Литературный язык и другие разновидности общенародного языка

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Культура речи: основные понятия курса.

Литературный язык и другие разновидности общенародного языка

. Вопросы для подготовки дома

1. Проблематика, предмет и задачи учения о культуре речи.

2. Понятие «культура речи». Аспекты русской речевой культуры.

3. Что такое общенародный язык и каковы формы его существования?

4. Какие свойства присущи литературному языку?

5. Дайте характеристику диалектам, просторечию и жаргонам как разновидности общенародного языка.

@Задания

Задание 1. В региональных СМИ найдите текст, который не является безупречным с точки зрения культуры речи. Над какими аспектами речевой культуры нужно поработать автору этого текста?

Задание 2. Укажите, какова роль диалектизмов разных типов в отрывке из романа М. Шолохова «Тихий Дон».

… Григорий пришел с игрищ после первых кочетов. Из сенцев пахнуло на него запахом перекисших хмелин и пряной сухменью богородицыной травки.

На цыпочках прошел в горницу, разделся, бережно повесил праздничные, с лампасами, шаровары, перекрестился, лег… Задремал было, но в кухне заплакал братнин ребенок. Немазаной арбой заскрипела люлька. Дарья сонным голосом бормотнула:

– Цыц, поганое дите! Ни сну тебе, ни покою. – Запела тихонько:

Колода-дуда, иде ж ты была?

Коней стерегла…

¨ Литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. М., 2005.

2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988.

3. Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. М., 1998.

4. Горбачевич, К.С. Нормы современного русского языка / К.С. Горбачевич. – М. : Просвещение, 1981. – С. 7–22.

5. Ожегов, С.И. О просторечии (к вопросу о языке города) / С. И. Ожегов // Вопросы языкознания. – 2000. – № 5. – С. 93–110.

6. Елистратов, В.С. Словарь московского арго / В.С. Елистратов. – М. : Русские словари, 1994. – С. 592–667.

7. Химик, В.В. Поэтика низкого, или Просторечие как культурный феномен / В. В. Химик. – СПб. : Филологич. фак-т СПбГУ, 2000. – С. 6–65.

8. Современный русский язык: Социальная и функциональная дифференциация / под ред. Л.П. Крысина. – М. : Языки славянской культуры,2003. – С. 53–77.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Тема: Коммуникативные свойства речи

. Вопросы для подготовки дома

1. Система коммуникативных качеств речи как объект учения о культуре речи.

2. Охарактеризуйте систему основных коммуникативных качеств речи:

2.1. Правильность речи

2.2. Точность речи

2.3. Логичность речи

2.4. Чистота речи

2.5. Богатство речи

2.6. Выразительность и действенность речи

2.7. Уместность речи

@Задания

Задание 1. Прочитайте пословицы, взятые из сборника В.И. Даля «Пословицы русского народа». Какие требования к речи (коммуникативные качества) отражены в пословицах? В каких ситуациях они могут быть уместно употреблены в вашей речи? С какой целью? Ответ оформите в следующей таблице.

Пословица Требования к речи (коммуникативные качества) Комментарии
     

1) Во многословии не без пустословия.

2) Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо.

3) Не все годится, что говорится.

4) За твоим языком не поспеешь босиком.

5) 9) Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.

6) От одного слова – да на век ссора.

7) Умей сказать, умей и смолчать! Не все вслух да в голос.

8) Не ножа бойся, языка. Бритва скребет, а слово режет.

9) Он на мах (на ветер, на вей-ветер) слова не молвит.

10) Кланяться горазд, а говорить не умеет.

11) У него слово слову костыль подает.

12) Красно поле пшеном, а беседа умом.

13) С тобой разговориться, что меду напиться.

14) Слово слово родит, третье само бежит.

Задание 2.

1) Какое коммуникативное качество речи нарушено в предложении «Жил высокий человек маленького роста»?

□ чистота

□ правильность

□ логичность

□ выразительность

2) Качество речи, дающее возможность поддерживать интерес адресата к предмету речи,

□ богатство

□ логичность

□ выразительность

□ уместность

3) Богатство речи создается:

□ соответствием языковой норме

□ большим словарным запасом

□ высокой степенью владения синонимическими возможностями языка

□ воздействием как на эмоциональную сферу адресата

□ соответствием содержания и формы предмету речи и коммуникативной ситуации

4) Уместность речи –

□ умение построить речь таким образом, чтобы привлечь к ней внимание адресатов

□ соответствие построения речи законам логики

□ соответствие речи коммуникативной ситуации

□ соответствие значения компонентов речи содержанию выражаемых ими понятий

5) Следствия употребления в речи слов-паразитов:

□ затруднение восприятия речи адресатом

□ усиление эмоционального воздействия на адресата

□ усиление убедительности речи

□ психологическое раздражение адресата речи

Задание 3. Прочтите начало рассказа А. П. Чехова «Злой мальчик» и оцените речь молодого человека с точки зрения ее стилевой уместности.

