Управление организационной культурой
Причины, оправдывающие крупномасштабные изменения организационной культуры:
1. организация имеет систему ценностей, которая не соответствует изменяющейся окружающей среде;
2. организация маленькая и быстро развивается;
3. организация работает посредственно или плохо;
4. отрасль деятельности организации развивается очень быстро и имеет место большая конкуренция на рынке;
5. компания на пороге выхода на рынок, где намеревается конкурировать с крупнейшими компаниями;
6. слияние организаций или поглощение;
7. ребрендинг.
Принципы управления организационной культурой:
· адекватность стратегии развития организации;
· органичная связь с национальной культурой;
· историчность и преемственность;
· этическая обоснованность;
· информационная «прозрачность»;
· сопряженность с подсистемами системы управления человеческими ресурсами (набора и отбора персонала, оценки деятельности, вознаграждения, развития работников);
· перманентное развитие, совершенствование.
Рис. 15. Возможные сочетания взаимодействия изменений поведения и культуры по В. Сате
Этапы управления оргкультурой
1. Определение базовых предположений, убеждений или их изменение, если это необходимо;
2. Определение или переопределение миссии организации и системы ценностей;
3. Анализ организационного климата (реально доминирующих ценностей, норм поведения и т.д.);
4. Анализ организационной структуры и доминирующего стиля руководства;
5. Диагностика типа организационной культуры;
6. Планирование и выполнение на основе шагов 1-5 необходимых изменений или же поддержка и закрепление имеющихся положительных элементов культуры.
Основные методы управления организационной культурой
Ø Прием на работу персонала, система ценностей которого соответствует эталонной декларируемой системе ценностей компании, а также увольнение работников, не желающих социализироваться или испытывающих затруднения в этом.
Ø Интенсивная пропаганда корпоративных систем ценностей и норм поведения через все коммуникационные каналы, используемые в организации (печатные издания, наглядную агитацию, сайт фирмы и др.).
Ø Занятие ключевых позиций в организации людьми, являющимися носителями эталонной системы ценностей и норм поведения, образцами для подражания.
Ø Реорганизация для повышения интеграции, устранение ненужных звеньев управления (перестройка организационной структуры).
Ø Изменения в сфере принятия управленческих решений и коммуникаций (расширение возможности участия в принятии решений, поощрение политики «открытых дверей» и т. д.).
Ø Совершенствование элементов системы управления человеческими ресурсами (набора и отбора, оценки деятельности, вознаграждения, развития), которые непосредственно влияют на процесс закрепления желательных норм поведения (научение поведению).
Ø Обучение персонала новым методам работы в контексте пропагандируемых или прививаемых системы ценностей и норм поведения.
Рис. 16. Методы изменения и закрепления организационной культу
[1] Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. Пер с англ. – Спб: «Питер», 1999.