Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и спорту
Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и спорту
К.А. Цатурова
История физической культуры
в России
Учебно-методическое пособие
Г. Нижний Новгород
Год
УДК 7а6.072 (или 7а6 (Оа) (07) Ц224) Цатурова Клара Андреевна - История физической культуры в России. Учебно-методическое пособие, 2000г., с. 128
Печатается по рекомендации кафедры УИФК Совета Нижегородского филиала СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта.
Учебно-методическое пособие представляет собой систематизированное изложение истории физической культуры в России с древнейших времен до наших дней. Пособие последовательно знакомит с основными этапами формирования и развития физической культуры в Древней Руси, Московском государстве, Российской империи, России советской и постсоветской. Изложение событий доведено до конца XX века. По каждому историческому этапу сделаны краткие выводы и даны вопросы для самопроверки. Структура пособия и содержание учебного материала соответствуют программным требованиям курса истории физической культуры. Пособие предназначено для студентов физкультурных учебных заведений.
Рецензенты:
Заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор В.М. Выдрин
Кандидат педагогических наук, доцент Т.М. Антонова
ISBN - 5 - 7065 - 8
© Цатурова К.А. - доцент, кандидат педагогических наук. 2000.
Содержание
ГЛАВА 1.ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА У НАРОДОВ НАШЕЙ СТРАНЫ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО XVIIIВЕКА…………………………………5
1.1. Элементы физической культуры в первобытном обществе…………..5
1.2.Физическая культура в эпоху первых политических образований….6
1.3. Физическая культура в Киевском Государстве и русских княжествах в период феодальной раздробленности (XV - XVII вв.)…………………… 9
1.4.Физическая культура в Русском централизованном государстве (XV -XVII вв.)……………………………………………………………………….13
ГЛАВА 2.ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
В РОССИИ ХУШ ВЕКА……………………………………………………...18
2.1.Физическая культура в период образования Российской империи…18
2.2.Физическая культура в дворянской империи
ХУШ века……………………………………………………………………...22
ГЛАВА 3.ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ В
ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В………………………………………………..29
ГЛАВА4. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ ВО
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ……………………… 34
4.1.Развитие научно-теоретических основ физического воспитания…...34
4.2.Физическая подготовка в армии……………………………………...38
4.3.Физическое воспитание учащейся молодежи………………………...40
4.4. Развитие спорта и международные связи
российских спортсменов...................................... ………………………..44
4.5. Физическая культура и спорт накануне и в годы первой мировой войны………………………………………………………………………...55
ГЛАВА5. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙСИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ………………………………………..60
5.1. Физическая культура в годы гражданской войны…………………61
5.2. Физическая культура в 20-е годы…………………………………..65
5.3.Физическая культура в 30-е годы………………………………….72
5.4. Физическая культура накануне и в годы
Великой Отечественной войны……………………………………………83
ГЛАВА 6.РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ………………………………………………………89
6.1.Восстановление и дальнейшее развитие массового физкультурного движения (1945-1959 гг.)………………………………………………….89
6.2.Новый этап в развитии социалистической физической культуры (1960-1990 гг.)…………………………………………………………….98
6.3.Физическая культура в постсоветской России…………………..117
Литература……………………………………………………………..128
ГЛАВА 1
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА У НАРОДОВ
НАШЕЙ СТРАНЫ С ДРЕВНЕЙШИХ
ВРЕМЕН ДО XVIII ВЕКА
Краткие выводы
Становление и первоначальное развитие физической культуры у народов нашей страны относится к самому раннему периоду человеческой истории.
Разнообразные физические упражнения и игры, обусловленные трудовой и бытовой жизнью, прошли большой эволюционный путь.
В процессе длительного развития физической культуры сложились два направления в физическом воспитании: народа и господствующего класса.
Самобытная народная система физического воспитания служила одной из форм подготовки молодых людей к трудовой и оборонной деятельности. Однако в условиях крепостничества народ не имел возможности занятий физическими упражнениями. Этому препятствовала также и церковь, активно выступавшая против народных физических упражнений и игр.
