Основные социально-геронтологические теории в рамках социального обслуживания людей пожилого возраста

Сегодня активно разрабатываются и применяются на практике большое количество различных теорий старения и профилактики социальных проблем, которые играют ведущую роль в деятельности социальных служб.

Одной из них является теория освобождения. Согласно данной теории с приходом старости происходит процесс освобождения пожилых людей от социальных ролей, связанных с трудовой деятельностью, а так же различных руководящих и ответственных ролей. Его (процесс старения) считают так же одним из способов приспособления к своим ограниченным возможностям и примирения с неизбежно надвигающейся смертью[24].

В социальном же аспекте, процесс отчуждения пожилых людей в рамках данной теории неизбежен, так как занимаемые ими должности в какой-то момент должны переходить к людям более молодым, способным трудиться более продуктивно. В теории освобождения старость не воспринимается, как всего лишь один из жизненных периодов, не прекращающийся вследствие насилия или болезни, тем более что пожилые люди характеризуются значительными различиями между собой, что объясняется уже тем, что это лица от 60 до 100 лет[25].

Геронтологи предлагают разделить эту часть населения на «молодых» пожилых и «глубоких» стариков. Градацией перехода считается преодоление рубежа в 75-80 лет. В группе «молодых» стариков определенные проблемы могут выглядеть иначе, чем среди более старших. По классификации, использующейся Геронтологической ассоциацией и ВОЗ, к пожилым людям, в соответствии с календарным возрастом, относят лиц от 60 до 74 лет, при этом стариками считаются пожилые в возрасте 75-90 лет, а долгожителями - люди старше 90 лет. Процесс старения не всегда должен ассоциироваться с дряхлением и немощью. Ученые доказали, что динамика изменения психики зависит от типа нервной системы (сангвиники, флегматики, холерики, меланхолики), и от различных факторов жизненных условий (характер проживания, образование, ведущая деятельность, когда-либо перенесенные болезни и т.д.)[26].

Расхожее мнение о нарастающем слабоумии и деградации старческой психики было опровергнуто новыми исследованиями, которые показали, что у большинства пожилых людей исходный интеллект сохраняется на том же уровне. Более того, багаж знаний, практическая направленность мышления и способность находить выход из сложной ситуации может расти. Ассоциативное мышление помогает пожилым людям быстрее усваивать новые знания, благо у них есть богатый жизненный опыт, позволяющий использовать время, затрачиваемое на решение знакомых проблем более продуктивно. Нужно отметить, что у пожилых людей, у которых интеллект был ограничен в юности, наблюдается снижение интеллекта намного чаще, чем у тех, у кого он был исходно высок[27]. Эксперименты показали, что наиболее быстро и эффективно решаются задачи, требующие опыта, высокого уровня знаний и опыта, богатого словарного запаса, поэтому без сомнений огромный жизненный опыт пожилых людей необходимо учитывать и стараться целесообразно использовать.

Теория освобождения сразу получила негативную окраску и подверглась жесткой критике. Ее противники выразили сомнение и целесообразность «освобождения» пожилых людей и релаксирующе-позитивное влияние этого процесса на самого индивидуума и на общество. Они также выступали против изоляции пожилых людей, считая такую меру просто бесчеловечной. Так как в теории освобождения представлена слишком радужная картина процесса старения, она отвергнута большинством геронтологов как несостоятельная. По многим показателям ее превзошла и постепенно вытеснила теория активности[28].

Сторонники теории активности говорят о том, что пожилые люди в случае потери связи со своими обыденными жизненными ролями у них начинает возникать чувство своей ненужности в обществе и внутренней опустошенности. Для поддержания своего морального духа на высоте им следует не опускать руки, заняться новыми видами деятельности. Приверженцы этой теории утверждают, что в случае продолжения активного участия в общественной жизни и общения с окружающими (например, работа после ухода на пенсию на неполную ставку или занятие общественно полезной деятельностью), пожилые люди смогут сохранить свою психологическую уравновешенность и спокойствие[29].

В общем на приспособление людей к старости в значительной мере влияет направленность их деятельности на начальных жизненных этапах. Если ко времени приближения старости человек овладел большим количеством разноплановых ролей, ему легче пережить утрату ранее исполняемых. Результаты исследований, проводимых в течение 40 лет в Калифорнийском университете в Беркли, наводят на мысль, что люди, обладающие эмоционально-психологической устойчивостью и активностью в возрасте 30 с лишним лет, сохраняют жизненную энергию и после 70 лет. Исследования выявили, что взрослые люди, которые склонны к депрессиям, консерватизму и страхам в 30 лет, подвержены стрессу до конца своей жизни[30].

Немаловажное значение для науки имеет и теория субкультуры. Субкультура – это совокупность своеобразных норм и ценностей, отличных от норм и ценностей, господствующих в обществе. Эта теория основывается на двух основных фактических особенностях общения пожилых людей, среди которых выделяют их исключенность из взаимодействия с другими группами населения и особую близость между людьми, принадлежащими к данной возрастной группе[31].

