Эволюция сравнительного менеджмента
Эволюция сравнительного менеджмента
Этапы эволюции сравнительного менеджмента:
1. Эра коммерции (1500-1850). В эту эпоху главным движущим мотивом было личное обогащение и сопутствующий ему личный и коммерческий риск.
2. Эра экспансии (1850-1914). В эту эпоху происходит интенсивное формирование и структурное оформление мировых колониальных империй и определяющей чертой развития стран-метрополий, прежде всего Англии, становиться широкое и массовое использование сырья вывозимого из колониальных территорий.
3. Концессионная эра (1914-1945). В эту эпоху происходит закрепление колониальных территорий, не только за соответствующими метрополиями, но прежде всего их «экономическая привязка» к соответствующим крупнейшим монополиям таких стран как Англия, Франции, США, Германия и др.
4. Эра национальных государств (1945-1970). Окончание второй мировой войны и последовавшая за этим борьба двух социальных систем послужили мощным катализатором процессов превращения бывших колониальных территорий в самостоятельные независимые государства
В конечном итоге эра национальных государств подготовила почву для эпохи конца 20 века, которая, с полным основанием может быть названа эрой глобализации (1970 – по н.в.).
Глобализация и развитие сравнительного менеджмента
Глобализация является следствием интернационального бизнеса. Сегодня все страны переходят от исторического периода, для которого была характерна абсолютизация интересов собственной экономики, к другому этапу – глобальной экономике, не имеющей единого жесткого регулирующего аппарата.
l Глобализация охватывает все сферы экономики – научные исследования, все отрасли (сельское хозяйство, промышленность, транспорт, энергетики, услуги, финансы и др.)
l Ускорению глобализации бизнеса способствуют технические факторы (Интернет), а двигают вперед быстрорастущие МНК и ТНК.
Говорить о глобальном бизнесе можно тогда, когда компания учитывает следующие требования поведения на мировых рынках:
¡ иметь глобальное видение рынков и конкуренции;
¡ хорошо знать своих соперников;
¡ контролировать свои операции в общемировом масштабе или по крайней мере в масштабе так называемой триады стран: США, ЕС и Японии;
¡ быстро менять стиль работы, как только возникает угроза быть вытесненным с рынков конкурентами, т.е. вести себя как «глобальный игрок»
¡ оперировать в первую очередь в высокотехнологичных промышленных отраслях;
¡ расширять свое производство там, где оно наиболее рентабельно, в соответствии с законами сравнительных издержек и принципами производственного взаимообмена;
¡ Координировать маркетинговую деятельность с помощью гибкой информационной технологии и гибких организационных форм, избегать ценовой конкуренции между филиалами.
Характерные черты глобализации:
1. Возникновение и развитие мировой бизнес - системы, включающей тесно переплетающиеся процессы производства и торговли товарами и услугами между практически всеми странами мира.
2. Важнейшим фактором глобализации стало развитие всемирных коммуникационных сетей транспорта и связи.
3. Огромнейшее значение в глобализации деловой жизни планеты сыграло создание и развитие мировой финансовой инфраструктуры с обеспечением свободного перелива между странами регионами и континентами многомиллиардных потоков как собственного капитала, так и десятков видов финансовых услуг.
Кросс - культурный менеджмент концентрирует внимание на изучении поведенческих особенностей, присущих различным национальным деловым культурам, на выработке практических рекомендаций по повышению эффективности управления глобальными организациями с многонациональной сферой деятельности
Цели и задачи курса
Кросс-культурный или сравнительный менеджмент в качестве своих целей ставит изучение:
n поведенческих особенностей людей в обществе и в организации;
n иерархии в системе ценностей различных деловых культур;
n причин межкультурных конфликтов;
n способов предотвращения и нейтрализации межкультурных конфликтов;
n управления бизнесом на стыке культур.
Основными задачами курса сравнительный менеджмент являются:
l уметь реализовывать функции менеджмента в различных бизнес-культурах;
l изучить характер влияния национальной культуры на стиль менеджмента, а также приемы и характер ведения бизнеса;
l подготовить специалистов в области менеджмента к международным контактам в рамках практической деятельности.
6. Методы исследования, используемые в сравнительном менеджменте:
§ Сбор фактов посредством наблюдения за поведением сотрудников многонациональных корпораций с последующим их обобщением;
§ Анкетирование сотрудников и менеджеров многонациональных корпораций, проводимое в их национальных филиалах, с последующим сравнением результатов.