Иван Иванович Лапкин, молодой человек приятной наруж­ности, и Анна Семеновна Замблицкая, молодая девушка со вздернутым носиком, спустились вниз по крутому берегу и уселись на скамеечке. Скамеечка стояла у самой воды, между густыми кустами молодого ивняка. Чудное местечко! Сели вы тут, и вы скрыты от целого мира – видят вас одни только рыбы да пауки-плауны, молнией бегающие по воде. Молодые люди были вооружены удочками, сачками, банками с червями и прочими рыболовными принадлежностями. Усев­шись, они тотчас принялись за рыбную ловлю.

– Я рад, что мы, наконец, одни, – начал Лапкин, огляды­ваясь. – Я должен сказать вам многое, Анна Семеновна... Очень многое... Когда я увидел вас в первый раз... У вас клю­ет... Я понял тогда, для чего я живу, понял, где мой кумир, которому я должен посвятить свою честную трудовую жизнь... Это, должно быть, большая клюет... Увидя вас, я по­любил впервые, полюбил страстно! Подождите дергать... пусть лучше клюнет... Скажите мне, моя дорогая, заклинаю вас, могу ли я рассчитывать – не на взаимность, нет! – этого я не стою, я не смею даже помыслить об этом, – могу ли я рассчитывать на... Тащите!

Задание 4Прочтите фрагмент книги А. И. Галича «Теории красноречия для всех родов прозаических сочинений...» о точности речи. Сов­падают ли представления о точности лицейского учителя рито­рики А. С. Пушкина с современными определениями этого по­нятия?

Точность – устранение всего излишнего или предложение только того, что нужно для обозначения мысли; следовательно, состоит: а) в определительности и б) краткости. Первая, бережливая, выбирает самые правильные или при­личные слова и выражения для оттенения мыслей, чувство­ваний и предметов; вторая, отчетливая, действующая по закону достаточных причин, для обозначения вещи упо­требляет выражения только существенные, кои не могут отсутствовать, не причиняя темности. Точность языка зависит от точности мыслей. Мы погрешаем против нее, когда слова наши или не выражают того, что имеем в мыс­лях (а нечто похожее), или выражают более либо вдвойне то, что сказать хотели. Точности противно многословие...

¨ Литература

1. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., 1990.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. М., 2005.

3. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988.

4. Голуб. И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. М. : Культура и спорт: ЮНИТИ, 1997.

5. Ипполитова Н. А., Князева О. Ю., Савова М. Р. Русский язык и культура речи. – М., 2004.

6. Культура русской речи. Учебник для вузов. Под редакцией Л.К. Граудиной и проф. Е.И Ширяева. – М.: Издат. группа НОРМА – ИНФРА-М., 1998.

7. Русский язык и культура речи / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2000.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

Нормы морфологии.

. Вопросы для подготовки дома

1. Вариантность морфологических норм и ее причины.

2. «Слабые точки» морфологической системы русского языка:

· формы родительного падежа единственного числа существительных мужского рода;

· формы предложного падежа единственного числа существительных мужского рода;

· формы именительного и винительного падежей множественного числа существительных мужского рода;

· формы родительного падежа множественного числа существительных 2-го склонения;

· образование кратких причастных форм;

· падежные формы количественных числительных.

6 Задание:

1. Вместо точек вставьте необходимые окончания. Мотивируйте ваш выбор:

hОн налил в стакан кефир... и с удовольствием стал пить. hА то давай камыш... наломаем. Камыш он как понтон. hМного ли век... у дерева? Деревянный дом стоит 50 – 100 лет. hЯ разделся, залез в ледяное нутро постели и только попросил друзей, чтобы они истопили печку и принесли бы из титана кипятк... hЛара, а не хотите ли плавленого сырк...? hЗа девятой станцией начинает светать. Прибавляю шаг...: не пропустить бы восход. hМеханик принес анальгин..., рассказал пару морских историй. hБольше я ни раз... не ложился под бомбами. h«Ты все-таки чудо, Ниночка», – сказал ей опять Корин, когда она поднесла ему чашку золотисто-красного душистого индийского ча...