Система физического воспитания господствующих классов отражала их классовые стремления и была направлена, в основном, на военно-физическую подготовку. Она располагала лучшими материальными возможностями для организации физического воспитания
Вопросы для самопроверки: 1.Какие физические упражнения и игры входили в состав самобытной системы физического воспитания у древних народов, проживавших на территории нашей страны до образования Киевской Руси? 2. Как развивалась физическая культура в Киевском государстве и русских княжествах в период феодальной раздробленности? 3. Какие изменения в развитии физической культуры произошли с образованием Русского централизованного государства? 4.Каковы взгляды Епифания Славинецкого на физическое воспитание детей?
ГЛАВА 2
Краткие выводы
С образованием дворянской империи физическое воспитание было введено в учебных заведениях, была создана система военно-физической подготовки армии и флота, более прогрессивная, чем в европейских странах.
Вопросы физического воспитания стали широко освещаться в просветительской педагогической и медицинской литературе. Среди дворянской молодежи наметился повышенный интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Вопросы для самопроверки
1. Какое влияние на развитие физической культуры оказали
реформы Петра I?
2. Как складывалась и развивалась система военно-физической подготовки в русской армии и на флоте? Какое отражение нашли вопросы физического воспитания в педагогической философской литературе XVIII?
3. Чем характеризовалось развитие спорта и игр в быту дворянства?
ГЛАВА 3
Краткие выводы
Физическая культура в России в первой половине XIX в. развивалась в условиях феодально-крепостнического уклада под влиянием борьбы между прогрессивными и реакционными силами в обществе, что нашло отражение в организации физического воспитания в учебных заведениях и военно-физической подготовки войск. Появились первые частные учреждения по физической культуре. Продолжали развиваться и совершенствоваться традиционные народные виды физических упражнений и игр.
Вопросы для самопроверки
1. Какие изменения в постановку физического воспитания учащихся внесло создание в 1802 -1804 гг. системы государственного образования?
2. Когда были предприняты попытки улучшить физическую подготовку в армии, в чем они заключались?
3. Чем характеризовалась деятельность частных спортивных заведений, появившихся в первой половине XIX века?
4. Как развивались физические упражнения и игры в народном быту? Какие из них были наиболее популярны?
ГЛАВА 4
Краткие выводы
Буржуазные реформы, проведенные во второй половине XIX века, способствовали активизации общественной мысли, развитию науки и культуры, что благоприятно сказалось на развитии теории и практики физической культуры. В период утверждения капитализма в России сформировались научно- теоретические основы физического воспитания, получил организационное оформление и стал динамично развиваться спорт, спортсмены России стали принимать участие в международном спортивном и олимпийском движении, зародилось рабочее спортивное движение. Под влиянием реформ произошли позитивные изменения в физическом воспитании учащейся молодежи и физической подготовке в армии, предпринимались меры по государственному регулированию процесса развития физического воспитания и спорта.
Вопросы для самопроверки
1. В каких исторических условиях происходило развитие физической культуры в XIX веке?
2. Какое развитие получили во второй половине XIX века научно- теоретические основы физического воспитания? Какова роль П.Ф. Лесгафта в создании научной системы физического образования?
3. Как сказалась военная реформа 1874 года на постановке физической подготовки в армии?
4. Какие новшества были внесены в организацию физического воспитания учащейся молодежи?
5. Чем характеризовалось развитие спорта? Какие виды спорта получили наибольшее развитие?
6. Как выступали российские спортсмены на олимпийских играх и других международных соревнованиях? Что Вы знаете о Российских Олимпиадах?
7. Каким было состояние спортивного движения накануне и в годы первой мировой войны?
ГЛАВА 5
Великой Отечественной войны
В конце 30-х годов создалась сложная международная обстановка. В связи с реальной угрозой войны встала задача повышения обороноспособности страны. Важная роль в решении оборонных задач отводилась физкультурным организациям. В 1939 году был принят Закон о всеобщей воинской обязанности. В армии было введено новое «Наставление по физической подготовке», в соответствии с которым физическая подготовка стала обязательной частью строевой и тактической подготовки всех родов войск. Все это потребовало пересмотра форм и методов физкультурной работы, усиления ее военной направленности.
