Эволюция сравнительного менеджмента

Эволюция сравнительного менеджмента

Этапы эволюции сравнительного менеджмента:

1. Эра коммерции (1500-1850). В эту эпоху главным движущим мотивом было личное обогащение и сопутствующий ему личный и коммерческий риск.

2. Эра экспансии (1850-1914). В эту эпоху происходит интенсивное формирование и структурное оформление мировых колониальных империй и определяющей чертой развития стран-метрополий, прежде всего Англии, становиться широкое и массовое использование сырья вывозимого из колониальных территорий.

3. Концессионная эра (1914-1945). В эту эпоху происходит закрепление колониальных территорий, не только за соответствующими метрополиями, но прежде всего их «экономическая привязка» к соответствующим крупнейшим монополиям таких стран как Англия, Франции, США, Германия и др.

4. Эра национальных государств (1945-1970). Окончание второй мировой войны и последовавшая за этим борьба двух социальных систем послужили мощным катализатором процессов превращения бывших колониальных территорий в самостоятельные независимые государства

В конечном итоге эра национальных государств подготовила почву для эпохи конца 20 века, которая, с полным основанием может быть названа эрой глобализации (1970 – по н.в.).

Глобализация и развитие сравнительного менеджмента

Глобализация является следствием интернационального бизнеса. Сегодня все страны переходят от исторического периода, для которого была характерна абсолютизация интересов собственной экономики, к другому этапу – глобальной экономике, не имеющей единого жесткого регулирующего аппарата.

l Глобализация охватывает все сферы экономики – научные исследования, все отрасли (сельское хозяйство, промышленность, транспорт, энергетики, услуги, финансы и др.)

l Ускорению глобализации бизнеса способствуют технические факторы (Интернет), а двигают вперед быстрорастущие МНК и ТНК.

Говорить о глобальном бизнесе можно тогда, когда компания учитывает следующие требования поведения на мировых рынках:

¡ иметь глобальное видение рынков и конкуренции;

¡ хорошо знать своих соперников;

¡ контролировать свои операции в общемировом масштабе или по крайней мере в масштабе так называемой триады стран: США, ЕС и Японии;

¡ быстро менять стиль работы, как только возникает угроза быть вытесненным с рынков конкурентами, т.е. вести себя как «глобальный игрок»

¡ оперировать в первую очередь в высокотехнологичных промышленных отраслях;

¡ расширять свое производство там, где оно наиболее рентабельно, в соответствии с законами сравнительных издержек и принципами производственного взаимообмена;

¡ Координировать маркетинговую деятельность с помощью гибкой информационной технологии и гибких организационных форм, избегать ценовой конкуренции между филиалами.

Характерные черты глобализации:

1. Возникновение и развитие мировой бизнес - системы, включающей тесно переплетающиеся процессы производства и торговли товарами и услугами между практически всеми странами мира.

2. Важнейшим фактором глобализации стало развитие всемирных коммуникационных сетей транспорта и связи.

3. Огромнейшее значение в глобализации деловой жизни планеты сыграло создание и развитие мировой финансовой инфраструктуры с обеспечением свободного перелива между странами регионами и континентами многомиллиардных потоков как собственного капитала, так и десятков видов финансовых услуг.

Кросс - культурный менеджмент концентрирует внимание на изучении поведенческих особенностей, присущих различным национальным деловым культурам, на выработке практических рекомендаций по повышению эффективности управления глобальными организациями с многонациональной сферой деятельности

Цели и задачи курса

Кросс-культурный или сравнительный менеджмент в качестве своих целей ставит изучение:

n поведенческих особенностей людей в обществе и в организации;

n иерархии в системе ценностей различных деловых культур;

n причин межкультурных конфликтов;

n способов предотвращения и нейтрализации межкультурных конфликтов;

n управления бизнесом на стыке культур.

Основными задачами курса сравнительный менеджмент являются:

l уметь реализовывать функции менеджмента в различных бизнес-культурах;

l изучить характер влияния национальной культуры на стиль менеджмента, а также приемы и характер ведения бизнеса;

l подготовить специалистов в области менеджмента к международным контактам в рамках практической деятельности.

6. Методы исследования, используемые в сравнительном менеджменте:

§ Сбор фактов посредством наблюдения за поведением сотрудников многонациональных корпораций с последующим их обобщением;

§ Анкетирование сотрудников и менеджеров многонациональных корпораций, проводимое в их национальных филиалах, с последующим сравнением результатов.

