Технологии информационно-просветительной Дея-ти с сфере культуры.

Ключевые понятия

1. досуговое общение 2. социально- культурная сфера 3. личность 4. общество 5. деградация 6. потребность

1.4 Тема не разработана в научном плане.

1.5. Объект исследования.

Жители города Москвы от 18 лет и старше(студенты и рабочее население).

1.6. Предмет исследования.

Досуговое общение жителей города Москвы, организованное в учреждениях культуры р-на Митино.

1.7. Цель исследования.

Изучить потребность в организованном досуговом общении жителей города Москвы, и возможности учреждений культуры по их удовлетворению.

1.8. Задачи исследования:

1.Изучить отношение людей к организованному досуговому общению.

2. Выявить степень влияния организованного досугового общения на духовное совершенствование личности.

3.Определить место, роль и значение потребностей жителей города Москвы в организованном досуговом общении, в общей структуре их культурных потребностей.

  1. Выявить возможности удовлетворения потребности в организованном и досуговом общении жителей города Москвы в районах учреждениях культуры.

1.9. Гипотеза исследования.

Предположим, что организованное досуговое общение в учреждениях культуры необходимо жителям города Москвы.

Методическая часть.

2.1 Методы сбора информации - опрос. Вид опроса – анкетирование.

2.2 Обоснование выборочной совокупности:

Выборка репрезентативна.

Генеральная совокупность:500

Выборочная совокупность:30

Вид выборки- стихийный отбор( среди описанной выше категории людей)

2.3 Практическая значимость:

Исследование имеет теоретическое значение. В то же время оно имеет и определенное практическое значение- создание как можно большего количества видов организованного досугового общения, с целью развития человека.

3. Анализ полученных данных

Интерпретация полученных данных.

11.Диагностика и апробирование путей эффективного удовлетворения культурных потребностей жителей мегаполиса (на примере проведенного социологического исследования).
12.Основные требования к разработке инструментария социологического исследования по изучению путей удовлетворения культурных потребностей людей.
13.Методика определения целей, задач форм, средств и методов технологического обеспечения социально-культурной деятельности.


14.Культурно-воспитательные и мотивационные технологии социально-культурной деятельности.

культурно-воспитательные технологии – это такие технологии организации социально-культурной деятельности которые направлены на воспитание людей в целях формирования и развития личности, являющейся гражданином своей страны, ее патриотом.

При организации и проведении культурно-воспитательных мероприятий ведущую роль играет тематическая и жанровая направленность номеров культурной программы и оптимальное использование путей воздействия через эмоционально-чувственную сферу на ценностно-мотивационную сферу психики человека.

Тематическая направленность культурных мероприятий определяется социальным заказом общества, перспективным планированием воспитательной работы и текущими потребностями людей.

Культурно-воспитательные технологии раскрываются через технологии социально-культурной идентификации личностии технологии приобщения к культурным ценностям, которые рассматриваются как взаимосвязанные элементы воспитания личности.

Этапы Содержание процесса приобщения Цель
Ознакомление Развитие культуры восприятия художественных образов и культурно-ценностное ориентирование; Создание атмосферы перцептивно-эмоциональной близости; Оптимизация элементов культурно-художественного взаимодействия. Формирование вокруг личности активной, адекватной ценностям общества, социально-культурной среды, ознакомление с ее культурными ценностями.
Соотнесение Показ отличия ценностной направленности образов; Эмоциональное привлечение; Убеждение с помощью содержания и эстетической формы художественного образа. Формирование с помощью художественного образа когнитивной карты личности, адекватной социальным ценностям общества.
Принятие Когнитивный и эмоциональный «захват» психики. Формирование культурных предпочтений на основе принятия социальных ценностей деятельности общества.
Закрепление Повторное соотнесение и подтверждение уже принятых ценностей деятельности общества в качестве своих культурных ценностей. Формирование у личности социально-культурной адекватности сознания и деятельности.

Приведение в соответствие ведущих мотивов личности необходимым мотивам производственной и служебной деятельности является основным направлением формирования у неё социально-культурной адекватности. Социально-культурное воздействие с этой целью осуществляется как при первичном формировании необходимых мотивов деятельности, так и для изменения отрицательных (нежелательных) на положительные мотивы их поведения и деятельности.


15.Культурно-творческие технологии социально-культурной деятельности. Технологии самодеятельного творчества и любительских объединений.

Творчество в общем смысле — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.

Оно открывает новые горизонты в обыденной повседневной человеческой деятельности.

Творчество существует в двух основных формах.

Первая форма творчества характеризуется нестандартным подходом к выполнению своих повседневных служебных обязанностей. Это так называемый «творческий подход».

