурная антропология; Прикладная культурология.

Культурологический метод представляет собой интегративный метод анализа, в рамках которого происходит описание, обобщение и систематизация данных эмпирических исследований культуры.

Философский метод выражает необходимость осмысления культуры с точки зрения выявления наиболее общих закономерностей ее функционирования и развития.

Социологический метод позволяет определить взаимоотношения различных социальных слоев и групп в культуре, включая демографические.

Аксиологический, или ценностныйподход акцентирует внимание преимущественно на моментах отношения, оценки, так как все явления культуры носят ярко выраженный ценностный характер. В связи с этим вышеназванный подход имеет чрезвычайно широкое распространение в теоретических исследованиях культуры.

Психологическийаспект анализа обращает внимание на специфику творчества и восприятия культурных форм, механизмы закрепления и хранения в памяти общества или отдельного субъекта культурных феноменов, их влияние на поведение человека.

Системно-структурный анализ позволяет обозначить все компоненты и отношения внутри системы культуры и отдельных ее образований, выявить характер их взаимоотношений, проследить степень и качество взаимодействия.

Семиотическийподход характеризует явление культуры прежде всего со стороны его знаково-символической природы. Этот подход дает возможность проследить превращение реального культурного факта, события, явления, предмета в знак (текст), проанализировать его смысловое наполнение и пути превращения в символ.

В информационном методе акцентируются моменты, связанные с рассмотрением культурных явлений как носителей специфической информации, которая может быть определенным образом закодирована, например, в ритуальном обряде или церемонии, этикетных нормах, произведениях искусства.

2.Осмысление понятия «культура» в эпоху античности, Средневековья, Просвещения.

Наши рекомендации