По-прежнему основу всей физкультурно-массовой работы с населением составлял комплекс ГТО. Но в сложившихся условиях появилась необходимость пересмотра его нормативов. В ноябре 1939 года СНК СССР принял постановление о введении с 1 января 1940 года нового всесоюзного комплекса «Готов к труду и обороне СССР». Он существенно отличался от прежнего. В новом комплексе была установлена стандартность видов упражнений, общее количество норм было сокращено, в каждой ступени вводились два раздела - обязательные нормы и нормы по выбору. Испытания, обязательные для каждого сдающего, включали общеразвивающие упражнения: гимнастику, бег, плавание, преодоление полосы препятствий, стрельбу и ходьбу на лыжах (или пеший поход), а также теоретические сведения об основах советского физкультурного движения и гигиене физкультурника. Нормы по выбору состояли из групп упражнений, направленных на развитие основных двигательных качеств - силы, ловкости, быстроты и выносливости. Они включали упражнения по различным видам спорта, в том числе и прикладных. В соответствии с новым комплексом ГТО были пересмотрены программы по физическому воспитанию в учебных заведениях. В спортивно-массовой работе больше внимания стало уделяться занятиям военно-прикладными видами спорта. Широкое распространение получил стрелковый спорт, стали создаваться клубы автомотоспорта, водномоторные, парашютные, планерные, стал развиваться альпинизм.
В феврале 1939 года был проведен Всесоюзный праздник по оборонным видам спорта - состоялись военизированные игры на местности, состязания конников и мотоциклистов, стрелков, лыжников, гранатометчиков, мастеров рукопашного боя. В практике спортивной работы получили распространение дальние пробеги, проплывы, походы и переходы, традиционными стали массовые легкоатлетические и лыжные кроссы.
С началом Великой Отечественной войны вся деятельность физкультурных организаций была подчинена нуждам военного времени - «все для фронта, все для победы».
Главной задачей стало проведение массовой военно-физической подготовки населения. В сентябре 1941 года решением государственного Комитета Обороны в стране было введено всеобщее военное обучение. Все физкультурные организации активно включились в эту работу. Они предоставляли кадры специалистов, спортивные базы, инвентарь и оборудование, на военно-учебные пункты Всеобуча направлялись лучшие преподаватели, тренеры, методисты и инструкторы физической культуры, спортсмены, студенты физкультурных вузов. Будущих воинов обучали штыковому бою, метанию гранаты, преодолению полосы препятствий, переправе вплавь и спасению утопающих. В зимнее время добавлялась военно-лыжная подготовка. В контакте с оборонными организациями для фронта специально готовились стрелки-снайперы, разведчики, парашютисты, мотоциклисты, альпинисты, гранатометчики и истребители танков.
С началом войны во всех учебных заведениях была введена начальная и допризывная военно-физическая подготовка. Соответственно условиям военного времени пересматривались программы по физическому воспитанию. Изменениям подвергся комплекс ГТО - было сокращено общее количество нормативов, некоторые были заменены военно-прикладными упражнениями, появились требования по изучению материальной части винтовки, знанию основ топографии и санитарного дела.
Физкультурные организации активно участвовали в работе по восстановлению здоровья и возвращению в строй раненых бойцов средствами лечебной физической культуры (ЛФК). В госпиталях, батальонах выздоравливающих и других лечебных учреждениях работали более 2000 методистов ЛФК. Разработкой методов ее применения занимались видные специалисты - профессора В.К. Добровольский, И.М. Саркизов-Серазини и др. Если в 1942 году ЛФК было охвачено около 60 % от общего числа раненых и больных, то к концу 1944 года этот показатель возрос до 87%.