Существует два больших класса опросных методов: интервью и анкетные опросы. Опросы – незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности и т.д. Опрос по анкете предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемыми, либо наедине с самим с собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос).

28.

Внутрифирменное обучение.

n 1. Подготовка кадров через ОВР

n Подготовка кадров на внутрифирменном рынке труда.

n Подготовка думающего квалифицированного рабочего.

n Предоставление персоналу гибкой, привлекательной и многофункциональной работы.

n Меры по стимулированию мотивации труда.

n Поощрение самообразования

n Подготовка инструкторов ОВР

n 2. Государственная политика в отношении внутрифирменного обучения.

n 3. Оценка официально сертифицированного обучения.

Повышение квалификации осуществляется различными методами: организация регулярно действующих семинаров, конференций и симпозиумов, ознакомительных поездок и стажировок в другие страны.

Труд в различных культурах.

Отношение к труду во многом является функцией того культурного контекста, в котором осуществляется работа индивида и протекает его личная жизнь.

Значимость работы в восьми странах мира изучалась интернациональной командой исследователей (Meaning of Work). Целью этого исследования было сопоставление значимости работы со значимостью досуга, местного сообщества, религии, семьи для отдельного человека. В основе исследования находилась концепция трудоцентризма, то есть определение того места, которое работы занимает в данный момент времени в жизни личности. (На первом месте Япония естественно)

49. Факторы влияющие на отношение к труду.

Объективные (внешние) факторы:

1) состояние экономики в отрасли производства и регионе расположения организации;

2) общеполитическая и социальная обстановка в государстве;

3) условия труда на рабочем месте и в организации в целом, уровень безопасности, оплаты труда, структурные особенности коллектива.

Субъективные (внутренние) факторы (или факторы, заложенные в самой личности):

1) возраст; 2) пол; 3) уровень образования; 4) профессия; 5) квалификация; 6) опыт работы; 7) общий уровень развития и воспитания; 8) уровень профессиональной культуры; 9) жизненные ценности и приоритеты.

50. Мотивация и ее особенности в различных бизнес культурах.

В основе мотивации лежат потребности, интересы и даже кратковременные импульсивные желания, которые не препятствуют росту, пусть временной, результативности сотрудника.

Теория мотивации является вероятностной: то, что эффективно для одних, может быть совершенно не важным для других.

Мотивация является внутренним процессом. Однако он регулируется организационной системой, инициируемой менеджментом. Цели сотрудника и цели компании должны корреспондироваться.

Исследование потребностей в восьми странах (США, Мексика, Пуэрто-Рико, Венесуэла, бывшая Югославия, Турция, Таиланд и Япония) доказало, что различия в уровнях потребностей обусловлено прежде всего уровнем образования менеджеров: чем выше уровень образования, тем выше уровень потребностей, больше потребность в самореализации и меньше – в безопасности.

Для индийской культуры в оценке достижений характерен акцент на внутреннее, духовное совершенствование человека.

Из проведенных исследований ясно, что у менеджеров пока нет надежной информации в отношении того, как мотивировать людей в определенной бизнес-культуре ввиду неуниверсальности применяемых концепций и теорий.

Лишь определенный набор культурно-специфического опыта, когнитивных структур, систем ценностей каждого человека может очертить рамки той области, в которой будут приниматься решения по достижениям и мотивации.

51. Особенности принятия управленческих решений в различных бизнес-культурах.

Эволюция сравнительного менеджмента

Этапы эволюции сравнительного менеджмента:

1. Эра коммерции (1500-1850). В эту эпоху главным движущим мотивом было личное обогащение и сопутствующий ему личный и коммерческий риск.

2. Эра экспансии (1850-1914). В эту эпоху происходит интенсивное формирование и структурное оформление мировых колониальных империй и определяющей чертой развития стран-метрополий, прежде всего Англии, становиться широкое и массовое использование сырья вывозимого из колониальных территорий.

3. Концессионная эра (1914-1945). В эту эпоху происходит закрепление колониальных территорий, не только за соответствующими метрополиями, но прежде всего их «экономическая привязка» к соответствующим крупнейшим монополиям таких стран как Англия, Франции, США, Германия и др.

4. Эра национальных государств (1945-1970). Окончание второй мировой войны и последовавшая за этим борьба двух социальных систем послужили мощным катализатором процессов превращения бывших колониальных территорий в самостоятельные независимые государства

В конечном итоге эра национальных государств подготовила почву для эпохи конца 20 века, которая, с полным основанием может быть названа эрой глобализации (1970 – по н.в.).

Наши рекомендации