Такая позиция отчасти объясняет популярность групп самопомощи и взаимопомощи, создающиеся в системе социальной поддержки пожилых людей. Группы самопомощи – это небольшие, привязанные к определенному месту группы, члены которых имеют общие проблемы и потребности и вместе их решают, помогая друг другу. Целью таких групп обычно является не полное преодоление негативных явлений (что невозможно), а максимальное их смягчение, психологическая и морализационная поддержка человека. Эти группы иногда организует прикрепленный к ним социальный работник, иногда они возникают спонтанно, но чаще всего эту группу создает один из наиболее активных будущих ее членов.

Социальные педагоги с помощью исследований выявили сферы жизни, где пожилые люди довольно легко создают группы взаимо- и самопомощи. Ими оказались: инвалидность, возрастной кризис, развитие личностных качеств и самореализация в новых жизненных условиях[32].

Создаваемые специалистами терапевтические группы отличаются от групп самопомощи в первую очередь самоуправлением инициативного характера, а также тем, что их деятельность никак не ограничена по времени. Такие группы предоставляют пожилым людям возможность помочь одиноким, поддержать немощных, больных и инвалидов, и, таким образом, почувствовать удовлетворение от того, что в тебе кто-то нуждается. Но в данном случае существует немало подводных камней. Группа может перестать существовать из-за смерти инициатора или потерять накопленный ценный опыт если он не будет кем-то фиксироваться. Поэтому будет лучше, если группы самопомощи будут создаваться и действовать под присмотром социального работника, что способствует сохранению и дальнейшему применению на практике собранного материала, к тому же это обстоятельство предотвратит распад группы при уходе одного из ее членов[33].

Согласно теории возрастной стратификации, каждое поколение уникально и обладает только ему присущим опытом. Действительно, старческий возраст, как и любой другой элемент жизненной периодизации, уникален и не редко включает в себя множество позитивно окрашенных моментов. Прежде всего, это мудрость – знания, накопленные годами и проверенные временем; рождение иного мироощущения и видения окружающей действительности, связанное с переходом к новому этапу жизни; благодаря общению с внуками у пожилого человека происходит воплощение внутреннего археотипа ребенка. В этом случае взаимодействие с детьми играет роль, во многом схожей с ролью ребенка для человека по К. Г. Юнгу. Если к пожилому человеку пришло осознание того, что жизнь он прожил не зря, то его внутреннее состояние будет характеризоваться умиротворяющим спокойствием и чувством большого запаса времени для реализации своих творческих планов[34].

Общеизвестен тот факт, что пожилые люди являются хорошим воспитателями подрастающего поколения именно благодаря своему богатому жизненному опыту. Так как издавна роль таких воспитателей отводилась бабушкам и дедушкам и, таким образом, в этнопедагогике это место безапелляционно присвоено именно им[35].

Резкое ухудшение здоровья при выходе на пенсию при активном желании трудиться психологией объясняется с позиций теории компенсации силы, согласно которой внутренние силы человека, который не реализовал свои возможности, меняют полярность влияния и действуют на него прямо противоположно.

Ученые, которые исследуют феномен творчества в рамках процесса взаимодействия человека и социума утверждают, что максимальный расцвет творчества связан с моментом возникновения новых стимулов для активной деятельности, когда влияние социальных структур общества на индивидуума уменьшается и он может более свободно использовать свой творческий потенциал[36].

Исследованиями уже давно подмечено, что ни один вид энергии, будь то физическая, электрическая или атомная не смогут тягаться с умственной, духовной, интеллектуальной энергией человека по продуктивности и генерации новых творческих и научных идей.

Это говорит нам о том, что профессиональная и личностная самореализация пожилых людей не просто возможна, - в современных условиях она необходима. Также общеизвестно, что реализация трудовых и творческих возможностей пожилых людей в значительной степени зависит от рабочей базы, мест для трудоустройства, квалификации профессиональных навыков, места жительства и т.д.[37]

Всесторонний анализ фактов использования труда пожилых людей показал, что существует реальная необходимость в профессиональной и творческой реализации людей после выхода на пенсию и становлению у них отношения к старости, как к активному жизненному этапу на основе следующих факторов: увеличение продолжительности жизни как катализатор увеличения продолжительности участия в общественно-полезном труде; в современных реалиях значение имеет не столько экономическая, сколько социальная потребность в труде, характерная для лиц пожилого возраста, для которых приобщение к труду является необходимым фактором для поддержания жизненного тонуса; согласно статистике, доля и численность пожилого населения нашей страны год от года растет, а старение населения превращается в реальный фактор развития общества, при обязательном условии оптимального и равного участия в трудовом процессе рабочей и послерабочей возрастных групп населения[38].

Именно поэтому для минимизации обострения социальных проблем в будущем необходимо включать в обязанности социальных работников и директоров предприятий формирование позитивного отношения к старости у людей предпенсионного и послепенсионного возраста для выработки настроя на дальнейшую плодотворную деятельность на благо общества[39].

Существует множество различных теоретических и практических моделей социальной работы с пожилыми людьми, часть из которых доказала свою состоятельность и активно используется, а часть так и осталась теорией, не способной воплотиться в жизнь.

Наши рекомендации