Вторая форма творчества связана со способом свободного времяпрепровождения. Когда человек в свободное от работы время занимается творческой деятельностью. Данной форме свойственно свободное волеизъявление в выборе объекта творчества.

Современные ученые различают следующие основные виды творчества:

художественное творчество - создание произведений искусства в целях получения новых эмоций;

научное творчество;

техническое творчество;

спортивное творчество.

Творчество, как и творческая деятельность, сугубо индивидуально и являются свободно выбираемыми каждым индивидом.

Культурно-творческие технологии это такие технологии организации СКД которые направлены на популяризацию, пропаганду, стимулирование и создание благоприятных условий для творчества людей.

Культурно-творческие технологии конкретизируются в технологиях организации самодеятельного художественного творчества и любительских объединений (ОСХТ и ЛО).

Технологии ОСХТ и ЛО представляет собой совокупность методов и методик, обеспечивающих целенаправленную регуляцию

Ø художественно-творческой,

Ø художественно-педагогической,

Ø художественно-коммуникативной и

Ø художественно-организационной деятельности участников коллектива.

Эта деятельность направлена, прежде всего, на самосовершенствование личности и создание условий для самоорганизационных процессов в группах и коллективах любительской направленности. Культурно-творческие технологии конкретизируются в Техн. ОСХТ и ЛО, которые представляют собой совокупность методов и методик, обеспечивающих целенаправленную регуляцию художественно-творческой, художественно-педагогической, художественно-коммуникативной и художественно-организационной деятельности участников коллектива или объединения.

Художественная самодеятельность - это огромный вклад в развитие творчества разных уровней общественной значимости.

Существует две основные категории самодеятельности:

1) самодеятельность в области потребления художественной культуры;

2) самодеятельность в области производства художественных ценностей.

К традиционным видам и жанрам самодеятельного творчества относят:

1. Музыкальное искусство (хоры: академический, народной песни; ансамбли: вокальные, песни и танца; вокально-инструментальные и духовые оркестры; музыкантов-исполнителей и певцов).

2. Театральное искусство (музыкально-драматические коллективы; театры: юного зрителя, кукол, поэзии и миниатюр; агитбригады, коллективы художественного слова).

3. Хореографическое искусство (народного, классического, эстрадного, спортивного, этнографического и бального танца).

4. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство (коллективы: самодеятельных живописцев, скульпторов, графиков, мастеров декоративно-прикладного искусства).

5. Цирковое искусство (коллективы циркового и оригинального жанра).

6. Киноискусство (фотокружки, детские любительские киностудии).

7. Техническое творчество (моделирование, радиоэлектроника, клубы изобретателей и рационализаторов и др.).

Различают организованные и стихийно возникающие формы люби­тельских занятий.

В целом, СХТ и ЛО существуют и базируются на традициях:

- народного фольклора,

- народного искусства,

- народного художествен­ного творчества,

- самодеятельного искусства,

- художествен­ной самодеятельности.

В основе функционирования СХТ и ЛО лежат принципы:

Ø этничности,

Ø целостности,

Ø двуединства этнохудожественного сознания и этнохудожественной деятельности,

Ø исторической и социокультурной дина­мики,

Ø художественно-эстетической самобытности и

Ø междис­циплинарного подхода.

В КДУ создаются самодеятельные любительские объединения которые могут работать во всех перечисленных жанрах и видах самодеятельности. Главное, чтобы их работа была целенаправленной, организованной и эффективной.

16.Культурно-познавательные технологии социально-культурной деятельности.
Технологии информационно-просветительной деятельности в сфере культуры.

познание есть совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

Познание является основным предметом науки гносеологии (теории познания).

Познание является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах:

- обыденное, - мифологическое,

- религиозное, - художественное,

- философское и - научное.

Культурно-познавательные технологии – это такие технологии организации СКД, которые направлены на удовлетворения когнитивной потребности личности.

Содержание культурно-познавательных технологий раскрывается в особом построении социально-культурного мероприятия исходя из целей просвещения, обучения и максимального закрепления у индивида знаний, полученных в ходе социально-культурного мероприятия.

Культурно-познавательные технологии находят свое применение при организации и проведении следующих социально-культурных мероприятий:

· лекции; беседы; лекции-концерты; викторины;

· конференции; семинары; выставки; экскурсии;

Для улучшения познавательной деятельности личности в СКД могут использоваться эмоционально-художественные приемы активизации познавательной деятельности:

Приемы активизации Основные факторы активизации
Концентрация внимания Эстетическая привлекательность, модальная комплексность воздействия.
Использование экспрессии Оригинальность или красота движений, жестов, мимика, пантомимика, интонация голоса, модные манеры и т.п.
Эмпатическое позиционирование Сопереживание, сочувствование и сорадование ходу и результатов познания, использование элементов игры, соревнования, азарта.
Привлечение воображения участников Использование онтогенетических символов, стереотипных и гедонистических образов.