Существует два больших класса опросных методов: интервью и анкетные опросы. Опросы – незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности и т.д. Опрос по анкете предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемыми, либо наедине с самим с собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос).
28.
Внутрифирменное обучение.
n 1. Подготовка кадров через ОВР
n Подготовка кадров на внутрифирменном рынке труда.
n Подготовка думающего квалифицированного рабочего.
n Предоставление персоналу гибкой, привлекательной и многофункциональной работы.
n Меры по стимулированию мотивации труда.
n Поощрение самообразования
n Подготовка инструкторов ОВР
n 2. Государственная политика в отношении внутрифирменного обучения.
n 3. Оценка официально сертифицированного обучения.
Повышение квалификации осуществляется различными методами: организация регулярно действующих семинаров, конференций и симпозиумов, ознакомительных поездок и стажировок в другие страны.
Труд в различных культурах.
Отношение к труду во многом является функцией того культурного контекста, в котором осуществляется работа индивида и протекает его личная жизнь.
Значимость работы в восьми странах мира изучалась интернациональной командой исследователей (Meaning of Work). Целью этого исследования было сопоставление значимости работы со значимостью досуга, местного сообщества, религии, семьи для отдельного человека. В основе исследования находилась концепция трудоцентризма, то есть определение того места, которое работы занимает в данный момент времени в жизни личности. (На первом месте Япония естественно)
49. Факторы влияющие на отношение к труду.
Объективные (внешние) факторы:
1) состояние экономики в отрасли производства и регионе расположения организации;
2) общеполитическая и социальная обстановка в государстве;
3) условия труда на рабочем месте и в организации в целом, уровень безопасности, оплаты труда, структурные особенности коллектива.
Субъективные (внутренние) факторы (или факторы, заложенные в самой личности):
1) возраст; 2) пол; 3) уровень образования; 4) профессия; 5) квалификация; 6) опыт работы; 7) общий уровень развития и воспитания; 8) уровень профессиональной культуры; 9) жизненные ценности и приоритеты.
50. Мотивация и ее особенности в различных бизнес культурах.
В основе мотивации лежат потребности, интересы и даже кратковременные импульсивные желания, которые не препятствуют росту, пусть временной, результативности сотрудника.
Теория мотивации является вероятностной: то, что эффективно для одних, может быть совершенно не важным для других.
Мотивация является внутренним процессом. Однако он регулируется организационной системой, инициируемой менеджментом. Цели сотрудника и цели компании должны корреспондироваться.
Исследование потребностей в восьми странах (США, Мексика, Пуэрто-Рико, Венесуэла, бывшая Югославия, Турция, Таиланд и Япония) доказало, что различия в уровнях потребностей обусловлено прежде всего уровнем образования менеджеров: чем выше уровень образования, тем выше уровень потребностей, больше потребность в самореализации и меньше – в безопасности.
Для индийской культуры в оценке достижений характерен акцент на внутреннее, духовное совершенствование человека.
Из проведенных исследований ясно, что у менеджеров пока нет надежной информации в отношении того, как мотивировать людей в определенной бизнес-культуре ввиду неуниверсальности применяемых концепций и теорий.
Лишь определенный набор культурно-специфического опыта, когнитивных структур, систем ценностей каждого человека может очертить рамки той области, в которой будут приниматься решения по достижениям и мотивации.
51. Особенности принятия управленческих решений в различных бизнес-культурах.
Эволюция сравнительного менеджмента
Этапы эволюции сравнительного менеджмента:
1. Эра коммерции (1500-1850). В эту эпоху главным движущим мотивом было личное обогащение и сопутствующий ему личный и коммерческий риск.
2. Эра экспансии (1850-1914). В эту эпоху происходит интенсивное формирование и структурное оформление мировых колониальных империй и определяющей чертой развития стран-метрополий, прежде всего Англии, становиться широкое и массовое использование сырья вывозимого из колониальных территорий.
3. Концессионная эра (1914-1945). В эту эпоху происходит закрепление колониальных территорий, не только за соответствующими метрополиями, но прежде всего их «экономическая привязка» к соответствующим крупнейшим монополиям таких стран как Англия, Франции, США, Германия и др.
4. Эра национальных государств (1945-1970). Окончание второй мировой войны и последовавшая за этим борьба двух социальных систем послужили мощным катализатором процессов превращения бывших колониальных территорий в самостоятельные независимые государства
В конечном итоге эра национальных государств подготовила почву для эпохи конца 20 века, которая, с полным основанием может быть названа эрой глобализации (1970 – по н.в.).