2. Вместо точек поставьте нужные окончания. Мотивируйте ваш выбор:

hПоэты, хочется вспомнить по Данте, не оказываются ни в ад..., ни в чистилище, ни в ра... hПисатель видел в «Вишневом сад...» и грустное, и смешное в определенном их сочетании. hТретьего Таня вылетела, но в аэропорт... ее никто не ждал. hОн на своей машине ночью на полном газ... проскочил немецкие укрепления. hСкажите, а этот холодильник может работать только на газ...? hДомой они шли вместе с приятельницей Марии Петровны, которая работала в швейном цех... h Но Сергей еще не знал, сумеет ли он в этом шкаф... найти старинные книги историка. hТравы стоят крупные, колосистые, в обильном цвет... hО судьбе человека на войне пишет Ю. Бондарев в «Горячем снег...» и в Берег...».

3. Существительные, стоящие в скобках, поставьте в именительном или винительном падеже множественного числа. Укажите возможные варианты, отметьте стилистические различия между ними.

h «Когда (цехи, цеха) управятся с заказом?» – спросил редактор и посмотрел на директора. hБывали дни, мельница думала, что люди перестали сеять (хлебы, хлеба). hС этого года рабочие и служащие проводят свои (отпуски, отпуска) в заводском приморском санатории. hВсе летние (месяцы, месяца) мы проводим на садовых участках под Москвой, вместе с нами отдыхают и те из детей, кто не выехали в пионерские (лагери, лагеря). hПокрикивают буксиры на Оке, гудят по склонам (тракторы, трактора), и кругом такие милые художнические места. h И сразу начинаем разуваться на мягких шкурах, снимать куртки и (свитеры, свитера). hОн успел год поработать: возил на мотофургоне (торты, торта) по булочным.

4. Допишите прилагательные, поставьте их в краткой форме.

hРусскому человеку свойств... оптимизм. hОн всегда искре... и открове... hЭтот человек родств... мне по духу. h Костюм совершенно безукориз... hЭтот процесс естеств... в организме. hУспех пьесы, конечно, несомне... hТвой намек двусмысл... h Ваш аргумент беспочв... hЗа проведение семинара ответств... Иванов. hЕго вклад в науку весьма существ...

5. Просклоняйте следующие количественные числительные: 1/4, 1, 5, 7, 16, 24, 42, 69, 91, 103, 574, 1038.

& Литература:

1. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988. Гл. 4.

2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского языка. М., 1981. Гл. 6.

3. Зверева Е.Н. Основы культуры речи: Теоретический курс / Е.Н. Зверева. – М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2008. – 219 с. (см. эл. вариант, С. 49–67).

4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. Любое издание. Раздел «Грамматическая стилистика: Стилистическое использование форм частей речи».

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Нормы словоупотребления

1 Вопросы для подготовки:

1. Точность как коммуникативное качество речи.

2. Экстралингвистические и собственно лингвистические условия, создающие точность речи.

3. Нормы словоупотребления и ошибки, связанные с их нарушением:

· неточность в отборе слова – синонимия, паронимия, полисемия;

· речевая избыточность – тавтология, плеоназм;

· нарушения лексической и грамматической сочетаемости слова.

6 Задания:

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

Нормы синтаксиса.

1 Вопросы для подготовки:

1. Логичность как обязательное свойство хорошей речи.

2. Языковые условия создания логичности на уровне высказывания и текста.

3. Типичные ошибки, связанные с нарушением норм синтаксиса:

· трудные случаи согласования (согласование подлежащего и сказуемого, определений и приложений, однородные члены предложения);

· варианты форм, связанные с управлением (беспредложное и предложное управление, управление при синонимических словах).

6 Задания:

Þ Исправьте предложения; объясните характер стилистической ошибки:

1. Язык Горького, в частности романа «Мать», является образцом русского художественного слова.

2. Кроме материальных потерь, гроссмейстер находился еще и в сильном цейтноте.

3. Влаги в наших сортах, выращенных на полях Украины, меньше, чем в литературных сведениях, то есть 88,2% против 92,2%.

4. Рассмотрение вопросов подготовки семян к посеву нельзя вести оторванно от тех помещений, где эта подготовка проводится.

Þ Исправьте предложения; объясните характер стилистической ошибки:

1. Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, но и внедрения их в практику.