Культурно-познавательные технологии конкретизируются в технологиях информационно-просветительской деятельности.

Тематический замысел

Тематическим замыслом данной культурно-досуговой программы является совокупность следующих тем:

· мотивация к развитию у людей новых идей, навыков, и умений;

· состязательные взаимоотношений между участниками мероприятия;

· популяризация игровых форм проведения досуга, являвшихся наиболее актуальными в наше время;

· создание новых культурно-досуговых программ в МГУУ Правительства Москвы.

Действующие лица

Ведущие– девушка и молодой человек.

Участники Вечера – студенты и преподаватели МГУУ Правительства Москвы.

Жюри –ректорат МГУУ Правительства Москвы и приглашенные гости.

Зрители –все желающие.

9.Мероприятия по предварительной подготовке реализации культурно-досуговой программы

Для реализации данной культурно-досуговой программы необходимы предварительные мероприятия, одним из них является отборочный тур. Отборочный тур предлагается провести несколько раз(в данном случае 2 раза - в разные дни). На них все желающие (количество не ограничено) смогут пройти первый этап культурно-досуговой программы «Вечер талантов «Спеши удивлять!»». Жанры «талантов» различны: чтение стихов, показ спортивных и акробатических номеров, пение и т.д. Всего в программе 2 этапа:

- отборочный тур, - финал.

В финал проходят 20 участников, которые будут соперничать друг с другом за главный приз «путевка в Болгарию на 2 лица, курорт «Золотые пески»».

О датах проведения отборочных туров необходимо заблаговременно сообщить студентам. Так же необходимо:

· создать листовки, плакаты о грядущем мероприятии, чтобы проинформировать студентов и преподавателей;

· провести 1 или 2 репетиции слов ведущих;

· предварительно обеспечить место проведения отборочных туров и финала, техническими средствами.

Финал культурно-досуговой программы предполагается провести в холле 1 этажа МГУУ Правительства Москвы.

Форма одежды ведущих – официальная.

10. Сценарий культурно-досуговой программы на тему: «Вечер талантов «Спеши удивлять!»»

Пролог, экспозиция, завязка, основное действие, кульминация, развязка.

Ключевые понятия

1. досуговое общение 2. социально- культурная сфера 3. личность 4. общество 5. деградация 6. потребность

1.4 Тема не разработана в научном плане.

1.5. Объект исследования.

Жители города Москвы от 18 лет и старше(студенты и рабочее население).

1.6. Предмет исследования.

Досуговое общение жителей города Москвы, организованное в учреждениях культуры р-на Митино.

1.7. Цель исследования.

Изучить потребность в организованном досуговом общении жителей города Москвы, и возможности учреждений культуры по их удовлетворению.

1.8. Задачи исследования:

1.Изучить отношение людей к организованному досуговому общению.

2. Выявить степень влияния организованного досугового общения на духовное совершенствование личности.

3.Определить место, роль и значение потребностей жителей города Москвы в организованном досуговом общении, в общей структуре их культурных потребностей.

  1. Выявить возможности удовлетворения потребности в организованном и досуговом общении жителей города Москвы в районах учреждениях культуры.

1.9. Гипотеза исследования.

Предположим, что организованное досуговое общение в учреждениях культуры необходимо жителям города Москвы.

Методическая часть.

2.1 Методы сбора информации - опрос. Вид опроса – анкетирование.

2.2 Обоснование выборочной совокупности:

Выборка репрезентативна.

Генеральная совокупность:500

Выборочная совокупность:30

Вид выборки- стихийный отбор( среди описанной выше категории людей)

2.3 Практическая значимость:

Исследование имеет теоретическое значение. В то же время оно имеет и определенное практическое значение- создание как можно большего количества видов организованного досугового общения, с целью развития человека.

3. Анализ полученных данных

Интерпретация полученных данных.

11.Диагностика и апробирование путей эффективного удовлетворения культурных потребностей жителей мегаполиса (на примере проведенного социологического исследования).
12.Основные требования к разработке инструментария социологического исследования по изучению путей удовлетворения культурных потребностей людей.
13.Методика определения целей, задач форм, средств и методов технологического обеспечения социально-культурной деятельности.


14.Культурно-воспитательные и мотивационные технологии социально-культурной деятельности.

