(современная) культуры
Главные характеристики теорий модернизации, исходящих из установок неоэволюционизма | С.Хантингтон: главные характеристики модернизации (содержат в том или ином виде характеристики теорий модернизации) |
изменения в обществе однолинейны (т.о., менее развитые страны должны пройти путь вслед за развитыми) | Это – ступенчатый процесс (все общества должны пройти одни и те же стадии) |
эти изменения необратимы и ведут к неизбежному финалу – модернизации | Это – необратимый процесс |
изменения носят постепенный, накопительный характер | Это – комплексный процесс (охватывает общество полностью), длительный процесс |
модернизация имеет системный характер (изменение одного фактора или фрагмента системы приводят к целостному системному перевороту) | Это – системный процесс (изменения одного фактора системы определяет изменения в других элементах системы, приводят к целостному системному перевороту) |
Процессы модернизации начинаются и контролируются «сверху» интеллектуальной элитой | Это – гомогенизирующий процесс: если традиционные общества все разные, то современные в основных своих структурах и проявлениях одинаковы |
модернизация неизбежно принесет улучшение существованию этих стран | Это – прогрессивный процесс (в модернизированном обществе культурное и материальное благополучие неизмеримо выше) |
Причина появления новых теорий модернизации: | «минусы» модернизации (разрушение многих культур из-за насильственной модернизации, нет обязательной системности: экономическая модернизация может осуществляться без политической, не все общества стремятся подражать западному образу жизни и т.д.) |
Новые положения теорий модернизации: | акцент на внешних факторах модернизации (мировая геополитическая расстановка сил, открытость международных рынков и т.д.) |
| вместо универсальной модели (США) – идея движущих эпицентров современности (не только Запад, но и Япония, и «азиатские тигры») |
| отказ от унифицированного процесса модернизации |
| оценка модернизации не только по экономическим показателям, но и по социокультурным ценностям, культурным кодам |
| движущая сила процессов модернизации – не элита, а широкие массы (при наличии харизматического лидера) |
| Культура и цивилизация: соотношение понятий |
Научные традиции: | - английская и французская традиция: предпочтителен термин «цивилизация», - немецкая: «культура», - отечественная: цивилизацию принято связывать с социальным аспектом, культуру – с личностным. |
Гипотеза С.Хантингтона о столкновении цивилизаций: | Доминирующим фактором мировой политики, источником конфликтов станет не идеология или экономика, а культура, столкновение цивилизаций («линии разлома между цивилизациями – это и есть линии будущих фронтов»). В ближайшем будущем будет возрастать конфликтность и столкновения, поэтому «единого человечества» не может быть. Для современной эпохи характерно противостояние цивилизаций на макроуровне (мусульманская и западная). Эта ситуация характеризуется как «расколотая цивилизация». |
Место и роль России в мировой культуре: | Особенности российского типа культуры в мировом контексте |
Славянофилы: И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П.В.Киреевские, Ю.Ф.Самарин, А.С.Хомяков (одно из направлений российской общественно-политической мысли XIX в.) | отстаивали идею самобытности русского пути развития, направленного на выявление глубинных механизмов национальной культуры, закрепление наиболее устойчивых, не меняющихся ценностей. Причину этого видели в приверженности русского народа православию, которое было источником особенностей русской культуры (коллективистские ценности, приверженность к самодержавию): православие – одна из духовных опор русского народа. |
Западники: П.В.Анненков, В.П.Боткин, Т.Н.Грановский, К.Д.Кавелин, П.Я.Чаадаев | отвергали особенности русского культурного опыта, видели необходимость в перенятии всех лучших достижений западной культуры, выступали за модернизаторский путь развития, направленный на изменение содержания национальной культуры, включение ее в общемировой культурный процесс. Представления западников сформировались под влиянием западной культуры, прежде всего характерных для эпохи Просвещения представлений о европейском пути развития как единственно возможном |
Евразийцы: П.А.Карсавин, Н.С.Трубецкой | полемизировали и с западниками, и со славянофилами. Подчеркивали исключительность России и русского этноса как синтетического. Россия – особый тип цивилизации (евразийский), который отличается от Запада и Востока. |
Н.А.Бердяев | Противоречивость получила отражение и в русской культуре, и в национальном характере («Судьба России»), т.к. в России сталкиваются два потока мировой истории – Восток и Запад. Русская культура не была основана на рациональных началах. В основе русской души – двойственность, два противоположных начала: языческая дионистическая стихия и аскетически-монашеское православие. Отсюда – основные характеристики русского народа: деспотизм и анархизм, обостренное сознание личности и безграничный коллективизм, искание Бога и воинствующее безбожие, смирение и наглость, рабство и бунт |
Современные исследователи | также отмечают противоречивость русского культурно-исторического опыта, невозможность однозначного выделения из него восточного или западного типа. Особенность: проявление восточной доминанты в политической культуре (подданнические черты: односторонняя зависимость индивида от власти, потребность в руководстве). Она связывается с влиянием Византии в процессе принятия и распространения христианства (его восточного варианта – православия). Следствием стала авторитарно-патриархальная культура. По своей направленности она – традиционалистская (доминантой являются ценности коммунитаризма и корпоративизма) |
Наши рекомендации