С первых дней войны многие спортсмены-воспитанники ДСО, преподаватели и студенты физкультурных учебных заведений были мобилизованы в армию или ушли добровольцами на фронт. Они, как правило, направлялись на самые ответственные участки фронта и в тыл врага, сражались в специальных подразделениях, истребительных батальонах, партизанских отрядах. В рядах защитников Родины сражались известные спортсмены - боксеры Н. Королев, И. Князев, В Галушкин, Л. Темурян, И. Шеронин, С. Щербаков; борцы Г. Пыльнов. А. Катулин; конькобежцы -А. Капичинский, К. Кудрявцев; легкоатлеты - А. Канаки, Г. и С. Знаменские, лыжница Л. Кулакова; гребцы А. Долгушин, Л. Смирнов; пловцы Л. Мешков, П. Голубев; штангисты В. Крылов, Н. Шатов и многие другие. Они проявили в боях за Родину высокие физические и морально- волевые качества, бесстрашие и героизм.
В самом начале войны из числа преподавателей и студентов ленинградского института физической культуры имени П.Ф. Лесгафта было сформировано 13 особых партизанских отрядов. Они действовали в исключительно сложных условиях в тылу врага, нанося ему ощутимые удары. Только за первый год войны партизаны-лесгафтовцы уничтожили около 3000 вражеских солдат и офицеров. Взорвали 87 железнодорожных мостов, пустили под откос более 1000 вагонов с войсками, военными грузами, совершили 24 нападения на вражеские аэродромы. Особенно прославился своими действиями отряд, возглавляемый Д. Ф. Косицыным. За боевые подвиги в 1942 году институт имени П.Ф. Лесгафта был награжден орденом Красного Знамени.
Из преподавателей и студентов московского института физической культуры была сформирована отдельная мотострелковая бригада особого назначения, совершавшая дерзкие диверсии против врага. За проявленное мужество и умелые боевые действия 150 бойцов этой бригады были удостоены правительственных наград, а погибший в бою Б. Галушкин - посмертно - Золотой Звезды и звания Героя Советского Союза.
Немало замечательных спортсменов пожертвовали жизнью во имя защиты Родины, и в память о них проводятся спортивные мемориалы.
В трудные годы войны не прекращалась и спортивно - массовая работа, хотя она, в основном, переместилась в тыловые регионы - Закавказье, Среднюю Азию, Урал, Сибирь, Дальний Восток. Там продолжали проводиться спартакиады, кроссы, пробеги и другие массовые соревнования. Но и в столице не прекращалась спортивная жизнь. В напряженные дни боев под Москвой, в декабре 1941 года был проведен розыгрыш Кубка города по русскому хоккею, состоялись конькобежные соревнования, шахматный турнир. В осажденном Ленинграде в 1942 году состоялся матч по футболу, транслировавшийся по радио и показавший, что город жив и борется.
С 1943 года, когда в ходе войны произошел коренной перелом, возобновились соревнования на первенство страны по 8 видам спорта. Когда же территория СССР была полностью освобождена от немецко-фашистских захватчиков, масштабы спортивной работы расширились. В 1944 году первенства СССР состоялись по 22 видам спорта, возобновились соревнования спортивных обществ, республик и городов, было установлено 108 всесоюзных рекордов. На уровне международных достижений были результаты показанные легкоатлетами J 1.Анокиной, Н. Думбадзе, Ф. Ваниным, Т. Сердюковой, пловцами 3. Шелешневой, Л. Мешковым, В. Ушаковым, штангистом Г. Новаком. Наряду с именитыми мастерами спорта на соревнованиях успешно выступала спортивная молодежь. В 1945 году всесоюзный календарь включал соревнования уже по всем основным видам спорта и спортивная работа проходила под знаком победоносного завершения Великой Отечественной войны, испытания которой с честью выдержали вместе со всем народом, физкультурники и спортсмены страны.
КРАТКИЕ ВЫВОДЫ
В довоенные годы в нашей стране был заложен фундамент нового - социалистического типа физической культуры, закономерностями которого стали руководящая роль партии и государства в развитии физической культуры, ее связь с коммунистическим воспитанием и практикой социалистического строительства. Физическая культура стала одним из важнейших средств подготовки народа к трудовой и оборонной деятельности. Сформировались идейно-теоретические, организационные, программно-нормативные и общеметодические основы советской системы физического воспитания. Были предприняты меры по научному, кадровому, материально-техническому обеспечению физического воспитания и спорта. Были достигнуты определенные успехи в развитии массовости физкультурного движения и повышении спортивного мастерства.
В военных условиях особое значение приобрела военно-физическая подготовка, которую физкультурные организации осуществляли в рамках всеобщего военного обучения.
Вопросы для самопроверки
1. Какие изменения в развитии физической культуры произошли с победой Октябрьской социалистической революции?
2. Как развивалось физкультурное движение в годы гражданской войны?
3. Как развивалось физкультурное движение в 20-е годы? Какое значение имели постановления ЦК РКП (б) от 13 июля 1925 года и ЦК ВКП(б) от 23 сентября 1929 года?
4. Как формировались организационные основы советского физкультурного движения?
5. Какое значение для совершенствования советской системы физического воспитания имело введение комплекса ГТО и Единой всесоюзной спортивной классификации?
6. Как развивались физическая культура и спорт в 30-е годы? Каковы были достижения советских спортсменов?
7. Каковы были основные направления деятельности физкультурных организаций в годы Великой отечественной войны?
ГЛАВА 6
Вопросы для самопроверки
1. Как проходило восстановление и развитие физической культуры в послевоенные годы (1946-1959)?
2. Когда и где состоялся дебют советских спортсменов на летних и зимних олимпийских играх? Каковы его итоги?
3. Когда стали проводиться и как проходили Спартакиады Народов СССР? В чем их значение?
4. Какие новые формы физкультурно-оздоровительной и спортивной работы появились в связи с решением задачи внедрения физической культуры в быт населения?
5. Чем характеризовалось в 60-80-е годы развитие спорта и международных спортивных связей? Каковы итоги выступлений советских спортсменов на олимпийских играх?
6. Какие негативные явления появились в развитии физической культуры в годы застоя? Какие меры по их устранению предпринимались в годы перестройки?
7. Чем характеризуется состояние физкультурного движения в постсоветской России? Каково значение Федерального Закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»( 1999года)?
КРАТКИЕ ВЫВОДЫ
В послевоенные годы заметно усилилась роль коммунистической партии в руководстве физкультурным движением. В ряде партийно-правительственных постановлений 126
тех лет отмечалась возросшая социальная значимость физической культуры и спорта, и ставилась задача внедрить физическую культуру и спорт в быт большинства населения, превратить физкультурное движение из массового во всенародное.
Реализация этих указаний привела к качественному улучшению постановки физического воспитания среди учащейся молодежи, развитию физкультурно-спортивнои работы в национальных республиках, сельской местности., получила развитие работа по физической культуре и спорту по месту жительства населения, широко распространилось оздоровительное и рекреационное направление в физкультурной работе с детьми и взрослым населением. Дальнейшее развитие получила научная работа. Большое внимание стало уделяться развитию детско-юношеского спорта, росту мастерства советских спортсменов. Советский спорт достиг больших успехов на международной арене. Советские спортсмены активно и успешно выступали в летних и зимних олимпийских играх и других крупных международных соревнованиях.
Между тем, задача превращения физической культуры во всенародное движение не была решена. Лишь незначительная часть населения была охвачена регулярными занятиями, уровень физической подготовленности основной части учащейся молодежи и взрослого трудоспособного населения оставался низким. Для развития массовой физической культуры не хватало спортивных сооружений, инвентаря, кадров специалистов. Негативно сказывались остаточный принцип финансирования сферы физической культуры и спорта, частые и необоснованные перестройки структуры управления и другие факторы, связанные с нараставшими застойными явлениями в жизни общества.
Большие трудности приходится преодолевать физкультурному движению в условиях переходного периода в исто рии постсоветской России.
л
Литература
1. История физической культуры и спорта. Учебник для институтов физической культуры. - М.: ФиС, 1983.
2. Столбов В.В. История физической культуры. Учебник для педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1989.
3. История физической культуры народов СССР. Часть 1.-М.:ФиС, 1953.
4. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М.: Радуга, 1982.
5. Харабуга Г.Д. История физической культуры. Методические указания для студентов заочного обучения, инстМ р^Йерев- физической культуры. - М.: 1977.
6. Грачев А.В., Коган М. История физической культуры в СССР с древнейших времен до конца XVIII в. Хрестоматия.-М.: ФиС, 1940.
7. Грачев А.В. Физическое воспитание в России в эпоху реформ Петра I. Очерки по истории физической культуры. - М.: ФиС, 1938.
8. Крадман Д.А. Физическая культура в России в XIX веке. Очерки по истории физической культуры. Выпуск 5. -М.: ФиС, 1950.
9. Физическая культура и спорт в СССР. - ML: ФиС, 1967.
Ю.Все о спорте. Справочник. Т. 1,2. -М.: ФиС, 1978. 11. Хавин Б.Н. Все об олимпийских играх. - М.: ФиС, 1979.
Подписано в печать 22.10.2001г.
Формат 1/16. Гарнитура Times New Roman.
Бумага офсетная. Печать офсетная.
Объем 8 печ. л. Тираж 300. Заказ 1246. Учебная типография ПУ 22.
г. Балахна, ул. М. Ульяновой, 82
Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и спорту
К.А. Цатурова
История физической культуры
в России
Учебно-методическое пособие
Г. Нижний Новгород
Год
УДК 7а6.072 (или 7а6 (Оа) (07) Ц224) Цатурова Клара Андреевна - История физической культуры в России. Учебно-методическое пособие, 2000г., с. 128
Печатается по рекомендации кафедры УИФК Совета Нижегородского филиала СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта.
Учебно-методическое пособие представляет собой систематизированное изложение истории физической культуры в России с древнейших времен до наших дней. Пособие последовательно знакомит с основными этапами формирования и развития физической культуры в Древней Руси, Московском государстве, Российской империи, России советской и постсоветской. Изложение событий доведено до конца XX века. По каждому историческому этапу сделаны краткие выводы и даны вопросы для самопроверки. Структура пособия и содержание учебного материала соответствуют программным требованиям курса истории физической культуры. Пособие предназначено для студентов физкультурных учебных заведений.
Рецензенты:
Заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор В.М. Выдрин
Кандидат педагогических наук, доцент Т.М. Антонова
ISBN - 5 - 7065 - 8
© Цатурова К.А. - доцент, кандидат педагогических наук. 2000.
Содержание
ГЛАВА 1.ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА У НАРОДОВ НАШЕЙ СТРАНЫ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО XVIIIВЕКА…………………………………5
1.1. Элементы физической культуры в первобытном обществе…………..5
1.2.Физическая культура в эпоху первых политических образований….6
1.3. Физическая культура в Киевском Государстве и русских княжествах в период феодальной раздробленности (XV - XVII вв.)…………………… 9
1.4.Физическая культура в Русском централизованном государстве (XV -XVII вв.)……………………………………………………………………….13
ГЛАВА 2.ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
В РОССИИ ХУШ ВЕКА……………………………………………………...18
2.1.Физическая культура в период образования Российской империи…18
2.2.Физическая культура в дворянской империи
ХУШ века……………………………………………………………………...22
ГЛАВА 3.ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ В
ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В………………………………………………..29
ГЛАВА4. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ ВО
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ……………………… 34
4.1.Развитие научно-теоретических основ физического воспитания…...34
4.2.Физическая подготовка в армии……………………………………...38
4.3.Физическое воспитание учащейся молодежи………………………...40
4.4. Развитие спорта и международные связи
российских спортсменов...................................... ………………………..44
4.5. Физическая культура и спорт накануне и в годы первой мировой войны………………………………………………………………………...55
ГЛАВА5. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙСИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ………………………………………..60
5.1. Физическая культура в годы гражданской войны…………………61
5.2. Физическая культура в 20-е годы…………………………………..65
5.3.Физическая культура в 30-е годы………………………………….72
5.4. Физическая культура накануне и в годы
Великой Отечественной войны……………………………………………83
ГЛАВА 6.РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ………………………………………………………89
6.1.Восстановление и дальнейшее развитие массового физкультурного движения (1945-1959 гг.)………………………………………………….89
6.2.Новый этап в развитии социалистической физической культуры (1960-1990 гг.)…………………………………………………………….98
6.3.Физическая культура в постсоветской России…………………..117
Литература……………………………………………………………..128
ГЛАВА 1