культурно-воспитательные технологии – это такие технологии организации социально-культурной деятельности которые направлены на воспитание людей в целях формирования и развития личности, являющейся гражданином своей страны, ее патриотом.

При организации и проведении культурно-воспитательных мероприятий ведущую роль играет тематическая и жанровая направленность номеров культурной программы и оптимальное использование путей воздействия через эмоционально-чувственную сферу на ценностно-мотивационную сферу психики человека.

Тематическая направленность культурных мероприятий определяется социальным заказом общества, перспективным планированием воспитательной работы и текущими потребностями людей.

Культурно-воспитательные технологии раскрываются через технологии социально-культурной идентификации личностии технологии приобщения к культурным ценностям, которые рассматриваются как взаимосвязанные элементы воспитания личности.

Этапы Содержание процесса приобщения Цель
Ознакомление Развитие культуры восприятия художественных образов и культурно-ценностное ориентирование; Создание атмосферы перцептивно-эмоциональной близости; Оптимизация элементов культурно-художественного взаимодействия. Формирование вокруг личности активной, адекватной ценностям общества, социально-культурной среды, ознакомление с ее культурными ценностями.
Соотнесение Показ отличия ценностной направленности образов; Эмоциональное привлечение; Убеждение с помощью содержания и эстетической формы художественного образа. Формирование с помощью художественного образа когнитивной карты личности, адекватной социальным ценностям общества.
Принятие Когнитивный и эмоциональный «захват» психики. Формирование культурных предпочтений на основе принятия социальных ценностей деятельности общества.
Закрепление Повторное соотнесение и подтверждение уже принятых ценностей деятельности общества в качестве своих культурных ценностей. Формирование у личности социально-культурной адекватности сознания и деятельности.

Приведение в соответствие ведущих мотивов личности необходимым мотивам производственной и служебной деятельности является основным направлением формирования у неё социально-культурной адекватности. Социально-культурное воздействие с этой целью осуществляется как при первичном формировании необходимых мотивов деятельности, так и для изменения отрицательных (нежелательных) на положительные мотивы их поведения и деятельности.


15.Культурно-творческие технологии социально-культурной деятельности. Технологии самодеятельного творчества и любительских объединений.

Творчество в общем смысле — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.

Оно открывает новые горизонты в обыденной повседневной человеческой деятельности.

Творчество существует в двух основных формах.

Первая форма творчества характеризуется нестандартным подходом к выполнению своих повседневных служебных обязанностей. Это так называемый «творческий подход».

Вторая форма творчества связана со способом свободного времяпрепровождения. Когда человек в свободное от работы время занимается творческой деятельностью. Данной форме свойственно свободное волеизъявление в выборе объекта творчества.

Современные ученые различают следующие основные виды творчества:

художественное творчество - создание произведений искусства в целях получения новых эмоций;

научное творчество;

техническое творчество;

спортивное творчество.

Творчество, как и творческая деятельность, сугубо индивидуально и являются свободно выбираемыми каждым индивидом.

Культурно-творческие технологии это такие технологии организации СКД которые направлены на популяризацию, пропаганду, стимулирование и создание благоприятных условий для творчества людей.

Культурно-творческие технологии конкретизируются в технологиях организации самодеятельного художественного творчества и любительских объединений (ОСХТ и ЛО).

Технологии ОСХТ и ЛО представляет собой совокупность методов и методик, обеспечивающих целенаправленную регуляцию

Ø художественно-творческой,

Ø художественно-педагогической,

Ø художественно-коммуникативной и

Ø художественно-организационной деятельности участников коллектива.

Эта деятельность направлена, прежде всего, на самосовершенствование личности и создание условий для самоорганизационных процессов в группах и коллективах любительской направленности. Культурно-творческие технологии конкретизируются в Техн. ОСХТ и ЛО, которые представляют собой совокупность методов и методик, обеспечивающих целенаправленную регуляцию художественно-творческой, художественно-педагогической, художественно-коммуникативной и художественно-организационной деятельности участников коллектива или объединения.

Художественная самодеятельность - это огромный вклад в развитие творчества разных уровней общественной значимости.

Существует две основные категории самодеятельности:

1) самодеятельность в области потребления художественной культуры;

2) самодеятельность в области производства художественных ценностей.

К традиционным видам и жанрам самодеятельного творчества относят:

1. Музыкальное искусство (хоры: академический, народной песни; ансамбли: вокальные, песни и танца; вокально-инструментальные и духовые оркестры; музыкантов-исполнителей и певцов).

2. Театральное искусство (музыкально-драматические коллективы; театры: юного зрителя, кукол, поэзии и миниатюр; агитбригады, коллективы художественного слова).