2. Мы не должны бояться трудностей, смело идти вперед, преодолевая все и всяческие трудности.

3. За счет средств социального страхования миллионы трудящихся направляются в дома отдыха, санатории, курорты, а их дети – в пионерские лагеря, оздоровительные площадки и т.д.

4. В городе построены не только новые школы, больницы, а также драматический театр и другие культурно-просветительные учреждения.

5. Была выделена специальная комиссия, которой было поручено координировать и руководить всеми работами.

Þ Исправьте предложения; объясните характер стилистической ошибки:

1. Рецензируемая работа отличается среди других опубликованных на ту же тему тонким анализом материала.

2. Все эти жалобы, как оказалось при проверке, ни на чем не были обоснованы.

3. О том, каких успехов добилась группа, видно из результатов экзаменационной сессии.

& Литература:

  1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. Любое издание. Раздел «Синтаксическая стилистика».
  2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988. Гл. 6.
  3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского языка. М., 1981. Гл. 7.
  4. Зверева Е.Н. Основы культуры речи: Теоретический курс / Е.Н. Зверева. – М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2008. – 219 с. (см. эл. вариант).
  5. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. Любое издание. Раздел «Стилистический синтаксис».

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Культура речи: основные понятия курса.

Литературный язык и другие разновидности общенародного языка

. Вопросы для подготовки дома

1. Проблематика, предмет и задачи учения о культуре речи.

2. Понятие «культура речи». Аспекты русской речевой культуры.

3. Что такое общенародный язык и каковы формы его существования?

4. Какие свойства присущи литературному языку?

5. Дайте характеристику диалектам, просторечию и жаргонам как разновидности общенародного языка.

@Задания

Задание 1. В региональных СМИ найдите текст, который не является безупречным с точки зрения культуры речи. Над какими аспектами речевой культуры нужно поработать автору этого текста?

Задание 2. Укажите, какова роль диалектизмов разных типов в отрывке из романа М. Шолохова «Тихий Дон».

… Григорий пришел с игрищ после первых кочетов. Из сенцев пахнуло на него запахом перекисших хмелин и пряной сухменью богородицыной травки.

На цыпочках прошел в горницу, разделся, бережно повесил праздничные, с лампасами, шаровары, перекрестился, лег… Задремал было, но в кухне заплакал братнин ребенок. Немазаной арбой заскрипела люлька. Дарья сонным голосом бормотнула:

– Цыц, поганое дите! Ни сну тебе, ни покою. – Запела тихонько:

Колода-дуда, иде ж ты была?

Коней стерегла…

¨ Литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. М., 2005.

2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988.

3. Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. М., 1998.

4. Горбачевич, К.С. Нормы современного русского языка / К.С. Горбачевич. – М. : Просвещение, 1981. – С. 7–22.

5. Ожегов, С.И. О просторечии (к вопросу о языке города) / С. И. Ожегов // Вопросы языкознания. – 2000. – № 5. – С. 93–110.

6. Елистратов, В.С. Словарь московского арго / В.С. Елистратов. – М. : Русские словари, 1994. – С. 592–667.

7. Химик, В.В. Поэтика низкого, или Просторечие как культурный феномен / В. В. Химик. – СПб. : Филологич. фак-т СПбГУ, 2000. – С. 6–65.

8. Современный русский язык: Социальная и функциональная дифференциация / под ред. Л.П. Крысина. – М. : Языки славянской культуры,2003. – С. 53–77.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Тема: Коммуникативные свойства речи

. Вопросы для подготовки дома

1. Система коммуникативных качеств речи как объект учения о культуре речи.

2. Охарактеризуйте систему основных коммуникативных качеств речи:

2.1. Правильность речи

2.2. Точность речи

2.3. Логичность речи

2.4. Чистота речи

2.5. Богатство речи

2.6. Выразительность и действенность речи

2.7. Уместность речи

@Задания

Задание 1. Прочитайте пословицы, взятые из сборника В.И. Даля «Пословицы русского народа». Какие требования к речи (коммуникативные качества) отражены в пословицах? В каких ситуациях они могут быть уместно употреблены в вашей речи? С какой целью? Ответ оформите в следующей таблице.

Пословица Требования к речи (коммуникативные качества) Комментарии
     

1) Во многословии не без пустословия.

2) Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо.

3) Не все годится, что говорится.

4) За твоим языком не поспеешь босиком.

5) 9) Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.

6) От одного слова – да на век ссора.

