Технологии информационно-просветительной Дея-ти с сфере культуры.
Ключевые понятия
1. досуговое общение 2. социально- культурная сфера 3. личность 4. общество 5. деградация 6. потребность
1.4 Тема не разработана в научном плане.
1.5. Объект исследования.
Жители города Москвы от 18 лет и старше(студенты и рабочее население).
1.6. Предмет исследования.
Досуговое общение жителей города Москвы, организованное в учреждениях культуры р-на Митино.
1.7. Цель исследования.
Изучить потребность в организованном досуговом общении жителей города Москвы, и возможности учреждений культуры по их удовлетворению.
1.8. Задачи исследования:
1.Изучить отношение людей к организованному досуговому общению.
2. Выявить степень влияния организованного досугового общения на духовное совершенствование личности.
3.Определить место, роль и значение потребностей жителей города Москвы в организованном досуговом общении, в общей структуре их культурных потребностей.
- Выявить возможности удовлетворения потребности в организованном и досуговом общении жителей города Москвы в районах учреждениях культуры.
1.9. Гипотеза исследования.
Предположим, что организованное досуговое общение в учреждениях культуры необходимо жителям города Москвы.
Методическая часть.
2.1 Методы сбора информации - опрос. Вид опроса – анкетирование.
2.2 Обоснование выборочной совокупности:
Выборка репрезентативна.
Генеральная совокупность:500
Выборочная совокупность:30
Вид выборки- стихийный отбор( среди описанной выше категории людей)
2.3 Практическая значимость:
Исследование имеет теоретическое значение. В то же время оно имеет и определенное практическое значение- создание как можно большего количества видов организованного досугового общения, с целью развития человека.
3. Анализ полученных данных
Интерпретация полученных данных.
11.Диагностика и апробирование путей эффективного удовлетворения культурных потребностей жителей мегаполиса (на примере проведенного социологического исследования).
12.Основные требования к разработке инструментария социологического исследования по изучению путей удовлетворения культурных потребностей людей.
13.Методика определения целей, задач форм, средств и методов технологического обеспечения социально-культурной деятельности.
14.Культурно-воспитательные и мотивационные технологии социально-культурной деятельности.
культурно-воспитательные технологии – это такие технологии организации социально-культурной деятельности которые направлены на воспитание людей в целях формирования и развития личности, являющейся гражданином своей страны, ее патриотом.
При организации и проведении культурно-воспитательных мероприятий ведущую роль играет тематическая и жанровая направленность номеров культурной программы и оптимальное использование путей воздействия через эмоционально-чувственную сферу на ценностно-мотивационную сферу психики человека.
Тематическая направленность культурных мероприятий определяется социальным заказом общества, перспективным планированием воспитательной работы и текущими потребностями людей.
Культурно-воспитательные технологии раскрываются через технологии социально-культурной идентификации личностии технологии приобщения к культурным ценностям, которые рассматриваются как взаимосвязанные элементы воспитания личности.
Этапы | Содержание процесса приобщения | Цель |
Ознакомление | Развитие культуры восприятия художественных образов и культурно-ценностное ориентирование; Создание атмосферы перцептивно-эмоциональной близости; Оптимизация элементов культурно-художественного взаимодействия. | Формирование вокруг личности активной, адекватной ценностям общества, социально-культурной среды, ознакомление с ее культурными ценностями. |
Соотнесение | Показ отличия ценностной направленности образов; Эмоциональное привлечение; Убеждение с помощью содержания и эстетической формы художественного образа. | Формирование с помощью художественного образа когнитивной карты личности, адекватной социальным ценностям общества. |
Принятие | Когнитивный и эмоциональный «захват» психики. | Формирование культурных предпочтений на основе принятия социальных ценностей деятельности общества. |
Закрепление | Повторное соотнесение и подтверждение уже принятых ценностей деятельности общества в качестве своих культурных ценностей. | Формирование у личности социально-культурной адекватности сознания и деятельности. |
Приведение в соответствие ведущих мотивов личности необходимым мотивам производственной и служебной деятельности является основным направлением формирования у неё социально-культурной адекватности. Социально-культурное воздействие с этой целью осуществляется как при первичном формировании необходимых мотивов деятельности, так и для изменения отрицательных (нежелательных) на положительные мотивы их поведения и деятельности.
15.Культурно-творческие технологии социально-культурной деятельности. Технологии самодеятельного творчества и любительских объединений.
Творчество в общем смысле — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.
Оно открывает новые горизонты в обыденной повседневной человеческой деятельности.
Творчество существует в двух основных формах.
Первая форма творчества характеризуется нестандартным подходом к выполнению своих повседневных служебных обязанностей. Это так называемый «творческий подход».
Вторая форма творчества связана со способом свободного времяпрепровождения. Когда человек в свободное от работы время занимается творческой деятельностью. Данной форме свойственно свободное волеизъявление в выборе объекта творчества.
Современные ученые различают следующие основные виды творчества:
художественное творчество - создание произведений искусства в целях получения новых эмоций;
научное творчество;
техническое творчество;
спортивное творчество.
Творчество, как и творческая деятельность, сугубо индивидуально и являются свободно выбираемыми каждым индивидом.
Культурно-творческие технологии это такие технологии организации СКД которые направлены на популяризацию, пропаганду, стимулирование и создание благоприятных условий для творчества людей.
Культурно-творческие технологии конкретизируются в технологиях организации самодеятельного художественного творчества и любительских объединений (ОСХТ и ЛО).
Технологии ОСХТ и ЛО представляет собой совокупность методов и методик, обеспечивающих целенаправленную регуляцию
Ø художественно-творческой,
Ø художественно-педагогической,
Ø художественно-коммуникативной и
Ø художественно-организационной деятельности участников коллектива.
Эта деятельность направлена, прежде всего, на самосовершенствование личности и создание условий для самоорганизационных процессов в группах и коллективах любительской направленности. Культурно-творческие технологии конкретизируются в Техн. ОСХТ и ЛО, которые представляют собой совокупность методов и методик, обеспечивающих целенаправленную регуляцию художественно-творческой, художественно-педагогической, художественно-коммуникативной и художественно-организационной деятельности участников коллектива или объединения.
Художественная самодеятельность - это огромный вклад в развитие творчества разных уровней общественной значимости.
Существует две основные категории самодеятельности:
1) самодеятельность в области потребления художественной культуры;
2) самодеятельность в области производства художественных ценностей.
К традиционным видам и жанрам самодеятельного творчества относят:
1. Музыкальное искусство (хоры: академический, народной песни; ансамбли: вокальные, песни и танца; вокально-инструментальные и духовые оркестры; музыкантов-исполнителей и певцов).
2. Театральное искусство (музыкально-драматические коллективы; театры: юного зрителя, кукол, поэзии и миниатюр; агитбригады, коллективы художественного слова).
3. Хореографическое искусство (народного, классического, эстрадного, спортивного, этнографического и бального танца).
4. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство (коллективы: самодеятельных живописцев, скульпторов, графиков, мастеров декоративно-прикладного искусства).
5. Цирковое искусство (коллективы циркового и оригинального жанра).
6. Киноискусство (фотокружки, детские любительские киностудии).
7. Техническое творчество (моделирование, радиоэлектроника, клубы изобретателей и рационализаторов и др.).
Различают организованные и стихийно возникающие формы любительских занятий.
В целом, СХТ и ЛО существуют и базируются на традициях:
- народного фольклора,
- народного искусства,
- народного художественного творчества,
- самодеятельного искусства,
- художественной самодеятельности.
В основе функционирования СХТ и ЛО лежат принципы:
Ø этничности,
Ø целостности,
Ø двуединства этнохудожественного сознания и этнохудожественной деятельности,
Ø исторической и социокультурной динамики,
Ø художественно-эстетической самобытности и
Ø междисциплинарного подхода.
В КДУ создаются самодеятельные любительские объединения которые могут работать во всех перечисленных жанрах и видах самодеятельности. Главное, чтобы их работа была целенаправленной, организованной и эффективной.
16.Культурно-познавательные технологии социально-культурной деятельности.
Технологии информационно-просветительной деятельности в сфере культуры.
познание есть совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.
Познание является основным предметом науки гносеологии (теории познания).
Познание является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах:
- обыденное, - мифологическое,
- религиозное, - художественное,
- философское и - научное.
Культурно-познавательные технологии – это такие технологии организации СКД, которые направлены на удовлетворения когнитивной потребности личности.
Содержание культурно-познавательных технологий раскрывается в особом построении социально-культурного мероприятия исходя из целей просвещения, обучения и максимального закрепления у индивида знаний, полученных в ходе социально-культурного мероприятия.
Культурно-познавательные технологии находят свое применение при организации и проведении следующих социально-культурных мероприятий:
· лекции; беседы; лекции-концерты; викторины;
· конференции; семинары; выставки; экскурсии;
Для улучшения познавательной деятельности личности в СКД могут использоваться эмоционально-художественные приемы активизации познавательной деятельности:
Приемы активизации | Основные факторы активизации |
Концентрация внимания | Эстетическая привлекательность, модальная комплексность воздействия. |
Использование экспрессии | Оригинальность или красота движений, жестов, мимика, пантомимика, интонация голоса, модные манеры и т.п. |
Эмпатическое позиционирование | Сопереживание, сочувствование и сорадование ходу и результатов познания, использование элементов игры, соревнования, азарта. |
Привлечение воображения участников | Использование онтогенетических символов, стереотипных и гедонистических образов. |
Культурно-познавательные технологии конкретизируются в технологиях информационно-просветительской деятельности.
Тематический замысел
Тематическим замыслом данной культурно-досуговой программы является совокупность следующих тем:
· мотивация к развитию у людей новых идей, навыков, и умений;
· состязательные взаимоотношений между участниками мероприятия;
· популяризация игровых форм проведения досуга, являвшихся наиболее актуальными в наше время;
· создание новых культурно-досуговых программ в МГУУ Правительства Москвы.
Действующие лица
Ведущие– девушка и молодой человек.
Участники Вечера – студенты и преподаватели МГУУ Правительства Москвы.
Жюри –ректорат МГУУ Правительства Москвы и приглашенные гости.
Зрители –все желающие.
9.Мероприятия по предварительной подготовке реализации культурно-досуговой программы
Для реализации данной культурно-досуговой программы необходимы предварительные мероприятия, одним из них является отборочный тур. Отборочный тур предлагается провести несколько раз(в данном случае 2 раза - в разные дни). На них все желающие (количество не ограничено) смогут пройти первый этап культурно-досуговой программы «Вечер талантов «Спеши удивлять!»». Жанры «талантов» различны: чтение стихов, показ спортивных и акробатических номеров, пение и т.д. Всего в программе 2 этапа:
- отборочный тур, - финал.
В финал проходят 20 участников, которые будут соперничать друг с другом за главный приз «путевка в Болгарию на 2 лица, курорт «Золотые пески»».
О датах проведения отборочных туров необходимо заблаговременно сообщить студентам. Так же необходимо:
· создать листовки, плакаты о грядущем мероприятии, чтобы проинформировать студентов и преподавателей;
· провести 1 или 2 репетиции слов ведущих;
· предварительно обеспечить место проведения отборочных туров и финала, техническими средствами.
Финал культурно-досуговой программы предполагается провести в холле 1 этажа МГУУ Правительства Москвы.
Форма одежды ведущих – официальная.
10. Сценарий культурно-досуговой программы на тему: «Вечер талантов «Спеши удивлять!»»
Пролог, экспозиция, завязка, основное действие, кульминация, развязка.
Ключевые понятия
1. досуговое общение 2. социально- культурная сфера 3. личность 4. общество 5. деградация 6. потребность
1.4 Тема не разработана в научном плане.
1.5. Объект исследования.
Жители города Москвы от 18 лет и старше(студенты и рабочее население).
1.6. Предмет исследования.
Досуговое общение жителей города Москвы, организованное в учреждениях культуры р-на Митино.
1.7. Цель исследования.
Изучить потребность в организованном досуговом общении жителей города Москвы, и возможности учреждений культуры по их удовлетворению.
1.8. Задачи исследования:
1.Изучить отношение людей к организованному досуговому общению.
2. Выявить степень влияния организованного досугового общения на духовное совершенствование личности.
3.Определить место, роль и значение потребностей жителей города Москвы в организованном досуговом общении, в общей структуре их культурных потребностей.
- Выявить возможности удовлетворения потребности в организованном и досуговом общении жителей города Москвы в районах учреждениях культуры.
1.9. Гипотеза исследования.
Предположим, что организованное досуговое общение в учреждениях культуры необходимо жителям города Москвы.
Методическая часть.
2.1 Методы сбора информации - опрос. Вид опроса – анкетирование.
2.2 Обоснование выборочной совокупности:
Выборка репрезентативна.
Генеральная совокупность:500
Выборочная совокупность:30
Вид выборки- стихийный отбор( среди описанной выше категории людей)
2.3 Практическая значимость:
Исследование имеет теоретическое значение. В то же время оно имеет и определенное практическое значение- создание как можно большего количества видов организованного досугового общения, с целью развития человека.
3. Анализ полученных данных
Интерпретация полученных данных.
11.Диагностика и апробирование путей эффективного удовлетворения культурных потребностей жителей мегаполиса (на примере проведенного социологического исследования).
12.Основные требования к разработке инструментария социологического исследования по изучению путей удовлетворения культурных потребностей людей.
13.Методика определения целей, задач форм, средств и методов технологического обеспечения социально-культурной деятельности.
14.Культурно-воспитательные и мотивационные технологии социально-культурной деятельности.
культурно-воспитательные технологии – это такие технологии организации социально-культурной деятельности которые направлены на воспитание людей в целях формирования и развития личности, являющейся гражданином своей страны, ее патриотом.
При организации и проведении культурно-воспитательных мероприятий ведущую роль играет тематическая и жанровая направленность номеров культурной программы и оптимальное использование путей воздействия через эмоционально-чувственную сферу на ценностно-мотивационную сферу психики человека.
Тематическая направленность культурных мероприятий определяется социальным заказом общества, перспективным планированием воспитательной работы и текущими потребностями людей.
Культурно-воспитательные технологии раскрываются через технологии социально-культурной идентификации личностии технологии приобщения к культурным ценностям, которые рассматриваются как взаимосвязанные элементы воспитания личности.
Этапы | Содержание процесса приобщения | Цель |
Ознакомление | Развитие культуры восприятия художественных образов и культурно-ценностное ориентирование; Создание атмосферы перцептивно-эмоциональной близости; Оптимизация элементов культурно-художественного взаимодействия. | Формирование вокруг личности активной, адекватной ценностям общества, социально-культурной среды, ознакомление с ее культурными ценностями. |
Соотнесение | Показ отличия ценностной направленности образов; Эмоциональное привлечение; Убеждение с помощью содержания и эстетической формы художественного образа. | Формирование с помощью художественного образа когнитивной карты личности, адекватной социальным ценностям общества. |
Принятие | Когнитивный и эмоциональный «захват» психики. | Формирование культурных предпочтений на основе принятия социальных ценностей деятельности общества. |
Закрепление | Повторное соотнесение и подтверждение уже принятых ценностей деятельности общества в качестве своих культурных ценностей. | Формирование у личности социально-культурной адекватности сознания и деятельности. |
Приведение в соответствие ведущих мотивов личности необходимым мотивам производственной и служебной деятельности является основным направлением формирования у неё социально-культурной адекватности. Социально-культурное воздействие с этой целью осуществляется как при первичном формировании необходимых мотивов деятельности, так и для изменения отрицательных (нежелательных) на положительные мотивы их поведения и деятельности.
15.Культурно-творческие технологии социально-культурной деятельности. Технологии самодеятельного творчества и любительских объединений.
Творчество в общем смысле — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.
Оно открывает новые горизонты в обыденной повседневной человеческой деятельности.
Творчество существует в двух основных формах.
Первая форма творчества характеризуется нестандартным подходом к выполнению своих повседневных служебных обязанностей. Это так называемый «творческий подход».
Вторая форма творчества связана со способом свободного времяпрепровождения. Когда человек в свободное от работы время занимается творческой деятельностью. Данной форме свойственно свободное волеизъявление в выборе объекта творчества.
Современные ученые различают следующие основные виды творчества:
художественное творчество - создание произведений искусства в целях получения новых эмоций;
научное творчество;
техническое творчество;
спортивное творчество.
Творчество, как и творческая деятельность, сугубо индивидуально и являются свободно выбираемыми каждым индивидом.
Культурно-творческие технологии это такие технологии организации СКД которые направлены на популяризацию, пропаганду, стимулирование и создание благоприятных условий для творчества людей.
Культурно-творческие технологии конкретизируются в технологиях организации самодеятельного художественного творчества и любительских объединений (ОСХТ и ЛО).
Технологии ОСХТ и ЛО представляет собой совокупность методов и методик, обеспечивающих целенаправленную регуляцию
Ø художественно-творческой,
Ø художественно-педагогической,
Ø художественно-коммуникативной и
Ø художественно-организационной деятельности участников коллектива.
Эта деятельность направлена, прежде всего, на самосовершенствование личности и создание условий для самоорганизационных процессов в группах и коллективах любительской направленности. Культурно-творческие технологии конкретизируются в Техн. ОСХТ и ЛО, которые представляют собой совокупность методов и методик, обеспечивающих целенаправленную регуляцию художественно-творческой, художественно-педагогической, художественно-коммуникативной и художественно-организационной деятельности участников коллектива или объединения.
Художественная самодеятельность - это огромный вклад в развитие творчества разных уровней общественной значимости.
Существует две основные категории самодеятельности:
1) самодеятельность в области потребления художественной культуры;
2) самодеятельность в области производства художественных ценностей.
К традиционным видам и жанрам самодеятельного творчества относят:
1. Музыкальное искусство (хоры: академический, народной песни; ансамбли: вокальные, песни и танца; вокально-инструментальные и духовые оркестры; музыкантов-исполнителей и певцов).
2. Театральное искусство (музыкально-драматические коллективы; театры: юного зрителя, кукол, поэзии и миниатюр; агитбригады, коллективы художественного слова).
3. Хореографическое искусство (народного, классического, эстрадного, спортивного, этнографического и бального танца).
4. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство (коллективы: самодеятельных живописцев, скульпторов, графиков, мастеров декоративно-прикладного искусства).
5. Цирковое искусство (коллективы циркового и оригинального жанра).
6. Киноискусство (фотокружки, детские любительские киностудии).
7. Техническое творчество (моделирование, радиоэлектроника, клубы изобретателей и рационализаторов и др.).
Различают организованные и стихийно возникающие формы любительских занятий.
В целом, СХТ и ЛО существуют и базируются на традициях:
- народного фольклора,
- народного искусства,
- народного художественного творчества,
- самодеятельного искусства,
- художественной самодеятельности.
В основе функционирования СХТ и ЛО лежат принципы:
Ø этничности,
Ø целостности,
Ø двуединства этнохудожественного сознания и этнохудожественной деятельности,
Ø исторической и социокультурной динамики,
Ø художественно-эстетической самобытности и
Ø междисциплинарного подхода.
В КДУ создаются самодеятельные любительские объединения которые могут работать во всех перечисленных жанрах и видах самодеятельности. Главное, чтобы их работа была целенаправленной, организованной и эффективной.
16.Культурно-познавательные технологии социально-культурной деятельности.
Технологии информационно-просветительной деятельности в сфере культуры.
познание есть совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.
Познание является основным предметом науки гносеологии (теории познания).
Познание является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах:
- обыденное, - мифологическое,
- религиозное, - художественное,
- философское и - научное.
Культурно-познавательные технологии – это такие технологии организации СКД, которые направлены на удовлетворения когнитивной потребности личности.
Содержание культурно-познавательных технологий раскрывается в особом построении социально-культурного мероприятия исходя из целей просвещения, обучения и максимального закрепления у индивида знаний, полученных в ходе социально-культурного мероприятия.
Культурно-познавательные технологии находят свое применение при организации и проведении следующих социально-культурных мероприятий:
· лекции; беседы; лекции-концерты; викторины;
· конференции; семинары; выставки; экскурсии;
Для улучшения познавательной деятельности личности в СКД могут использоваться эмоционально-художественные приемы активизации познавательной деятельности:
Приемы активизации | Основные факторы активизации |
Концентрация внимания | Эстетическая привлекательность, модальная комплексность воздействия. |
Использование экспрессии | Оригинальность или красота движений, жестов, мимика, пантомимика, интонация голоса, модные манеры и т.п. |
Эмпатическое позиционирование | Сопереживание, сочувствование и сорадование ходу и результатов познания, использование элементов игры, соревнования, азарта. |
Привлечение воображения участников | Использование онтогенетических символов, стереотипных и гедонистических образов. |
Культурно-познавательные технологии конкретизируются в технологиях информационно-просветительской деятельности.
Технологии информационно-просветительной Дея-ти с сфере культуры.
Информационно-просветительские технологии – это особый вид технологий СКД, сущностное содержание которых раскрывается в построении социально-культурного мероприятия в целях снабжения личности достоверной, своевременной информацией.
Особое значение информационно-просветительским технологиям придают существующие виды просвещения:
1.) Политическое просвещение (направлено на активное привлечение личности к государственной и общественной жизни страны; на раскрытие общих закономерностей внешней и внутренней политики государства)
2.) Основными задачами историко-культурного направления является привлечение личности для участия в охране и освоении историко-культурной и экологической среды своего региона, а также сохранение исторической памяти народа и воспитание молодежи на основе контакта с историей и культурой.
3.) Экономическое просвещение (развитие у личности гибкого экономического мышления в сфере производственных и внепроизводственных отношений.)
4.) Особенностями нравственного просвещения (поиск методов ненасильственного развития личности и возвращение человека к идеалам добра, справедливости и милосердия.)
5.) Художественное и эстетическое просвещение (формирования художественной культуры личности и создания условий для приобщения личности к художественным ценностям.)
6.) Ведущую роль в работе многих учреждений культурно-досуговой деятельности играет экологическое просвещение и воспитание.
педагогическое, психологическое, физкультурно-оздоровительное, научно-техническое и многие другие.
Информационно-просветительские технологии актуализируются при организации и подготовке информационно-просветительских и информационно-пропагандистских социально-культурных мероприятий:
· беседы, лекции; конференции, "круглые столы";
· устные журналы; радиогазеты, радиожурналы;
· стенные газеты; сатирические и фотогазеты; и др.
17.Рекреационно-реабилитационные и оздоровительные технологии социально-культурной деятельности.