Глобализация и развитие сравнительного менеджмента
Глобализация является следствием интернационального бизнеса. Сегодня все страны переходят от исторического периода, для которого была характерна абсолютизация интересов собственной экономики, к другому этапу – глобальной экономике, не имеющей единого жесткого регулирующего аппарата.
l Глобализация охватывает все сферы экономики – научные исследования, все отрасли (сельское хозяйство, промышленность, транспорт, энергетики, услуги, финансы и др.)
l Ускорению глобализации бизнеса способствуют технические факторы (Интернет), а двигают вперед быстрорастущие МНК и ТНК.
Говорить о глобальном бизнесе можно тогда, когда компания учитывает следующие требования поведения на мировых рынках:
¡ иметь глобальное видение рынков и конкуренции;
¡ хорошо знать своих соперников;
¡ контролировать свои операции в общемировом масштабе или по крайней мере в масштабе так называемой триады стран: США, ЕС и Японии;
¡ быстро менять стиль работы, как только возникает угроза быть вытесненным с рынков конкурентами, т.е. вести себя как «глобальный игрок»
¡ оперировать в первую очередь в высокотехнологичных промышленных отраслях;
¡ расширять свое производство там, где оно наиболее рентабельно, в соответствии с законами сравнительных издержек и принципами производственного взаимообмена;
¡ Координировать маркетинговую деятельность с помощью гибкой информационной технологии и гибких организационных форм, избегать ценовой конкуренции между филиалами.
Характерные черты глобализации:
1. Возникновение и развитие мировой бизнес - системы, включающей тесно переплетающиеся процессы производства и торговли товарами и услугами между практически всеми странами мира.
2. Важнейшим фактором глобализации стало развитие всемирных коммуникационных сетей транспорта и связи.
3. Огромнейшее значение в глобализации деловой жизни планеты сыграло создание и развитие мировой финансовой инфраструктуры с обеспечением свободного перелива между странами регионами и континентами многомиллиардных потоков как собственного капитала, так и десятков видов финансовых услуг.
Кросс - культурный менеджмент концентрирует внимание на изучении поведенческих особенностей, присущих различным национальным деловым культурам, на выработке практических рекомендаций по повышению эффективности управления глобальными организациями с многонациональной сферой деятельности
Предмет и объект изучения курса «Сравнительный менеджмент»
Сравнительный менеджмент (в узком смысле) – это менеджмент осуществляемый на стыке национальных культур.В широком смысле слова сравнительный менеджмент – управление на стыке культур вообще.
Таким образом, управление отношениями, возникающее на стыке национальных и организационных культур, изучение причин межкультурных конфликтов и их нейтрализации, выяснение и использование при управлении организацией и организационном проектировании поведенческих закономерностей, присущих национальной деловой культуре образуют предмет сравнительного менеджмента.
Сравнительный менеджмент занимается изучением реализации функций в различных национальных бизнес-культурах. Объектом изучения сравнительного менеджмента является национальная деловая культура.
Цели и задачи курса
Кросс-культурный или сравнительный менеджмент в качестве своих целей ставит изучение:
n поведенческих особенностей людей в обществе и в организации;
n иерархии в системе ценностей различных деловых культур;
n причин межкультурных конфликтов;
n способов предотвращения и нейтрализации межкультурных конфликтов;
n управления бизнесом на стыке культур.
Основными задачами курса сравнительный менеджмент являются:
l уметь реализовывать функции менеджмента в различных бизнес-культурах;
l изучить характер влияния национальной культуры на стиль менеджмента, а также приемы и характер ведения бизнеса;
l подготовить специалистов в области менеджмента к международным контактам в рамках практической деятельности.
6. Методы исследования, используемые в сравнительном менеджменте:
§ Сбор фактов посредством наблюдения за поведением сотрудников многонациональных корпораций с последующим их обобщением;
§ Анкетирование сотрудников и менеджеров многонациональных корпораций, проводимое в их национальных филиалах, с последующим сравнением результатов.
Существует два больших класса опросных методов: интервью и анкетные опросы. Опросы – незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности и т.д. Опрос по анкете предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемыми, либо наедине с самим с собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос).