Организация социально- культурной деятельности среди людей пожилого возраста.

Подготовка к старости начинается с молодых и зрелых лет. С этой целью необходимо приобретение и закрепление навыков, которые будут востребованы в старости, а именно: любовь к чтению, стремление к природе, к активной об­щественной деятельности. Этому способствует продолжение профессиональ­ной деятельности или замена ее другим видом деятельности на садовом участ­ке. дома, в общественных объединениях. Особенно важна общественная актив­ность: опекунская, семейная, политическая, культурная. Она особенно приго­дится в пожилом возрасте.

Также важны в третьем возрасте навыки проведения своего досуга, умения выбрать занятия по душе.

В старости играет особую роль физическая культура, гимнастка подвиж­ные игры, туризм, краеведение. Большое моральное удовлетворение и наслаж­дение дает любимое занятие - хобби. Большую пользу для пожилых может иметь участие в деятельности учреждений культуры, особенно активное.

Учитывая повышенный интерес пожилых к религии, учреждения культуры организуют поездки п храмы, к святым и историческим местам, памятникам культуры, практикуют встречи со священнослужителями по месту жительства, концерты духовной музыки.

Большой интерес у пожилых вызывают юбилейные вечера, праздники, дни рождения, концерты, спектакли. Oни создают благоприятный психологический кли­мат и благотворно сказываются на их здоровье. Учреждения культуры организуют творческие коллективы художников, поэтов, кружки художественной самодея­тельности. Особенно широкое распространение получили хоры ветеранов.

К сожалению, наши учреждения культуры не организуют должным образом повседневный отдых пожилых, игры, развлечения и другие занятия, поэтому ветераны вынуждены ютиться по скверам и садам, чтобы пообщаться, потрать в настольные игры.

А между тем, по месту жительства, в скверах, беседках, на площадках, за столиками, на лавочках, пожилые проводят большую часть свободного време­ни. Именно там создаются неформальные клубы ветеранов, где они узнают но­вости. обсуждают волнующие их проблемы, общаются, удовлетворяют свои культурные потребности.

Учреждения культуры пока не дошли до ветеранов но месту жительства. Социально-педагогические комплексы были хорошим начинанием. Но их число резко сократилось после шоковой терапии 1991 года из-за разорения предпри­ятий и обнищания учреждений культуры. Активность по месту жительства снизилась. Сегодня возрождаются лишь детские площадки, и то не везде, а места от­дыха пожилых так и не оборудованы.

Правовой всеобуч пожилых в современных условиях, когда законы наруша­ются н рядовыми гражданам, и руководителями, приобретает особую актуаль­ность. Тем более, что в России идет процесс формирования правового государ­ства и активная законотворческая работа на всех уровнях. В то же время, пожи­лые толком не знакомы даже с пенсионным законодательством, чем пользуются чиновники на местах, задерживая выплату пенсий или урезая ее, мотивируя это отсутствием денег.

Знание основ российского законодательства для пожилых необходимо еще и для тою, чтобы бороться за неукоснительное исполнение этих законов всеми гражданами. Ведь пожилые имеют богатый жизненный Опыт и твердый харак­тер в отстаивании своих и чужих интересов.

Наконец, пожилые могли бы оказать помошь государству в воспитании мо­лодежи. Их веское слово особенно убедительно для нее.

Правовое воспитание решает также задачи повышения правовой культуры всех граждан, в том числе и пожилых, формирует чувство ответственности пе­ред обществом и семьей, способствует соблюдению правил и норм поведения в обществе и преодолению нарушений правил общежития.

Содержание правового воспитания составляет российское правовое законо­дательство, а также практика борьбы с нарушителями законов. Тем более, что право в настоящее время претерпело существенные изменения. Вместе с тем, необходимо дополнить законодательную базу Декларацией прав старого чело­века и Кодексом старости.