7) Умей сказать, умей и смолчать! Не все вслух да в голос.

8) Не ножа бойся, языка. Бритва скребет, а слово режет.

9) Он на мах (на ветер, на вей-ветер) слова не молвит.

10) Кланяться горазд, а говорить не умеет.

11) У него слово слову костыль подает.

12) Красно поле пшеном, а беседа умом.

13) С тобой разговориться, что меду напиться.

14) Слово слово родит, третье само бежит.

Задание 2.

1) Какое коммуникативное качество речи нарушено в предложении «Жил высокий человек маленького роста»?

□ чистота

□ правильность

□ логичность

□ выразительность

2) Качество речи, дающее возможность поддерживать интерес адресата к предмету речи,

□ богатство

□ логичность

□ выразительность

□ уместность

3) Богатство речи создается:

□ соответствием языковой норме

□ большим словарным запасом

□ высокой степенью владения синонимическими возможностями языка

□ воздействием как на эмоциональную сферу адресата

□ соответствием содержания и формы предмету речи и коммуникативной ситуации

4) Уместность речи –

□ умение построить речь таким образом, чтобы привлечь к ней внимание адресатов

□ соответствие построения речи законам логики

□ соответствие речи коммуникативной ситуации

□ соответствие значения компонентов речи содержанию выражаемых ими понятий

5) Следствия употребления в речи слов-паразитов:

□ затруднение восприятия речи адресатом

□ усиление эмоционального воздействия на адресата

□ усиление убедительности речи

□ психологическое раздражение адресата речи

Задание 3. Прочтите начало рассказа А. П. Чехова «Злой мальчик» и оцените речь молодого человека с точки зрения ее стилевой уместности.

Иван Иванович Лапкин, молодой человек приятной наруж­ности, и Анна Семеновна Замблицкая, молодая девушка со вздернутым носиком, спустились вниз по крутому берегу и уселись на скамеечке. Скамеечка стояла у самой воды, между густыми кустами молодого ивняка. Чудное местечко! Сели вы тут, и вы скрыты от целого мира – видят вас одни только рыбы да пауки-плауны, молнией бегающие по воде. Молодые люди были вооружены удочками, сачками, банками с червями и прочими рыболовными принадлежностями. Усев­шись, они тотчас принялись за рыбную ловлю.

– Я рад, что мы, наконец, одни, – начал Лапкин, огляды­ваясь. – Я должен сказать вам многое, Анна Семеновна... Очень многое... Когда я увидел вас в первый раз... У вас клю­ет... Я понял тогда, для чего я живу, понял, где мой кумир, которому я должен посвятить свою честную трудовую жизнь... Это, должно быть, большая клюет... Увидя вас, я по­любил впервые, полюбил страстно! Подождите дергать... пусть лучше клюнет... Скажите мне, моя дорогая, заклинаю вас, могу ли я рассчитывать – не на взаимность, нет! – этого я не стою, я не смею даже помыслить об этом, – могу ли я рассчитывать на... Тащите!

Задание 4Прочтите фрагмент книги А. И. Галича «Теории красноречия для всех родов прозаических сочинений...» о точности речи. Сов­падают ли представления о точности лицейского учителя рито­рики А. С. Пушкина с современными определениями этого по­нятия?

Точность – устранение всего излишнего или предложение только того, что нужно для обозначения мысли; следовательно, состоит: а) в определительности и б) краткости. Первая, бережливая, выбирает самые правильные или при­личные слова и выражения для оттенения мыслей, чувство­ваний и предметов; вторая, отчетливая, действующая по закону достаточных причин, для обозначения вещи упо­требляет выражения только существенные, кои не могут отсутствовать, не причиняя темности. Точность языка зависит от точности мыслей. Мы погрешаем против нее, когда слова наши или не выражают того, что имеем в мыс­лях (а нечто похожее), или выражают более либо вдвойне то, что сказать хотели. Точности противно многословие...

¨ Литература

1. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., 1990.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. М., 2005.

3. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988.

4. Голуб. И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. М. : Культура и спорт: ЮНИТИ, 1997.

5. Ипполитова Н. А., Князева О. Ю., Савова М. Р. Русский язык и культура речи. – М., 2004.

6. Культура русской речи. Учебник для вузов. Под редакцией Л.К. Граудиной и проф. Е.И Ширяева. – М.: Издат. группа НОРМА – ИНФРА-М., 1998.

7. Русский язык и культура речи / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2000.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Наши рекомендации