3. Хореографическое искусство (народного, классического, эстрадного, спортивного, этнографического и бального танца).

4. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство (коллективы: самодеятельных живописцев, скульпторов, графиков, мастеров декоративно-прикладного искусства).

5. Цирковое искусство (коллективы циркового и оригинального жанра).

6. Киноискусство (фотокружки, детские любительские киностудии).

7. Техническое творчество (моделирование, радиоэлектроника, клубы изобретателей и рационализаторов и др.).

Различают организованные и стихийно возникающие формы люби­тельских занятий.

В целом, СХТ и ЛО существуют и базируются на традициях:

- народного фольклора,

- народного искусства,

- народного художествен­ного творчества,

- самодеятельного искусства,

- художествен­ной самодеятельности.

В основе функционирования СХТ и ЛО лежат принципы:

Ø этничности,

Ø целостности,

Ø двуединства этнохудожественного сознания и этнохудожественной деятельности,

Ø исторической и социокультурной дина­мики,

Ø художественно-эстетической самобытности и

Ø междис­циплинарного подхода.

В КДУ создаются самодеятельные любительские объединения которые могут работать во всех перечисленных жанрах и видах самодеятельности. Главное, чтобы их работа была целенаправленной, организованной и эффективной.

16.Культурно-познавательные технологии социально-культурной деятельности.
Технологии информационно-просветительной деятельности в сфере культуры.

познание есть совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

Познание является основным предметом науки гносеологии (теории познания).

Познание является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах:

- обыденное, - мифологическое,

- религиозное, - художественное,

- философское и - научное.

Культурно-познавательные технологии – это такие технологии организации СКД, которые направлены на удовлетворения когнитивной потребности личности.

Содержание культурно-познавательных технологий раскрывается в особом построении социально-культурного мероприятия исходя из целей просвещения, обучения и максимального закрепления у индивида знаний, полученных в ходе социально-культурного мероприятия.

Культурно-познавательные технологии находят свое применение при организации и проведении следующих социально-культурных мероприятий:

· лекции; беседы; лекции-концерты; викторины;

· конференции; семинары; выставки; экскурсии;

Для улучшения познавательной деятельности личности в СКД могут использоваться эмоционально-художественные приемы активизации познавательной деятельности:

Приемы активизации Основные факторы активизации
Концентрация внимания Эстетическая привлекательность, модальная комплексность воздействия.
Использование экспрессии Оригинальность или красота движений, жестов, мимика, пантомимика, интонация голоса, модные манеры и т.п.
Эмпатическое позиционирование Сопереживание, сочувствование и сорадование ходу и результатов познания, использование элементов игры, соревнования, азарта.
Привлечение воображения участников Использование онтогенетических символов, стереотипных и гедонистических образов.

Культурно-познавательные технологии конкретизируются в технологиях информационно-просветительской деятельности.

Технологии информационно-просветительной Дея-ти с сфере культуры.

Информационно-просветительские технологии – это особый вид технологий СКД, сущностное содержание которых раскрывается в построении социально-культурного мероприятия в целях снабжения личности достоверной, своевременной информацией.

Особое значение информационно-просветительским технологиям придают существующие виды просвещения:

1.) Политическое просвещение (направлено на активное привлечение личности к государственной и общественной жизни страны; на раскрытие общих закономерностей внешней и внутренней политики государства)

2.) Основными задачами историко-культурного направления является привлечение личности для участия в охране и освоении историко-культурной и экологической среды своего региона, а также сохранение исторической памяти народа и воспитание молодежи на основе контакта с историей и культурой.

3.) Экономическое просвещение (развитие у личности гибкого экономического мышления в сфере производственных и внепроизводственных отношений.)

4.) Особенностями нравственного просвещения (поиск методов ненасильственного развития личности и возвращение человека к идеалам добра, справедливости и милосердия.)

5.) Художественное и эстетическое просвещение (формирования художественной культуры личности и создания условий для приобщения личности к художественным ценностям.)

6.) Ведущую роль в работе многих учреждений культурно-досуговой деятельности играет экологическое просвещение и воспитание.

педагогическое, психологическое, физкультурно-оздоровительное, научно-техническое и многие другие.

Информационно-просветительские технологии актуализируются при организации и подготовке информационно-просветительских и информационно-пропагандистских социально-культурных мероприятий:

· беседы, лекции; конференции, "круглые столы";

· устные журналы; радиогазеты, радиожурналы;

· стенные газеты; сатирические и фотогазеты; и др.


17.Рекреационно-реабилитационные и оздоровительные технологии социально-культурной деятельности.

Наши рекомендации