Технология правового всеобуча пожилых имеет свои особенности. Они имеют богатый жизненный опыт, поэтому с ними должен вестись квалифицированный и конк1>етный разговор о законодательстве. Учреждения культуры организуют для них встречи с юристами, работниками правоохранительных органов и сферы соци­альной защиты. Беседы, лекции, кинолекции, школы и университеты правовых знаний - вот далеко не полный перечень форм, которые используют учреждения культуры в правовом всеобуче пожилых. Последнее время стали создаваться спе­циальные клубы «Человек и 'закон», в которых пожилые не только изучшот законы, но и активно участвуют в борьбе за соблюдение этих законов. Они входят в советы содействия семье и школе, органам правопорядка.

Особенно активно стали создаваться народные университет ы третьего воз­раста с факультетами права, политики и экономики, здоровья, агротехники, до­моводства. культуры и искусства. Их специфика состоит в том, что пожилые сами участвуют в организации этпх университетов в качестве ректоров, деканов и лекторов. Ведь это люди, которые имеют не только богатый жизненный опы т, по и профессиональное образование.

Работа университета ведется по определенной программе в соответствии с запросами и интересами контингента слушателей.

Программа университета правовых знаний включает в себя следующее раз­делы:

Право человека на социальную защиту и роль государства в сю opi анизаиии.

Основы трудовою и пенсионного законодательна.

Основы гражданского права.

Основы уголовного и уголовно-процессуального права.

Основы семейного права.

Основы жилищного права.

Правовыс основы социального обслуживания населения

Правовое регулирование социальной защиты ветеранов, лиц пожилого возраста и инвалидов.

Правовос рсчулирование социальной защиты отдельных категорий |раждан.

Правовое регулирование охраны здоровья граждан.

Государственное социальное страхование.

Представительство интересов социально незащищенных граждан в досу­дебном разбирательстве и суде.

Формы и методы занятий университетов разнообразны. Здесь применяются лекции, кинолекции, дискуссии, конференции и другие формы.

В основу деятельности университетов, согласно федеральной целевой njxb фамме «Старшее поколение», должны быть положены следующие принципы: предупреждение причин, порождающих проблемы пожилых людей; содействие практической реализации прав и законных интересов пожилых граждан; диффе­ренциация подходов к разрешению проблем различных групп пожилых людей на основе учета факторов социального риска, влияющих на их положение; адрес­ность предоставления социальной поддержки с приоритетом содействия пожилым гражданам в ситуациях, угрожающих их здоровью и жизни; развитие взаимодей­ствия между поколениями в семье и обществе; содействие созданию и эффектив­ному функционированию объединений пожилых людей в целях наилучшей инте­грации граждан старшего поколения в процесс социального развития: учет в со­циальной полит ике и практике изменений в структур населения.

Для усиления методической помощи университетам третьего возраста в по­следние годы стали создаваться научные и учебно-мегодическне центры право­вого обучения.

Сегодня н работу с пожилыми включились и библиотеки. Вот один из ярких примеров многогранной работы. Уже десять лет в библиотеке Лефортово функционирует краеведческий клуб: на его заседаниях рассматриваются вопро­сы истории, экономики, культуры. Вот некоторые из них - «Яуза - первая ко­лыбель Петровского времени», «Экология Лефортово», «Версаль на Яузе». Оригинально было проведено юбилейное заседание клуба. Собравшихся в биб­лиотеке приветствовал сам Петр 1 - артист А. Ермаков. Со словами благодарно­сти к членам клуба обратилась краевед М. Калинина. Музыку петровских вре­мен исполнил пианист А. Катичев. Завершилось заседание праздничным сто­лом. Стали традиционными в клубе «Декабрьские вечера в Лефортово». На этих вечерах звучат лучшие произведения классической музыки, поэтические строки. На вечерах присутствует неповторимая аура доброты и теплоты. По­этому пожилые люди приходят сюда с большой охотой.


Наши рекомендации